ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Боровцова Галина Викторовна

Тема по истории "Дворцовые перевороты" проводится как практическое занятие с использованием докладов по теме. Разработана инструкционно-технологическая карта урока, используется наглядный материал по серии "Российские князья. Цари, императоры".Данное занятие всегда проводится с большим интересом для обучающихся и в дальнейшем закрепляется в виде итогового теста по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_rassmotren_na_zasedanii.doc725 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                             План урока рассмотрен на заседании

                                                                                                                                                                          ПЦК по Демидовскому отделению

                                                                                                                                                       Протокол № ___ от ___

                                                                                                                                                                                 Председатель ПЦК       Боровцова Г.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ

Ф.И.О  Боровцова Галина Викторовна, преподаватель социально- экономического цикла

Место работы : СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий»

Группа  :  15- Л -1                                                              5 февраля     2018 года

Тема : Дворцовые перевороты

Тип урока : практическое занятие                                                                                                        .

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный

Познавательные УУД,

коммуникативные УУД,

личностные УУД

Эпоха дворцовых переворотов – это период с 1725 по 1762 гг., когда в России после смерти Петра I сменилось несколько правителей в результате государственных заговоров и действий гвардии во главе либо с аристократией, либо с ближайшими соратниками Петра. К власти последовательно приходили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III. Правили они с разной степенью осознанности, вовлеченности в государственный процесс и неодинаково по времени.

Обучающиеся проверяют готовность  к практическому занятию

Готовят выступления по теме занятия

Записывают в рабочих тетрадях вводную часть практического занятия

Актуализация знаний

познавательные УУД,

коммуникативные УУД,

личностные УУД

Существует точка зрения в исторической науке, что дворцовые перевороты не были неизбежным этапом развития Российской империи.

1. Вспомните, в каких родственных отношениях Пётр I состоял с царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем, Иваном V Алексеевичем, царевной Софьей.

2. К кому, по старому закону, переходил бы трон после смерти государя?

3. Кто был наследником престола в первый период царствования Петра I (до 1689 г.)?

 4. Какой порядок наследования трона

был введён Петром I  по Уставу о престолонаследии?

5. Какое наказание ждало того, кто ослушается Устава о наследии престола?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение.

Выход на проблему – можно ли было избежать частой смены правителей России?

Постановка проблемы, введение в тему

познавательные УУД,

коммуникативные УУД,

 личностные УУД регулятивные УУД

Создание образно-эмоциональной ситуации. Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. «Кому, кому отдает?» Этот вопрос, мучивший многих, и сегодня остается загадкой

И вот перед вами

три проблемных вопроса:

Подумайте, почему именно в XVIII веке после смерти Петра I стали возможны дворцовые перевороты?

Как вы считаете, почему так легко происходит смена власти, а Россия остается по-прежнему сильной страной?

В чем причины дворцовых  переворотов 1725- 1762 гг.?

Выполняют схему: Генеалогическое древо преемников Петра Великого

Анализ схемы «Генеалогическое древо династии Романовых к 18 веку» по вопросам:

1.Предположите, кто мог стать наследником после смерти Петра Первого?

2.Какую роль в решении данного вопроса может сыграть указ о престолонаследии 1722 года?

3.Почему, по-вашему, мнению, Петр I издал этот указ?

4.Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшего  законного наследника престола?

Слушание докладов по теме и заполнение таблиц практического занятия

Изучение нового материал.

Организация практической работы

познавательные УУД,

коммуникативные УУД,

личностные УУД         

Для продолжения нашей работы предлагаю заслушать доклады по  теме «Эпоха дворцовых переворотов».

Работа с дополнительными историческими источниками и текстом учебника

Самостоятельное заполнение таблицы:

« Эпоха дворцовых переворотов»

Заполнение таблицы

« Сущность правления в эпоху дворцовых переворотов» с указанием роли правителей и опоры их правления

Обучающиеся дают характеристику российским монархам эпохи дворцовых переворотов:

а) Екатерина I

б) Петр II

в) Анна Иоановна

г) Иван Антонович

д) Елизавета Петровна

е) Петр III

Первичное закрепление

познавательные УУД,

коммуникативные УУД,

личностные УУД        

Задания на установление соответствия между личностями и их характеристиками

Проверяется правильность выполнения заданий практической работы № 4, №5

Выставляются оценки по работе

После выполнения основных заданий обучающиеся осуществляют самопроверку своей работы

При защите работы  отвечают на контрольные вопросы и выражают свои мысли в соответствии с логическими доказательствами

Рефлексия

познавательные УУД,

 личностные УУД

Вопросы по  занятию:

1. Достигнута ли цель практического занятия?

2. Какую роль лично вы сыграли в достижении цели занятия ?

 3. Оцените степень собственной активности и успешности на уроке.

4.У кого из  сокурсников был  лучший доклад по теме

 5. Назовите, что нового вы узнали сегодня на занятии ?

6. Какие самые важные термины мы должны запомнить? Какие личности?        

Вопросы для учащихся

Самым полезным и интересным для меня было...

Я встретился с трудностью при...

 У меня хорошо получилось...

Мне это необходимо для..

Домашнее задание

Письменно в тетради:

Дать характеристику трёх основных форм насильственной смены власти

Определить отрицательные последствия насильственной смены власти

Опережающее обучение: подготовить доклады

Екатерина Великая . Приход к власти.

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО ИСТОРИИ

ТЕМА : ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

Цель: иметь представление о причинах и сущности дворцовых переворотов.

ХОД РАБОТЫ:

1. Генеалогическое древо преемников Петра Великого

3. Эпоха дворцовых переворотов

Годы правления

Способ занятия престола

Особенности правления

Екатерина 1

(1725 – 1727гг)

В результате борьбы 2 придворных группировок:

«нового дворянства» и родовой знати

Создан Верховный тайный совет как компромисс  «новой» и родовой знати

Фактически у власти – А.Д.Меньшиков

Петр 2

(1727 – 1730гг)

Престол занял согласно завещания Екатерины1,

Внук Петра 1

Борьба вельмож за влияние на молодого императора

Анна Иоанновна

(1730 – 1740гг)

Верховный тайный совет пригласил на престол племянницу Петра1, герцогиню Курляндскую на условиях ограничения самодержавия(кондициях)

Ключевая роль принадлежала фавориту Э.Бирону. назначила своим преемником младенца Иоанна Антоновича,при регенстве Бирона

Елизавета Петровна

(1741 – 1761гг)

Опираясь на гвардию совершила дворцовый переворот и захватила власть

Возврат к политике Петра1

Петр 3

(1761 -1762гг)

По передаче престола от Елизаветы племяннику Петра 1(сын старшей сестры Анны и герцога  Голштинии)

Новые реформы по дворянству

3. Сущность правления в эпоху дворцовых переворотов

Правители

Внутренняя политика

Внешняя политика

Опора правителя

1

Екатерина 1

1725 – 1727гг

Создание Верховного тайного совета из старой и новой знати

«Новая знать»

2

Петр 2

 1727 – 1730гг

Борьба за власть группировок, власть у Долгоруких

«Старая знать»

3

Анна Иоанновна

1730 – 1740гг

Высшие должности розданы немцам: Бирон,Остерман

Воссоздана Тайная канцелярия

Русско – турецкая война

( 1735 – 1739гг)

Немецкое дворянство

Дворяне – гвардейцы

4

Иван 6

( ?)

Регент Бирон

Немецкие дворяне

5

Елизавета Петровна

(?  )

Государством управлял фаворит И.И.Шувалов

Первый русский театр

Семилетняя война(1756 – 1763гг).Победы России поставили Германию на грань поражения

Гвардия

6

Петр3

(  ?)

В армии введены прусские порядки

Заключил мир с Пруссией.

Вернул Фридриху все завоевания

4. Найдите соответствие между датой и событием. Покажите его стрелкой

Дата                                                                                      Событие

1)12 августа 1740г.                          а)   Возведение на престол под именем Иоанна VI

2)18 октября 1740г.                         б) Иоанн родился в Петербурге

3)8 ноября 1740г.                             в)   Начало изгнания, ссылка

4)24 ноября 1741г.                           г)  Арест и ссылка Э. Бирона

5)С 12 декабря 1741г.                      д)   Дворцовый переворот,

                                                           е)   Приход к власти Елизаветы Петровны

Контрольные вопросы:

1. Назовите характерные черты периода, наступившие после смерти Петра Первого?

2. Кто такие верховники  и чем закончилось их правление?

3. Кто такой Бирон и какую политику он проводил?

4.Что способствовало успеху Елизаветы Петровны?

5. Почему был свергнут Петр III?

Домашнее задание: повторить тему «Дворцовые перевороты»

                                                                                                  План урока рассмотрен на заседании

                                                                                                  ПЦК по Демидовскому отделению

                                                                                                  Протокол № ___ от ___  

                                                                                                  Председатель ПЦК       Боровцова Г.В.

Тема урока: Дворцовые перевороты

Тип урока : практическая работа

Группа :  15-Л-1

Дата: 5 февраля 2018 года

                                                              “Тут кротко или строго. Царило много лиц

                                                                 Царей не очень много. А более цариц”.

                                                                                                                      Л.Н.Толстой

Цель занятия: Образовательные: Дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов.

Развивающие: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.

Воспитательные: : воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству,

 уважение к    историческому прошлому страны.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование : инструкционно- технологическая карта с методическими указаниями,

                           выставка  книг : «Галерея правителей во время дворцовых переворотов»

                           стенд «Правители в истории России»

                           сообщения студентов по теме «Дворцовые перевороты»

Формируемые УУД:                   Планируемый результат

Предметные образовательные результаты

Метапредметные умения

-называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;

-  объяснять причины и последствия дворцовых переворотов;

- объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия        

- уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения;

-принимать участие обсуждении проблемных вопросов,

-владение умениям слушать и  формировать свою точку зрения с   аргументированием  своего мнения,  корректно отстаивать свою позицию

Личностные УУД:

- работать самостоятельно;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- заполнять рабочую тетрадь с последовательностью  действий;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- проводить отбор нужной информации;

- проводить анализ учебного материала;

- строить логические цепочки рассуждений, доказательств при заполнении таблиц

Коммуникативные УУД:

- планирование рабочего процесса

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в  соответствии с задачами и условиями коммуникации,

- учет разных мнений и координация разных позиций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"

Технологическая карта  урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....

Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Технологическая карта открытого урока по истории в 6  классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...

Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"

Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры....