«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эта тема, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть гармонии между человеком и природой.                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_11_klasse.doc45 КБ
Office presentation icon ekologiya.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе.

Аннотация. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эта тема, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть гармонии между человеком и природой.                                                                                                    

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

(Взаимоотношения человека и природы в произведениях Ч.Айтматова и В.Астафьева.)

Цель: показать нравственные идеалы писателей; раскрыть философский смысл произведений В.Астафьева «Царь-рыба» и Ч.Айтматова «Плаха».                                                                                          

Приложение: презентация.                                                                                                                                                                

Ход урока:

                                 Молчал, задумавшись, и я,

                                         Привычным взглядом созерцая

                                   Зловещий праздник бытия,

                                      Смежный вид родного края.

                                                                     Николай Рубцов.

                                     И твердит природы голос:

                                                В вашей власти, в вашей власти,

                                     Чтобы всё не раскололось

                                     На бессмысленные части.

                                                                            Л.Мартынов.

 Организационный момент.

 Слово учителя.

Слайд №1

Слайд№2

           Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест.

          С древнейших времён и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, унитарное её использование, покорительство, наконец, сознание необходимости подчиниться её законам и требованиям – вот только некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы. Проблема «диалога» человека и природы – проблема общечеловеческая.

        Всё чаще и чаще на нашей земле гудит экологический колокол. Болью и тревогой наполнены его звуки. Болью за нашу землю, орошаемую кислотными дождями, за отравленные химическими отходами реки, за вырубленные леса. Тревогой – за будущее поколение. Гудит, стонет колокол, просит помнить, что земля – колыбель и кормилица человека. Он взывает к нам со страниц художественной литературы и просит любить эту землю, беречь её, трудиться на ней, чтобы отплатить ей за щедрость, за тысячелетие служения людям. Наша литература всегда пристально всматривалась во взаимоотношения человека и природы. Она стала особенно актуальной сегодня, когда зримо и устрашающе обозначились границы вмешательства человека в природу. Каждый писатель по-своему подходит к раскрытию темы. Но все ставят её на нравственную основу.

        Любовь к природе, отношение ко всему живому характеризует человека, помогает понять, кто он есть, какого его отношение к большой и малой родине, способен ли он делать добро, думать о будущем.

       Именно об этом боль В.Астафьева в книге «Царь-рыба».

Слайд№3

Слайд №4 (портрет писателя)

Сообщение учащегося по биографии В.П.Астафьева.

     

 Работа с классом  по книге В.П. Астафьева «Царь-рыба»:

  1. Каким образом показывает автор единство человека и природы?

(Это единство показано через ассоциации между человеком и природой. Образы персонажей, художественные приёмы (сравнения, метафоры) подчинены основной концепции Астафьева: человека он видит через природу, а природу – через человека. Автор напоминает, что человек и природа – единое целое, что все мы – порождение природы, её часть, что волей-неволей человек, как бы цивилизован он ни был, находится под властью законов природы. Поэтому отношение между человеком и природой писатель рассматривает как отношение между матерью и её детьми)

  1. Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?

(Многочисленны образы браконьеров, губящих всё живое. Браконьерами Астафьев считает не только тех, кто губит непосредственно природу, которые буквально грабят родную реку, безжалостно травят её. Браконьер и «вольный человек» Гога Герцев, который вытаптывает души одиноких женщин, встречающихся на его пути. Браконьеры и те чиновники государственного масштаба, которые так спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую сибирскую реку и прилегающие к ней земли.)

Слайд№5

  1. В чём проявляется позиция автора по отношению к «браконьерам»?

(Каждый рассказ о «браконьерстве» заканчивается наказанием)

Слово учителя.

Слайд№6

 Одним из замечательных писателей современности является Чингиз Айтматов. В его произведениях затрагиваются насущные проблемы общества, отражаются мировосприятие и психология человека 20 века, затрагиваются известные вопросы добра и зла, отношение человека и природы, человека и общества. С предельной глубиной и очень современно эти проблемы поставлены Ч.Айтматовым в повести «Плаха».

Слайд №7

Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя.

Вопросы к повести Ч.Айтматова «Плаха»:

Слайд№8

  1. Ваше мнение о «Плахе»? Какие страницы книги потрясли вас, показались самыми значительными?
  2. В «Плахе» Ч.Айтматов выражает тревогу за всё человеческое в мире. Как этой мысли подчинена композиция повести?

(Композиция романа носит обрамляющий характер. Книга начинается изображением конца света для природы, для всего сущего, живого в Моюнкумской  степи. В финальной  сцене рушится мир чабана Бостона. Такой композиционный приём помогает Ч.Айтматову полнее раскрыть природу и сущность нравственной связи между земным бытием человека и его духовным миром, обличить философию потребительства.

Слайд№9

  1. Какова жизненная позиция Авдия Каллистратова?

(Жизненная позиция Авдия находит выражение в его философии. А суть её – в бескорыстном служении людям)

  1. Почему герой терпит поражение? В чём его трагедия?

(Его трагедия в том, что он по натуре идеалист, не желающий усваивать уроки жизни.)

