Конспект урока "Обобщающее повторение по теме "Неметаллы" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

На уроке обучающиеся продолжают развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать  навыки устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchee_povtorenie_po_teme_nemetally.docx569.68 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»                            

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах неметаллов и их соединений

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической системе, строении их атомов, о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения.

2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать  навыки устной и письменной речи.

3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Методы обучения: 

-  словесный (беседа);

-  наглядный (наблюдение при проведении опытов);

- практический ( выполнение лабораторных работ, выполнение заданий).

Приемы: групповая работа, критериальное оценивание, опережающее обучение

Ход урока:

I. Организационный момент. (2 мин).

Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Знакомство учащихся с планом урока. (2 мин).

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по теме: «Неметаллы». Вы должны будете показать свои знания о неметаллах, умения решать расчетные и качественные задачи. Работать вы будете индивидуально и в группах в группах. Этапы нашего урока такие:

1.  Безопасность в химической лаборатории (фронтальный опрос)

2. Работа в группах

3. Индивидуальная работа

4. Химия и биология (фронтальный опрос)

4. Получение домашнего задания

1Фронтальный опрос «Безопасность в химической лаборатории»(5 мин)

1. Задание

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и хранения веществ в быту?

 

А. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды.

Б. Легковоспламеняющиеся жидкости, например ацетон, разрешается хранить только в холодильнике.

 

1) верно только А               2) верно только Б

3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

2. Задание

Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории?

 

А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.

Б. Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.

 

1) Верно только А                     2) верно только Б

3) верны оба суждения              4) оба суждения неверны

3. Задание

Верны ли следующие суждения об обращении с газами в процессе лабораторных опытов?

 

А. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.

Б. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.

 

1) Верно только А                 2) верно только Б

3) верны оба суждения          4) оба суждения неверны

4. Задание

Верны ли следующие утверждения об озоне?

А. Озон в стратосфере поглощает часть ультрафиолетового излучения, защищая от этого излучения живые организмы.

Б. Озон – совершенно безвредный газ, поэтому его предпочтительно использовать вместо хлора для очистки воды.

 

1) верно только А                          2) верно только Б

3) верны оба утверждения               4) оба утверждения неверны

5. Задание

Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории?

 

А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании.

Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония.

 

1) Верно только А                           2) верно только Б

3) верны оба суждения                    4) оба суждения неверны

6. Задание

Какой из газов, попадающих в атмосферу в результате деятельности человека, наиболее токсичен?

 

1)   2)     3)      4) 

7. Задание

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

 

А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.

Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду.

 

1) верно только А                          2) верно только Б

3) верны оба суждения                   4) оба суждения неверны

                                     

                                  2  Работа в группах(15 мин)

                 1 и2 группы

             3 и 4 группы

Лабораторная работа

Решив исследовать, в какие реакции может вступать мрамор, ученик прилил к нему соляную кислоту. Он увидел, что бурно выделяется газ, когда он собрал этот газ и пропустил его через известковую воду Са(ОН)2, то увидел, что вода стала мутной.  Ученик  продолжил пропускание газа и некоторое время наблюдал помутнение, но оно вдруг исчезло. Тогда он решил разобраться какие реакции прошли при этом исследовании. Помогите записать данные уравнения реакций

Лабораторная работа  

В двух пробирках  карбонат натрия и силикат натрия.   Как распознать эти вещества с помощью одного реактива?

В четырех пробирках находятся прозрачные растворы фторида, хлорида, бромида и иодида натрия. Как распознать эти вещества с помощью одного реактива? Запишите уравнения реакций

Аллотропия фосфора. Заполнить таблицу

Аллотропия углерода. Заполнить таблицу

Производство серной кислоты. Собрать установку . Назвать основные принципы производства. Написать уравнения реакций.

Производство аммиака. Подписать аппараты. Назвать основные принципы производства. Написать уравнение реакции. Рассмотреть условия смещения химического уравнения вправо.

