По следам «Счастливого случая». Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система» 8 класс.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

По следам «Счастливого случая»

Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система».

Разработка учителя биологии Дворядкиной В.Н.

 

Цели урока:

1. Проверить уровень усвоения  основных знаний и умений  по   теме.                    

2. Углубить и обобщить знания учащихся по теме   «Пищеварение».

3. Проверить познавательную активность учащихся.

 

В игре участвуют две команды по 5-6 человек. Из числа учащихся выбирается жюри – 3 человека. Один ученик заранее готовится к роли «гостя игры» И. П. Павлова.

 

Ход урока

I.     Организационный момент.

II.     Проведение игры.

В класс приглашается первая команда. За одну минуту она должна дать как можно правильных отчетов на вопросы первого гейма.

Затем приглашается вторая команда и ей предлагается то же задание. 

 

1.     мягкая часть в центре зуба (пульпа).

2.     узкая вертикальная трубка (пищевод).

3.     процесс химической обработки пищевых продуктов (пищеварение).

4.     вещества белковой породы, входящие в состав пищеварительных соков (ферменты).

5.     введение резиновой трубки в полость желудка и двенадцатиперстной кишки (зондирование).

6.     зубы, появляющиеся у человека к 20-22 годам (мудрости).

7.     особое обеззараживающее вещество, содержащееся в слюне (мезоцим).

8.     бесцветная жидкость, содержащая ферменты, слизь и небольшое количество соляной кислоты (желудочный сок).

9.     сигналы насыщения поступают в мозг с опозданием на… (20 минут).

10.    начальный отдел кишечника (двенадцатиперстная кишка).

11.   волнообразные сокращения стенок кишечника (перистальтика).

12.    ферменты сока этой железы действуют только в щелочной среде и активизируются желчью (поджелудочная железа).

13.     внутренняя поверхность кишки покрыта… (ворсинками).

14.     в печени обезвреживается до… (95 % ядовитых веществ).

15.     заболевание слизистой оболочки желудка (гастрит)

16.     заболевание, сопровождающееся разрушением печени (цирроз).

17.      ощущение потребности в определенной пищи (аппетит).

18.     источники заражения глистными заболеваниями (недоваренная рыба, плохо прожаренное мясо).

19.     лучший способ получения чистого желудочного сока (наложение желудочной фистулы).

20.        червеобразный отросток (аппендицит).

 

Гейм второй – «Заморочки из бочки»

 

Членам команд по очереди предлагается доставать фишки с номерами вопросов. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям.

1.     когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу, но без пищи, сделав два-три глотательных движения, чувствуем затруднение в глотании. Почему?

2.     у человека больна печень. Врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему?

3.     в древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось испытание?

4.     люди, систематически употребляющие в пищу лук и чеснок, чтобы избавиться от запаха, полощут рот, чистят зубы, однако запах не исчезает. Почему?

 

Гейм третий – «Темная лошадка»

 

Он усовершенствовал метод фистул, доказал рефлекторную природу желудочного сокоотделения, ввел понятие «аппетитного сока».

Кто у нас в гостях?  ( И. П. Павлов).

 

1.     я разработал методы изучения пищеварения у животных, установив их рефлекторный и гуморальный характер сокоотделения. Однако мои результаты методов пищеварения у животных применяемы и к человеку. Обоснуйте состоятельность применения подобных методов и укажите, какие современные методики изучения физиологии пищеварения вы знаете.

2.     в чем достоинство методики, предложенной мной?

3.     какое животное помогло мне в моих исследованиях?

4.     я утверждаю, что вредно «грутерное увлечение наслаждения едой». Докажите, что это так.

 

Гейм четвертый – «Гонка за лидером»

 

1.     самая короткая кишка? (двенадцатиперстная).

2.     мешкообразное выпячивание толстой кишки? (слепая кишка).

3.     сколько пар слюнных желез находится во рту у человека? (три).

4.     каким методом удобнее всего изучать функции слюнных желез? (методом фистул).

5.     сколько слюны выделяется у человека за сутки? (больше 1 литра).

6.     сколько желудочного сока выделяется у человека в сутки? (2 – 2,5 литра).

7.     при какой температуре может происходить пищеварение в желудке? (35-37 °С).

8.     как называется выделяющийся при виде, запахе и жевании пищи желудочный сок? (аппетитный).

9.     где находится центр рефлекса сокоотделения? (в продолговатом мозге).

10.   где накапливается желчь в отсутствии процесса пищеварения? (в желчном пузыре).

11.   от чего зависит цвет желчи? (пигментов).

12.   перечислите три последовательны этапа процесса пищеварения в тонкой кишке. (полостное, пристеночное, всасывание).

13.   часть зуба, скрытая в костной ячейке? (корень).

14.   сколько у человека коренных зубов? (4 малых и 6 больших).

15.     что переваривается в желудке? (белки).

16.   куда впадает проток поджелудочной железы? (в двенадцатиперстную кишку).

17.    продукты расщепления белков (аминокислоты) всасываются в… (кровь).

18.    назовите функции печени.

19.  какая обработка пищи происходит в ротовой полости? (химическая).

20  какой гормон вырабатывает поджелудочная железа? (инсулин).

 

III. Подведение итогов, выставление оценок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishchevaritelnaya_sistema.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

По следам «Счастливого случая»

Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система».

Разработка учителя биологии Дворядкиной В.Н.

 

Цели урока:

1. Проверить уровень усвоения  основных знаний и умений  по теме.                    

2. Углубить и обобщить знания учащихся по теме   «Пищеварение».