  1. Какова жизненная позиция традиционного героя Ч.Айтматова Бостона Уркунчиева? Чем отличается его духовность от духовности Авдия?

(Бостон – хозяин земли, она его родной дом. Он один противостоит хищническо-потребительской философии таких людей, как Базарбай и Кочкорбаев. Застойные процессы в обществе, подавление личности труженика лишают Бостона поддержки и, по сути, возводят на плаху. Не найдя правды в жизни, не видя выхода из тупика, герой вынужден взять на себя право суда над Базарбаем. Финальные строки повести дают читателю возможность верить в торжество нравственной гармонии человека.)

Слайд№10

  1. Докажите, что Ч.Айтматова волнует дисгармония между природой и бытием человечества, то есть проблема не только экологическая, но и нравственная. Какую роль играют в повести сюжетная линия волков?

(Автора волнует дисгармония между природой и человеком. Эта проблема носит как экологический, так и нравственный характер. Образ волков – это рисунок мира, совершенно не похожий на человеческий. Но в  него из жизни людей перенесены такие высокие понятия, как Преданность, Милосердие, Любовь, Мудрость, по мнению автора, утраченные человеком. Линия волков связывает воедино все идейные узлы в романе.)

  1.  Как картина «светопреставления» в природе (начало романа) связана с «плахой», на которую идёт Бостон, и с «плахой», на которую придёт всё человечество, если не одумается…?

Заключительное слово учителя.

Слайд№11

В.Астафьев и Ч. Айтматов  в своих произведениях обращаются к каждому из нас. Только при разумном и добром отношении к природе будет достигнута гармония между человеком и природой. Если же человек забывает о своей охранительной функции и в гордыне мечтает переделать и полностью подчинить себе природу, он пожинает плоды природных катаклизмов и стихий: землетрясений, смерчей, ураганов, наводнений; забывает вкус чистой воды, ягод, плодов, грибов; задыхается от смога и с ужасом наблюдает, как выбрасываются на сушу киты, как увеличивается список исчезающих растений и животных. Именно мы должны помнить, что мы в ответе перед теми, кто жил на этой земле, а ещё больше перед теми, кто будет жить после нас.                                                                            

«Помни живой язык природы,-

 И скажешь ты: прекрасен мир».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе. Взаимоотношения человека и природы в произведениях Ч.Айтматова и В. Астафьева .

Слайд 2

Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смежный вид родного края. Н. Рубцов. И твердит природы голос: В вашей власти, в вашей власти, Чтобы всё не раскололось На бессмысленные части. Л.Мартынов.

Слайд 3

«Царь – рыба» Любовь к природе, отношение ко всему живому характеризует человека, помогает понять, кто он есть, какого его отношение к большой и малой родине, способен ли он делать добро, думать о будущем. Именно об этом пишет В.Астафьев в своём произведении.

Слайд 4

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Важнейшие темы творчества Астафьева — антисоветская, военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена» . Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой».

Слайд 5

Многочисленны образы браконьеров, губящих всё живое. Каждый рассказ о браконьерстве заканчивается наказанием.

Слайд 6

Чингиз Айтматов «Плаха» Ощущение общечеловеческой катастрофы веет со страниц книги .

Слайд 7

Чингиз Айтматов – киргизский прозаик. Родился 12 декабря 1928 года в кишлаке Шекер в Киргизии в семье партийного работника. В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки, его первые жизненные впечатления связаны с национальным киргизским образом жизни. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова. В 1948 Айтматов окончил ветеринарный техникум и поступил в сельскохозяйственный институт, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке.

Слайд 8

Роман «Плаха» – крик души, как «крик жизни, крик человека, с вознесёнными ввысь руками», увидевшего, «что всё летит в тартарары, низвергается в огненную пропасть», над которой мечется в страшной тоске и страданияхБог –Завтра, рождённый мыслью Авдия.

Слайд 9

Поединок добра и зла Поединок добра и зла будет продолжаться, зло будет побеждать до тех пор, пока будут жить равнодушные люди, жаждущие своей выгоды за счёт другого человека, его горя и смерти.

Слайд 10

Дисгармония между природой и человеком носит как экологический, так и нравственный характер.

Слайд 11

«Помни живой язык природы,- И скажешь ты: прекрасен мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".

Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии челов...

Круглый стол «От экологии пространства - к экологии души»

На круглом  столе мы  всегда рассматриваем самые наболевшие, самые актуальные вопросы. Для того чтобы их освещение и обсуждение было содержательным и конструктивным, вспомним законы «круглог...

От экологии природы к экологии души

В даннос татье рассказывается о том, как можно совмещать уроки русского языка и литературы, а также проектную деятельность по данным дисциплинам...

Открытый урок литературы«От экологии природы к экологии души.»

Урок литературы Дагестана  в 10 классе."От экологии природы к экологии души» по произведениям дагестанской литературы" ....

Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально – значимого проекта «От экологии природы до экологии человека».

Экологическое образование и здоровье сегодня рассматривается как основа новой морали  и опора для решения многих вопросов практической жизни человека, но существующие формы и методы образования и...

Методическая разработка на тему "От экологии природы - к экологии души!"

Методическая разработка на тему «От экологии природы – к экологии души!» посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе....