Проект урока "Общая характеристика голосеменных растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Смирнова Ирина Владимировна

Урок по курсу Биология 6 класс, линия Пономаревой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_smirnova.docx157.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока биологии по теме «Отдел Голосеменные растения» 6 класс.

Учитель Смирнова И.В., МБОУ СОШ № 13 г. Дзержинска

Предмет

Биология

Класс

6

Тема урока

Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и многообразие.

Цель урока: познакомить учащихся  с особенностями строения и многообразием голосеменных растений

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков голосеменных, различение на рисунках различных представителей голосеменных, выявление значения голосеменных в природе ив жизни человека.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения преобразовывать текстовой материал в графический (таблица, схема). Умение работать с источниками биологической  информации, умение адекватно использовать речевые средства для сравнения разных точек зрения.

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять свою точку зрения.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характере ошибок

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование личной ответственности за сохранение видового разнообразия голосеменных.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

  1. Общая характеристика отдела Голосеменных растений
  2. Строение сосны обыкновенной в связи с приспособленностью к местообитанию
  3. Цикл развития сосны
  4. Многообразие Голосеменных растений
  5. Значение Голосеменных растений.
  6. Охрана голосеменных.

Вид используемых на уроке средств обучения ИКТ

Электронная презентация, ПК, мультимедиа - проектор,

Оборудование

Видеофрагменты, таблица «Сосна обыкновенная», гербарий и шишки хвойных, лупы, микроскопы, микропрепараты «Хвоя сосны», «Пыльца сосны» и  «Мужская шишка сосны».

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru, http://ppt4web.ru/

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

  1. Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность  к уроку.
  2. Демонстрирует изображения представителей споровых растений

                C:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\мох.jpeg  C:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\папоротники.jpeg

C:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\фото плаун.jpegC:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\хвощи.jpeg

  1. Задает вопросы:

А. Представители, каких отделов растений вы видите на фото?

Б. Перечислите  особенности каждого отдела.

В.  Какие особенности объединяют данные растения?

Г. В чем особенности среды обитания мхов, папоротников, хвощей и плаунов?

Д. От чего зависит среда обитания данных растений?

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностная   Нравственно-этическое оценивание, мотивация на работу на уроке, смыслообразование

Познавательная   Рассматривают изображение, вспоминают к каким отделам относятся данные растения, особенности их строения, отмечают особенности среды обитания, предполагают объясняют связь среды обитания и особенностей их полового размножения, используя личностный опыт, рассказывают о роли данных растений в природе и жизни человека.

Коммуникативная  Вступают в диалог

Регулятивная  Целеполагание, оценка

Определяют ключевые слова урока 

 

 

 

 

 

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует рисунок

C:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\утро в сосновом бору.jpeg

2. Задает вопросы:

А. Репродукцию, какой картины вы видите на экране?

Б. Кто является автором картины?

В  Какие растения изображены на репродукции?

Г К какому отделу растений относятся сосны?

Д. Предположите, какие особенности растений легли в основу названия Голосеменные?

 

Деятельность учащихся

Личностная    Смыслообразование

Познавательная  Рассматривают рисунок, вспоминают название картины, автора, отмечают, что на картине изображены сосны, предполагают, эта группа растений относится к отделу Голосеменные.

 

 

 

 

Высказывают своё мнение, предполагают, что данная группа растений образует семена, которые лежат открыто.

Коммуникативная  Вступают в диалог,

выражают свои мысли, аргументируют свое мнение, учатся слушать.

 Регулятивная  Целеполагание, оценка

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Какие преимущества имеют голосеменные растения по сравнению с папоротниками ?.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем об особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия голосеменных и ответы зафиксировать в тетради.

 3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Деятельность учащихся

Личностная    Смыслообразование

познавательная  Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, фиксируют их в тетради.

 

 Коммуникативная  Высказывают предположения.

Регулятивная  управление своей деятельностью

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

1. Раздает фотографии, рисунки, натуральные объекты ( шишки), гербарии

2. Предлагает воспользоваться текстом учебника из параграфа 41.

3. Раздает инструкции к групповой работе.

4. Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся

C:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\эфедра.jpegC:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\саговниковые.jpegC:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\гинго.jpegC:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\хвойный лес.jpeg

C:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\схема размножения голосеменных.jpeg

C:\Users\ADMIN\Desktop\фото для урока\iель.jpegC:\Users\ADMIN\Desktop\сосна.jpeg

Деятельность учащихся

Личностная  смыслообразование

Познавательная Работают с информацией, умение извлекать нужную информацию,

умение структурировать знания, анализируют, обобщают, классифицируют, устанавливают аналогии.

 Коммуникативная Умение интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничать со сверстниками.

Регулятивная  Планирование, управление своей деятельностью

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите оратора группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст.

3. Дайте ответы на поставленные вопросы.

1 группа

- Пользуясь текстом параграфа 41, заполните таблицу по особенностям голосеменных растений.

- Сформулируйте и запишите определение “Голосеменные растения – это… ”.

- Выскажите мнение о преимуществах семян по сравнению со спорами.

2 группа

- Расскажите о многообразии голосеменных растений.

- Распределите фотографии голосеменных растений по группам на основе классификации

- Изобразите в виде схемы особенности классификации данной группы растений.

3 группа

- Как размножаются голосеменные? Воспользуйтесь текстом параграфа 41 и схемой размножения.

- Составьте сообщение о развитии семени. Назовите процессы, изображенные на схеме?

 - Выполните задание №3 в рабочей тетради

4 группа

- Какая группа голосеменных растений является самой многочисленной? Воспользуйтесь текстом параграфа 41.

- Перечислите наиболее распространенные хвойные растения нашей страны. Найдите их в гербарии

- Сравните сосну и ель

- Установите соответствие.

Характерные признаки растений:

А) Светолюбивое растение, растет на любых почвах

Б) Хвоинки живут 2-4 года

В) Любит плодородные почвы

Г) Хвоинки живут 7-9 лет

Д )Древесина белая, легкая мягкая

Е)Из хвои получают витамин С

1) сосна

2) ель

А

Б

В

Г

Д

Е

5 группа

- Используя дополнительную литературу подготовить сообщение о роли хвойных растений в природе и в жизни человека;

- Составить кластер по данному вопросу

5. “Открытие нового знания”.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает ораторов групп с результатами работы. Просит группы  назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к первоначальной беседе.

4. Структурирует материал в виде таблицы (кластера)

Деятельность учащихся

Личностная самоопределение

Познавательная составление итоговой таблицы (кластера).

Коммуникативная Осознание ответственности за общее дело, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

Выступление ораторов, обмен мнениями, обсуждение таблиц, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

Регулятивная  контроль, коррекция, оценка

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

-Разделите признаки на признаки голосеменных растений и папоротниковидных:

  • Представлены деревьями, кустарниками;
  • Имеют хорошо развитое корневище;
  • Произрастают преимущественно во влажных местах;
  • Семязачатки лежат на чешуях шишек;
  • Размножаются спорами;
  • Размножаются семенами;
  • Женские и мужские гаметы развиваются на заростке;
  • Опыляются ветром;
  • Для оплодотворения необходима вода;
  • Имеются женские и мужские шишки

2. Задает вопрос:

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Личностная Повышение самооценки,

смыслообразование понятия «Голосеменные»

Выполняют задание и затем обсуждают.

 

 Познавательная  Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, умение передавать главную мысль.

 Отвечают на основной вопрос урока “ Выявить черты более сложной организации голосеменных растений по сравнению с папоротниками.»

Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. Предлагают и обосновывают свои предположения.

Регулятивная Планирование ,способность к мобилизации сил и энергии

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся. Постановка новой проблемы  (дает домашнее задание).

Личностная  Самоопределение, морально-этическая ориентация.

Познавательная   Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.

Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Регулятивная Определяют степень своего продвижения к цели. Прогнозирование, оценка.

8. Домашнее задание

1. Учебник: параграф 41 (прочитать), выучить записи в тетради.

2. Предложите области использования знаний о голосеменных растениях.

 

Литература

  1. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.

Интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru

 http://ppt4web.ru/  (Хостинг презентаций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размножение голосеменных растений"

урок по биологии 6и класса....

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

презентация "Отдел Голосеменные растения"

В презентации ведется речь о строении и происхождении отдела Голосеменные растения, слайды сопровождаются  рисунками и фотографиями различных видов Голосеменных....

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс

Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....

Технологическая карта урока по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

Вашему вниманию представлена разработанная технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая  работа № 2 &laq...