Открытый урок в 9 классе на тему "Онтогенез. Эмбриональный период развития".
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Коржова Юлия Сергеевна

 

Тема: Эмбриональный период развития. Онтогенез.

 

Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.

Тип урока – комбинированный.

Образовательные задачи урока:

способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;

способствовать осознанию основного фактического материала;

способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;

выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.

Развивающие задачи урока:

способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.

Воспитательные задачи урока:

способствовать развитию творческого мышления;

способствовать развитию экологического сознания.

 

Материалы и оборудование: плитка из пенопласта – 6 шт. (15 x 15 см), швейные булавки (по 1 упаковке на группу), ножницы (каждому ученику), круг из цветной бумаги – 10 шт. (диаметр 10 см), рабочие листы учащихся – на каждого ученика (приложение 2), электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Эмбриональный период развития. Онтогенез.

Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.

Тип урока – комбинированный.

Образовательные задачи урока:

способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;

способствовать осознанию основного фактического материала;

способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;

выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.

Развивающие задачи урока:

способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.

Воспитательные задачи урока:

способствовать развитию творческого мышления;

способствовать развитию экологического сознания.

Материалы и оборудование: плитка из пенопласта – 6 шт. (15 x 15 см), швейные булавки (по 1 упаковке на группу), ножницы (каждому ученику), круг из цветной бумаги – 10 шт. (диаметр 10 см), рабочие листы учащихся – на каждого ученика (приложение 2), электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».

Ход урока

1. Орг. момент.   Здравствуйте ребята, сегодня у нас открытый урок на тему…..         план урока – блиц-опрос по теме размножение и деление, далее вы самостоятельно сформулируете цели урока, затем мы будем изучать новый материал работая в группах и в конце урока нужно будет ответить на вопрос, который я задам при изучении нового материала.

         

2. Актуализация знаний        

  Учитель проводит блиц-опрос (см. Приложение 1) (Слайд 2).        Учащиеся участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого под пронумерованными табличками. Количество табличек соответствует количеству вопросов. (Ответ ланцетник).

3. Целеполагание и мотивация        

А). Учитель способствует формулированию цели урока (Слайд 3).        Учащиеся формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями.

Б).Учитель задает вопрос, на который предстоит ответить в конце урока. Как из одной клетки образуется многоклеточный организм, имеющий различные органы? (Слайд 4).

В). Учитель раскрывает понятие онтогенез, его периоды; знакомит с ученым, Э.Геккелем, который ввел термин «Онтогенез» в 1866 г.; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (Слайды 5,6,7).        

4. Первичное усвоение учебного материала        

А). Проблематика вопроса - у большинства многоклеточных животных стадии эмбрионального развития едины? (Слайд 8). Чтобы ответить на этот вопрос переходим к следующему этапу нашего урока.

Б). Учитель организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2); учащиеся работают в 3 группах (соответственно этапам эмбрионального периода) (Слайд 9).        Учащиеся в группах находят ответы на вопросы, формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах. Работать можно совместно, советуясь друг с другом, но каждый записывает информацию в свой лист.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

1. Дробление        

А). Учитель обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития.         

Б). Первая группа, изучающая стадию дробления, знакомит с информацией, полученной в ходе работы с учебником. Рассказ учащихся сопровождается презентацией учителя. (Слайды 10-14)

В). Учитель предлагает разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из полученных частей пополам.

 Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (Слайд 14).        Учащиеся в группах с помощью ножниц каждую половину разрезают на части, моделируя процесс митоза. Полученные части-клетки многоклеточного зародыша располагают на пластинке из пенопласта и закрепляют швейными булавками, моделируя строение бластулы.

Г). Учитель рассказывает о видах дробления на примере птиц, земноводных и ланцетника. (Слайды 15,16). Знакомит с бластомером и неспециализированными клетками (слайды 17,18).

2. Гаструляция

Д). Учитель, переходя к этапу гаструляции, предлагает смоделировать этот процесс. (Слайд 19).

Е). Вторая группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа гаструляции. Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют впячивание, свойственное гаструляции ланцетника. (Слайд 20-25).

 Во время работы учащихся, учитель помогает учащимся справиться с заданием.        

Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах и слайдом 22.

3. Органогенез

Е). Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (Слайд 26-28).        

Ж). Третья группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа органогенеза.  Слайд 29.

 Учащиеся выписывают определения и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах, используя рис.учебника и слайд 30.

6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний        

Учитель проводит обобщение знаний по основным вопросам (Слайд 31):

– Что происходит на каждом этапе в ходе эмбрионального развития?

 – В чем заключается сущность каждого этапа?

 – В чем заключаются результаты этапа?

Учитель возвращается к вопросу, который звучал в начале урока. Как из одной клетки образуется многоклеточный организм, имеющий различные органы?  (Слайд 32). Отвечают на вопросы учителя. Задумываются над фразой «Прерывая развитие эмбриона, мы убиваем живое существо». (Слайд 33)

Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (Слайд 34,35).        

 

7. Информация о домашнем задании        Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе.        

8. Рефлексия (подведение итогов)        За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются.        Определяют степень достижения цели урока.

 Высказывают свое мнение о ходе урока.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОПРОСЫ БЛИЦ-ОПРОСА

  1. Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением набора хромосом?
  2. Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы митоза?
  3. Сколько клеток образуется в результате мейоза?
  4. Какой набор хромосом имеют яйцеклетки и сперматозоиды?
  5. Что такое жизненный цикл?
  6. Что такое митотический цикл?
  7. Из каких фаз состоит процесс мейоза?
  8. Чем митоз отличается от мейоза?
  9. Из каких веществ состоит хромосома?
  10. Перечислите способы вегетативного размножения?
  11. Перечислите способы бесполого размножения?
  12. Какой процесс размножения является ароморфозом в процессе эволюции?
  13. Что такое оплодотворение?
  14. Что такое овогенез?
  15. Что такое зигота?
  16. В какую фазу мейоза происходит уменьшение числа хромосом в два раза?
  17. Какова роль центриолей в процессе митоза и мейоза?
  18. Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительской особью?
  19. Из каких этапов состоит интерфаза митоза?
  20. В результате какого деления происходит рост организма, восстановление органов и тканей?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тема урока «Эмбриональный период развития организмов»

ДРОБЛЕНИЕ

ГАСТРУЛЯЦИЯ

ОРГАНОГЕНЕЗ

Что происходит с зиготой и клетками?

Что происходит с клетками?

Что происходит с клетками?

Многократное деление (способ деления?) ___________________________

Стр. 158, 1 абзац _________________________________________________________________________________

Стр. 159, 1 абзац __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рост и развитие клеток

Сущность процесса:

Сущность процесса:

Сущность процесса:

(стр. 156, 2 абзац)

В период дробления ______________________________________________________ для _______________________

__________________________.

Стр. 159, 1 абзац _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Возникновение многочисленных производных зародышевых листков.

Результат этапа:

Результат этапа:

Результат этапа:

Бластула – (стр. 157) ______________________________________________________

Бластоцель (первичная полость тела) – (стр. 157) ______________________________________________________

Неспециализированные (недифференцированные) клетки – (стр. 158, 2 абзац) ____________________________________________________________________________________________________________

Зародышевые листки –

Эктодерма – (стр. 158, 3 абзац) ______________________________________________________

Энтодерма – (стр. 158, 3 абзац) ______________________________________________________

Мезодерма – (стр. 158, 3 абзац) ______________________________________________________

Дифференцировка – (стр.159, 2 абзац) _____________________

______________________________________________________

Из эктодермы образуются: _________________________________________________________________________________

Из мезодермы образуются: _________________________________________________________________________________

Из энтодермы образуются: ____________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмбриональный период развития

Методическая разработка урока по биологии для 10 класса...

Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"

Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе  специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоят...

Урок в 9 классе на тему «Постэмбриональный период развития организма».

Урок в 9 классе на тему «Постэмбриональный период развития организма». Цели урока: изучить особенности постэмбрионального периода развития, выявить его закономерности.Задачи:образовательная:...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

Разработка урока "Онтогенез. Эмбриональный период развития"

Данную разработку можно использовать на уроке в 9 классе....

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

02.11.2021 Биология Группа 134В Практическая работа по теме "Эмбриональный период развития человека"

ЗАДАНИЕ:Просмотрите видеофильм  https://www.youtube.com/watch?v=egNy0OwanvE  «Беременность. Взгляд изнутри»Письменно дайте полные ответы на вопросы.Как называется оплод...