3. Проверить познавательную активность учащихся.

В игре участвуют две команды по 5-6 человек. Из числа учащихся выбирается жюри – 3 человека. Один ученик заранее готовится к роли «гостя игры» И. П. Павлова.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проведение игры.

В класс приглашается первая команда. За одну минуту она должна дать как можно правильных отчетов на вопросы первого гейма. Затем приглашается вторая команда и ей предлагается то же задание.  

  1. мягкая часть в центре зуба (пульпа).
  2. узкая вертикальная трубка (пищевод).
  3. процесс химической обработки пищевых продуктов (пищеварение).
  4. вещества белковой породы, входящие в состав пищеварительных соков (ферменты).
  5. введение резиновой трубки в полость желудка и двенадцатиперстной кишки (зондирование).
  6. зубы, появляющиеся у человека к 20-22 годам (мудрости).
  7. особое обеззараживающее вещество, содержащееся в слюне (мезоцим).
  8. бесцветная жидкость, содержащая ферменты, слизь и небольшое количество соляной кислоты (желудочный сок).
  9. сигналы насыщения поступают в мозг с опозданием на… (20 минут).
  10. начальный отдел кишечника (двенадцатиперстная кишка).
  11. волнообразные сокращения стенок кишечника (перистальтика).
  12. ферменты сока этой железы действуют только в щелочной среде и активизируются желчью (поджелудочная железа).
  13. внутренняя поверхность кишки покрыта… (ворсинками).
  14. в печени обезвреживается до… (95 % ядовитых веществ).
  15. заболевание слизистой оболочки желудка (гастрит)
  16. заболевание, сопровождающееся разрушением печени (цирроз).
  17. ощущение потребности в определенной пищи (аппетит).
  18. источники заражения глистными заболеваниями (недоваренная рыба, плохо прожаренное мясо).
  19. лучший способ получения чистого желудочного сока (наложение желудочной фистулы).
  20. червеобразный отросток (аппендицит).

Гейм второй – «Заморочки из бочки»

Членам команд по очереди предлагается доставать фишки с номерами вопросов. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям.

  1. когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу, но без пищи, сделав два-три глотательных движения, чувствуем затруднение в глотании. Почему?
  2. у человека больна печень. Врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему?
  3. в древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось испытание?
  4. люди, систематически употребляющие в пищу лук и чеснок, чтобы избавиться от запаха, полощут рот, чистят зубы, однако запах не исчезает. Почему?

Гейм третий – «Темная лошадка»

Он усовершенствовал метод фистул, доказал рефлекторную природу желудочного сокоотделения, ввел понятие «аппетитного сока».

Кто у нас в гостях?  ( И. П. Павлов).

  1. я разработал методы изучения пищеварения у животных, установив их рефлекторный и гуморальный характер сокоотделения. Однако мои результаты методов пищеварения у животных применяемы и к человеку. Обоснуйте состоятельность применения подобных методов и укажите, какие современные методики изучения физиологии пищеварения вы знаете.
  2. в чем достоинство методики, предложенной мной?
  3. какое животное помогло мне в моих исследованиях?
  4. я утверждаю, что вредно «грутерное увлечение наслаждения едой». Докажите, что это так.

Гейм четвертый – «Гонка за лидером»

  1. самая короткая кишка? (двенадцатиперстная).
  2. мешкообразное выпячивание толстой кишки? (слепая кишка).
  3. сколько пар слюнных желез находится во рту у человека? (три).
  4. каким методом удобнее всего изучать функции слюнных желез? (методом фистул).
  5. сколько слюны выделяется у человека за сутки? (больше 1 литра).
  6. сколько желудочного сока выделяется у человека в сутки? (2 – 2,5 литра).
  7. при какой температуре может происходить пищеварение в желудке? (35-37 °С).
  8. как называется выделяющийся при виде, запахе и жевании пищи желудочный сок? (аппетитный).
  9. где находится центр рефлекса сокоотделения? (в продолговатом мозге).
  10. где накапливается желчь в отсутствии процесса пищеварения? (в желчном пузыре).
  11. от чего зависит цвет желчи? (пигментов).
  12. перечислите три последовательны этапа процесса пищеварения в тонкой кишке. (полостное, пристеночное, всасывание).
  13. часть зуба, скрытая в костной ячейке? (корень).
  14. сколько у человека коренных зубов? (4 малых и 6 больших).
  15. что переваривается в желудке? (белки).
  16. куда впадает проток поджелудочной железы? (в двенадцатиперстную кишку).
  17. продукты расщепления белков (аминокислоты) всасываются в… (кровь).
  18. назовите функции печени.
  19. какая обработка пищи происходит в ротовой полости? (химическая).
  20. какой гормон вырабатывает поджелудочная железа? (инсулин).

III. Подведение итогов, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения по теме «Солнечная система».

Урок проходит в форме игры "Что? Где? Когда?" после изучения темы "Солнечная система"...

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)

Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Открытый урок "Обобщающее повторение по теме "Профессии" 4 класс

План-конспект урока представлен в виде технологической карты...

Урок обобщающего повторения по теме «Глагол» 5 класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем,какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Урок обобщающего повторения по теме "Гидросфера" 6 класс

Разработка урока обобщающего повторения в форме игры "Большой заплыв". Формат игры, задания, представленные в разработке, могут быть использованы и для проведения внеклассных, внеурочных мер...

Конспект урока "Обобщающее повторение по теме "Неметаллы" 9 класс

На уроке обучающиеся продолжают развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, набл...