Методическая разработка на тему "От экологии природы - к экологии души!"
методическая разработка по экологии (7 класс)

Делинде Юлия Сергеевна

Методическая разработка на тему «От экологии природы – к экологии души!» посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_dushi.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

                                                                                              Все хорошее в людях из детства!

                                                                             Как истоки добра пробудить?

                                                                                          Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                                                            Удивиться, узнать, полюбить!

                                                                                Мы хотим, чтоб Земля расцветала,

                                                                                           И росли, как цветы, малыши,

                                                                                          Чтоб для них экология стала

                                                              Не наукой, а частью души!

                             

Методическая разработка «От экологии природы – к экологии души!» посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе.

В данной работе раскрывается проблема экологии, которая охватывает не только привычные биологические рамки, но и человеческую личность. Автор данной методической разработки раскрывает вопросы, связанные с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного.

Экология как наука связана с естественностью, а значит с чистотой. А экология души - это сохранение чистоты души, и как следствие ее душевного здоровья, это эффективный путь к укреплению духовного иммунитета человека. Как же сохранить, а не разрушить свою душу, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире? Отвечая на этот вопрос автор указывает на то, что решение проблемы сохранения чистоты души связывается с организацией воспитания и образования на основе духовно-нравственных ценностей  как в семье, так и в образовательных организациях, при этом подчеркивает, что важно создать систему духовно-нравственного воспитания с соблюдением принципа взаимодействия детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов в реализации работы этой системы, анализирует роль семьи, педагога в решении обозначенной проблемы. Ведь воспитание должно быть душесозидательным и строиться на основе духовно-нравственных ценностей  как в семье, так и в системе образования на всех его уровнях. Именно такое образование может стать условием духовного процветания как отдельной личности, так и общества в целом.

Пояснительная записка

Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Современная же экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». И в последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.

Актуальность:  уровень образования и воспитания является начальным этапом формирования духовной экологии, т.е. духовной чистоты.

Экология души - это охрана души от загрязнений. Человек может выступать творцом и хранителем, но может являться также и разрушителем своей души. А последствия этих разрушений, загрязнений собственной экологии очевидны и известны - наркомания, алкоголизм, преступность, эгоцентризм, снижение роли коллектива, отчуждение детей и родителей, нарастание психологического дискомфорта, снижение ценности образования, отсутствие интересного досуга, пропаганда с экранов телевидения сцен агрессии, насилия и ненависти, распространение культа силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения, бездуховность, уход в Интернет и т.д.

О внимании к внутреннему миру человека, о всматривании в человеческую душу, а по сути дела, об экологии души говорили многие философы, психологи, педагоги.

Известный психолог и философ С.Л. Рубинштейн понимал, что существует не только зависимость личности от условий жизни и обстоятельств, но и зависимость жизни от личности. По мнению ученого, судьба личности определяется ее собственным судом над собой, ее самоопределением.  Самоопределение, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, - это свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации [12].

Другой известный психолог, педагог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что каждый жизненный этап должен характеризоваться тем, что человек будет что-то утверждать в себе, а от чего-то освобождаться. В процессе самоопределения, с точки зрения педагога, должно происходить глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, в результате которого будет формироваться избирательное отношение к миру и  осуществляться выбор тех деятельностей, которые личность делает своими [5].

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И. Кант видел счастливое душевное состояние в спокойствии духа, то есть чистой совести, что зависит от отсутствия чувства вины и глубокого осознания ничтожества земных благ, и всегда веселом сердце, что является, по мнению, ученого,  даром природы [13, c. 96].

Проповедник, духовный писатель И. Кронштадтский отмечал, что в воспитании опасно развивать только ум, гораздо важнее развивать чувства, сердце. «Сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни», - пишет святой [14].

