Главные вкладки

    Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
    план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

    Емелюкова Надежда Николаевна

    Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt-uroka_emelyukovoy_n.n.doc124 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта открытого урока по истории в 7 «А» классе

     по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

    педагога Емелюковой Надежды Николаевны.

    Тип урока по главной дидактической цели: комбинированный урок.

    Режим урока: интерактивный.

    Цель урока: сформировать у учащихся знания о решении внешнеполитических задач России в 1725-1762гг.

    Задачи урока:

    1. Обучающая: познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в период дворцовых переворотов;
    2. Развивающие:

    - формировать у учащихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;

    - развивать у учащихся аналитико-прогностические навыки, творческие и когнитивные способности;      

          3)   Воспитательная: формировать у обучаемых  толерантность, умение

                работать в команде; воспитание культуры учебного труда. Прививать чувство патриотизма и гордости за Родину

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1725-1762 гг.
    • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по периоду дворцовых переворотов в России

    Метапредметные:

    • Формирование и развитие навыков работы с интерактивной картой
    • Развитие навыков работы в малых группах и парах
    • Освоение универсальных учебных действий (УУД)
    • умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи  (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации
    • овладение основами принятия решений  и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности, владение основами рефлексии
    • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы
    • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера

    Личностные:

    • осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
    • осмысление социально-нравственного опыта России 1725-1762гг.;
    • формирование эмпатии, как способа эффективной коммуникации партнёров и создания ощущения психологического комфорта при общении

    Ресурсы:

    1. Информационные (УМК)

    Программа:  «История России 6-9 класс». Данилов А.А., Косулина Л.Г.

    Учебник: «История России»  7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

    1. Технические

    Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, ПК (для работы с Интернет-ресурсами в локальной сети).

    Наглядность: карта-навигатор в сети Интернет, слайдовая презентация с анимацией. 

    http://моу84.росшкола.рф/metodicheskaya-kopilka/

    1. Технологические

    Используются технологии : интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)

    1) ИКТ-технологии:

    - работа с локальной сетью

    - работа с картой-навигатором

    - работа с электронной почтой (учащиеся отправляют домашнее задание себе на почту, сохраняя его в «черновиках», чтобы дома проработать и отправить на почту учителю)

    - работа с текстовым редактором Word

    2) технология проблемного обучения:

    - работа с проблемным полем в начале урока

    - работа с выделениеv проблемы от заданного действия (Зачем князь проводил данную реформу?  Какую проблему он решал?)

    Этапы урока

    Содержание (этапа урока)

    Планируемые результаты

    УУД

    Предметные

    Личностные

    1 этап

    Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности.

    5 мин.

    Тема на мультимедийной доске

     (слайд 1) «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

    http://моу84.росшкола.рф/metodicheskaya-kopilka/

    Мотивирование обучаемых с помощью вопросов (введение в тему):

    - Что там нужно будет сегодня на уроке делать? (актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);

    - «Что бы вы хотели узнать в рамках данной темы урока?» (для создания условий для возникновения у обучаемых внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

    - «Как вы думаете, какова сегодня цель урока?» (учащиеся проговаривают цель урока), т.е. устанавливает тематические рамки («могу»).

    - самоопределение (Л);

     -смыслообразование(Л);

    - внутренняя позиция школьника (Л);  

     - учебно-познавательная мотивация (Л);

    - планирование учебного сотрудничества (К)

    Формирование мотивации на исследование темы.

    2 этап

    Целевой

    2 мин.

    Для того, чтобы учащиеся осознали цель и задачи учитель использует наводящие вопросы ( слайде 2): (используется технология проблемного обучения «Снежный ком»)

    -Что такое внешняя политика? (предполагаемый ответ – отношения с другими странами)

    - Какие задачи во внешней политике были решены при Петре Великом? (предполагаемый ответ: Завоевал выход в Балтийское море.)

    -Какие задачи остались нерешенными? (Не смог завоевать выход в Черное море,)

    - Исходя из таблицы в тетрадях обучаемых по пар. 14  (рассмотренной на предыдущем уроке )  Какие задачи во внешней политике  предстояло решить  России в 1725-1762гг? Как изменились направления внешней политики

    Кто назовет проблемное поле урока?