Задания для групп по теме «Аллотропия» 

Свойства белого и красного фосфора

фосфор белый

фосфор касный

Цвет

Запах

Свечение

Действие на организм

Кристаллическая решетка

Способность к самовоспламенению

Растворимость в воде

Свойства алмаза и графита

             алмаз

              графит

Кристаллическая решетка

Агрегатное состояние

Цвет

Твердость

Электропроводность

Задания для групп на производственные процессы

3 Индивидуальная работа (задания на слайдах)  (20 мин)

1.Даны вещества: Na2SO4, ВаС12, растворы НС1, H2SO4 и NH3. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида аммония. Опишите признаки проводимых реакций.

2.Для установления качественного состава учащимся была выдана соль тяжёлого металла, оксид которого используется в производстве хрустального стекла. При термическом разложении этой соли образуется оксид этого металла и два газообразных вещества: одно из них — газ бурого цвета, а другое — важнейший компонент воздуха. При приливании к раствору выданной соли раствора иодида калия выпадает осадок ярко-жёлтого цвета.

Для выполнения следующих заданий вспомним правила протекания реакций ионного обмена

Условия реакций ионного обмена (РИО):

1) Растворимость реагирующих веществ:

Кислота + Основание. Растворим хотя бы 1 из реагентов

Кислота + Соль. Обязательно растворима должна быть кислота

Основание + Соль. Растворимы оба реагента

Соль + Соль. Должны быть обе растворимы

2) В ходе реакции должны образоваться осадок, газ или вода.

 

3. Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: фосфин, нитрат серебра (I), оксид азота (IV), хлорид аммония, оксид алюминия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

4.  Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

5. Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, хлороводород, хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

                           6.Через 10%-ный раствор серной кислоты пропускали аммиак до полного образования средней соли. Всего израсходовано 11,2 л (н. у.) аммиака. Определите массу исходного раствора серной кислоты.

7. Дана схема превращений:

 

 

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Фронтальный  БЛИЦ-опрос         «Химия и биология»  (2мин)

1 В какой капусте много йода?  (В морской).

2 Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).

3 Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).

4 Это вещество с антимикробным эффектом, дезинфицирует. ( Хлор).

5 Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).

6  В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).

7 Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).

  8 При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).

9 Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).

Домашнее задание (2мин)

Заключение (1 мин)

Домашнее задание (1 уровень)

№1  Вычислите объём аммиака (н. у.), необходимого для полной нейтрализации соляной кислоты массой 146 г и массовой долей  10%.

Пояснение.

1) Составим уравнение реакции

 2) Рассчитаем массу и количество вещества соляной кислоты, содержащейся в растворе:

 3) Определим объём аммиака, необходимого для полного взаимодействия с указанным количеством соляной кислоты:

 Ответ: 8,96 л.

№2 Даны вещества: CaCO3, H3P04, NaOH, AgN03, HCl(p-p), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат кальция. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

№3 Дана схема превращений:

 

 Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Домашнее задание (2 уровень)

№1 Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: сероводород, марганцовая кислота, нитрат свинца (II). Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

№2Даны вещества:  Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии металлическую медь. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение

реакции.

№3  Раздобыв у дедушки в сарае немного белого порошка , школьник принёс его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?». Проведя несколько опытов с неизвестным веществом, учитель записал его состав: ω(Ca) = 40%, ω(C) = 12%, ω(О) = 48%. Помогите юному химику определить вещество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока-повторения по учебнику Биболетова М.З. 8 класс

Конспект урока-повторения лекси и грамматике по теме "Экологические проблемы"...

2 класс конспект урока. повторение.

Тема: Повторение. Тренировка навыка говорения.Цели: познакомить с новой буквой; тренировать навык говорения в  структурах: Myname is…, I am from…,  I am… , I have… , I can… , по изученным те...

Конспект урока-повторения по английскому языку во 2 классе Тема "We are friends".

Целью урока является активизация глагола "быть" 2 в лексико-грамматических структурах по материалам детского произчевдения....

Конспект урока по алгебре 8 класс "Итоговое повторение"

Конспект урока по алгебре 8 класс "Итоговое повторение"...

Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе

Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....