Внеклассное мероприятие "Птичий базар"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Завьялова Татьяна Николаевна

Данное внеклассное мероприятие иллюстрирует разнообразие птиц нашей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

                     ПТИЧИЙ БАЗАР 
   
( зоологическая интеллектуальная игра по теме "Птицы" )
              для учащихся 7-х классов

В лесу все темнее. Деревья сливаются в большие темнеющие массы. Все птицы спят. Горихвостики, маленькие дятлы одни еще посвистывают... Вот и они умолкли. Еще раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки; где-то печально прокричала иволга, соловей щелкун первый раз. Сердце ваше томится ожиданием...
Игра проводиться по типу телевикторины "Счастливый случай". Лучше всего это мероприятие проводить весной, когда в школе отмечается День птиц.    
Цель игры. Систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.
             
План.
         1. Подготовка места проведения игры
         2. Игра
         3. Подведение итогов

    ( В игре участвуют две команды по 5-6 человек. Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Его  получит та команда, которая даст первый правильный ответ.)
        Ведущий.
                                        Скажи ты мне,
                                       Какой чудак и днем,
                                       И ночью носит фрак? (Пингвин)

               
Гейм первый. "Знакомство".
Капитан команды представляет игроков и отдает эмблему команды жюри. Жюри оценивает соответствие название эмблемы с биологической направленностью игры, оценивает оригинальность  пятью баллами.

               Гейм второй. "Круг знаний"
Каждой команде задается 5 вопросов для выявления круга знаний о строении и особенностях жизнедеятельности птицы.
       1. У большинства животных зубы располагаются в ротовой полости, но о птицах говорят, что у них зубы в желудке. Почему? ( У птиц действительно в ротовой полости зубов нет. Пища измельчается мускульным отделом желудка путем трения о его роговые стенки и камешки, которые заглатывают птицы. Такой способ переваривания особенно важен для зерноядных птиц.)
       2. Какие особенности строения тела обеспечивают полет птиц?
( Внутри костей содержатся полости, заполненные воздухом; относительно маленький размер черепа; наличие перьевого покрова.)
       3. Сколько кругов кровообращения у птиц? (Два - большой и малый, легочной.)
      4. Для чего у пеликана есть под клювом кожистый мешок? ( Прижимая клюв к грудине, пеликан освобождает мешок от воды и наполняет его рыбой.)
      5. Какие зерноядные птицы выкармливают своих птенцов насекомыми? ( Воробьи, щеглы и т.д.)
      6. Существует ли птичье молоко? У каких птиц?  (Птичье " молоко" есть у голубей и пингвинов.  Если почему-либо самка пингвина ушла от гнезда и задержалась, а птенец требует пищу, то у самца начинают действовать особые железы, которые перерабатывают жир в питательную массу, ее-то он и отрыгивает в раскрытый клюв птенца.)
      7. Дышит ли птенец в яйце? ( Дышит, так как поры скорлупы пропускают воздух.)
      8. Какие из инстинктов указывают на более высокую организацию птиц по сравнению с земноводными и пресмыкающимися? ( Внутреннее оплодотворение, строение яиц, сухая кожа, легочное дыхание, четырехкамерное сердце, постоянная температура тела.)
     9. Насколько  обосновано выражение: "Ест мало, как птичка"? ( Утверждение не точное. если учитывать абсолютное количество еду, то, конечно большинство птиц съедает  мало. Но по отношению к собственной массе птица ест значительно больше многих других животных и человека.)
   10. Какое значение в жизни птиц имеет их пение весной?
( Привлечь самок, показать другим самцам того же вида, что территория занята.)
             
Гейм третий. "Заморочки из мешочка"
Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами вопросов, на каждый ответ дается 30 с. Если команда не справляется, вопрос переходит в зал. За каждый правильный ответ – один балл.

Если достанется бочонок с подковкой, то это «счастливый случай», команда получает три дополнительных очка и одно очко за ответ на шуточный вопрос.

1. Каких птиц называют кричащими и каких певчими? (У кричащих птиц нижняя гортань устроена несложно, у певчих птиц голосовой аппарат значительно сложнее.)

2. Назовите самую крупную птицу, обитающую в России. (Дрофа.)

3. О пользе воробья сложились противоречивые мнения. Так полезная эта птица или вредная? (Воробьи полезные для хозяйства птицы. Тот небольшой вред, который они приносят, питаясь зерном, многократно компенсируется уничтожением гусениц, которыми они вскармливают своих птенцов.)

4. Почему стрижи улетают из средней полосы в конце августа раньше других птиц? (В конце августа на высоте, где охотятся стрижи, становится значительно меньше насекомых, хотя у земли их еще много. Голод пробуждает инстинкт перелета.)

5. У каких птиц яйца насиживает самец? (Эму, плавунчика, глупой ржанки.)

6. Почему в гнездах ворон, сорок, скворцов и др. можно обнаружить разные блестящие предметы? (Эти птицы наделены странной особенностью собирать, а иногда воровать в домах и тащить в гнедо блестящие предметы.)

Шуточные вопросы.

1. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет. Ведь он не может разговаривать.)

2. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка.)

3. Когда температура тела у птицы выше: зимой или летом? (Одинаковая круглый год – птицы теплокровны.)

4. От какой птицы зависит количество детей в семье? (От аиста.)

Гейм четвертый. «Ты - мне, я – тебе»

Команда должна заранее приготовить три вопроса для соперников. На размышление – 20 с. Организаторы игры (жюри) выбирают наиболее интересный вопрос. За каждый правильный ответ – один балл.

Гейм пятый. «Темная лошадка»

Ведущий читает вопрос. Команда, которая раньше поднимет руку, отвечает первой. Если обе команды не ответили, вопрос переходит зрителям.

1. Удивительно красиво белоснежное оперение этой птицы. Весной, с наступлением брачного периода, на ее спине вырастают сохраняются до начала лета особые чудесные перья, напоминающие своеобразную кружевную накидку. Длинные пучки этих перьев, колыхающиеся при малейшем колебании воздуха, называют эгретками. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко, но это привело к почти полному ее истреблению. Сейчас охота на эту птицу запрещена. Назовите ее. (Белая цапля.)

2. Один из самых лучших певцов. Его пение часто сравнивают с пением соловья. Натуралист Кайгородов рассказывает: “Мне известны многие случаи, когда несведущие люди принимали этот свист за соловьиный и уверяли, что слышали соловья, в то время, когда в лесу ещё местами лежал нестаявший снег. Они не хотели верить, что подобные звуки могли принадлежать какой-то другой птице”. Но в отличие от соловья в это пении не услышишь знаменитого соловьиного щелканья и раскатов. О какой птице нашей фауны идёт речь? (Певчий дрозд.)

3. Одна из замечательных особенностей поведения этой птицы – великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормежки или водопоя. Это качество и послужило причиной её одомашнивания, которое произошло 5-6 тыс. лет назад. Она может проводить в полете много часов подряд и иногда развивает скорость до 100 км/ч. Эту птицу использовали как почтальона. Кто это? (Голубь.)

4. Основная пища этих птиц – насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых только они клюют мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Натуралисты в старину отмечали, что глотка и желудок этих птиц изнутри покрыты мехом. Наблюдение верно, только “мех” этот не собственный. Это многочисленны волоски гусениц, которые впиваются в стенки желудка и глотки птицы. Время от времени она отрыгивает эту шерсть. О какой полезной для леса птицы идет речь? (Кукушка.)

Гейм шестой. “Игра в прятки”

В каждом приведенном выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Время на задание ограничено.

1. Мы пойдём по тропинке мимо забора, а вы Пьер? (Мимоза, выпь.)
2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (Ромашка, сорока.)
3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (Ирис, пеночка.)
4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (Роза, иволга.)
5. Ты сегодня кто? – Я сегодня шпион. – Пароль? – У-два, ракушка. (Пион, варакушка.)
6. А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки. (Шиповник, уточки.)

Гейм седьмой. “Дальше, дальше…”

 Знаете ли вы орнитофауну?

1. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
2. Назовите самую маленькую птицу нашей средней полосы? (Королек и подкоренник-крапивник.)
3. Какие птицы не летают? (Страус африканский, американский нанду, австралийский эму, козуар, новозеландский киви, пингвин.)
4. Какая наша птица может ползать по стволу вниз головой? (Поползень.)
5. Какие птицы нашей местности ночуют, зарывшись в снег? (Глухари, тетерева, рябчики.)

6. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)
7. Какие утки гнездятся в дуплах деревьев? (Мандаринка, каролинская утка, гоголь, крохаль, иногда кряква.)
8. Какие птицы не высиживают яйца? (Кукушки, сорные куры, некоторые шалашники и др.)
9. У каких наших промысловых птиц воспитывают птенцов и самец и самка? (Рябчики, белая и серая куропатка.)
10. Какая птица нашей местности самая большая? (Дрофа.)
11. Какая наша птица переносит птенцов лапах? (Вальдшнеп.)
12. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
13. Какие птицы самые дальнозоркие? (Грифы.)
14. Какая наша птица поет хвостом? (Бекас.)
15. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)
16. Какая птица накалывает добычу на колючки кустарника? (Сорокопут.)
17. Какая птица имеет хвост в форме музыкального инструмента? (Лирохвост.)
18. Какая птица совершает самый дальний перелет. (Полярная крачка.)
19. Какая птичка может летать хвостом вперёд. (Колибри.)
20. Какая птица лает, как собака? (Самец белой полярной куропатки.)
21. Есть ли у скворца своя песня? (Нет.)
22. Какие куры являются прародителями наших современных домашних? (Банкивский петухи кустарниковая курица.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, алгебре и началам анализа: "Базаров против Базарова"

Нетрадиционный подход к анализу образа Базарова позволяет учащимся на практике применить знания, полученные на уроках математики и литературы, помогает глубже проникнуть в противоречивый мир героя и с...

Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?

Урок литературы в 10 классе с использованием метапредметности....

Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?

Презентация к уроку литературы в 10 классе с использованием метапредметности....

Внеклассное мероприятие "ПТИЧИЙ БАЗАР"

Люди – человеки, страны и народы,Мы теперь навеки должники природы,Надо с этим долгом как – то расплатиться,Пусть расправит крылья раненная птица....

Внеклассное мероприятие "Математический базар"

"Предмет математики настолько серьёзен,что нужно не упускать случая делать его немного занимательным" Б. Паскаль...

Внеклассное мероприятие по истории. Великий Шёлковый путь. На восточном базаре

Театрализованое представление " Великий Шёлковый путь" это разработка внеклассного мероприятия, которое охватывает все классы. Мероприятие можно провести одновременно с изучением темы "Великий Шёлковы...