Выдающийся педагог-просветитель конца XIX - начала XX веков, известный как создатель «новой педагогики» В.П. Вахтеров, уделяя значительное внимание в своих трудах проблемам воспитания, говорил о важности воспитания «нравственного чувства». Он подчеркивал, что у детей имеются как здоровые наклонности, так и дурные, которые необходимо искоренять с самого детства. Ученый затронул и проблему связи экологии природы с экологией души. В. П. Вахтеров указывал на «противоестественность» школ конца XIX в., поскольку в них, по его мнению, забывалось всякое живое естественное чувство природы, прерывалась умственная связь с ней, а результатом этого являлось притупление всех человеческих чувств, что создавало серьезные препятствия для гармоничного развития. Вражда с природой влечет за собой людские болезни и страдания, она же приводит к существенным, коренным аномалиям в жизни общества, - считал педагог [7, с. 107].

Часто образование отождествляется с накоплением знаний, владением информацией, а педагогические инновации нацелены на поиск эффективных технологий получения все большего объема знаний. Безусловно, знания важны и необходимы, но знания, направленные не на созидание, могут оказаться вредными и даже опасными. Кроме того, полноценное образование должно воздействовать на ум, чувства и волю учащегося.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания должна пронизывать собой и подчинять себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, но развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. Наша цель - воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей» [6].

Согласно личностному видению автора данной методической разработки, возможность сохранения как самой личности, так и всего общества, в современной социокультурной ситуации связывается именно с духовно-нравственным образованием, а также с возвращением традиций Православия, которые очень долгое время были определяющими в воспитании подрастающего поколения. В условиях поиска путей духовного возрождения России особенно актуальным и значимым становится формирование духовно-нравственных ценностей, обращение к опыту православной педагогики и внедрение ее идей в педагогический процесс образовательных организаций.

Социальная значимость:  Много людей страдает от загрязнения собственной души. Мы смотрим бессмысленные фильмы, читаем желтую прессу, обмениваем признанное искусство на сомнительные развлечения, тратим свою энергию впустую вместо того, чтобы созидать. Таким образом, мы загрязняем собственную экологию. Как это исправить? Самым эффективным методом является привлечение к чтению, творчеству, исследовательской деятельности, искусству. Только человек, наделенный экологической культурой, может достичь гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром, и экология души здесь выступает как качественный уровень личного духовного развития каждого из нас.

В условиях важности и значимости формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения необходима четко продуманная система духовно-нравственного воспитания и образования, в реализации которого равнозначными субъектами должны стать  учащиеся общеобразовательных организаций, родители,  педагоги, различные социальные институты.

Схема 1: Система духовно-нравственного воспитания и образования

Учащиеся

Родители

Педагоги

Социальные институты

Детский сад

Школа

Университет

Государство

Религия

Семья

Институт брака


        

Важной сферой духовно-нравственного становления личности растущего человека является семья. Важно сделать семью субъектом образовательно-воспитательного процесса, поскольку ребенок является носителем традиций своей семьи и на всю последующую жизнь сохраняет приобретенное им в детстве. Родители должны стать постоянными участниками духовно-нравственной деятельности детского сада и школы,  поскольку именно в таком тесном симбиозе семьи и образовательной организации можно эффективно и плодотворно решать обозначенные задачи.

Необходимо подчеркнуть, что для эффективной работы по духовно-нравственному развитию с детьми нужен педагог, который сам обладает высокой духовной культурой и постоянно совершенствуется в духовном росте. Он должен быть не только профессионалом, но и духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, и одной из главенствующих его задач является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров. Важно также развивать гражданскую культуру у учащихся, с целью формирования национального характера, патриотизма, так как духовный человек - это носитель национальных ценностей.

Таким образом, видно, что в вопросах экологии души отдельного человека и духовного оздоровления общества необходимо соблюдение принципа интеграции усилий дошкольников, школьников, педагогов, родителей. Также в системе духовно-нравственного воспитания важна взаимосвязь с разными социальными институтами, общественностью. Необходимо формировать основы взаимодействия образовательной организации с Русской Православной Церковью, обозначить и активизировать формы участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания как воцерковленной, так и нецерковной части детей и молодежи.

 Важными направлениями реализации системы по духовно-нравственному воспитанию должны стать экологическое воспитание и  нравственное воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса.  

Итак, экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.  Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.  Основными компонентами экологического воспитания личности являются:

   - знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

 - интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

- чувства нравственные  и эстетические;

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

 - мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.);

- практическая работа, связанная с охраной природы, центральное место в которой занимает исследовательская деятельность.

Воспитанию экологической культуры школьников необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего, так и дополнительного образования.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования,  пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных  богатств.

Цель методической разработки «От экологии природы – к экологии души»: формирование творческой, разносторонне развитой личности с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 

- приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне;

-развитие творческих способностей у учащихся;

-пробуждение интереса к исследовательской работе.

Экологические знания, полученные учащимися на уроках, закрепляются и развиваются в ходе внеурочной и внешкольной деятельности с применением форм и методов духовно-нравственной направленности.

Формы и методы, используемые для работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию на внеурочных занятиях: 

- разработка цикла уроков для школьников, внеклассных мероприятий, направленных на обогащение духовного опыта ребенка;

- проведение цикла православных праздников с совместным участием детей, родителей, педагогов; подготовка и проведение музейных уроков;

- организация мероприятий гражданско-патриотической направленности (циклов развивающих занятий, праздников, тематических вечеров, литературно-музыкальных композиций, экскурсий);

- посещение театров, выставок, музеев;

- организация продуктивной деятельности детей, их участие в мастер-классах; организация выставок детского творчества, конкурсов работ, конкурсов семейного творчества;

- организация клубной и кружковой работы; выпуск газеты, в которой будут отражены результаты работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и т.д.

Например, в ходе изучения природы родного края ребята выполняют не только исследовательские работы, но и информационные проекты. Изучение природы родного края в ходе реализации метода проектов обеспечивает связь глобальных и региональных нравственных и экологических проблем. Где как не на уроках географии и биологии применять технологию проектирования, эти предметы в отношении проектной деятельности позволяют привлекать знания из других учебных дисциплин, преодолевает разрыв между школьным образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. Работа по изучению местной флоры и фауны, истории и современности родного города, история возникновения и современные проблемы промышленных предприятий.

Ребята с большим энтузиазмом выполняют исследовательские проекты, при изучении тем «Редкие и охраняемые виды и животных», «Природные зоны России», «Зеленая планета», «Переработка мусора», «Экологические катастрофы». С большим интересом участвуют в конкурсе рисунков, посвященных защите природы от деятельности человека; занимаются творческой работой: изготавливают поделки из природных материалов; каждый год принимают участие во всероссийском экологическом диктанте.

Тематика проектов обговаривается с ребятами заранее. Разрабатывается четкий план действий. В качестве домашнего задания предлагается собрать материал по исследуемой теме. Таким образом, работа из информационной- плавно перетекает в исследовательскую. При выполнении ребята привлекают родителей, таким образом, решается и еще одна проблема – гармоничное общение детей и родителей. Родители начинают более полно жить жизнью своих детей. При этом учитель не остается в стороне. Учителем составляется список необходимой литературы, который учащиеся могут использовать; назначается график индивидуальных и групповых консультаций; заранее обговариваются с учащимися дни презентации работы.

Таким образом, природоохранная практическая работа ведется по разным направлениям:

-защита природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц);

-улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);

-сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление гербариев, коллекций, панно, поделок).

-исследование природной среды. Проведенные исследования используются на уроках биологии, внеклассных мероприятиях. С результатами своих исследований ребята постоянно выступают на школьных научно-практических конференциях.

      С точки зрения автора данной методической разработки, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. И как подсказывает жизненная практика, экология природы не имеет будущего без экологии души.

Заключение

Экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души. Ведь, по справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете, «растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы». Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда!

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".

Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии челов...

Круглый стол «От экологии пространства - к экологии души»

На круглом  столе мы  всегда рассматриваем самые наболевшие, самые актуальные вопросы. Для того чтобы их освещение и обсуждение было содержательным и конструктивным, вспомним законы «круглог...

Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."

Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...

От экологии природы к экологии души

В даннос татье рассказывается о том, как можно совмещать уроки русского языка и литературы, а также проектную деятельность по данным дисциплинам...

Методическая разработка "Экология природы - экология души"

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему: «Экология природы - экология души»  (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»).Цель: Воспитывать...

Открытый урок литературы«От экологии природы к экологии души.»

Урок литературы Дагестана  в 10 классе."От экологии природы к экологии души» по произведениям дагестанской литературы" ....