Открытый урок-мастер-класс "Обучение написанию сочинению -рассуждению ч.С ЕГЭ в 11 классе"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

Урок - мастер-класс в 11 классе проводится в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку ч.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сочинение- рассуждение по предложенному тексту ч.С ЕГЭ».

Цели урока: обучающие-

  1. Научить детей выполнять творческое задание-составлять собственное рассуждение по предложенному тексту;
  2. выделять наиболее значимую (ведущую, общую) проблему текста;
  3. уметь комментировать поставленную в тексте проблему, формулировать авторскую позицию, излагать собственную позицию с привлечением нескольких аргументов
  4. уметь формулировать вывод по проблеме.

Развивающие: Развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста;

Воспитательные: обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «доброта», «человечность», «сочувствие», «милосердие», «взаимопомощь»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств, ответ на вопрос: «В чем истинное назначение человека?»

Оборудование урока:

  1. интерактивная доска
  2. тексты для каждого ученика.
  3. презентация: портрет писателя В.Солоухина, слайды
  4. шаблон к сочинению, типы проблем, критерий оценивания К1, К2, К3, к4, к5
  5. банк аргументов
  6. бланки сочинений-черновики

Ход урока:

  1. Организационный момент. Каковы цели нашего урока? Сформулировать самим: Сегодня мы должны написать сочинение и получить за это 9 баллов по критериям к1,К2,к3,к4,К5.
  2. я ставлю перед вами цель: в конце урока подсчитать баллы по критериям 1-5, и вы должны набрать 9 баллов. Выступать будут все. Вы должны показать правильно построенные предложения, умение анализировать текст, находить основную проблему текста, проявить свое творчество. Посмотрите на шкалу перевода 9 баллов по критериям в оценки ( слайд 2) 

Шкала перевода баллов по критериям 1-5 на оценки:

От 1-3 баллов=«2»

От 4-5 баллов=«3»

От 6-7 баллов=«4»

От 8-9 баллов=«5»

 3. Итогом урока будет продукт- сочинение, которое должно соответствовать части С экзамена в форме ЕГЭ.

   II.  Анализ текста.

1. В качестве текста для анализа вам предлагается отрывок из рассказа известного писателя В.Солоухина. Что вы знаете об этом авторе? О чем его произведения?

Сообщение ученика. (Зурбаев Б.)

Влади́мир Алексе́евич Солоу́хин (1924 — 1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Владимир Солоухин родился 1924 года в селе Алепине  Владимирской области в крестьянской семье.

Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

После службы в Российской красной армии с 1942—1945 годы в охране Кремля) Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени Горького.  Был членом редколлегии журналов «Молодая гвардия», «Наш современник».

Автор книг о природе, об исскустве, произведений на нравственную тему: Владимирские просёлки (1957), Капля росы (1960), Письма из Русского музея (1966) и.т.д.

Награды: орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почёта», орден Дружбы народов

Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1979)

2. Выразительное чтение текста. Прослушайте, пожалуйста, текст, и выполним задание А29.Определите его тип и стиль.

- Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).

- Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)

А30. Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный; описание

2) публицистический; повествование и рассуждение

3) художественный; повествование

4) разговорный; описание

(повествование, потому что события описываются последовательно, чередуются во времени)

- Какие морфолог. средства использует автор, чтобы показать эти события? (глаголы прош. Времени-жгли, зябли, шла война, отец приносил, я заболел, взял клюшку, двинулся к Мишке)

-  Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан.  Для чего был написан этот текст В.Солоухиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.) 

- А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного). Значит, стиль текста-художественный.

III.   Анализ текста.

1. Повторное внимательное чтение текста (самостоятельно каждый).

2. С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части С?

 (надо знать структуру сочинения шаблон)-слайд №3.

3.Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь?

(на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)

Как определить проблему?-озаглавить.

Озаглавим: «Жадность», «Неспособность к дружбе», «Эгоизм юноши», «Равнодушие», «отсутствие человечности», «Черствость». Что осуждается в тексте?- бессердечное, антигуманное поведение Мишки Елисеева.

4. Обратимся к проблеме. Вам может помочь в определении проблемы задание  А28. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос:

1).Ребята были голодны, им очень хотелось есть.

2). Мальчишки были возмущены поведением Мишки, его бесстыдной ложью.

3). Я сильно болел, поэтому не стал есть Мишкину еду.

4). Отец Мишки беспокоился о своем сыне, поэтому приносил ему еду.

Итак, мы уже можем сформулировать  проблемы текста, их несколько.

(.Проблемы жадности, эгоизма, неспособности к дружбе, равнодушия, бессердечности, черствости.)

А можем ли мы выделить общую проблему, более широкую? Зачем, для чего написан этот текст В.Солоухиным? Вспомним, когда происходили описываемые события? – в военное время, когда люди должны были делиться последним, сплачиваться. Речь идет о хлебе-недоступном продукте. Так что же такое хлеб?- он дорог нам как продукт питания, как символ человеческой доброты, дружбы и верности, человеческого благородства. История показывает, что не хлебом единым жив человек, но все-таки именно хлебом определяется человеческое благополучие, человеческое  «я». Хлеб-всему голова, святыня, это жизнь, это сила, это судьба народа, судьба страны. Мы увидели, как через отношение к хлебу в рассказе проверяется человеческий характер. Значит, основная проблема- «отсутствие человечности, осуждение бесчеловечности».

   5. Как можно оформить вступление сочинения? Какие способы вы знаете? (в виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).-4 способа написания вступления (на слайдах).

6.Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. (1 гр. – начать с автора-введение №1; 2 гр. – с длинного ряда однородных членов предложения-введение №»; 3 гр. – со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Написание вступления.

7.Заслушать вступления и отредактировать.

8. Перейдем к комментарию проблемы.

- Что входит в комментарий?

Попробуй ответить на вопросы:

- Насколько актуально то, о чём пишет автор?

- Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

- Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

9.Комментарий проблемы по группам:

С абзаца:Автор поднимает проблему… Эта проблема актуальная 

10. Заслушать комментарий и отредактировать.

11. Вариант комментария –(на слайде)

12. Проверка по критерию1-( слайд 9)-вывести баллы за ответы.

13. Переходим теперь к следующему абзацу – позиции автора: Автор считает…  О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

14. Группы пишут. Заслушать авторские позиции групп.Редактирование.

Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что, согласно русской пословице, «плохо тому, кто добра не творит никому».

…что человек не может прожить вне общества, вне коллектива.

15. Выставление баллов за ответы по критерию 2 ( слайд 14).

  16.  Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме, я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора о том, что поступок Миши Елисеева эгоистичный, бесчеловечный, у него нет доброты, жалости, сочувствия. Я считаю

17.Заслушать мнения учащихся по этой проблеме. Редактирование.

18. Выставление баллов по критерию 3 ( слайд 16).

19. Аргументация. В качестве аргументов вам необходимо привести два примера, один – из художественной литературы, другой – из публицистики или исторических событий, а также из опыта ваших родных или близких.

Может быть, уже кто-то вспомнил художественное произведение, которое как нельзя лучше подходит к нашей теме? (Паустовский «Теплый хлеб», Горький «Старуха Изергиль», Шолохов «Донские рассказы»-рассказ «Алешкино сердце» 

Почему рассказ А.Платонова подходит к теме нашего сочинения? ( Филька тоже злой, жадный мальчишка, у него тоже отсутствуют человечность, жалость, сострадание). Поведение Ларры-…

20 Приведите примеры из жизни. Встречались ли вы с таким поведением?

Встречается ли такое в жизни?

21. Заслушать аргументы учащихся по этой проблеме. Редактирование.

22. Выставление баллов по критерию 4 ( слайд 18).

23. А последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу)

 Я думаю, что в выводе должна прозвучать мысль о человеческой доброте, взаимопомощи, сострадании.

24. Написание вывода.

25. Заслушать выводы учащихся по этой проблеме. Редактирование.

26. Выставление баллов по критерию 5 ( слайд 19).

IV. Рефлексия. Итак, наш конечный продукт –соч.рассуждение по тексту готово. Оцените собственную подготовку к ЕГЭ:

А) Я без проблем справлюсь, потому что…

Б) Я испытываю затруднения в написании, потому что…

V. Домашнее задание: 1) переписать сочинение.

2) подготовиться к сочинению на тему о войне.

 (1)По ночам мы жгли тумбочки. (2) На чердаке нашего общежития был склад старых тумбочек. (3) А мы сильно зябли в нашем общежитии.

           (4) Из печи в комнату струилось тепло. (5) Мы, хотя и сидели около топки, старались не занимать самой середины, чтобы тепло беспрепятственно струилось и расходилось во все стороны. (6) Однако к утру мы все мерзли под своими одеялишками.

           (7) Конечно, может быть, мы не так дорожили бы каждой молекулой тепла, если бы наши харчишки были погуще. (8) Но шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. (9) По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз. (10) На базаре буханка хлеба стоила нашу месячную стипендия, а сливочное масло – полугодовую. (11) Да его и не было на базаре, сливочного масла, оно стояло только в воображении каждого человека как некое волшебное вещество, недосягаемое, недоступное.

            (12) А между тем сливочное масло существовало в виде желтого плотного куска даже в нашей комнате. (13) Да, да! (14) И рядом с ним еще лежали там розовая глыба домашнего окорока, несколько белых сдобных пышек, варенные вкрутую яйца, литровая банка с густой сметаной и большой кусок  запеченной в тесте баранины. (15) Все это хранилось в тумбочке Мишки, на которой красовался замок.

             (16) Отец Мишки работал на каком-то складе неподалеку от города, часто приходил к сыну и приносил обильную еду. (17) Свои припасы Мишка старался истреблять тайком. (18) Во всяком случае, мы редко видели, как он ест. (19) Однажды ночью, проснувшись, я увидел Мишку сидящим на койке. (20) Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. (21) Я не удержался и заворочался на койке. (22) Мишка вдруг резко оглянулся, потом, напустив спокойствие, ответил на мой вздох следующей фразой:

            - Ну ничего, не горюй, как-нибудь переживем.

             (23) В другую ночь я слышал, как Мишка чавкает, забравшись с головой под одеяло.

              (24) Однажды я совсем обессилел от голода и заболел.

              (25) - Слушай,- обратились к Мишке ребята. (26) –Видишь, захворал человек. (27) Дал бы ему чего поесть. (28) Не убыло бы.

              (29) Никто не ждал, что Мишку взорвет таким образом: он вдруг начал кричать, наступая то на одного, то на другого.

              (30) - А вы что, проверяли мою-то еду? (32) Я тоже как вы, мне на хлебную карточку четыреста граммов дают. (33) Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить.

             (34) Напряженность всех этих дней, усталость, заботы ребят, хотевших покормить меня из Мишкиных запасов, его бесстыдная ложь - все это начало медленно клубиться во мне, как июльская грозовая туча.

             (35) - А вот я и проверю!...-сказал я.

              (36) Говорили мне потом, что я взял клюшку, которой мы крушили обычно тумбочки, и двинулся к Мишке. (37) Мишка сначала метнулся, чтобы загородить свою тумбочку грудью, но все же уступил мне дорогу и даже отскочил к двери.

              (38) Я опустил клюшку на нужное место.

               (39) Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась  стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свертками показался хлеб.

               (40) – Все это съесть, а тумбочку сжечь в печке, - распорядился я, прежде чем снова укрыться легоньким одеялом. (41) Самому мне есть не хотелось, и даже поташнивало. (42) Впрочем, я скоро забылся, потому что болезнь вошла в полную силу.

                (43) Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (44) Его замок долго валялся около печки, как совсем ненужный и бесполезный предмет. (45) Потом его унес комендант общежития. ( по В. Солоухину «Каравай заварного хлеба»)

А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

  1. Ребята были голодны в военное время, им очень хотелось есть.
  2. Мальчишки были возмущены поведением Мишки, его бесстыдной ложью.
  3. Я сильно болел, поэтому не стал есть Мишкину еду.
  4. Отец Мишки заботился о своем сыне, поэтому  приносил ему еду.

А29. Определите стиль и тип речи текста.

  1. художественный, описание
  2. публицистический, повествование и рассуждение
  3. художественный, повествование
  4. разговорный, описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.

Обучение  написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ....

Презентация «открытого урока» на тему: "Написание сочинения – рассуждения"

Презентация «открытого урока» с использованием новых образовательных технологийТема: «Написание сочинения – рассуждения»9 класс...

Презентация "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" 9 класс

Данная презентация поможет при подготовке к экамену по русскому языку в 9 классе....

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...