Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Марченко Татьяна Николаевна

Календарно - тематическое планирование по биологии в 6 классе по программе И.Н. Пономаревой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._2014.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Согласовано

заместитель директора по НМР

_____________ Е.В.Бондаренко

         29 августа  2014 года

Муниципальное образование Новокубанский район муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  гимназия №2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Календарно – тематическое планирование

по биологии

Уровень образования (класс)  основное общее  образование,    6    класс__

Количество часов  68   (2 часа в неделю).

Учитель Марченко Татьяна Николаевна

Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида

Марченко Т.Н., утвержденной решением педагогического совета

протокол №1  от 29 августа 2014 г.

урока

п/п

урока

по

темам

Содержание

(разделы, темы уроков)

Неделя

проведения

урока

Дата

фактического

проведения

урока

Оборудование

1. Введение. Общее знакомство  с растениями (6 часов)

1

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

1-6 сентября

Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО)

2

2

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас». Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях.

1-6 сентября

3

3

Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение -живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения.  Цветковые растения.

8-13 сентября

(ЭЗСО)

4

4

 Л.р. №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами, кукушкина льна со спорами)».

8-13 сентября

Лабораторное оборудование

5

5

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений.

15-20  сентября

(ЭЗСО)

6

6

Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

15-20  сентября

(ЭЗСО)

2. Клеточное строение растений (5 часа)

7

1

Увеличительные приборы: микроскоп и лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

22-27  сентября

(ЭЗСО)

8

2

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

22-27 сентября

(ЭЗСО)

9

3

Л.р. №2 «Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука)».

29 сентября-4 октября

Лабораторное оборудование

10

4

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

29 сентября-4 октября

(ЭЗСО)

11

5

Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покpoвныe, проводящие, механичеcкие. Клеточное строение органов растения.

6-11 октября

(ЭЗСО)

3. Органы цветковых растений (18 часов)

Семя (3 часа)

12

1

Семя. Внешнее и внутреннее строение семян. Л.р. №3 «Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). Типы семян.

Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения:размножение и распространение.

6-11 октября

Лабораторное оборудование

13

2

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Глубина заделки семян в почву.

13-18  октября

(ЭЗСО)

14

3

Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

13-18 октября

(ЭЗСО)

Корень (3 часа)

15

1

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внyтреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.

20-25 октября

(ЭЗСО)

16

2

Рост корня. Ветвление корней.

20-25 октября

(ЭЗСО)

17

3

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями: (запасающие,

воздушные, ходульные, досковидные, nрисоски, втягивающие).

27 октября-1 ноября

(ЭЗСО)

Побег (7 часов)

18

1

Строение и значение побегов для растений.  Почка - зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Л.р. №4 «Строение вегетативных и генеративных почек».

27 октября-1 ноября

Лабораторное оборудование

19

2

Спящие почки. Развитие побега из почки. Экскурсия №2 «Жизнь растений зимой». Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

10-15 ноября

20

3

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.

10-15 ноября

(ЭЗСО)

21

4

Разнообразие листьев и их значение для растений. Световые и теневые листья у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

17-22 ноября

(ЭЗСО)

22

5

Внешне и внутреннее строение стебля. Л.р. №5 «Внешнее и внутреннее строение стебля». Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ.

17-22 ноября

Лабораторное оборудование

23

6

Рост стебля в длину и толщину. Годичные кольца. Роль камбия.

 24-29 ноября

(ЭЗСО)

24

7

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные;

видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица. Л.р. №6 «Строение корневища, клубня и луковицы».

24-29 ноября

Лабораторное оборудование

Цветок и плод (5 часа)

25

1

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), Мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. 

 1-6 декабря

(ЭЗСО)

26

2

Соцветия. Биологическое значение соцветий Л.р. №7 «Типы соцветий».

1-6 декабря

Лабораторное оборудование

27

3

Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

 8-13 декабря

(ЭЗСО)

28

4

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению семян и плодов.

8-13 декабря

(ЭЗСО)

29

5

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система – биосистема.

 15-20 декабря

(ЭЗСО)

4. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 часов)

30

1

Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные. фосфорные; микроэлементы).

15-20 декабря

(ЭЗСО)

31

2

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

22-27 декабря

(ЭЗСО)

32

3

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углeкислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

22-27 декабря

(ЭЗСО)

33

4

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.

 12-17 января

(ЭЗСО)

34

5

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

12-17 января

(ЭЗСО)

35

6

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

19-24 января

(ЭЗСО)

36

7

Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности.

19-24 января

(ЭЗСО)

37

8

Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе.

26 – 31 января

(ЭЗСО)

38

9

Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. Л.р. №8 «Черенкование комнатных растений».

26 – 31 января

Лабораторное оборудование

39

10

Рост и развитие растений. Продолжительность жизни растений.

2-7 февраля

(ЭЗСО)

40

11

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

2-7 февраля

(ЭЗСО)

5. Основные отделы царства растений (10 часов)

41

1

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

9-14 февраля

(ЭЗСО)

42

2

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

9-14 февраля

(ЭЗСО)

43

3

Многообразие пресноводных и морских водорослей.

16-21 февраля

(ЭЗСО)

44

4

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика  мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и  сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.

16-21 февраля

(ЭЗСО)

45

5

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников.

23-28 февраля

(ЭЗСО)

46

6

Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.

23-28 февраля

(ЭЗСО)

47

7

Голосеменные растения. Л.р. №9 «Изучение внешнего вида хвойных растений». Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

2-7 марта

Лабораторное оборудование

48

8

Покрытосеменные (цветковые). Экскурсия №3 « Представители отделов царства растений». Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: Двудольные и Однодольные.

2-7 марта

49

9

Семейства двудольных растений: Розоцветные,  Крестоцветные (Капустные),  Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые).  

9-14 марта

(ЭЗСО)

50

10

Семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые.

9-14 марта

(ЭЗСО)

6. Историческое развитие растительного мира на Земле (4 часа)

51

1

Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции.

16-21 марта

(ЭЗСО)

52

2

Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

16-21 марта

(ЭЗСО)

53

3

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

30 марта-4 апреля

(ЭЗСО)

54

4

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

30 марта-4 апреля

(ЭЗСО)

7. Царство Бактерии (3 часа)

55

1

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

6-11 апреля

(ЭЗСО)

56

2

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий.

6-11 апреля

(ЭЗСО)

57

3

Значение бактерий в природе и в жизни человека.

13-18 апреля

(ЭЗСО)

8. Царство Грибы. Лишайники (4 часа)

58

1

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Л.р. №10 «Изучение строения плесневых  грибов».

13-18 апреля

Лабораторное оборудование

59

2

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

20-25 апреля

(ЭЗСО)

60

3

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения.

20-25 апреля

(ЭЗСО)

61

4

Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

27 апреля-2 мая

(ЭЗСО)

9. Природные сообщества (7 часов)

62

1

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз -  совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Ярусность.

27 апреля-2 мая

(ЭЗСО)

63

2

Экскурсия №4 «Жизнь растений в весенний период года».

4-9 мая

64

3

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

4-9 мая

(ЭЗСО)

65

4

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

11-16 мая

(ЭЗСО)

66

5

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

11-16 мая

(ЭЗСО)

67

6

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

18-23 мая

(ЭЗСО)

68

7

Обобщение, повторение, задание на лето.

18-23  мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...