     На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия (размышления) и фиксация индивидуального затруднения.

    Соответственно, этот этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

    Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. 

            Учащиеся называют проблемное поле               «  Какие направления внешней политики стали основными для России в данный период ».

    - мотивационная основа учебной деятельности (Л);

    - смыслообразование (Л);      - эмпатия (Л);

    - анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);

    - структурирование знаний (П);

    - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);

    - использование знаково-символических средств (П);

    - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

    - построение логической цепи рассуждений (П);

    - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

    - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

    - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

    - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

    - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

    - волевая саморегуляция (Р)

    Знание построения причинно-следственных связей изучаемых явлений.

    Мотивация на активность

    3 этап

    Содержательный

    15 мин.

    Часть 1

    Учитель:

    В рамках цели нашего урока мы сегодня познакомимся с основными направлениями внешней политики России. Почему в эпоху дворцовых переворотов некоторые внешнеполитические задачи страны не были решены?  Чем определялись основные направления внешней политики? Какую роль в этот период сыграли Б.Х. Минних; В.В. Фермор ; С.Ф.Апраксин; П.П. Ласси; П.С.Салтыков.?

    Учитель: открываем тетради, записываем подзаголовок «Русско-польская война» (слайд 4). 

    Теперь давайте посмотрим карту- навигатор «Россия и Речь Посполитая» (слайд 5).

    Учитель.

    Как складывались отношения  нашей страны с Речью Посполитой на протяжении последнего столетия?. Кто помнит основные события этих отношений?

    Ожидаемый ответ учащихся…..

    После Смуты наша страна боролась за возвращение  отторгнутых  земель . в 1667 г. Было подписано Андрусовское перемирие.  В  1686 году        « Вечный мир» , которые положили начало мирным союзническим отношениям между  Россией и Польшей.

    Учитель..

    Смотрим на слайд 6 «Русско-турецкая война», конспектируем информацию:

    - В 1736 г. начался новый крымский поход во главе с генерал-фельдмаршалом Б.К. Миннихом .

    Вопрос классу….

    Каковы результаты этой войны? Почему именно это направление во внешней политике стало основным?  

    Как сегодня рассматривается вопрос о присоединении Крыма к России? (дискуссия)

    Работа с датами и понятиями:

    Учащиеся записывают новые даты (1733-1735 Русско-польская война; 1735-1739 Русско-турецкая война) в словарик- коалиция.

    Учитель подводит итог дискуссии: то, что южное направление  внешней было и остается важным для обеспечения безопасности границ государства. .

    На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения в формировании цепочки знаний по внешнеполитическим задачам

    Для этого они должны:

    1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

    2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    Учитель…

    Какое следующее направление?  Сохранение позиций России на Балтике.

    Задание. Кто напишет основные события  Русско –шведской войны.    (слайд 7). 

    Учащийся пишет в локальной сети фразы (которые видны на большом экране всем): 1741-1743 русско –шведская война ; Армия П.П.Ласси разбила шведские войска; Абоский мир; «

    - учебно-познавательный интерес (Л);

    - смыслообразование (Л);

    - эмпатия (Л);

    - волевая саморегуляция (Р);

    - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

    - подведение под понятие (П);

    - использование знаково-символических средств (П);

    - определение основной и второстепенной информации (П);

    - постановка и формулирование проблемы (П);

    - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

    - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

    Основные направления внешней политики в период дворцовых переворотов

    Уметь анализировать карту территориальных изменений границ государства .

    Формирование принципов самоактуализации, стремления достигать результатов (успеха)

    Содержательный

    часть 2

       Учитель:    Россия прочно утвердилась в Прибалтике и в ходе многочисленных войн показала себя одной из сильнейших в военном отношении держав Европы. Ей удалось также расширить свою территорию за счет казахских и некоторых дальновосточных земель.

        В то же время Россия так и не добилась выхода в Черное море. Не были решены                           « украинский» и « белорусский» вопросы.

     

    На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий правительства России

    - ставят цель,

    - выбирают способ,

    -- строят план достижения цели;

    - определяют средства, ресурсы и сроки.

    Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

    Вывод6

    Решение этих задач выпало на период правления Екатерины  Великой.

