Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Технологическая карта  урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Большегородищенская СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Сурнева»

Открытый урок в 5 классе

Тема: « В гаванях афинского порта Пирей»

Цель:

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их Борьба с персидским нашествием»

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии.

3. Продолжить формировать умение обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Характеристика основных видов деятельности: Сравнить военную и торговую гавани.

Планируемые результаты (УДД)

Личностные: формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Предметные: Характеризовать положение граждан, переселенцев,  рабов в греческих полюсах. Используя информацию презентации составить собственный рассказ о гаванях.

Оборудование:

Карта «Древней Греции в V в до н. э.»,

 картина «Афинская гавань Пирей»

На доске:

слова: Пирей, верфь, Совет пятисот.

План: 

           

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

-

 Ребята, нам на уроке предстоит вспомнить о самых важных событиях произошедших в Древней Греции, и познакомиться с новой темой урока «В гаванях афинского порта Пирей», но самым важным вопросом урока станет – почему именно Афины становятся самым могущественным полисом Древней Греции.

Приветствие, знакомство со слов учителя с предстоящей работой на уроке

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним какие  события произошли в Элладе в 490г до н.э.?

- Давайте более подробно вспомним эту битву, помогут нам в этом вопросы на карточке:

Карточка 1:

- Почему в начале 5 века до н.э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

- Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого?

- Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

- Как повели себя жители Спарты?

- Какую помощь оказали жители города Платеи?

- Как построились войска Греков? Как они сражались?

- Покажи на карте место Марафонского сражения!

- Какое значение имела победа греков при Марафоне?

- Закончились ли войны на этом с персами?

Давайте вспомним как развивались события в 480г до н.э., поможет нам в этом карточка.

Карточка 2:

- Кто предвидел новые сражения с персами? В чем убедил афинян?

- Каким путем вторгся в Элладу персидский царь Ксеркс со своей армией? Какие полисы он подчинил себе?

Покажи на карте путь следования персидской армии!

- Почему греки сразились с армией персов в Фермопильском проходе?

- Покажи на карте Фермопилы!

- Когда Ксеркс со своей армией пришел в Аттику, то почему она была безлюдна?

- Почему греки дали генеральное сражение в Саламинском проливе?

- Покажи на карте место сражения!

- Почему Греция сумела дать отпор могущественной Персидской державе?

- На Элладу напали персы, которые захватили всю Малую Азию. В 490г до н.э. произошла Марафонская битва афинян с персами.

Устный ответ учащегося по карточке, зачитывает вслух вопрос и отвечает. В случае недостаточного раскрытия дополняют учащиеся.

- В 480г до н.э сын Дария Первого Ксеркс, решил покорить Элладу и отправился в поход.

Устный ответ учащегося по карточке, зачитывает вслух вопрос и отвечает. В случае недостаточного раскрытия дополняют учащиеся.

3. Новая тема урока.

1) Рассказ учителя.

2) Работа с текстом в учебнике.

3) Работа с иллюстрацией у доски.

4) Работа с текстом в учебнике.

5) Работа с текстом.

: Презентация Королева Егора

После изгнания персов греками были отстроены города. Для того, чтобы бороться с персами они создали союз греческих государств, который назывался Афинским морским союзом. По договору с персами их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. В греческих городах устанавливалась власть демоса- демократия.

- Что в переводе с греческого означает – «демос», «демократия»?

Значит городом управлял народ, наибольшей демократии достигли Афины.

Давайте на нашем уроке заглянем в этот город. Если бы мы были странниками и плавали по морям, время от времени приближались к суше, то наш корабль должен был бы зайти в гавань. Познакомиться с жизнью в порту, в порту Афинского города.

Порт в Афинах назывался Пирей, располагался в 5-6 км от самого города.

Прежде чем приступить к работе с новым материалом проведем физкультминутку.

Дети дружно разом встали

Руки вверх сперва подняли

Потрясли и помахали.

Глазки вверх

Глазки вниз

Посмотрите где карниз

Ручками похлопали

Ножками потопали

Отдохнули? Хорошо!

Продолжаем мы урок!

Откройте с. 167 рассмотрите план  расположения порта, ознакомьтесь с легендой плана.

- Что означает красная линия с зубчиками?

- Как они расположены на плане?

- Что показывают две параллельные линии на плане?

- Ребята у греков до основания порта Пирей, корабли причаливали в порт Фалер, почему его перенесли в Пирей? Посмотрите на план внимательней.

В порте Пирей располагались не одна а 3 гавани, 2 военных и одна торговая.

