Технологическая карта урока по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Крохмалюк Юлия Викторовна

Вашему вниманию представлена разработанная технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая  работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

7

УМК

под редакцией Н.И. Романова

Учитель

Крохмалюк Ю.В.

Тема урока

Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая  работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

Цель урока

формирование первоначальных систематизированных представлений о растениях отдела голосеменных, их отличительных особенностях и многобразии.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

- сформировать систему научных знаний о живой природе;

- сформировать первоначальные систематизированные представления о биологических объектах;

- приобрести опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов;

- сформировать представление о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования.

 -формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- приобрести опыт смыслового чтения;

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- развить опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- формирование системы научных знаний о живой природе;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования.

-формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Оборудование урока:

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оргмомент

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку.

Приветствие учителя. Подготовка к уроку

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Л:понимание важности знаний

Р:самоконтроль учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Организация мотивирования к учебной деятельности на уроке. Девиз урока: «Собраться вместе- это начало. Держаться вместе- это прогресс. Работать вместе- это успех» Генри Форд

Включение в учебную деятельность

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими

Найти лишнее растение:

- ламинария, ульва, сосна.

- плаун, секвойя, хвощ.

- пихта, папоротник, плаун.

- хламидомонада, хлорелла, лиственница.

Ответы на вопросы по изученному ранее материалу

Выполнение освоенных ранее учебных действий.

Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).

Р: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности;

Л: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к  новому содержанию.

Постановка учебной задачи

Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока.

Почему вы исключили эти растения? К какой группе они относятся? Почему эти растения называют голосеменные? Что вы знаете об этих растениях? Определите цель

урока.

Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия

Формулирование цели и (или уточнение) темы урока

Р: умение ставить цель, планировать деятельность.  

Л: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к  новому содержанию.

Освоение нового учебного материала

Создание в ходе обсуждения с учениками плана достижения цели, разработка алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу.

  1. Вступительное слово учителя:

Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных  папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Первые голосеменные  делились на 6 классов. В настоящее время  2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —лианами; травянистых растений среди них нет.

 Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.

Отдел Голосеменных состоит из следующих классов:

Саговниковые

 Гинкговые

 Гнетовые

 Хвойные

  1. Сообщения учащихся (см приложения) (задание 1 в раб листе)
  2. Познакомившись с представителями голосеменных,  назовите их общие признаки, о которых вы узнали из презентации.

1.Органы - лист, стебель, корень.

2.Лист – хвоинка.

3.Шишка – видоизмененный побег.

4.Размножение с помощью – семян.

 Динамическая пауза:

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.   ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки,  потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

 Мы размялись от души

И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).

  1. А теперь, мы благодаря практической деятельности детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере отдельных представителей голосеменных (Приложение).
  2. Значение голосеменных

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Сообщения учащихся, демонстрация презентаций.

Работа в паре, группе.

Словесные

Наглядные

П: : умение составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

осуществлять классификацию информации.  преобразовать информацию из одного вида в другой

К: участие в совместной деятельности;

изложение собственных мыслей

Л: ответственное отношение к выполнению учебных задач;

готовность к восприятию

Закрепление учебного материала

 1) Решение задач (вопросы обсуждаются в парах, сообщается ответ всему классу) Задача№1

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?

Ответ: хвойные растения выделяют за год 5 кг фитонцидов. Можжевельник до 30 кг. Фитонциды это вещества убивающие бактерии.

Задача №2.

Как – то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- хвойный!

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы!

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Почему?

Задача №3.

Почему пихта очень чувствительна к огню?

Ответ: Кора молодых пихт пронизана смоляными ходами, которые, переплетаясь, образуют смоляные желваки, заметные снаружи по небольшим отчетливым бугоркам. Пихта – дерево с тонкой и смолистой корой. Поэтому очень она чувствительна к огню.

Задача №4.

В сосновом лесу редко встретишь поваленное дерево, а в еловом ели вывороченные с корнем встречаются очень часто. Почему?

2) Загадки

Хоть колюча, но не елка,

Подлинней ее иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица-…  (сосна)

Сок сосновый густ, как мед,

И такого ж цвета.

Кто ребята назовет

Сок липучий этот?  (смола)

Осень листья раскидала,

И деревьям зябко стало.

Только ель средь них одета

Из чего ж одежда эта?  (хвоя)

И девчонки и мальчишки,

Все иметь хотели хотели б шишки-

На орешки очень щедр

Богатырь-сибирский…  (кедр)

3)Обсудите вопросы в группе

А)Из какого дерева делали мачты кораблей? (сосна)

Б)Из какого дерева сделаны детали построек Московского Кремля? (лиственница)

В)Сосну можно сажать для укрепления почв,а ель нет. Почему? (у ели корни близко к поверхности почвы)

Г)В каком лесу темнее-в еловом или сосновом? (еловом)

Д)Как отличить ветку сосны от ветки ели? (по хвоинкам)

Проверка работы групп

3) закончи предложения (см рабочий лист)

1.        Без наших хвойных растений…

2.        Наша тайга для планеты Земля это …

3.        Нужно беречь и охранять лес , т.к…

4.        Наш хвойный лес дает нам ...

5.        Я в нашем сосновом лесу летом...