    - самоопределение (Л);

    - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

    - постановка познавательной цели (П);      - познавательная инициатива (Р);

    - планирование, прогнозирование (Р);  

    - построение логической цепи рассуждений (П);

    - использование знаково-символических средств (П);

    - построение речевых высказываний (П);

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

    - определение основной и второстепенной информации (П);

    - планирование учебного сотрудничества (К);

    - разрешение конфликтов (К)

    - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К

    - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);

    - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

    Итоги внешней политики России на южном и западном направлениях.

    Формирование познавательной мотивации обучаемых

    4 этап

    Практический

    1 часть

    7 мин.

    Работа с ПК

    Работа с e-mail

    Учитель…

    Слайд 8.  В 1756-1757гг. сложились две коалиции европейских государств, противостоящих друг другу: Пруссия и Англия с одной стороны , а с другой –Франция, Австрия , Россия и Саксония.

     Россия участвовала в этом союзе  с целью уберечь от Пруссии свои прибалтийские приобретения. С 1757 года в войну с Пруссией вступила Рос

    А теперь давайте обратимся к ПК. На рабочем столе ваших ПК документ в текстовом редакторе word, в нем таблица.

    Место сражения

    Год

    Результаты сражения

    Гросс-Егерсдорф

    Цорндорф

    Кунерсдорф

    Берлин

    Кольберг

    Задание. Откройте свою электронную почту, сохраните  в черновиках (почты) данный документ. Дома откроете, заполните таблицу и перешлете по почте учителю.

    На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

    Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

    В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    Оценка работы по проблеме урока. Учитель…

    Какие внешнеполитические задачи были решены Россией  в ходе Семилетней войны ?

    На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

    - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

    - осознание ответственности за общее дело (Л);

    - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

    - чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);

    - установка на здоровый образ жизни (Л);

    - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация(П);

    - волевая саморегуляция (Р);

    - выдвижен познавательная инициатива (Р);

    - использование знаково-символических средств (П);

    - поиск необходимой информации (П);

    - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);

    - самостоятельное создание алгоритмов деятельности(П);

    - установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);

    - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К

    - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

    - достижение договоренностей и согласование общего решения (К);- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников К

    - управление поведением партнера (К);

    - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)

    Знать основные события  Семилетней войны..

    Умения анализировать  расстановку политических сил исходя из интересов своего государства.

    Умение проводить самооценку и взаимооценку

    Формирование познавательной мотивации обучаемых

    Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические  особенности личности  

     Практический

    2 часть

    6 мин.

    Учащиеся заполняют таблицу в текстовом редакторе word (учитель видит ее заполнение на большом экране по локальной сети)

    Место сражение

    Год

    Результат.Командующий.

    Гросс-Егерсдорф

    1757

    Прусская армия разбита .П.А.Румянцев

    Цорндорф

    1758

    Отступление прусской армии. В.В. Фермор

    Кунерсдорф

    1759

    Блестящая победа над пруссаками. П.С. Салтыков.

    Берлин

    Кольберг

    1760

    1761

    Русские войска вошли в Берлин.

    Русские овладели крепостью.

    Петр 3  прекратил военные действия.

    При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

    В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

    - анализ, сравнение, классификация (П);

    - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

    - использование знаково-символических средств (П);

    - волевая саморегуляция (Р)

    - познавательная инициатива (Р);

    - использование общих приемов решения задач (П);

    - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

    - рефлексия способов и условий действия (П);

    - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р)

    - выделение и формулирование проблемы (П);

    - постановка познавательной цели (П);

    - постановка и формулирование проблемы  достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

    - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

    Умение проводить самооценку и взаимооценку

    Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические  особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку

    5 этап

    Контроль и самоконтроль знаний

    6 мин.

    Учитель проводит 5-тиминутный тест по новой теме. Учащиеся проверяют ответы по клише (взаимопроверка).

    На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

    Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

    - анализ, синтез, сравнение,  классификация (П);

    - поиск и выделение необходимой информации П;

    - моделирование, преобразование модели (П);

    - умение структурировать знания (П);

    - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

    - использование знаково-символических средств (П);

    - свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

    - использование общих приемов решения задач (П);

    - построение речевых высказываний (П);

    - подведение под понятие П

    - выведение следствий (П);

    - доказательство (П);

    - планирование учебного сотрудничества (К);

    - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К

    - постановка вопросов (К);

    - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);

    - управление поведением партнера (К)

    Умение проводить самооценку и взаимооценку

    Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические  особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку

    6 этап

    Подведение итогов урока

    1 мин.

    Каковы итоги нашего урока?

    На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

    Комментированное выставление оценок

    - формулирование и аргументация своего мнения (К);

    - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К

    Умение осуществлять синтез информации

    Мотивация на обобщение результата работы на уроке

    7 этап

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    2 мин.

    На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

    В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Учитель….

    Что для вас было интересным на уроке?

    О чем бы вам хотелось узнать побольше?

    В чем были трудности?

    Выставление оценок за урок с комментарием:

    - за фронтальную работу в классе, за работу в дискуссии

    - за индивидуальную работу (отличившихся в работе с заполнением данных в локальной сети)

    - внутренняя позиция школьника (Л);

    - самооценка на основе критерия успешности (Л);

    - рефлексия способов и условий действия (П);

    - эмпатия (Л);

    - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

    - контроль и оценка процесса и результатов деятельностиП

    - формулирование и аргументация своего мнения (К);

    - планирование учебного сотрудничества (К)

    Умение проводить самооценку и взаимооценку

    Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические  особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку

    8 этап

    Информация о Д/З

    1 мин.

    Комментирование домашнего задания

    Базовый уровень - параграф 23

    Повышенный уровень - подготовить выступления о полководцах периода дворцовых переворотов.

    Высокий уровень - составить презентацию по теме «Основные направления внешней политики России в 1725-1762гг..»

    Приложение 1 Основные понятия и даты, изучаемые в рамках темы.

    Приложение 2 Тест

    Приложение 3 Слайды презентации

    Приложение 4 Ссылка и скриншот фильма

    Заместитель руководителя МБУ «Школа №84»:   _______________________ / Н.В. Прокофьева/

    Приложение 1        

    Основные понятия и даты, изучаемые в рамках темы:

    1. Коалиция;
    2. 1733-1735гг.;
    3. 1735-1739гг.;
    4. 1741-1743гг;
    5. 1756-1762гг.;

     Приложение 2

         Тест

     1.Пивести в соответствие:

      1.1733-1735гг.                   а) Русско-шведская война;

      2.1735-1739гг.                   б) Русско-польская война;

      3.1741-1743гг.                   в) Русско- турецкая война;

      4.1757-1761гг.                   г) Участие России в Семилетней войне.

     1. Б.Х.Минних                     а) разгром шведских войск;

     2. П.П. Ласси                       б) возглавил новый крымский поход;

     3. П.С. Салтыков                 в) сражение под Гросс-Егерсдорфом;

     4. П.А. Румянцев                 г) победа под Кунерсдорфом;

     

    2. Привести в хронологическую последовательность событий:

         А). Ништадский мир;

         Б). «Вечный мир» России с Польшей;

         В). Абоский мир со Швецией;

         Г). Заключение союза с Фридрихом !!;

    Ключ:   1. б в а г;

                  2. б а г в;

                  3 Б А В Г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта открытого урока английского языка по теме “Family. Getting on well with the family” в 5-м классе.

    Цель урока -  создать условия для формирования лексических навыков по данной теме с выходом на устную монологическую речь в качестве домашнего задания.Обучающие:практика речевой деятельности (мон...

    Технологическая карта открытого урока английского языка на тему "Моя семья" в 5 классе (УМК "Spotlight - 5")

    Технологическая карта даёт подобное описание открытого урока английского языка в 5 классе на тему "Моя семья" (УМК "Spotlight-5"). В ней представлены этапы урока с подробным описанием деятельности уче...

    Урок по истории 8 класс Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

    Урок по истории "Внешняя политика России в 1813-1825 гг." рассчитан на учащихся 8 класса, которые обучаются по программе Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Данный урок раскрывает значение заграничных похо...

    ПЛАН УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»

             План  урока  истории  по  теме   «Внешняя политика России   в эпоху  Екатерины Второй»...

    Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

    Технологическая карта открытого урока по истории в 6  классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ

    Тема по истории "Дворцовые перевороты" проводится как практическое занятие с использованием докладов по теме. Разработана инструкционно-технологическая карта урока, используется наглядный ма...

    Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"

    Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры....