Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Емелюкова Надежда Николаевна

Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-uroka_emelyukovoy_n.n.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по истории в 7 «А» классе

 по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

педагога Емелюковой Надежды Николаевны.

Тип урока по главной дидактической цели: комбинированный урок.

Режим урока: интерактивный.

Цель урока: сформировать у учащихся знания о решении внешнеполитических задач России в 1725-1762гг.

Задачи урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в период дворцовых переворотов;
  2. Развивающие:

- формировать у учащихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;

- развивать у учащихся аналитико-прогностические навыки, творческие и когнитивные способности;      

      3)   Воспитательная: формировать у обучаемых  толерантность, умение

            работать в команде; воспитание культуры учебного труда. Прививать чувство патриотизма и гордости за Родину

Планируемые результаты:

Предметные:

  • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1725-1762 гг.
  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по периоду дворцовых переворотов в России

Метапредметные:

  • Формирование и развитие навыков работы с интерактивной картой
  • Развитие навыков работы в малых группах и парах
  • Освоение универсальных учебных действий (УУД)
  • умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи  (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации
  • овладение основами принятия решений  и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности, владение основами рефлексии
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы
  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера

Личностные:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
  • осмысление социально-нравственного опыта России 1725-1762гг.;
  • формирование эмпатии, как способа эффективной коммуникации партнёров и создания ощущения психологического комфорта при общении

Ресурсы:

  1. Информационные (УМК)

Программа:  «История России 6-9 класс». Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Учебник: «История России»  7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

  1. Технические

Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, ПК (для работы с Интернет-ресурсами в локальной сети).

Наглядность: карта-навигатор в сети Интернет, слайдовая презентация с анимацией. 

http://моу84.росшкола.рф/metodicheskaya-kopilka/

  1. Технологические

Используются технологии : интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)

1) ИКТ-технологии:

- работа с локальной сетью

- работа с картой-навигатором

- работа с электронной почтой (учащиеся отправляют домашнее задание себе на почту, сохраняя его в «черновиках», чтобы дома проработать и отправить на почту учителю)

- работа с текстовым редактором Word

2) технология проблемного обучения:

- работа с проблемным полем в начале урока

- работа с выделениеv проблемы от заданного действия (Зачем князь проводил данную реформу?  Какую проблему он решал?)

Этапы урока

Содержание (этапа урока)

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Личностные

1 этап

Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности.

5 мин.

Тема на мультимедийной доске

 (слайд 1) «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

http://моу84.росшкола.рф/metodicheskaya-kopilka/

Мотивирование обучаемых с помощью вопросов (введение в тему):

- Что там нужно будет сегодня на уроке делать? (актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);

- «Что бы вы хотели узнать в рамках данной темы урока?» (для создания условий для возникновения у обучаемых внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

- «Как вы думаете, какова сегодня цель урока?» (учащиеся проговаривают цель урока), т.е. устанавливает тематические рамки («могу»).

- самоопределение (Л);

 -смыслообразование(Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);  

 - учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

Формирование мотивации на исследование темы.

2 этап

Целевой

2 мин.

Для того, чтобы учащиеся осознали цель и задачи учитель использует наводящие вопросы ( слайде 2): (используется технология проблемного обучения «Снежный ком»)

-Что такое внешняя политика? (предполагаемый ответ – отношения с другими странами)

- Какие задачи во внешней политике были решены при Петре Великом? (предполагаемый ответ: Завоевал выход в Балтийское море.)

-Какие задачи остались нерешенными? (Не смог завоевать выход в Черное море,)

- Исходя из таблицы в тетрадях обучаемых по пар. 14  (рассмотренной на предыдущем уроке )  Какие задачи во внешней политике  предстояло решить  России в 1725-1762гг? Как изменились направления внешней политики

Кто назовет проблемное поле урока?

 На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия (размышления) и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, этот этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. 

        Учащиеся называют проблемное поле               «  Какие направления внешней политики стали основными для России в данный период ».

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);      - эмпатия (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- волевая саморегуляция (Р)

Знание построения причинно-следственных связей изучаемых явлений.

Мотивация на активность

3 этап

Содержательный

15 мин.

Часть 1

Учитель:

В рамках цели нашего урока мы сегодня познакомимся с основными направлениями внешней политики России. Почему в эпоху дворцовых переворотов некоторые внешнеполитические задачи страны не были решены?  Чем определялись основные направления внешней политики? Какую роль в этот период сыграли Б.Х. Минних; В.В. Фермор ; С.Ф.Апраксин; П.П. Ласси; П.С.Салтыков.?

Учитель: открываем тетради, записываем подзаголовок «Русско-польская война» (слайд 4). 

Теперь давайте посмотрим карту- навигатор «Россия и Речь Посполитая» (слайд 5).

Учитель.

Как складывались отношения  нашей страны с Речью Посполитой на протяжении последнего столетия?. Кто помнит основные события этих отношений?

Ожидаемый ответ учащихся…..

После Смуты наша страна боролась за возвращение  отторгнутых  земель . в 1667 г. Было подписано Андрусовское перемирие.  В  1686 году        « Вечный мир» , которые положили начало мирным союзническим отношениям между  Россией и Польшей.

Учитель..

Смотрим на слайд 6 «Русско-турецкая война», конспектируем информацию:

- В 1736 г. начался новый крымский поход во главе с генерал-фельдмаршалом Б.К. Миннихом .

Вопрос классу….

Каковы результаты этой войны? Почему именно это направление во внешней политике стало основным?  

Как сегодня рассматривается вопрос о присоединении Крыма к России? (дискуссия)

Работа с датами и понятиями:

Учащиеся записывают новые даты (1733-1735 Русско-польская война; 1735-1739 Русско-турецкая война) в словарик- коалиция.

Учитель подводит итог дискуссии: то, что южное направление  внешней было и остается важным для обеспечения безопасности границ государства. .

На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения в формировании цепочки знаний по внешнеполитическим задачам

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Учитель…

Какое следующее направление?  Сохранение позиций России на Балтике.

Задание. Кто напишет основные события  Русско –шведской войны.    (слайд 7). 

Учащийся пишет в локальной сети фразы (которые видны на большом экране всем): 1741-1743 русско –шведская война ; Армия П.П.Ласси разбила шведские войска; Абоский мир; «

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Основные направления внешней политики в период дворцовых переворотов

Уметь анализировать карту территориальных изменений границ государства .

Формирование принципов самоактуализации, стремления достигать результатов (успеха)

Содержательный

часть 2

   Учитель:    Россия прочно утвердилась в Прибалтике и в ходе многочисленных войн показала себя одной из сильнейших в военном отношении держав Европы. Ей удалось также расширить свою территорию за счет казахских и некоторых дальновосточных земель.

    В то же время Россия так и не добилась выхода в Черное море. Не были решены                           « украинский» и « белорусский» вопросы.

 

На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий правительства России

- ставят цель,

- выбирают способ,

-- строят план достижения цели;

- определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

Вывод6

Решение этих задач выпало на период правления Екатерины  Великой.

- самоопределение (Л);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- постановка познавательной цели (П);      - познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);  

- построение логической цепи рассуждений (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- разрешение конфликтов (К)

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К

- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

Итоги внешней политики России на южном и западном направлениях.

Формирование познавательной мотивации обучаемых

4 этап

Практический

1 часть

7 мин.

Работа с ПК

Работа с e-mail

Учитель…

Слайд 8.  В 1756-1757гг. сложились две коалиции европейских государств, противостоящих друг другу: Пруссия и Англия с одной стороны , а с другой –Франция, Австрия , Россия и Саксония.

 Россия участвовала в этом союзе  с целью уберечь от Пруссии свои прибалтийские приобретения. С 1757 года в войну с Пруссией вступила Рос

А теперь давайте обратимся к ПК. На рабочем столе ваших ПК документ в текстовом редакторе word, в нем таблица.

Место сражения

Год

Результаты сражения

Гросс-Егерсдорф

Цорндорф

Кунерсдорф

Берлин

Кольберг

Задание. Откройте свою электронную почту, сохраните  в черновиках (почты) данный документ. Дома откроете, заполните таблицу и перешлете по почте учителю.

На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Оценка работы по проблеме урока. Учитель…

Какие внешнеполитические задачи были решены Россией  в ходе Семилетней войны ?

На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);

- установка на здоровый образ жизни (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация(П);

- волевая саморегуляция (Р);

- выдвижен познавательная инициатива (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности(П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников К

- управление поведением партнера (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)

Знать основные события  Семилетней войны..

Умения анализировать  расстановку политических сил исходя из интересов своего государства.

Умение проводить самооценку и взаимооценку

Формирование познавательной мотивации обучаемых

Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические  особенности личности  

 Практический

2 часть

6 мин.

Учащиеся заполняют таблицу в текстовом редакторе word (учитель видит ее заполнение на большом экране по локальной сети)

Место сражение

Год

Результат.Командующий.

Гросс-Егерсдорф

1757

Прусская армия разбита .П.А.Румянцев

Цорндорф

1758

Отступление прусской армии. В.В. Фермор

Кунерсдорф

1759

Блестящая победа над пруссаками. П.С. Салтыков.

Берлин

Кольберг

1760

1761

Русские войска вошли в Берлин.

Русские овладели крепостью.

Петр 3  прекратил военные действия.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- анализ, сравнение, классификация (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р)

- познавательная инициатива (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р)

- выделение и формулирование проблемы (П);

- постановка познавательной цели (П);

- постановка и формулирование проблемы  достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

Умение проводить самооценку и взаимооценку

Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические  особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку

5 этап

Контроль и самоконтроль знаний

6 мин.

Учитель проводит 5-тиминутный тест по новой теме. Учащиеся проверяют ответы по клише (взаимопроверка).

На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение,  классификация (П);

- поиск и выделение необходимой информации П;

- моделирование, преобразование модели (П);

- умение структурировать знания (П);

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- построение речевых высказываний (П);

- подведение под понятие П

- выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);

- управление поведением партнера (К)

Умение проводить самооценку и взаимооценку

Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические  особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку

6 этап

Подведение итогов урока

1 мин.

Каковы итоги нашего урока?

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

Комментированное выставление оценок

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации К

Умение осуществлять синтез информации

Мотивация на обобщение результата работы на уроке

7 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

2 мин.

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Учитель….

Что для вас было интересным на уроке?

О чем бы вам хотелось узнать побольше?

В чем были трудности?

Выставление оценок за урок с комментарием:

- за фронтальную работу в классе, за работу в дискуссии

- за индивидуальную работу (отличившихся в работе с заполнением данных в локальной сети)

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельностиП

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К)

Умение проводить самооценку и взаимооценку

Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические  особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку

8 этап

Информация о Д/З

1 мин.

Комментирование домашнего задания

Базовый уровень - параграф 23

Повышенный уровень - подготовить выступления о полководцах периода дворцовых переворотов.

Высокий уровень - составить презентацию по теме «Основные направления внешней политики России в 1725-1762гг..»

Приложение 1 Основные понятия и даты, изучаемые в рамках темы.

Приложение 2 Тест

Приложение 3 Слайды презентации

Приложение 4 Ссылка и скриншот фильма

Заместитель руководителя МБУ «Школа №84»:   _______________________ / Н.В. Прокофьева/

Приложение 1        

Основные понятия и даты, изучаемые в рамках темы:

  1. Коалиция;
  2. 1733-1735гг.;
  3. 1735-1739гг.;
  4. 1741-1743гг;
  5. 1756-1762гг.;

 Приложение 2

     Тест

 1.Пивести в соответствие:

  1.1733-1735гг.                   а) Русско-шведская война;

  2.1735-1739гг.                   б) Русско-польская война;

  3.1741-1743гг.                   в) Русско- турецкая война;

  4.1757-1761гг.                   г) Участие России в Семилетней войне.

 1. Б.Х.Минних                     а) разгром шведских войск;

 2. П.П. Ласси                       б) возглавил новый крымский поход;

 3. П.С. Салтыков                 в) сражение под Гросс-Егерсдорфом;

 4. П.А. Румянцев                 г) победа под Кунерсдорфом;

 

2. Привести в хронологическую последовательность событий:

     А). Ништадский мир;

     Б). «Вечный мир» России с Польшей;

     В). Абоский мир со Швецией;

     Г). Заключение союза с Фридрихом !!;

Ключ:   1. б в а г;

              2. б а г в;

              3 Б А В Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории 8 класс Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

Урок по истории "Внешняя политика России в 1813-1825 гг." рассчитан на учащихся 8 класса, которые обучаются по программе Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Данный урок раскрывает значение заграничных похо...

ПЛАН УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»

         План  урока  истории  по  теме   «Внешняя политика России   в эпоху  Екатерины Второй»...

Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Технологическая карта открытого урока по истории в 6  классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ

Тема по истории "Дворцовые перевороты" проводится как практическое занятие с использованием докладов по теме. Разработана инструкционно-технологическая карта урока, используется наглядный ма...

Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"

Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры....

Внешняя политика России в 1725-1762гг

технологическая карта урока Внешняя политика России в 1725-1762гг...

Разработка открытого урока по истории по теме "Внутренняя политика Екатерины 2"

Екатерина 2 одна из центральных женщин в России 18 века, ее политика имеет неоднородную оценку, но как бы там ни было, она имеет прозвище "Великая"....