Технологическая карта изучения темы "Геологическая история и рельеф Северного Кавказа"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Ковалев Павел Владимирович

Учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Что такое технологическая карта урока и как ее составлять и с ней работать?

Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

УМК - учебник по географии для 8 класса И.И.Баринова "География. Природа России", М. "Дрофа", 2014

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Ф.И.О. Ковалев Павел Владимирович

Предмет: география

Класс: 8

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Геологическая история и рельеф Северного Кавказа»

Цели

Образовательные: Создать образ Кавказских гор.

Сформировать знание о взаимосвязи тектонических структур и месторождениях полезных ископаемых.

Воспитательные: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитывать чувство любви к родной стране, прививать чувство толерантности к людям других культур.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.

-  Регулятивные УУД: умение управлять своей познавательной деятельностью.

- Коммуникативные УУД: умение работать в группе.

- Познавательные УУД: умение определять причинно-следственные связи.

Планируемый результат

Предметные:

Знать:  Новый термин – лакколиты,

Уметь: анализировать текст учебника, карты атласа и делать выводы

Личностные: овладение на своем уровне системой географических знаний о Кавказе и умений работы с географической информацией, применение знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные: Формировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практические умения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Основные понятия

Рельеф, лакколиты, тектонические структуры, полезные ископаемые (нефть, газ, рудные).

Межпредметные связи

Литература, история, физика, химия

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник

презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

I. Организационный момент (2 мин)

Занимают свои места, готовятся к уроку, приветствуют экспертов и гостей

Представляется, готовится к уроку, предлагает обучающимся поздороваться с гостями.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Формулируют тему урока, постановка целей.

Корректирует формулировку темы, целей.

Прослушивание народной кавказской музыки, знакомство с минералогической коллекцией, актуализация знаний о причинно-следственных связях окаменелых останков моллюсков в горных породах.

Умение логически рассуждать, находить причинно-следственные связи

III. Изучение нового

 (5 мин)

Физкультминутка         (2 мин)

Выполняют исследовательско-поисковую работу в группах.

Игра «Расставь вершины Кавказа по высоте».

Корректирует и направляет ход работы.

Применяет здоровьесберегающие технологии

Изучают горные породы и минералы в коллекции, устанавливают причинно-следственные связи (окаменевшие останки донных животных - морских моллюсков, найденные в горах Северного Кавказа).

На контурной карте отмечают границы изучаемого региона, тектонические структуры, ресурсы, природные комплексы и горные хребты с вершинами.

Построиться в шеренгу, предварительно распределив членов команды в специальном порядке убывания высот предложенных гор Кавказа (Эльбрус, Дыхтау, Каштантау, Казбек, Базардюзю, Эрцог).

Иметь представление о рельефе, знать классификацию горных пород, устанавливать связи между областями складчатости, горными системами и месторождениями полезных ископаемых.

Уметь применять географические знания в повседневной жизни.

 Уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.

Обучаться устанавливать причинно-следственные связи.

Читать схемы и анализировать текст, выделять главное, четко формулировать ответ на поставленный вопрос, работать в команде.

Уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.

Выполнять различные социальные роли.

IV. Закрепление  нового (5 мин)

(3 мин)

Представители групп докладывают о выполненной работе.

Изучают новое понятие – лакколиты.

Слушают, смотрят слайд-шоу

Задает наводящие вопросы, объясняет новое понятие – лакколиты.

Читает стихи о Кавказе

Совмещают выполненные контурные карты, анализируют и делают выводы

Устанавливать причинно-следственные связи (окаменевшие останки донных животных - морских моллюсков, найденные в горах Северного Кавказа) в результате предложенного задания на развитие критического мышления.

Иметь представление о рельефе, знать классификацию горных пород, устанавливать связи между областями складчатости, горными системами и месторождениями полезных ископаемых.

Уметь логически рассуждать, приводить верные примеры

Выделять главное, четко формулировать свой ответ на поставленный вопрос.

V. Обобщение (3 мин)

.

(3 мин)

Записывают свои мысли

Отвечают на вопросы

Подводит итог

Проводит блиц-опрос

«Мысли во времени» (рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту).

Иметь представление о геологическом и тектоническом строении, рельефе Кавказа.

Уметь вычленять профессии, о которых говорилось на уроке.

Формировать чувство патриотизма, любви к своей стране.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Говорят о том, что было интересно на уроке, что узнали нового, комфортно ли было работать в группах, хотели бы еще раз провести урок с Павлом Владимировичем?

Зачитывают ответы на «Мысли во времени»

Обобщает, задает наводящие вопросы, поддерживает, подбадривает, мотивирует.

Благодарит за урок обучающихся, коллег, гостей.

Поощряет лучших обучающихся брошюрой «Охрана окружающей среды в Невском районе»

Получение «обратной» информации «Мысли во времени» (рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту).

.

Анализировать процессы и явления географической среды, их изменениями в результате природных воздействий, оценивать их последствия.

 Развивать умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Представлять себя, вести дискуссию.

VIII. Домашнее задание (1 мин)

Записывают повторить материал § 35, устно ответить на вопросы стр. 200.

Дифференцированое задание:

1.Презентация на тему: «Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф»;

2. Рисунок гор Кавказа

3.Синквейн, навеянный материалом урока.

Формулирует, уточняет, дает консультацию.

Дифференцированное:

- Нарисовать рисунок гор Кавказа

- Написать синквейн, навеянный материалом урока

- Сделать презентацию на тему: «Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф»

Иметь представление о геологической истории и рельефе Кавказа.

Уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Иметь эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме "ГП и рельеф Австралии "

Этот материал используется при работе по модульной технологии обучения. Материал  раздаточный для каждого учащегося....

технологическая карта урока "Австралия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые"

Урок "Австралия. Географическое положение материка. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые" , 7 класс по ФГОС.  На уроке представлена как индивидуальная, так и групповая фо...

Технологическая карта изучения темы «Известные люди, которые вошли в историю».

Образовательные цели: Формирование грамматических и лексических навыков – умение использовать глагол to be в прошедшем времени, умение называть даты, умение называть профессии...

Технологическая карта урока по истории России 8 класс Тема урока: «Начало Северной

Технологическая карта урока  по истории России  8 класс Тема урока: «Начало Северной войны»...

Технологическая карта урока "Геологическое строение и рельеф Северной Америки"

Технологическая карта урока "Геологическое строение и рельеф Северной Америки"...