От экологии природы к экологии души
статья по литературе на тему

В даннос татье рассказывается о том, как можно совмещать уроки русского языка и литературы, а также проектную деятельность по данным дисциплинам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1494944537.docx17.95 КБ
Файл 1494944537.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

От экологии природы к экологии души

Старкова Г.А.

учитель русского языка и литературы

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро, в школах появляется такой предмет как экология. Конечно, больше всего экология связана с биологией, но нельзя забывать и об остальных предметах. Я, как учитель русского языка и литературы, расскажу вам, как можно связать эти две, на первый взгляд, несвязываемые дисциплины.

Литература – это в первую очередь книги. Книги, которые мы читаем. Книги, которые мы берем в библиотеке. Книги, которые мы изучаем в школе. Изначально, когда только появилась затея совместить экологию и литературу, я была в ступоре, так как не знала, с какой стороны подойти к этому. Но затем поняла – ведь почти каждое произведение, которое мы изучаем, содержит в себе либо красоту природы, либо последствия человеческой деятельности, либо реагирует на настроение главного героя.

Так зародился первый проект «Пророчества Рея Брэдбери», который выполнял ученик нашей школы, ныне 10-классник, Калашник Константин. Мы выбрали несколько рассказов – «Улыбка», «И грянул гром», «Обратно в будущее», «Время, вот твой полет» и выделили 3 пророчества.

  1. В будущем нет цивилизации
  2. Изменив прошлое – не увидишь счастливого    будущего
  3. Люди будущего хотят жить в прошлом

По данным прогнозам составили «Мир, в котором нам предстоит жить», далеко не радостный.

Следующий проект – «Зелёная сказка», выполняла Рысева Александра. Она была увлечена произведением Волкова «Волшебник Изумрудного города», поэтому я предложила ей написать продолжение и связать его с экологией. Работа у нас получилась, мы написали сказку «Крах Изумрудного города» и выступили с ней на экологической конференции.

После этой сказки и я задумалась о написании своего проекта, своей работы и остановилась на сказкотерапии, на экологических сказках и доказала, что их можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка в разнообразных формах – диктанты, комплексные анализы текста, сопоставительные таблицы, изложения и т.д.

В этом году на конференцию представлялось 2 проекта. Первый – «Проблема «природного» в человеке (на примере повести Ч.Айтматова «Белый пароход»)», который выполнила Малукова Дилангез, рассмотрев экологические проблемы произведении, проанализировав мифологическую основу и связав ее с реальностью.

Второй проект - «Экомультфильмы», здесь 3 автора – Гуральская Алина, Нечаева Татьяна, Таурбаева Дана. Ученицы проделали огромную работу, собрав почти все экологические мультфильмы советского, зарубежного и современного пространства, и составили картотеку и рекомендательный указатель по ним.

В дальнейшем и дальше я планирую совмещать литературу  и экологию, создавать проекты, разрабатывать интегрированные уроки и продолжать экологическое воспитание учащихся.



Предварительный просмотр:

От экологии природы к экологии души

Старкова Г.А.

учитель русского языка и литературы

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро, в школах появляется такой предмет как экология. Конечно, больше всего экология связана с биологией, но нельзя забывать и об остальных предметах. Я, как учитель русского языка и литературы, расскажу вам, как можно связать эти две, на первый взгляд, несвязываемые дисциплины.

Литература – это в первую очередь книги. Книги, которые мы читаем. Книги, которые мы берем в библиотеке. Книги, которые мы изучаем в школе. Изначально, когда только появилась затея совместить экологию и литературу, я была в ступоре, так как не знала, с какой стороны подойти к этому. Но затем поняла – ведь почти каждое произведение, которое мы изучаем, содержит в себе либо красоту природы, либо последствия человеческой деятельности, либо реагирует на настроение главного героя.

Так зародился первый проект «Пророчества Рея Брэдбери», который выполнял ученик нашей школы, ныне 10-классник, Калашник Константин. Мы выбрали несколько рассказов – «Улыбка», «И грянул гром», «Обратно в будущее», «Время, вот твой полет» и выделили 3 пророчества.

  1. В будущем нет цивилизации
  2. Изменив прошлое – не увидишь счастливого    будущего
  3. Люди будущего хотят жить в прошлом

По данным прогнозам составили «Мир, в котором нам предстоит жить», далеко не радостный.

Следующий проект – «Зелёная сказка», выполняла Рысева Александра. Она была увлечена произведением Волкова «Волшебник Изумрудного города», поэтому я предложила ей написать продолжение и связать его с экологией. Работа у нас получилась, мы написали сказку «Крах Изумрудного города» и выступили с ней на экологической конференции.

После этой сказки и я задумалась о написании своего проекта, своей работы и остановилась на сказкотерапии, на экологических сказках и доказала, что их можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка в разнообразных формах – диктанты, комплексные анализы текста, сопоставительные таблицы, изложения и т.д.

В этом году на конференцию представлялось 2 проекта. Первый – «Проблема «природного» в человеке (на примере повести Ч.Айтматова «Белый пароход»)», который выполнила Малукова Дилангез, рассмотрев экологические проблемы произведении, проанализировав мифологическую основу и связав ее с реальностью.

Второй проект - «Экомультфильмы», здесь 3 автора – Гуральская Алина, Нечаева Татьяна, Таурбаева Дана. Ученицы проделали огромную работу, собрав почти все экологические мультфильмы советского, зарубежного и современного пространства, и составили картотеку и рекомендательный указатель по ним.

В дальнейшем и дальше я планирую совмещать литературу  и экологию, создавать проекты, разрабатывать интегрированные уроки и продолжать экологическое воспитание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".

Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии челов...

Круглый стол «От экологии пространства - к экологии души»

На круглом  столе мы  всегда рассматриваем самые наболевшие, самые актуальные вопросы. Для того чтобы их освещение и обсуждение было содержательным и конструктивным, вспомним законы «круглог...

Открытый урок литературы«От экологии природы к экологии души.»

Урок литературы Дагестана  в 10 классе."От экологии природы к экологии души» по произведениям дагестанской литературы" ....

Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально – значимого проекта «От экологии природы до экологии человека».

Экологическое образование и здоровье сегодня рассматривается как основа новой морали  и опора для решения многих вопросов практической жизни человека, но существующие формы и методы образования и...

Методическая разработка на тему "От экологии природы - к экологии души!"

Методическая разработка на тему «От экологии природы – к экологии души!» посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе....