Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс
элективный курс по биологии (8 класс) на тему

Чистякова Елена Руслановна

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче­ские понятия и закономерности.

Темы курса дают учащимся определенные знания об опас­ных заболеваниях, которые могут повредить здоровью.

Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окру­жающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего об­щества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью.

Все темы курса помогают учащимся в осознании того, что человек – это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические потребно­сти, а с другой стороны, человек – это личность.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в первом или втором полугодии для 8 класса). Курс направлен на макси­мальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни.

Заканчивается курс обобщающими уроками, на которых учащиеся выступают со своими исследовательскими работами по одной из тем курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv-za-zdorovyy-obraz-zhizni_8_klass.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа № 1г. Макарьева Костромской области

Программа

Элективного курса

по биологии

За здоровый образ жизни

Ступень обучения (класс)  8 класс

Количество часов  17

          Составила:  

 учитель биологии

Чистякова Елена Руслановна

г.Макарьев 2014г

Пояснительная записка

Человечество в целом и каждый человек как индивидуум растет и развивается, взаимодействуя с окружающей средой – природной, антропогенной, социальной, производственной. Человек живет в определенной культурной среде, которая включает материальные и духовные ценности, созданные рядом поколений людей.

Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек – это часть природы, его назначение – понять законы по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.

Своим появлением направление курса обязано все более четкому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Решая проблему за счет интеграции, данный курс обеспечивает активное включение учащихся в творческую работу, поиск.

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности.

Темы курса дают учащимся определенные знания об опасных заболеваниях, которые могут повредить здоровью.

Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью.

Все темы курса помогают учащимся в осознании того, что человек – это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические потребности, а с другой стороны, человек – это личность.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в первом или втором полугодии для 8 класса). Курс направлен на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни.

Заканчивается курс обобщающими уроками, на которых учащиеся выступают со своими исследовательскими работами по одной из тем курса.

Цели  курса:

  • Развитие интереса к получению знаний о человеке как явени природы.
  • Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающейся окружающей среде,  

         наносящей ущерб здоровью людей

-        Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
     -Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае  

   заболевания.

-        Знакомство с основами правильного питания.

-Развитие творческого потенциала учащихся: умение выполнять рефераты, исследовательскую и практическую работы по темам курса.

  Задачи курса:

  1. Объяснить: что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.
  2. Рассказать о последствиях прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека.
  3. Вспомнить традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека.
  4. Назвать самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.
  5. Разъяснить понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида.
  1. Разъяснить понятие социально-психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку.
  2. Рассказать влияние вредных привычек на состояние здоровья человека.
  1.  Назвать основные требования к охране труда.
  2.  Разъяснить: что такое рациональное питание.
  3. Убедить о влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека.
  4. Назвать меры по улучшению качества окружающей среды.

Методы работы:  лекции, беседы, дискуссии, семинары, ролевые игры.

Ожидаемые результаты

  1. Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.
  2. Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь».
  3. Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.
  4. Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.
  5. Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.
  6. Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.
  7. Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.
  8. Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.
  9. Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности.
  10. Уметь сказать «нет!» вредным привьикам.

Тематическое планирование

№п/п

Темы занятий

Количество часов

       1.

Введение. Предмет и задачи курса

«За здоровый образ»

1

       2.

    **

Психика и здоровье. Механизмы психической защиты

1

  3.

Здоровый образ жизни: творчество и долголетие

1

  4.

Жизнь в экстремальных условиях

1

       5.

Природная среда – источник инфекционных заболеваний

1

     

       6

Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения

1

  7.

Шум и здоровье

1

  8.

Образ жизни моей семьи

1

  9.

Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов

1

  10.

Культура питания

1

  11.

Лечение музыкой

1

  12.

Слова-паразиты

1

  13.

Бранное слово

1

  14.

Мед и пчелы

1

  15.

Алкоголизм, табакокурение, наркомания –болезни химической зависимости

1

  16.

«Вредным привычкам – нет!» - выступление

агитбригады

1

  17.

Урок-отчет об исследовательской работе

по одной из тем курса

1

Итого: 17 часов.

Содержание курса

Тема 1. Введение в предмет, задачи курса «За здоровый образ жизни». (1 час)

Тема 2. Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. (1 час)

Тема 3. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. (1 час)

Тема 4. Жизнь в экстремальных условиях.(1 час)

Тема 5. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. (1 час)

Тема 6. Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения.. (1 час)

Тема 7. Шум и здоровье.(1 час)

Тема 8. Образ жизни моей семьи.(1 час)

Тема 9. «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. (1 час)

Тема 10. Культура питания. (1 час)

Тема 11. Лечение музыкой. (1 час)

Тема 12. Слова-паразиты. (1 час)

Тема 13. Бранное слово. (1 час)

Тема 14. Мед и пчелы. (1 час)

Тема 15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической

                   зависимости. (1 час)

Тема 16. Вредным привычкам – «нет» - выступление агитбригады. (1 час)

Тема 17. Отчет об исследовательской работе по одной из тем курса. (1 час)

Список рекомендуемой литературы

  1. Белоусова О. С. Вредным привычкам – нет! Изд. 2004г.
  2. Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2005г.
  3. Еремина О. А. Если хочешь быть здоров. Изд. 2005г.
  4. Зверев М. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.

Просвещение 1984г.

  1. Колесов Д. В. Здоровье школьников – новые тенденции. Изд 2005г.
  2. Журналы «Здоровье» за 1999-2006г.
  3. Носова Л. В. Шум и здоровье человека. Биология в школе. 1999г. №2.
  4. Хрипкова А. Г. Гигиена издоровье школьников. Просвещение 1988г.
  5. Скочкова Т. Н. Наркомания: источник, сущность, последствия. Биология в школе 1999г. №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы здорового образа жизни".

Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса....

План-конспект урока по элективному курсу "Здоровый образ жизни" в 8 классе "Суточный пищевой рацион школьника"

Форма урока: практическое заниятие. Цели урока: научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат, а также научиться определять примерн...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья.  Особенно бол...

Элективный курс "Формирование здорового образа жизни"

     Актуальность темы данной программы обусловлена современным ритмом развития общества и является злободневной не только в нашей стране, но и ...

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» для 9 класса (8 часов)

Элективный курс "Здоровый образ жизни" интересен и нужен подросткам. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболевани...

Классный час по здоровому образу жизни в 5 классе на тему "Мое здоровье - моя программа".

Цели: Формировать представление о том, что  такое здоровый образ жизни.         Заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщаться к ...