Технологическая карта урока "Счет лет в истории"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Гикст Наталья Маратовна

Урок открытия новых знаний, построенный на основе использования технологии проблемно-диалогического обучения. Результаты урока способствуют не только усвоению новых знаний, но и  формированию целостной картины мира, отражают метапредметный подход и междисциплинарные связи. Может быть практически полезен учителям истории, реализующим ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Счет лет в истории» по курсу «Истории Древнего мира» 5 класс

Технологическая карта урока: «Счет лет в истории» по курсу «Истории Древнего мира» 5 класс
Фамилия, имя, отчество учителя: Гикст Наталья Маратовна                                                                                                                                                                                               Класс: 5 класс   Дата: 06.10.2014
Название предмета: История
Тему урока: «Счет лет в истории»                                                                                                                                                                                                                                                 Тип урока: Урок открытия новых знаний                                                                                                                                                                                                                             Цель урока – обучающийся научится определять место исторических событий во времени, устанавливать последовательность и длительность событий,  объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э, н.э.), решать исторические задачи.                                                                                                                                                                                                           Планируемый результат обучения (в том числе и формирование УУД): формирование картины мира, актуализация жизненного опыта, формирование навыка работы в малой группе, построение речевых высказываний и монологической речи, формирование навыка целеполагания, осознания уровня и качества усвоения новых знаний.
Учебно-методический комплекс: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение , 2013

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап «Определение темы. Постановка цели и задачи урока» (5 мин.)

Высказывания мудрых о времени на выбор учителя одно или несколько на доске (на интерактивной доске)

Фронтальная беседа, мозговой штурм.

Подводящий диалог

Познавательные УУД:

Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, умение анализировать.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем в ходе фронтальной беседы, построение речевых высказываний.

Учитель предлагает обучающимся высказывание о времени и задает вопросы «О чём это высказывание?; О чём пойдет речь сегодня на уроке?»

«А что вы знаете о времени?; Что это за понятие? Можете ли объяснить?»

«Из этого следует, что сегодня на уроке мы должны познакомиться с каким понятием?»

Подводит итог этого этапа: называет тему и задачи на урок, которые определили обучающихся.

Обучающиеся ознакомившись с высказыванием, отвечая на вопросы приходят к тому, что речь на уроке пойдет о времени. Определяют вместе с учителем тему урока. Пытаются объяснить понятия «время», «историческое время», «хронология». Столкнувшись с проблемой нехватки знаний ставят перед собой задачу на урок: изучить понятия «историческое время», «хронология» , научится определять исторические даты.

Этап «Актуализация знаний, жизненного опыта» (15 мин.)

Понятия: «время», «хронология- наука о времени», «календарь – система летоисчисления».

Фронтальная беседа, мозговой штурм

Познавательные УУД: Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем в ходе фронтальной беседы, построение речевых высказываний.

Личностные УУД: формирование картины мира.

Учитель предлагает обучающимся поглядеть на часы и подумать над высказываниями «время идёт», «время пролетело» и т.п. Вопросы: Как вы думаете время движется? Время идет? Или часы идут, а время стоит? Как мы считаем время? и т.п.

Отвечая на вопросы обучающиеся приходят к выводу, что время идёт. Мы считаем время минутами, часами, а большие промежутки – годами, веками и даже тысячелетиями.

Понятия: «время», «Лента времени», «наша эра», «до нашей эры».

Проектная деятельность. Групповая работа.

  • Познавательные УУД: Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).  Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество друг с другом при работе в малых группах. Владение монологической и диалогической формами речи.

Учитель предлагает обучающимся изобразить схематично движение времени ( одним или несколькими символами, черточками, волнистыми, прямыми, линиями как угодно)

Задача учителя из всех вариантов  выбрать наиболее приближенный к Ленте времени и акцентировать на нём внимание обучающихся, познакомить ребят с Лентой времени (её изображение на интерактивной  доске)

Работают в группах по 4-5 человек. (1-я и 3-я парты каждого ряда поворачиваются к 2-ой и 4-ой соответственно) Обдумывают , изображают, объясняют. Группа должна выбрать одного (или двух-2-ой будет рисовать на доске) выступающих для защиты своего маленького проекта. Варианты выносятся на доску на общее обозрение, представитель группы дает объяснение тому, что изображено.

Физкультминутка (3мин.)

Этап «Открытие новых знаний» (10мин.)

Изучаем принцип счета лет в истории, учимся работать с лентой времени – откладывать на ней даты, чем отличается счет лет нашей эры от счета лет до нашей эры

Проблемное обучение

  • Познавательные УУД: Самостоятельное формулирование проблемы.
  • Самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера.

Прежде чем приступать к работе с Лентой, предлагает обучающимся познакомиться с датами жизни великих людей прошлого

Гай Юлий Цезарь (100-44гг.. до н.э.) Александр Македонский (356-323 гг..до н.э.)

Вопросы: Допущена ли ошибка при написании этих дат? В чём ошибка?

Обучающиеся предполагают, что учитель допустил ошибку и написал даты «наоборот», «задом наперед». Учитель утверждает, что прав и верно написал даты. Возникает спорная ситуация (проблема) разрешить которую можно только после знакомства с правилами современного летоисчисления - календаря.

Современная система летоисчисления от Рождества Христова, Григорианский календарь,  принцип откладывания дат до нашей эры как в математике – как бы в «обратную сторону», при   этом время движется в заданном направлении – вперёд! Поэтому даты до н.э. пишутся в обратном счете. Ближайшим годом к рубежу н.э. будет 1 г. до н.э., следующий 2-й, 3-й гг.. до н.э. и т.д. вглубь веков.

Объяснительно-иллюстративный

  • Познавательные УУД: 
  • Самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера. Построение логической цепи рассуждений.        Личностные УУД: формирование картины мира.

Учитель знакомит обучающихся с современной системой летоисчисления от РХ, акцентирует внимание обучающихся на том, что время движется в одном направлении и до н.э.  и в н.э., но даты до н.э. пишутся в обратном отсчете как в математике. Ближайшим годом к рубежу н.э. будет 1 г. до н.э., следующий 2-й, 3-й гг.. до н.э. и т.д. вглубь десятилетий, веков, тысячелетий.   Предлагает обучающимся схематично отложить на Ленте времени годы жизни Цезаря и А.Македонского.  Учитель ещё раз задает вопросы: Правильно ли написаны даты жизни исторических личностей? Допущена ли при написании дат ошибка?

Обучающиеся учатся работать с Лентой времени. Изображают Ленту в тетради и  схематично откладывают на ней годы жизни Цезаря и А.Македонсго все в тетради и двое об-ся у доски. Отвечая на вопросы учителя приходят к заключению, что ошибка не была допущена, всё верно.

Запомни. Счет лет в нашу эру (н.э.) ведется от меньшего числа к большему, а счет лет до нашей эры (до н.э.) ведется в обратном порядке, т.е. от большего числа к меньшему.

Этап «Практического применения новых знаний» (5 мин.)

Учитель заранее готовит материал к этому этапу урока. Задачи на летоисчисление должны лежать на парах в печатном варианте. (см. приложение)

Работа в парах (или индивидуально).

  • Познавательные УУД: Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество друг с другом при работе в малых группах.

Учитель предлагает решить по одной задаче на летоисчисление. Задачи заранее распечатаны и розданы.

Работа в парах – решение задач

Этап «Диагностика результатов урока» (5мин.)

Фронтальная беседа.

Регулятивные УУД: осознание уровня и качества усвоения новых знаний их практического применения.  Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем в ходе фронтальной беседы, построение речевых высказываний.

Учитель задает вопросы такого плана: Что нового узнали на уроке? На основании чего было построено новое знание? Для чего оно используется? Пригодится ли новое знание в жизни? В учебе? Как оцениваете свою работу на уроке? Есть ли к себе замечания? Пожелания?

Отвечая на вопросы, учащиеся подводят итоги урока, дают оценку своей деятельности, практической значимости нового знания. Учатся критически относиться к ситуации и к себе.

Этап «Домашнее задание» (2 мин.)

Рабочая тетрадь по «Истории Древнего мира», автор Годер Г.И., задания №18, 19, 20, 21. Учебник с.28-30.

Коммуникативные УУД: планирование образовательного процесса.

Учитель дает задание, поясняет как выполнять.

Записать в дневник

Приложения

1. Мудрые высказывания о времени

«Один час сегодня стоит двух часов завтра» (Т. Фуллер)

«Время – это самое дешевое и самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему- мы получаем все» (Я. Раинис)

«Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время – всего дороже» (А.В.Суворов)

«Каждое потерянное мгновение- потерянное дело, потерянная польза» (Ф.Честерфилд)

2. Задачи на летоисчисление

1. Какое событие стало началом I века н. э.? Начертите линию времени и отметьте его.  

2.Древнее Двуречье, здесь в 1770 г. до н. э. были написаны сказания о красавице-богине Иштар. В прошлом году глиняные таблички с текстами сказаний были найдены на месте древнего городища во время раскопок. Сколько лет они пролежали в земле?

3. Подумай и отметь на линии времени с какого года начинается 6 в. н. эр. и 6 в. до н. эр. Какой век был раньше и на сколько?

4. Подумай, с какого года начинается 17 в. н. эр. и 17 в. до н. э.? Отметь эти даты на линии времени. Посчитай, сколько веков вошло в этот временной промежуток

5. Какой год был перед 50-ым годом до н. э.? Какой год будет следующим? К какому веку относятся эти даты? Отметьте даты на линии времени.

6. Рассчитайте, сколько лет прошло от первого упоминания о Москве до наших дней? Изобразите графически временной промежуток.

7. Какой год был раньше 525 н. э. или 525 до н. э. На сколько? Покажите даты на линии времени.

8. Отметьте на линии времени 338г. до н. эр, 490г. до н. эр, 480г. до н. эр. Какие события освещают эти даты?

9. Сколько лет тому назад (т.н.) произошла Марафонская битва ?

10. Мог ли египетский фараон Хеопс знать о столице Российского государства Москве? Могли ли путешественники жители древней Москвы знать о фараоне Хеопсе? Отметьте даты на линии времени.

11. Отметьте на линии времени образование единого государства в Египте и постройку пирамиды Хеопса. Какое событие произошло раньше?

12. Сколько веков существует буддизм? Сколько это лет? Отметьте век возникновения буддизма на линии времени.

13.Пусть финикийский вельможа «Х» жил в 1850 году до н. эр., мог ли он приехать в Египет, чтобы поклониться самому фараону Хеопсу? Подтверди свой ответ расчетами, отметь даты на линии времени.

14. Во время войны в Греции писатель Исократ утверждал: «Врага боятся меньше, чем собственных граждан. Богатые скорее готовы бросить свое имущество в море, чем отдать его беднякам; а для бедных нет ничего желаннее, как оградить богатых». О каком событии идет речь? Вспомни дату и отметь ее на линии времени. Это событие было раньше или позже Греко-персидских войн? На сколько лет?

15. Охотниками за сокровищами в одном из курганов был найден кусок керамической плитки с надписью: «Внимание! Здесь в 187 г. до н.э. был разрушен Карфаген!». Кладоискатели предложили ученым выкупить находку, но историки усомнились в её подлинности. Почему? Приведите доказательства, которые могли использовать ученые.

16. Отметьте на линии времени начало и окончание похода А. Македонского на Восток. Как долго длился поход?

17. Мог ли вождь восставших римских рабов Спартак знать наизусть стихотворения А.С. Пушкина? Для ответа используй линию времени.

18. Учение при раскопках в Греции обнаружили два сосуда. Один чернофигурный, другой краснофигурный и надпись: «Эти сосуды сделал мастер Цинь в Х в. до н.э., уроженец Китая.». Осмотрев сосуды, ученые решили, что надпись фальшивая. Почему?

19. Что было раньше: Троянская война или битва при Херонее. На сколько лет? Ответ изобразите графически.

20. Расположите даты по ходу летоисчисления: 612 г. н.э., 1500 г. до н.э., 480 г. до н.э., 395 г. н.э., 14 г. до н.э., 3000 г. до н.э., 476 г. н.э.

21. Могли ли основатели Рима Ромул и Рем знать об олимпийских играх, участвовать или быть зрителями? Для ответа используй линию времени.

22. Сколько прошло лет от основания Рима до наших дней? Отметьте даты на линии времени.

23.Октавиан Август дружески похлопал по плечу соседа: - « Ну, как, дружище, Перикл дела?» Подумай, могла ли произойти такая историческая встреча? Для ответа используй линию времени.

24.Расчитай, на сколько лет правление Хаммурапи было раньше, чем правление Трояна в Риме. Не забудь отметить даты на линии времени.

25. Что было раньше Троянская война или Взятие Рима готами? Для решения используй линию времени.

26. Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

 27. Какой год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э. ?

28. Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

29. Сколько лет тому назад (т.н.) закончилась Северная война ?

3. Памятка для работы в группе

Памятка для работы в группе:

  1. Настроиться на работу
  2. Повторить задание
  3. Слушать не перебивая
  4. Распределить роли
  5. Любые идеи имеют ценность
  6. Уважать друг друга

Памятка для работы в группе:

  1. Настроиться на работу
  2. Повторить задание
  3. Слушать не перебивая
  4. Распределить роли
  5. Любые идеи имеют ценность
  6. Уважать друг друга

Памятка для работы в группе:

  1. Настроиться на работу
  2. Повторить задание
  3. Слушать не перебивая
  4. Распределить роли
  5. Любые идеи имеют ценность
  6. Уважать друг друга



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, высылаем информацию с сайта Кузбасской митрополии о вашем участии в проекте http://mitropolit.info/2016/12/28/68540.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 7 класс история

Используется при работе с ФГОСами, формируются УУД. Особо выделена работа учащихся и учителя на уроке....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория). Урок проводился в рамках дня науки, как лаборатория для учащихся разных классо...

Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Технологические карты по предмету "Всеобщая история. 5 класс"

Представлено полное (68 часов) планирование курса....

Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса

Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....

Технологическая карта изучения темы "Геологическая история и рельеф Северного Кавказа"

Учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического ...