Открытый урок в классе синтезатора на тему: "Развитие творческого мышления в классе синтезатора на начальном этапе обучения"
методическая разработка

Кубарева Ольга Михайловна

Развитие творческого мышления у детей очень важно для обучения на инструменте. Дети должны научиться представлять музыку в образах, чтобы потом передать эти образы во время игры слушателю.

Синтезатор – это такой инструмент, который помогает развиваться воображению, образному и творческому мышлению. Дети с первых уроков могут почувствовать себя творцами. В этом нам помогает использование разнообразных функций в синтезаторе: стили, звуки, записи и т.д.

На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность прочувствовать выразительность того или иного художественного средства, получить начальные знания о построении музыкального произведения, которые очень важны в дальнейшей работе, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.

Таким образом, целью данной работы на уроке является обобщение способов приобщения учащихся к творческой деятельности через различные художественные средства инструмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок368.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  творческого   мышления в  классе синтезатора на начальном  этапе обучения

Преподаватель по классу синтезатора: Кубарева О.М.

Участники урока:

Никулица София - 1кл.

Прокофьев Семён - 1кл.

Кадыкова Зоя - 2кл.

Развитие творческого мышления у детей очень важно для обучения на инструменте. Дети должны научиться представлять музыку в образах, чтобы потом передать эти образы во время игры слушателю.

Синтезатор – это такой инструмент, который помогает развиваться воображению, образному и творческому мышлению. Дети с первых уроков могут почувствовать себя творцами. В этом нам помогает использование разнообразных функций в синтезаторе: стили, звуки, записи и т.д.

На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность прочувствовать выразительность того или иного художественного средства, получить начальные знания о построении музыкального произведения, которые очень важны в дальнейшей работе, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.

Таким образом, целью данной работы на уроке является обобщение способов приобщения учащихся к творческой деятельности через различные художественные средства инструмента.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомство с   выразительными средствами игры на синтезаторе: тембр, стиль, различные режимы игры; знакомство с  секвенсором;
  • Изучение базовых компонентов музыкальной грамоты;
  • Освоение исполнительской техники игры: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре;
  • Формирование начальных навыков музыкально-творческой деятельности: электронная аранжировка и исполнение музыки, импровизация и элементарное сочинение, запись на многодорожечный секвенсор.

Развивающие задачи:

  • Развитие интереса к музыкальному творчеству;
  • Развитие творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, воображения и фантазии учащихся.

Воспитательные задачи:

  • Духовное возвышение учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
  • Нравственное обогащение учащихся через освоение содержания музыкальных произведений, через стремление воплотить в звуке свои чувства и эмоции.

Методы урока:

  • Комплексный метод.

В основе формирования способности к музицированию на клавишном синтезаторе как творческой способности лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится единственно возможным методом преподавания. И учитель по классу клавишного синтезатора еще в большей мере, чем учитель фортепианной игры «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...».

  • Метод сравнений.

Чтобы подвести школьников, особенно младших, к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на цифровых инструментах, следует прибегать к образным сравнениям.

  • Методы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом и другими учащимися.

Этот метод помогает расширить представления учеников о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствует развитию музыкального воображения и мышления учащихся;

  • Метод опоры на систему усложняющихся творческих заданий.

Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой.

Выступления учащихся:

Никулица София: упражнения «Радуга», «Ручеек»

Прокофьев Семён: «Ой, звоны звонят»

Кадыкова Зоя: «Ехали мы в гости»

Для развития воображения и творческого мышления мы с детьми   начинаем фантазировать с первых уроков.

 Самое первое упражнение – «Радуга» -  для изучения нот и октав. При работе над этим упражнением мы размышляем над тем, как появляется радуга, какие звуки мы можем использовать при исполнении и т.п.  

Другое упражнение «Ручеек» - это упражнение, похоже на «Радугу», но играется двумя руками.

Здесь подключается работа над динамикой. Мы с учеником представляем, как идем по лесу, приближаемся к ручью, переходим по мосту и уходим дальше. Ребенок пробует изобразить эту картину на инструменте. София при исполнении использовала звук «Ручья», старалась изобразить ручеёк далеко и близко, для этого исполняла в разных регистрах, с разной динамикой.  

Когда начинаем работать над пьесами, мы обязательно общаемся с ребенком на тему характера пьесы, её образа, настроения, и стараемся использовать возможности инструмента, чтобы передать образ пьесы.

Обучение игре на фортепиано происходит так: от простого к сложному. Но обучение игре на синтезаторе характеризуется параллельностью и комплексностью, поскольку здесь можно говорить о ритме, стиле, аранжировке, аккомпанементе, мелодии и мн. др. уже на начальном этапе обучения.

Главными критериями отбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для расширения кругозора детей жанров и направлений, служат яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития мышления учащихся младших классов, соответствие с возможностями электронной аппаратуры. Репертуар для учащихся я подбираю с ярким характером, образом, близкий детскому восприятию.

Украинская народная пьеса «Ой, звоны звонят» - одно из таких произведений.  Само название песни, а так же слова к ней дают подсказку для ребенка. 1.Лебэдэ Кристина. Ой, звоны звонят.jpgОй,звоны звонят..jpg

Работая над пьесой, ученик слушает, анализирует характер пьесы. Ребенок представляет церковь с большими колоколами.  В синтезаторе мы находим подходящий тембр, имитирующий большой колокол, из банка хроматических ударных. Исполнил эту песню Семён с использованием этого звука.

В процессе работы над разными пьесами учащиеся знакомятся с разнообразными тембрами, слушают различные инструменты, постепенно запоминая их, что дает им возможность в дальнейшем осмысленно использовать подходящий тембр инструмента в работе над аранжировкой произведений.

Очень часто я даю одинаковое произведение нескольким учащимся. У каждого ребенка разное воображение, фантазия, и восприятие музыки. И при работе над одинаковым произведением, получается разный результат – разная аранжировка.  Это дает возможность учащимся слушать друг друга, анализировать, рассказывать друг другу использованные средства выразительности инструмента, делиться друг с другом своими находками. Такая работа над произведениями помогает учащимся расширить свои представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления.

Одна из таких пьес «Ехали мы в гости». Пьеса на освоение позиционной игры в пределах пяти пальцев.  В этой же пьесе мы знакомимся с первым аккордовым режимом Single (One Finger) – режим игры одним пальцем. В этом режиме играется только тонический звук аккорда, что позволяет начинающим исполнителям, не умеющим играть аккордами, играть произведение двумя руками.

Над этим произведением работали двое учащихся: Семён и Зоя  Здесь каждый ребенок представил пьесу в своем характере, и аранжировал её по-разному, в соответствии со своим представлением.  Они рассказывали друг другу, что можно изобразить в этой пьесе. Семен представил поездку на машине, а Зоя – поездку на поезде. Семён по ходу пьесы рассказывал, что во время «вступления» - люди садятся в машину, а «окончание» - они уже приехали в гости и выходят с машины. А у Зои получилась веселая, шумная компания друзей в поезде. И к этой пьесе она нарисовала рисунок.

Но не только над пьесами проходит работа с аранжировкой. Очень интересно детям работать над гаммой.

Гаммы – это то, что в детских музыкальных заведениях вызывает скуку и общую нелюбовь.  Но, когда мы подходим к изучению гамм творчески, у детей проявляется интерес, развивается эмоциональное воображение и образное мышление, и они уже не относятся к гаммам, как к скучному и нудному занятию.

 Для изучения гамм я использую упражнение «Гамма» - где дети знакомятся с гаммой До мажор. Цель – не только исполнить гамму, но представить её, как самостоятельное произведение, со своим образом и характером.гамма.jpg

 В этом упражнении у ребят есть возможность фантазировать и придумывать самые разные образы.

Над этим упражнением так же работали трое учащихся.

Зоя представила гамму в виде «Марша», где изобразила марширующих ребят на параде.  При игре она использовала стиль «Марш», духовые инструменты. Так же она нарисовала рисунок к своей получившейся пьесе.

А София изобразила гамму в виде «Деревни», где много животных, лают собаки, много солнца и свежего воздуха. Она   использовала звук «Гармошки», и стиль из банка «Кантри». И так же нарисовала рисунок к этой пьесе.

 Вообще, в своей работе я часто использую метод изображения музыки в образах на бумаге. Учащиеся   моего класса много рисуют, особенно на начальном этапе обучения. Я считаю, когда дети рисуют, они учатся представлять музыку в образах, которые им привычны и знакомы с раннего детства. А это, в свою очередь, помогает им воплотить на инструменте то, что они представили на бумаге.  Такая связь зрительного и слухового восприятия музыки развивает воображение, фантазию, учит размышлять, анализировать и творчески мыслить. Даже те учащиеся, которые на первых уроках не могут ничего представить, когда слышат музыку, замкнуты и необщительны, через рисунки постепенно раскрепощаются, начинают проявлять интерес к творчеству, и уже сами рассказывают, что они услышали в той или иной пьесе, и пытаются воплотить на инструменте услышанное.

Работа на синтезаторе - это не только исполнение произведений «вживую», но это так же создание аранжировок, фонограмм и запись их на многодорожечный секвенсор инструмента.

 В каждой аранжировке, даже самой простой, ученик сталкивается с решением определённых задач. Самостоятельное составление простых аранжировок, начиная с выбора одного или двух инструментов, становятся упражнениями, предварительной подготовкой. Простые задания мобилизируют творческий потенциал, на практике знакомят учащихся с алгоритмом данной работы. Каждая самостоятельная работа, вне зависимости от качества, на уроке тщательно анализируется, обобщается.

Создание аранжировки представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из нескольких основных действий: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Поэтому работать с секвенсором лучше начинать уже на начальном этапе обучения, когда у ребят пьесы маленькие, а все новое они впитывают в себя, как губка.

Таким образом, работа в классе проходит разнообразно, дети постоянно находятся в поиске, они начинают изучать и запоминать средства выразительности. Им становится интересно изучать новые пьесы, подбирать на слух, экспериментировать.

Задача преподавателя научить ученика анализировать, стимулировать развитие интереса и творческого отношения учащегося, умение самостоятельно мыслить и достигать поставленной цели. Игра на музыкальном инструменте должна приносить ученику эмоциональное удовлетворение, чувство радости от собственной творческой деятельности. А приобретенные начальные навыки аранжировки произведений с использованием технических средств инструмента помогут в будущем в самостоятельной творческой работе учащихся.

Список использованной литературы:

  1. И.Красильников, Т.Кузьмичева «Произведения для клавишного синтезатора»
  2. Живайкин П. Как играть современную популярную детскую музыку. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  3. Красильников И.М. Детская электронная музыка – новая сфера творчества. / Музыка и электроника. №3 – 2004.
  4. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и искусство. Л.,1974
  5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.- М.,2003.
  6. Михуткина Н. Школа юного аранжировщика: обучение игре и аранжировке на синтезаторе. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 10 класса, тема: Общение и обучение через Интернет.

Разработка открытого урока по Кембриджским курсам в 10 классе по теме: Общение и обучение через Интернет. это последний 4-ый урок из серии уроков по курсам....

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

Открытый урок с методическими рекомендациями "Развитие творческого мышления в классе синтезатора на начальном этапе обучения"

Развитие творческого мышления у детей очень важно для обучения на инструменте. Дети должны научиться представлять музыку в образах, чтобы потом передать эти образы во время игры слушателю.Синтезатор –...

Открытый урок 7 класс Гимнастика « Обучение техники кувырка вперед, назад, стойка на лопатках»

Задачи урока:1.Обучение технике кувырка вперед, назад, стойка на лопатках.2.Развитие ловкости, гибкости.3.Воспитание дисциплинированности, трудолюбия....

План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...

Презентация открытого урока в классе синтезатора "Использование мультипадов в аранжировке музыкальных произведений"

Презентация открытого урока "Использование мультипадов в аранжировках музыкальных произведений" направлена на закрепление пройденных этапов в освоении техники  применения мультипадов и на п...

Открытый урок-мастер-класс "Обучение написанию сочинению -рассуждению ч.С ЕГЭ в 11 классе"

Урок - мастер-класс в 11 классе проводится в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку ч.С....