Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Раздел  «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».

Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами приготовления пищи, известными человеку еще в древности. Наукой она стала благодаря исследованиям и работам французского ученого, основоположника современной микробиологии и иммунологии Луи Пастера (1822-1895). В ХХ веке происходило бурное развитие молекулярной биологии и генетики с применением достижений химии и физики. Важнейшим направлением исследований явилась разработка методов культивирования клеток растений и животных. И если еще совсем недавно для промышленных целей выращивали только бактерии и грибы, то сейчас появилась возможность не только выращивать любые клетки для производства биомассы, но  и управлять их развитием, особенно у растений. Главная цель применения этих методов - более полное использование потенциала живых организмов в интересах хозяйственной деятельности человека и сохранения его здоровья.

В настоящее время разрабатываются новые биотехнологические методы, требующие молодых специалистов, обладающих знаниями, умением работать с биологическими системами на современном компьютеризированном оборудовании. Наша задача, приблизить учащихся к дальнейшему изучению биологии и биотехнологии, формированию УУД через урочную и внеурочную деятельность, к пониманию значимости здоровья для всего человечества.

На уроках при изучении раздела «Биотехнология» используются современные педагогические технологии, позволяющие ученику реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, сохранить здоровье. Учитывается  индивидуальность ученика - его интерес, темп работы, уровень обученности.

    Тема раздела  актуальна, так как позволяет не только познакомиться с новейшими открытиями биотехнологии, методами и перспективами изучения, но и формирует стремление к выбору активной жизненной позиции, направленной на сохранение здоровья личности, семьи, человечества, позволяет сделать выводы о значении открытий биотехнологии в области медицины, экологии и производства здоровых продуктов питания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока

в современной информационно-образовательной среде

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ПРЕДМЕТ

БИОЛОГИЯ

Класс  10, химико-биологический профиль

ТЕМА УРОКА

БИОТЕХНОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ БУДУЩЕГО

ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для развития у учащихся  познавательных интересов, эмоциональной сферы, гуманных и волевых качеств личности

Планируемые образовательные результаты:

предметные

метапредметные

личностные

  • давать определение понятиям: биотехнология, клеточная инженерия, клонирование
  • описывать свойства объектов исследования биотехнологии (микроорганизмов, растений, животных, человека)
  • определять методы клеточной инженерии
  • знать основные этапы клонирования растений и животных
  • анализировать и оценивать роль клонирования  в жизни человека, медицине и сельском хозяйстве
  • уметь рассматривать проблему клонирования с разных точек зрения: психологической, юридической, экономической, медицинской, космической
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
  • умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
  • осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов
  • умение управлять своей познавательной деятельностью
  • ставить цель и анализировать условия достижения цели
  • признание ценности здоровья, своего и других людей
  • прогнозировать ситуацию будущих событий
  • устанавливать причинно следственные связи.

Решаемые учебные проблемы

С какой целью проводят клонирование растений? Как была создана овечка Долли? Быть или не быть клонированию человека?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Биотехнология, клеточная инженерия, микроклонирование растений, клонирование овечки Долли, репродуктивное и терапевтическое клонирование человека, этические, юридические, психологические, медицинские  и др. аспекты клонирования человека

Вид используемых средств ИКТ

Презентация учителя, презентация «экспертов», электронное учебное пособие «Биотехнология», компьютерный тест

Методическое назначение средств ИКТ

Оформление презентаций для проведения урока учителем, для защиты проекта, для проведения групповой работы. Наглядность

Аппаратное и программное обеспечение

Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, MyTest

Межпредметные связи

Биология, химия, психология, медицина

Начальные условия,

подготовка к уроку

До урока:

  • вводный урок «Развитие науки биотехнология. Открытия современной науки» (модуль 1)
  • посещение научной лаборатории по клонированию растений, встреча  с учеными КИББ  КазНЦ РАН  кафедры физиологии растений  (модуль 2)
  • организация самостоятельной работы «экспертов» (модуль 3, 4)

Перед уроком:

  • парты расставлены для работ в группах
  • проверка  готовности проектора, ноутбуков
  • загрузка «Конструктора» и компьютерного теста в ноутбуки
  • эмоциональный настрой на проведение урока
  • проводит тестирование «Цветопись» для выявления общего настроя класса на урок

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Формирование конкретного образовательного результата /группы результатов

Настрой на урок. Настрой на групповую, индивидуальную и фронтальную работу. Мотивация на изучение нового материала.

Длительность этапа

1 мин.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Беседа

Методы обучения

Словесный, проблемный

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Титульный слайд презентации учителя

Форма организации деятельности учащихся

Слушают, настраиваются на восприятие нового материала урока

Функции/роль учителя на данном этапе

Транслятор, создание благоприятных условий для восприятия нового материала

Основные виды деятельности учителя

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Называет тему урока, представляет план урока, основных «экспертов» из числа учащихся, предварительно подготовивших учебный материал. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе

ЭТАП 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Формирование конкретного образовательного результата /группы результатов

Знание научных объектов; свойств микроорганизмов, растений и животных  для использования  в  биотехнологических исследованиях.

Быстрое реагирование на поставленный вопрос. Решение заданий в нестандартной ситуации. Сотрудничество в группе.

Длительность этапа

7 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Брейн-ринг. Обсуждение в группах вопросов, нахождение ответа

Методы обучения

Аналитико-синтетический, проблемный, репродуктивный

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Презентация  «Биотехнология», слайды 2-8. Во время обсуждения поставленных задач перед группами и их выступлениями интерактивная доска отключена

Форма организации деятельности учащихся

Групповая форма. Решают поставленные задачи, анализируя условия заданий, картинки, делают выводы. Обсуждение  и представление качеств микроорганизмов (группа 1), растений (группа 2), животных (группа 3), методов in vivo и  in vitro (группа 4).

Функции/роль учителя на данном этапе

Организатор брейн-ринга, координатор действий учащихся

Основные виды деятельности учителя

Представляет занимательные задания в картинках из области использования объектов живой природы биотехнологии в практической деятельности человека (ИЗО, медицина, легкая промышленность, пищевая промышленность, сельское хозяйство, цветоводство). Определяет время на решение заданий. Корректирует ответы. Регулирует работу интерактивной доски

ЭТАП 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Формирование конкретного образовательного результата /группы результатов

Оперирование понятиями «биотехнология», «клеточная инженерия», «клонирование». Умение составлять схемы этапов клонирования растений и животных. Умение разворачивать информацию: по схеме составить рассказ. Умение отвечать на провокационные вопросы

Длительность этапа

5минут + 4минуты + 4 минуты

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

«Научная лаборатория». Сотрудничество, взаимообучение в группе. Работа «экспертов».

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающий, репродуктивный, алгоритмический

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

После объяснения темы «экспертами» каждая группа открывает ноутбук. Презентация с макросами «Клеточная инженерия. Конструктор». Во время проверки выполнения задания включается интерактивная доска.

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа. «Эксперты», предварительно подготовленные, объясняют тему «Клонирование растений и животных». Другие члены группы по итогам прослушивания темы составляют схему последовательности этапов клонирования растений (слайд1) и животных (слайд2) в интерактивном конструкторе, «эксперты» наблюдают, помогают.

Индивидуальная работа. По желанию один учащийся (не «эксперт») по схеме рассказывает (разворачивает информацию) о микроклонировании растений, отвечает на провокационные вопросы других учащихся.

Фронтальная работа. Обсуждение полученных результатов. Рефлексия.

Функции/роль учителя на данном этапе

Организатор и координатор самостоятельной деятельности учащихся

ЭТАП 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Формирование конкретного образовательного результата /группы результатов

Определение научных подходов к клонированию человека. Умение представлять и обобщать   разные точки зрения о проблеме клонирования человека. Навык публичного выступления. Умение отвечать на провокационные вопросы.

Длительность этапа

5 минут (доклад) + 10 минут (дебаты)

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Ролевая игра «Дебаты»  по итогам защиты проекта «Это противоречивое клонирование»

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающий, репродуктивный, исследовательский

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Презентация «Это противоречивое клонирование»

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа - защита проекта в виде доклада.

Групповая работа (состав групп изменен по интересам). В ходе дебатов утверждающая сторона продолжает высказывать мнение «за» клонирование, приводит аргументы; отрицающая сторона высказывает мнение «против» клонирования; судьи определяют, чья сторона была более убедительна

Функции/роль учителя на данном этапе

Организатор и координатор защиты проекта, ролевой игры

Основные виды деятельности учителя

Регулирует работу интерактивной доски и ноутбуков. Предоставляет необходимые условия для доклада «эксперта». Ставит перед учащимися цель и задачи ролевой игры. Осуществляет смену состава групп: утверждающая сторона, отрицающая сторона, судьи. Ведет дебаты.

ЭТАП 6. ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КОРРЕКЦИЯ

Длительность этапа

5 минуты

Виды  учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Компьютерное тестирование (модуль 8) - обучающая функция

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Ноутбуки,  MyTest

Методы контроля

Программированный

Способы коррекции

Повторное прохождение теста, индивидуальные беседы

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа. Учащиеся на ноутбуках решают тестовые задания с выбором одного ответа,  с выбором нескольких ответов, задания на соответствие. Программа выдает результат, демонстрирует допущенные ошибки.

Функции/роль учителя на данном этапе

Координатор и помощник

Основные виды деятельности учителя

Организует индивидуальную работу учащихся с тестовой программой, индивидуально оказывает помощь. Определяет настроение после урока по методике  «Цветопись»

ЭТАП 7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Длительность этапа

3 минуты

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам

Самооценка. Оценивание группой и учителем «экспертов» и активных участников урока. Отметки.

Домашнее задание:

  • Выбор группы «генетиков» для следующего урока - назначение времени для консультации.
  • Работа с терминами: составить кроссворд «Биотехнология»
  • Ответить на вопросы:
  • Как  с помощью методов биотехнологии увеличить численность лекарственных, редких растений?
  • Как  заставить бактерии синтезировать человеческий инсулин, гомон роста и ферменты?
  • Чем отличаются  методы биотехнологии: генная и клеточная инженерия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет

Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников...

Технологическая карта урока Введение. Что изучает история

Технологическая карта урока Введение. Что изучает история...

Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Гаджеты в нашей жизни», Придаточные предложения условия (0 и 1 тип)».

Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Гаджеты в нашей жизни», Придаточные предложения условия (0 и 1 тип)»....

Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Страны и национальности», грамматическая конструкция have got/has got».

Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Страны и национальности», грамматическая конструкция have got/has got»....