экология и современность
статья по биологии (9 класс) на тему

Дойникова Татьяна Алексеевна

В современном языке (и не только на русском) слово «экология» употребляется чрезвычайно часто и во множестве значений. Говорят о плохой экологии города, об экологии России, «экологии культуры»…

Термин «экология» предложен Эрнестом Геккелем в 1866 году, наука стала развиваться только в 20 веке, причем особенно важными были 20-30-годы, когда, и произошло  формирование основных понятий и подходов, используемых и сейчас.

Круг затрагиваемых  специалистами – экологами вопросов очень широк, а объединяющая их теоретическая база не совсем определена. И все же не смотря на разнообразие затрагиваемых проблем, экология представляет собой некоторое единство.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания, в которой они живут. Для человека тоже  такой  средой является природа.

Современная ситуация, сложившаяся между обществом и природой, ставит перед учеными, политиками, широкой общественной деятельностью актуальные задачи, требующие эффективного и быстрого решения. Это обусловлено экологической опасностью, вызванной стремительным и нарастающим вмешательством человека в природную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_sovremennost.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Экология и современность

В современном языке (и не только на русском) слово «экология» употребляется чрезвычайно часто и во множестве значений. Говорят о плохой экологии города, об экологии России, «экологии культуры»…

Термин «экология» предложен Эрнестом Геккелем в 1866 году, наука стала развиваться только в 20 веке, причем особенно важными были 20-30-годы, когда, и произошло  формирование основных понятий и подходов, используемых и сейчас.

Круг затрагиваемых  специалистами – экологами вопросов очень широк, а объединяющая их теоретическая база не совсем определена. И все же не смотря на разнообразие затрагиваемых проблем, экология представляет собой некоторое единство.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания, в которой они живут. Для человека тоже  такой  средой является природа.

Современная ситуация, сложившаяся между обществом и природой, ставит перед учеными, политиками, широкой общественной деятельностью актуальные задачи, требующие эффективного и быстрого решения. Это обусловлено экологической опасностью, вызванной стремительным и нарастающим вмешательством человека в природную среду.

Итоги многочисленных экологических дискуссий, свидетельствуют о разрушении озонового слоя атмосферы, загрязнении воздушной среды, результатом чего стало появление «парникового эффекта» и как следствие, изменение климата во многих районах земного шара.

РФ занимает территорию около 17 млн. км в квадрате, на которой проживает 150 млн. человек. На территории России расположено 24 тыс. предприятий, загрязняющих  окружающую природную среду . Есть в России города, в которых экологическая обстановка оценивается как критическая. Каждый год в России подвергается очистке лишь 18% сточных вод. Качество вод  основных  рек  России – Лены, Оби, Енисея, Печоры,  Волги, Дона ,-являющихся источниками питьевой воды, оценивается как неудовлетворительное.

 Воды рек загрязнены органическими веществами, соединениями азота, фенолом, солями тяжелых металлов, нефтепродуктами.

Большую опасность представляет рассеивание различных веществ в биосфере, ведущие к изменению геохимического равновесия. Это оказывает отрицательное воздействие на жизнь растений, животных и человека.

Особую опасность для всего живого на Земле, представляет радиоактивное заражение природной среды.

Многочисленные ядерные испытания (на Новой Земле, Западной Сибири, Нижнем Поволжье, Крайнем Севере, Чернобыльская авария) радиотходы на предприятиях ядерной энергетики. Деградация  окружающей природной среды  прежде всего сказывается на здоровье человека и состоянии его генетического фонда.

Районы экологического бедствия на территории  России, занимают более 20%, около 7,5 млн. человек населения страны дышат воздухом, опасным для здоровья.

Сокращается рождаемость, увеличивается смертность, особенно детская. Более 50% населения России имеют ослабленное здоровье. У 45% призывников  выявлены психические нарушения.

В России, по сравнению с другими странами, по экологическим причинам ускоряются процессы старения у взрослых и торможение развития роста и массы тела у детей. На поддержку здоровья в США тратится  примерно в три раза больше долларов в год,  чем в России .

Если не будут приняты меры по приостановке негативных экологических и общественных интересов, то численность населения в России к 2060 году сократится вдвое.

Вот  почему экологическое воспитание чрезвычайно актуально в наши дни. В школе должно быть сформировано бережное отношение к природе, ответственное отношение к Земле, сохранению здоровья человечества. У школьника должно быть определено признание взаимозависимости всех явлений на Земле. Этому способствуют уроки  биологии, географии, физики, химии, внеклассные мероприятия, целью которых являются : выявление факторов, разрушающих гармонию между природой и человечеством; обсуждение возможных последствий этих разрушений; воспитание личной заинтересованности в восстановлении и  поддержании гармонии между человеком и природой.

Экологическое воспитание имеет различные аспекты. Научный аспект  обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические теории и понятия, характеризующие природу, человека, общество и производство в их взаимодействии.

Научные знания помогают осознать экологическую неделимость биосферы, целостность природных экосистем, их ранимость.

Ценностный аспект определяется универсальным значением природы для общества, для каждого человека – жителя Земли. У подрастающего поколения воспитывается не только умение видеть красоту окружающего мира, но и готовность вносить посильный вклад в охрану, восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

Нормативный аспект ориентирует на овладение моральных и правовых принципов, норм и правил экологического характера, на воспитание непримиримости к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной и преобразовательной среде.

Деятельностный  аспект  включает виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

В  школе……………………………с учащимися проводятся конкурсы экологического рисунка и плакатов, различные экологические мероприятия , целью которых являются:

1. Выявление факторов, разрушающих гармонию между природой и человечеством.

2. Обсуждение возможных последствий этих разрушений.

3. Воспитание личной заинтересованности в восстановлении и поддержании гармонии между человечеством и природой.

Учащиеся являются постоянными участниками конкурсов научно – исследовательских работ, в которых происходит слежение за составом воздуха и воды, рассматривается значение растений на планете и в жизни человека. Работа по созданию экологического паспорта школы включают в себя вопросы.

Все это способствует формированию экологической культуры школьников. Реальная экологическая деятельность, связанная с улучшением природной среды своей местности, является реализующим фактором становления экологической культуры и воспитания ответственного сознания школьников.

Обязательным в жизни является уборка территории школы и парков, посадка деревьев и кустарников, «озеленение школы», забота о  своей  гигиене и окружающих. К сожалению, будущему поколению  мы оставляем и экологическую проблему. Все  в мире взаимосвязано. Индейский вождь Сиэтл, обращаясь  к  бледнолицым в 19 веке, сказал: «Вы должны учить детей  тому, что земля у их ног- это прах наших предков. Тогда они будут почитать землю как кров жизни нашего рода. Чтобы ни случилось с землей - это случиться и с ее детьми .Когда человек плюет на землю, он плюет на самого себя. Не земля принадлежит человеку, а человек земле.

Все с мире взаимосвязано. Не человек плетет паутину жизни, он лишь одна нить в ней…»

Каждый человек в обществе обязан обладать определенными экологическими знаниями и владеть экологической культурой, которая поможет не только прогнозировать результаты взаимодействия природы и общества, но и избежать экологической катастрофы на планете, а значит будет способствовать формированию и развитию физически и нравственного человеческого общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...

Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....

Технологическая карта открытого урока в 7 классе " Экология в современном мире"

Технологичесчкая карта в 7 классе , УМК Rainbow English-7, тема " Экология в современном мире"...

внеклассное мероприятие " Экология - проблема современности".

внеклассное мероприятие  " Экология - проблема современности"....

внеклассное мероприятие "Экология и мы" (к презентации " Экология проблема современности")

внеклассное мероприятие "Экология и мы"  (к презентации " Экология проблема современности")...