Познакомьтесь с содержанием п 1. «В военных гаванях» самостоятельно.

Вопросы по прочитанному:

- Что мог увидеть странник в военной гавани?

- Что означают слова: верфь, Совет пятисот.

- Вы узнали, что богатые граждане вынуждены были снаряжать боевые корабли за свой счет. Предположите на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах?

- Рассмотрите иллюстрацию. Представьте мы с вами приплыли на корабле Пирей, сошли на берег, глядя на картину, скажите в какой гавани мы оказались?

- Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели?

- На пристани чем заняты люди?

- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

- Чем купец мог его загрузить?

- Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось в греками?

- Ребята, ознакомьтесь с п 2, и ответьте на вопрос за счет чего пополнялась казна Афинского государства?

- Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах?

П.3 зачитает вслух один из учащихся.

- Где применялся труд рабов?

- Кто мог быть рабом в Древней Греции?

Зачитайте исторический документ с 168.

-Все ли свободные афиняне могли владеть рабами?

- народ, власть народа.

-- стены укреплений.

- Стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон.

- важнейшие дороги из порта в Афины, их было две.

- Удачное расположение, удобные гавани, бухты, дальше от самого города, безопаснее.

Самостоятельное чтение.

Описание учащихся.

- верфь-место где чинили суда

- Совет пятисот- граждане, избирав шиеся по жребию из народа, которые следили за порядком в военных гаванях.

- власть в Афинах принадлежала богатым людям, знати.

- в торговой гавани.

- стены, огораживающие порт.

Ответы учащихся.

------------

- за счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах.

- граждане, переселенцы, рабы.

Один из учащихся зачитывает текст вслух, отвечаем на вопросы, анализируем на основании исторического документа

4. Закрепление.

- Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции?

- здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства.

5. Итог урока

Оценивание учащихся за работу на уроке по изучению нового материала в виде

устных ответов по карточке №3

Карточка 3:

Порт Пирей

- Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?

- Какие гавани были в порту?

- Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

- На какие группы делилось население порта?

- Какая из групп была самой бесправной?

- Где использовали труд людей этой группы?

Подведем итог урока!

-Что Вас особенно заинтересовало во время урока?

-Что нового Вы узнали на уроке?

 Продолжите предложение:

-Меня удивило…

-Мне пришлось по душе…

-Меня поразило….

-Оцените себя и дайте оценку товарищам!

Запишите домашнее задание п. 36 читать. Используя информацию презентации и текста учебника составить собственный рассказ о гаванях.

Спасибо за урок, до свидания!

Записывают в дневник.

Приложение

Карточка 1:

- Почему в начале 5 века до н.э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

- Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого?

- Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

- Как повели себя жители Спарты?

- Какую помощь оказали жители города Платеи?

- Как построились войска Греков? Как они сражались?

- Покажи на карте место Марафонского сражения!

- Какое значение имела победа греков при Марафоне?

- Закончились ли войны на этом с персами?

Давайте вспомним как развивались события в 480г до н.э., поможет нам в этом карточка.

Карточка 2:

- Кто предвидел новые сражения с персами? В чем убедил афинян?

- Каким путем вторгся в Элладу персидский царь Ксеркс со своей армией? Какие полисы он подчинил себе?

Покажи на карте путь следования персидской армии!

- Почему греки сразились с армией персов в Фермопильском проходе?

- Покажи на карте Фермопилы!

- Когда Ксеркс со своей армией пришел в Аттику, то почему она была безлюдна?

- Почему греки дали генеральное сражение в Саламинском проливе?

- Покажи на карте место сражения!

- Почему Греция сумела дать отпор могущественной Персидской державе?

Карточка 3:

Порт Пирей

- Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?

- Какие гавани были в порту?

- Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

- На какие группы делилось население порта?

- Какая из групп была самой бесправной?

- Где использовали труд людей этой группы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории "В гаванях афинского порта Пирей", 5 класс

Данную презентацию можно использовать при изучении темы "В гаванях афинского порта Пирей" по истории в 5 класе по учебнику А,А.Вигасина...

Презентация к уроку по истории "В гаванях афинского порта Пирей"

Материал позволяет учащимся более точно сформировать понятия по теме "В гаванях афинского порта Пирей"...

Урок истории "В гаванях афинского порта Пирей"

Урок истории в 5 классе "В гаванях афинского порта Пирей", тип урока - урок "открытия" нового знания....

Технологическая карта открытого урока истории 7 класс "Повторительно-обобщающий урок.Великие географические открытия"

Планируемые результаты изучения материала. Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных импе...