6.         лес это среда…

7.        Я считаю, что наш хвойный лес это - …

Обсуждение полученных результатов

Итак ,ребята, сегодня на уроке мы познакомились с отделом растений Голосемянные. Достигли ли мы целей, поставленных в начале  урока?

Много нового вы узнали Можете ли вы сейчас ответить на вопрос :Что такое голосемянные растения?

Где в повседневной жизни вы можете применить полученные знания?

Выполнение типовых заданий

с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе).

Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).

Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

 

Р: подведение итогов урока;

самооценка

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение

Рефлексия учебной деятельности

Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности; определению целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки

Подсчет баллов, поученных за урок.

Самооценка

Взаимооценка

Оценка эмоционального состояния и урока

Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия.

Осуществление самооценки

Л: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

Информация о домашнем задании

Предложение разноуровневых заданий

1)Общее задание

Параграф 16-читать,вопросы (У)

2)Творческое задание: Индивидуальное

А) Школьная тетрадь. Как она связана с голосеменными растениями?

Б) В промышленных городах хвойные деревья  гибнут быстрее лиственных? Объясните это явление

В) Составить вопросы викторины, отражающие индивидуальные особенности хвойных растений.

Творческое задание (работа в группе)

Д)Журнал «Самые самые голосемянные»

Е)Газета «Голосемянные»

Ж)Листовка «Берегите лес!»

Осуществление выбора задания для самоподготовки 

Р: планирование и корректировка домашнего задания с учетом своих возможностей и интересов

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Приложение

Практическая  работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

Цель: детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере отдельных представителей голосеменных 

Задачи:

1.сформировать умение распознавать голосеменные растения по хвое и шишкам.

2.развивать практические навыки работы с натуральными объектами.

3.продолжить формирование навыка работы с книгой, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: учебник; гербарные экземпляры веток сосны, ели; шишки сосны , ели и лиственницы; лупа

Теоретическое введение.

Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100 м деревья, кустарники. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Не будет преувеличением сказать, что они играют выдающуюся роль в растительном покрове Земли, и жизни человечества. Для размножения и распространения им служат семена.
      Наличие семя н создает этим растениям огромное преимущество перед споровыми. В отличии от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищён от неблагоприятных условий. Семена лежат открыто на поверхности чешуек, благодаря чему и получили такое название.
      Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса листья чешуйчатые.
      Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом. Поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.
       Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешний вид небольших веток (побегов) сосны и ели. Укажите их основные различия между собой.

2.Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько хвоинок на этих побегах?

3.Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, окраску, размер. Отметьте особенности строения хвои.

4. Оформите таблицу:

 

 

Хвоя сосны

Хвоя ели

1

Продолжительность жизни

2

Расположение на побеге

3

Длина хвои

4

Форма хвои

5.

Окраска хвои

5.Рассмотрите шишки сосны, ели и лиственницы. Укажите их различия.

6.Найдите на чешуях шишки следы, оставшиеся от семян.

7.Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое семя.

8.Оформите таблицу.

Растение

Размеры шишек

Форма шишек

сосна

ель

лиственница

9.Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

Примерные ответы:

 

 

Хвоя сосны

Хвоя ели

1

Продолжительность жизни

2 – 4лет

7 – 9лет

2

Расположение на побеге

По 2-5 вместе

Поодиночке

3

Длина хвои

4 – 5см

2см

4

Форма хвои

четырехгранная

плоская

5.

Окраска хвои

Светло-зеленая

Темно-зеленая

Растение

Размеры шишек

Форма шишек

сосна

2 -  5 см

Цилиндрическая

ель

Больше 5см

Продолговатая

лиственница

2  - 5 см

округлая

Вывод: Все голосеменные – деревья либо кустарники. Листья голосеменных видоизменены в хвою, что способствует уменьшению испарения влаги. У них хорошо развит стебель и корневая система, образованная главным и боковыми корнями. Оплодотворение происходит без участия воды. Размножаются семенами, которые формируются из семязачатков. У голосеменных впервые в процессе эволюции появилось семя, снабженное запасными питательными веществами и покрытое кожурой. Семена у них располагаются на семенных чешуях открыто (голо).

Возникновение у растений семян - это приспособление их к сухопутному образу жизни. У папоротникообразных семян не было. Они зарождались в виде спор, очень мелких и слабых носителей жизни, и развивались на почве без какого-либо участия материнского организма. У голосеменных есть видоизмененный побег – шишка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»

Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...

Технологическая карта урока по теме "Внешнее строение листа"

Урок составлен по учебнику И.Н.Пономарева  О.А.Корнилова  В.С.Кучменко "Биология 6 класс" ФГОС...

Технологическая карта урока по теме: «Голосеменные растения, особенности их строения»

Технологическая карта  урока по биологии в 5 классе на тему : " Голосеменные растения, особенности ихз строения"по учебнику В.В. Пасечника изд "Просвещение" Линия жизни...

Технологическая карта урока по теме"Класс Птицы. особенности внешнего и внутреннего строения"

Урок в 8 классе по теме: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Разработан в соответствии с ФГОС, по УМК Сонин Н.И....

Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение" (6 класс)

Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные", 6 класс по учебнику Пономарева И.Н....

Конспект урока биологии для 7 класса по теме "Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие"

Данная методическая разработка урока  окажется полезной для учителей биологии, студентов педагогических вузов. Урок составлен на основе программы основного общего образования по биологии Н.И.Сони...