Технологическая карта урока Введение. Что изучает история
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кольцов Сергей Александрович

Технологическая карта урока Введение. Что изучает история

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1 часть ТК. Пояснительная записка

Ф.И.О.  Кольцов С.А.
Предмет:  История
Класс:  5

Тема ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ

Цели: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и её первой части – истории Древнего мира;

способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;

воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;

продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.

Задачи

- образовательные: научить понимать, что, как и зачем  изучает история Древнего мира, сделать вывод о значимости исторической науки.

- развивающие: научить применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.

- воспитательные: формировать стартовую мотивацию к изучению нового.

Планируемые результаты

- личностные- Осознанное отношение к науке «История».

- метапредметные:

познавательные -анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

коммуникативные –слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами и  условиями коммуникации.

регулятивные -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделят необходимую информацию.

- предметные- овладевать целостным представлением о предмете История; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников, формулировать собственные гипотезы

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

2 часть ТК. Этапы работы на уроке

Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Учитель раздает листы с напечатанным словарем

Приветствие учителя .

 Всем пожать друг другу руку

Требование к урокам:  на уроках должны быть учебник, атласы,  дневник, тетрадь 48 листов,  в конце тетради –словарик, сдать тонкие тетради для письменных работ.

Проверяют наличие школьных принадлежностей.

В конце тетради пишут слово «словарь»

Подписывают тетради для письменных работ.

Быстрое включение в деловой ритм

Создание проблемной ситуации

(Формулирование темы урока). 

С каждым из нас случалась какая-нибудь история. У всего на свете есть своя история. Например – компьютер, благодаря развитию науки и техники появился этот замечательный предмет. Или рубель – приспособление для глажения белья – история современного утюга.

Слово «история» (описание) появилось в 5в. до н.э. (3 тыс. л.н.). Отец Истории – Геродот. Среди множества муз была Клио, покровительствующая истории .

А что такое история?  

Итак, история изучает прошлое человечества. Перед вами земной шар.

(слайд1): на карте покажите континенты, где находятся страны и народы.

Итак, мы изучаем всемирную историю.

Рассмотрим хронологию всемирной истории. Время развития называется хронология («хронос»). (Древняя (4 млн.л.н.- 5 в, средние века (5 в. – 15 в.), новая история (16в-19 в.), новейшая (20-21в.).

На  (слайд2)  рассмотрите диаграмму и распределите по хронологии этапы, после проверим правильный ответ

( слайд 3):

Как видите, древний мир имеет самые большие временные границы. Вопрос «Что мы будем изучать в 5 классе?»

  Древнюю историю как часть Всемирной истории.  

( слайд4): Задание мини-группам (по 2 парты):Выберите   3 вопроса, которые   нужны для формулировки нашей темы  самого первого урока истории (что, где, когда, как, кому, зачем,) и глагол  (получает, прилагает,  восклицает, изучает, одолевает)

Итак, наша тема одновременно и проблема, которую нам надо сегодня решить. (слайд5)

З

1. Делают записи в тетрадь  (оставляя место для темы урока)

Геродот –отец истории

Муза истории -Клио

2.Высказываются разные предположения, что такое история.

Например:

История - наука о развитии общества в прошлом и настоящим.

История - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

Запись в словарь

На карте показывают полушария

Запись в словаре

«всемирная история – история человечества (всего мира)»

«хронология – наука о времени»

Работают в тетради, один  у доски

Варианты ответов.

Версии: Что, как и зачем изучает история Древнего мира

Запись темы в тетрадях

Познавательные (П): 

- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи

- анализировать

- определять понятия

Коммуникативные (К):

- излагают свое мнение, аргументируя его,

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Регулятивные: (Р)

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии

Физкультминутка

Нам поможет незаменимый помощник на каждом уроке –   карта.

Физкультминутка «Роза ветров» (движения в разных направлениях, учитель называет эти направления)

-Рисуют «розу ветров»

Поиск решения проблемы (первичное усвоение новых знаний).

«ЧТО?»изучает история

(слайд 6)

Сравните современную карту и карту Древнего мира. Какое отличие вы найдете? Что ответили бы древние, если бы у них спросили: Сколько на земле континентов? (обсуждение в мини-группах)

Откройте содержание учебника и на установите последовательность изучения истории древних стран и народов.

Запишите в словарь определение Истории древнего мира ( слайд 7)

«Как?»- Подумайте, откуда мы можем узнать о жизни людей в Далеком Прошлом?

Ученые ищут следы жизни древнего человека, т.е. информацию, которую анализируют, а затем раскрывают картины исторического прошлого. Эти следы истории называются ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.

Задание: на каждой парте листок с историческим источником. У доски сгруппируйтесь по видам источников

Анализ  с детьми.

Напишите по 2 примера в тетради

-Итак, изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое.

История не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. Науки – помощницы, которые добывают исторические источники называют ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Задание: Работаем со словарем: определите по словарю и по иллюстрациям на слайде (слайд 8), какой источник какая наука изучает

Главный вопрос –зачем человечеству нужно знать  историю с Древнего мира? Может, достаточно того, что мы знаем о сегодняшних событиях?  

Так зачем человечеству древняя история?

-Находят отличие – древний мир- два континента (Африка, Евразия)

Устанавливают последовательность

Первобытность       Древний Восток       Древняя Греция            Древний Рим

-Запись в словарьИстория Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим

-письма, отпечатки , оружие  

Запись 

– Исторические источники – следы (ИНФОРМАЦИЯ) жизни людей

И.И.

Веществен письменные  устные

ные  

Работа парами, взаимопроверка

Ответы детей

Ответ:

Знать и гордиться достижениями (теорема Пифагора)

Учитывать ошибки, сделанные человечеством

Использовать знания, добытые в прошлом (республика, стекло, бумага, алфавит

Р:

-уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,

-проговаривать вслух последовательность производимых действий

П:

- строить логическую цепь рассуждений, используя знаково-символические средства для решения учебной задачи

К:

-высказывать свое мнение,

-    прислушиваться к мнению других,

- уметь работать в группах

Выражение решения проблемы (первичная проверка понимания)

ЧТО изучает история Древнего мира?

КАК историки узнают о том, что происходило миллионы и сотни тысяч лет назад?

Главный вопрос – ЗАЧЕМ человечеству нужно знать историю с Древнего мира?

Устные фронтальные ответы

П:

- обобщать, делать выводы;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

К:

1.Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Первичное закрепление.

1. Соотнести понятие и определение (слайд  9)

2.Подчеркни в тексте вещественные исторические источники:

Летописи, пословицы, предметы быта, одежда, песни, легенды, храмы, жилища, статуи, мемуары, монеты, оружие, украшения, мозаика, орудия труда, книжная миниатюра, хроники, законы, прикладное искусство

3. Задание №1 в Рабочей тетради (если будет время, если нет, то в д\з)

Индивидуальная работа, работа парами, взаимопроверка

П:

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2.Анализировать (выделять главное).

4. Обобщать, делать выводы.

К:

1.Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Домашнее задание

 

(слайд10)

Задание ИПД

Базовый уровень - выучить словарь,

Повышенный уровень - дополнить в словаре значения наук-помощниц из интернета;

Творческий уровень - небольшое сообщение «История одной вещи» по плану (вещь принести на урок или фото):

 1.Название,

2. Описание вещи, сколько  ей лет,

3. Какой это исторический источник,

4. Науки –помощницы и почему.

(5-6 предложений)

Запись в дневниках

Р:

- принимать цель, содержание и способы выполнения дом. задания

Рефлексия деятельности

Выходя из кабинета приклеить стикеры:

- Я активно добывал знания (зеленый)

- Я мог бы и лучше применить знания (желтый)

- На следующих уроках постараюсь активней действовать на уроке (белый)

Р:

- проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции  и сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 10 класс "Изучаем выражения с глаголом to mind"

Технологическая карта урока английского языка в 10 классе "Изучаем выражения с глаголом to mind". УМК "Enjoy English"...

Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля

Раздел  «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами пригот...

Технологическая карта урока "Счет лет в истории"

Урок открытия новых знаний, построенный на основе использования технологии проблемно-диалогического обучения. Результаты урока способствуют не только усвоению новых знаний, но и  формированию цел...

Технологическая карта урока географии "Геологическое время. История Земли как планеты."

Технологическая карта урока № 3 по географии в 7 классе по теме "Геологическое время. История Земли как планеты."...

Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Гаджеты в нашей жизни», Придаточные предложения условия (0 и 1 тип)».

Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Гаджеты в нашей жизни», Придаточные предложения условия (0 и 1 тип)»....

Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Страны и национальности», грамматическая конструкция have got/has got».

Технологическая карта урока «Введение НЛЕ на тему «Страны и национальности», грамматическая конструкция have got/has got»....