Главные вкладки

    Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
    методическая разработка по биологии по теме

    Николаева Ирина Сергеевна

     

    Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произведениях, так и в "Дневниках", которые сам писатель считал главной книгой своей жизни. Свои "Дневники" Пришвин вёл на протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год. Последняя запись датируется за несколько дней до смерти писателя, наступившей 16 января 1954 года. В дневниковых записях - наблюдения и размышления думающего русского интеллигента, в них - наблюдения над природой, человеком, самим собой, над временем. Творчество Михаила Пришвина проникнуто глубоким экологическим смыслом. "Для иных природа, - считает писатель, - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты". Эти мысли остаются актуальными и по сей день. Так же внимательно, как к природе, Пришвин относился к человеку и обществу. Уже после смерти появилось такое понятие, как "экология души", хотя многие страницы пришвинской прозы посвящены именно экологии человеческих душ. Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на произведения литературы. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon prilozhenie_1_k_scenariyu.zip2.93 МБ
    Файл scenariy.docx22.54 КБ

    Подписи к слайдам:

    «
    Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека.»
    Глаза Пришвина были, скорее, глазами его души, а зоркость их и способность видеть
    непривычное –свойством настоящего художника и философа.
    Литературно-музыкальная композиция «Экология души
    и экология
    природы», посвященная 140-
    летию
    со дня рождения М.М. Пришвина
    Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
    сам же только о людях и думаю.
    Давайте наши души вместе сохраним
    Тогда и на Земле мы сами сохранимся!
    «Я переполнен счастьем , мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно …»


    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная композиция «Экология души и экология природы»

    Цель: способствовать развитию экологического мышления обучающихся;

        повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла; реализация межпредметных связей.

            

    Все выступление сопровождается презентацией (приложение 1)

    Чтец 1:

    Вижу чудное приволье,

    Вижу нивы и поля.

    Это русское раздолье,

    Это русская земля!

    Вижу горы-исполины,

    Вижу реки и моря.

    Это русские картины,

    Это родина моя!

    Слышу песни жаворонка,

    Слышу трели соловья.

    Это русская сторонка,

    Это родина моя!

    Чтец 2:

    «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал Л.Н. Толстой более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.

    Пришвин:

    Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

    По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

    Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные — все это части разбитого единого существа. А человек в природе — это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.

    Мои записи о природе часто наводят меня на мысль, что поезд нашей человеческой жизни движется много быстрее, чем природа, и вот почему получилось у меня, что, записывая мои наблюдения в природе, я записываю о жизни самого человека.

    Вот как пишу теперь, что является высокое желание отдать душу за других людей и самому стать добром истории! Так вот и вы, любители природы, когда в лесу рассеянно берете в руки кусочек смолы и наслаждаетесь ароматом целебного бальзама, то помните, этим бальзамом лечатся деревья, вся жизнь у которых есть постоянное стремление к свету, а у человека есть свой бальзам: поэзия.

    Чтец 2: Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».

    Чтец 1: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

    Песня на мотив песни «Мгновения» (слайд 16)

    Не думай о природе с высока,

    Наступит день, и сам поймешь, наверное

    Как нам природа – матушка близка,

    И каждый миг, и каждое мгновение.

    Как тяжело нам жить без птичьих стай

    И без дождя во время зноя летнего,

    Быть может, мы спасем родимый край,

    Наверное, наверное, наверное

    У каждого мнгновенья свой резон,
    Свои колокола, своя отметина.
    Мнгновенья раздают кому позор,
    Кому бесславие, а кому бессмертие!

    Чтец 2:

    Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

    Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы.

    Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.

    Чтец 1:

    Слово Пришвина необыкновенно современно, писал он о природе и известен как певец природы, но думать так, то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен.

     Пришвин «…Почему я пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Да потому, что нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл… Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…

    Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

    Читают реп. (Слайд19)

    1 куплет.

    Пусть всегда светит солнце,

    Зеленеют поляны,

    Пусть всегда будет чистой река,

    Пусть цветы расцветают,

    Распускаются листья,

    А по небу плывут облака

     Припев.

    Этот мир был подарен

    Миллионы лет назад

    Сохранить природу нашу 2 раза

    Просим всех ребят

    2 куплет.

    На красивой планете

    Будет радостно детям

    Любоваться на лес на зеленые поля.

    Сбережем для себя мы,

    Для друзей и для мамы

    Дом, что мы называем Земля.

     Припев.

    Чтец 2:

    А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.

    Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.

    Пришвин

    Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

    Все участники исполняют песню «Давайте сохраним».   (Слайд 22)

    Нам жить в одной семье,

    Нам петь в одном кругу,

    Идти в одном строю,

    Лететь в одном полете.

     

    Давайте сохраним

    Ромашку на лугу.

    Кувшинку на реке

    И клюкву на болоте.

     

    О, как природа-мать

    Терпима и добра!

    Но чтоб ее лихая

    Участь не постигла.

     

    Давайте сохраним

    На стрежнях – осетра.

    Касатку в небесах,

    В таежных дебрях – тигра.

     

    Коль суждено дышать

    Нам воздухом одним.

    Давайте-ка мы все

    Навек объединимся.

     

    Давайте наши души

    Вместе сохраним,

    Тогда и на Земле

    Мы сами сохранимся!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка классного часа "И победили человек и город" (посвящен 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда)

    Методическая разработкаклассного часа, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда...

    Сценарий литературно- музыкальной композиции «Всю душу выплещу в слова …» к 120-летию С.А.Есенина

    Сценарий литературно-музыкальной композиции к 120-летию С.А.Есенина...

    Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я с каждой волной – воскресаю!», посвященной 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой

    Сценарий отражает этапы жизни М.И. Цветаевой, содержит краеведческий материал. Звучат стихи и песни на слова М.И. Цветаевой...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по истории и иностранным языкам посвященного 70-летию Победы во Второй Мировой войне

    Данная методическая рекомендация предназначена для преподавателей истроии и иностранного языка...

    Литературно-музыкальная композиция "Ни единой буквой не лгу...", посвященная 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого

    Повествование ведущих о жизни и творчестве легендарного барда столетия сопровождается чтением его произведений, исполнением под аккомпанемент гитары песен, прослушиванием аудиозаписей и просмотром вид...

    Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....