Разработка урока по теме:Пищеварительная система.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Юнусова Клавдия Вячеславовна

Разработка содержит конспект урока.Урок выстроен грамотно, учащиеся получают первичные знания об общем плане строения пищеварительной системы и вкратце.Учащиеся выполняют различный тип заданий по группам. В конце урока закрепляются знания в интересной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pishchevaritelnye_organy._dorabotka.docx243.35 КБ

Предварительный просмотр:

Юнусова К.В.

учитель биологии МБОУ СОШ

мкр.Вынгапуровский

Понятие модели обучения «Перевернутый класс».

 Обычно ученики приходят на урок, где учитель объясняет новую тему. А дома школьники тренируются на практике, выполняя домашнее задание. Но что если всё будет наоборот?

Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов, системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса - и те, кто учит, и те, кто учится. Наиболее эффективно реализовать эти требования позволяет именно модель перевернутого класса. Особую роль играют требования по индивидуализации учебного пространства.

Модель образовательного процесса под названием «Перевернутый класс» – это разновидность смешанного обучения. Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.

Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и педагогом. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе. На очном занятии проходит практическое закрепление материала.

Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства учителя к главенству ученика. В зарубежной литературе этот переход образно описывают как смену роли учителя с «sage on the stage» на «guide on the side», что вольно можно перевести как переход от «мудрец и на дуде игрец» к «гид – со стороны рулит».

Основная цель применения технологии «Перевернутый класс» заключается в такой организации учебной работы, при которой происходит:

1.     Формирование универсальных учебных действий.

2.     Развитие личностных качеств и общей культуры учащегося.

3.     Понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.

4.     Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося, развития важных качеств и умений 21 века, таких как:

-   активность, инициативность и самостоятельность;

-   грамотность в области ИКТ;

-  творческий подход и новаторство;

-   критическое мышление и способность решать проблемы;

-  коммуникабельность и сотрудничество.

Тема урока:   Органы пищеварения

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с  пищеварительной системой, изучить органы пищеварительной системы, их функции и пищеварительные железы.

Задачи урока:

-образовательные: изучить особенности строения и функционирования органов пищеварительной системы;

-развивающие: развить умение пользоваться различными источниками информации, выделять главное, анализировать, сравнивать, научить делать выводы по изученному материалу;

-воспитательные: воспитать правильное отношение к питанию и своему здоровью, развивать умения четко организовывать самостоятельную работу, наблюдательность.

Планируемые результаты:

- Предметные: сформировать представление о сущности процессов питания и пищеварения, о составе пищи и роли пищеварительных желез в процессе пищеварения и о строении органов пищеварения.

- Метапредметные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы.

- Личностные: создать условия для личностной рефлексии, сформировать способности к саморазвитию, воспитание бережного отношения к собственному организму.

- Познавательные: смысловое чтение и извлечение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения.

- Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринимать оценку учителя и выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

- Коммуникативные: уметь формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; учитывать разные мнения, слушать собеседника и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь договариваться и приходить к общественному решению в совместной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки (программа Classroom management), VR-очки.

Формы работы:  индивидуальная, групповая

Приемы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами компьютерной презентации, работа с учебником, демонстрация таблиц.

Тип урока: урок «открытия» нового знания в технологии смешанного обучения «перевернутый класс».

Самостоятельная работа учащихся на дом

Дома учащимся было дано задание  двух  уровней сложности

1 - для всех учащихся;

2 - уровень повышенной сложности.

Для всех учащихся самостоятельно выполнить домашнее задание  с использованием ЭОР:

Просмотр видеофрагмента  https://www.youtube.com/watch?v=kV8zgacFmn4

или     изучить материал учебника на стр.130-134 «Органы пищеварения».

  - Определить значение  понятий: пищеварение, пищеварительная система, пищеварительные железы.

  Готовят сообщение  о структурных компонентах пищеварительной системы, используя дополнительные источники информации (статьи, журналы, интернет ресурсы).

Отвечают на поставленные   вопросы:

- Какие органы входят в состав пищеварительной системы?

- В чем заключаются основные функции ротовой полости, желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени, жёлчного пузырь?

Задание повышенной сложности: ведение дневника питания. Учащиеся за неделю, до урока поделились на группу: 24 учащихся придерживались правильного рационального питания,4 учащихся экспериментальной группы включали в рацион питания вредную пищу (кока-кола, сладости, мучные изделия, жаренные продукты такие, как  картошка фри, шаурма).

Ход урока

I. Организационный этап

Рассадка учащихся по группам за модульными столами в кабинете технопарка «Акториум».

- Приветствие. Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.

 - Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.

- Я тоже покажу вам своё настроение.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

 (Проверка готовности к уроку).

Каждому ученику раздается оценочный лист по проделанной работе самостоятельно дома, и работы в классе.

- Сегодня вам предстоит оценить свою работу на уроке с помощью листа достижений.

Ф.И. Учащегося_____________________

Вид работы

Оценка

Домашнее задание

Выполнение практического задания в группе

Применение новых знаний- решение задач

Итоговая оценка

Как ты считаешь, хорошо ли ты работал (а) ?

Доволен ли ты своей работой на уроке?

 Баллы выставляются по следующим критериям от 0-2

0- не справился с заданием

1-справился на половину

2-полностью справился

6 баллов – «5»

4-5 баллов – «4»

2-3 балла – «3»

 II. Проверка домашнего задания на основе выполненной дома работы

1. Вводно – мотивационный  этап

  - Ребята, давайте проверим домашнее задание. На прошлом уроке вам было предложено разделиться на 2 группы и питаться в течение недели разной пищей. Одна группа –питалась только полезной, здоровой пищей , включала в свой рацион фрукты, овощи, рыбу и мясо, а другая – вредной пищей: фаст-фудами, кока-колой, чипсами и т.д.

- Предлагаю пройти учащимся  анкетирование, для выявления изменений организма, если таковые есть.

1.  Анкета из 7 вопросов с использованием системы  «1 ученик - 1 компьютер».

Вопросы:

№ п\п

Вопрос:

НП

ПП

1

Возникала ли у  Вас утренняя тошнота по утрам?

да

нет

2

Возникают ли у Вас внезапные ноющие жгучие боли в верхней части живота, которая обостряется или исчезает в процессе приема пищи?

да

нет

3

Употребляете ли Вы ежедневно около 400 гр (4-5 порций) фруктов и овощей (не считая картофеля)?

да

нет

4

Возникает ли у Вас резкая слабость головокружение, раздражения  без понятных причин?

да

нет

5

Считаете ли Вы, что заметно набрали вес за последнее время?

да

нет

6

Возникает ли у Вас изжога, метеоризм, отрыжка?

да

нет

7

Возникает ли у Вас чувство тяжести и рвоты ?

да

нет

Ответы приходят учителю. Оцениваю полученные результаты, выявляю проблемы.  

- Ребята в парах. Учащиеся анализируют ответы на вопросы анкеты. Друг другу рассказывают про свои наблюдения, какие выводы они сделали исходя из своего рациона питания, что стало с организмом и какие изменения они заметили.

-  Давайте сделаем общий вывод о  рациональном питании, для чего нам необходимы полученные знания.

- Обратите внимание на диаграмму по результатам соцопроса учеников-восьмиклассников.

- Давайте все вместе проанализируем,  предоставленную диаграмму (учащиеся предпочитают в своём рационе фаст-фуд, хотя большинство из них понимают, что это вредное питание).

 (слайд1).

- Как вы думаете, что такое питание, а что такое пища? В чем разница двух понятий? (Ответ учащихся).

Сравниваем ответы учащихся с точными определениями пища, питание.  (слайд 2).

III. Мотивация учебной деятельности

- Ребята обратите внимание на слова, которые представлены на слайде: Мы есть то, что мы едим! (Гиппократ).

(слайд 3).

- Как бы вы ответили  на слова Гиппократа?

 - В чем вы убедились, проведя недельный эксперимент?

(Предполагаемый ответ, который дает возможность сделать учащимся вывод о влиянии правильного, рационального питания на пищеварительную систему и общего самочувствия организма: есть продукты, которые помогают улучшить работу наших органов или ухудшить в зависимости от рациона питания).

-  Давайте проверим первое задание:  формулировка основных понятий темы. (Направляет школьников  на самостоятельное  определение  темы урока).

Учащиеся   дают определения понятиям, выписанных самостоятельно  дома в тетрадь «Биологический словарик», зачитывают подготовленные  ответы  на поставленные вопросы, выдвигают  предположения  о роли органов в процессе  пищеварения.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Тема урока: Органы пищеварения).

(слайд 4).

Учащиеся выставляют баллы за самостоятельную работу дома в оценочных листах.

IV. Этап  актуализации знаний

- Вы задумывались над тем, как ваш организм перерабатывает пищу, которую вы едите? (Ответ учеников).

- Это незаменимая часть вашего тела, так почему бы не узнать о ней больше?

1.Просмотр видеофрагмента с целью получения новой информации по теме урока : https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/main/.

- Какая система участвует в переработке пищи?

- Что нам нужно узнать о пищеварительной системе? (предполагаемые ответы: строение, функции, органы, которые участвуют в процессе пищеварения).

- Для того, чтобы проверить вашу самостоятельную работу дома и полученные знания после просмотра видеофрагмента, прошу вас разделиться  на три группы для выполнения практических заданий.

  V.  Этап  изучения  нового материала.

 Работа в группах

1 группа учащиеся получает задание «Расскажи, кто я».

-  К вам обращаются таинственные незнакомцы с посланием: «После различных приключений мы знаем, как нас зовут, но совершенно не помним, для чего мы нужны».

- По конспектам (были подготовлены дома) заполняют таблицу «Органы пищеварения их функции».

Орган

Функции

Ротовая полость

Глотка

Пищевод

Желудок

Тонкая кишка

Толстая кишка

Прямая кишка

-  Вы раскрыли тайну  незнакомцам, для чего они нужны в нашем организме. Проверяем вместе с учащимися правильность заполнения таблицы.

(слайд 5).

- Зачем нам нужны эти данные? (предполагаемые ответы: чтобы знать, как работает наш организм, какие органы входят в пищеварительную систему и какие функции выполняет каждый орган ).

Каждый учащийся оценивает  работу в  листе достижений.

2 группа  учащихся получает  карточки «Подпиши неизвестное».

- К вам обратился организм, который совершенно забыл, как же называются его органы. Ему срочно необходима ваша помощь.

 Учащиеся заполняют схему «Строение пищеварительной системы». Ваша задача -  подписать названия органов, опираясь на знания, полученные в ходе самостоятельного изучения материала дома.

Задание для всех:

Проверяем ответы с помощью сайта   https://learningapps.org/view28033211

Учитель контролирует правильность выполнения работы.

Каждый учащиеся после выполнения практической работы выставляет баллы в листе достижений.

3 группа заполняет таблицу «Пищеварительные железы», используя данные, полученные самостоятельно с помощью интернет источников, статей и учебник.

Название железы

Функции

Печень

Поджелудочная железа

Слюнная железа

Проверяем вместе с учащимися правильность заполнения таблицы.

(слайд 6).

- Что такое пищеварительные железы? Для чего  необходимы полученные данные?

Каждый учащиеся после выполнения  оценивает свою работу в  листе достижений.

- Исходя из полученных знаний и проделанной работы в группе о органах пищеварительной системы, давайте все вместе  сделаем  вывод о  роли правильного питания для организма.

Заслушиваем выводы каждой группы, 1 ученик от каждой группы озвучивает вывод.

Учитель подводит итог на основании выводов учащихся.

 (слайд 7).

- Вы все очень постарались, я довольна вашей проделанной работой.

- Как бы вы оценили свою самостоятельную  работу? Были ли у вас затруднения в практической части?

VI.  Этап  первичного закрепления пройденного  на уроке материала

Работа в группах

1 группа работает с VR- очками и изучает желудок изнутри (цель: изучить работу желудка изнутри и закрепить полученные знания). Ученик описывает что увидел.

2 группа составляет синквейны с органами пищеварения (гортань, печень, желудок, поджелудочная железа, толстый и тонкий кишечник, пищевод, 12 перстная кишка). Заслушивание синквейнов.

3 группа составляет рацион правильного питания,  придумав  слоганы или двустишие из  представленные на картинках продукты (на карточках кефир, яйца, фрукты, овощи, каши, супы, творог, мясо, рыба, ягоды). Представляют лучшие.

В группах   выставляют оценки. Каждый учащийся докладывает учителю, в целом самостоятельную   работу и работу всей группы.

VII.  Этап подведения  итогов  урока

- Что нового и интересного мы узнали на уроке?

Проверка листов достижений, выставляют оценку за проделанную работу.

- Предлагаю вам решить биологическую задачу:

- Почему при глотании пища проталкивается именно в глотку и пищевод, но не попадает в гортань (дыхательное горло) и носовую полость?

- Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части? Где будут всасываться продукты превращения?

 VIII. Этап выдачи домашнего задания

- Продумать функции органов пищеварения в виде игры «Крокодил» и на следующем уроке мы будем все отгадывать,  какой орган пищеварения вами показан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему Дыхательная система

Разработка урока на тему дыхательная система с презентацией и рабочим листом для учащихся...

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Презентация для открытого урока на тему "пищеварительная система"

Презентация для открытого урока по биологии на тему "пищеварительная система"...

Конспект обобщающего урока по теме " Пищеварительная система"

Уурок обобщения и систематизации знаний по теме " Пищеварительная система"...

Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система", 8 класс.

Конспект урока-игры с элементами ОГЭ (задания базового и повышенного уровня)...

Контрольный урок по теме "Пищеварительная система" в 8 классе

Включены четыре варианта контрольной работы по теме "Пищеварительная система", которые могут быть использованы как для тематического контроля в 8 классе (подойдут для любых УМК), так и для п...

Конспект урока по теме Пищеварительная система

Конспект урока по теме Пищеварительная система...