Главные вкладки

    Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"
    план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

    Елена Викторовна Бабич

    Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.

    Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, филогенез, биологический прогресс (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация) и биологический регресс. Систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    Тема урока: «Основные направления эволюционного процесса»

    ФИО (полностью)

    Бабич Елена Викторовна

    Место работы

    МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска

    Должность

    Учитель биологии

    Предмет

    биология

    Класс

    11

    Тема и номер урока в теме

    Эволюционное учение (Тема 1, Урок 12)

    Базовый учебник

    Биология Общая биология. Учебник для 10-11 классов. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

    Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.

    Задачи: 1. Образовательные: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, филогенез, биологический прогресс (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация) и биологический регресс. Систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира.

                   2. Развивающая: сформировать у учащихся умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции. Продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции. Развивать ОУУН (анализ, синтез, обобщения). Продолжить формирование умений работать с тестом, выбирать главное, заполнять опорный конспект, составлять логические схемы, работать с тестовыми заданиями (по текстам ЕГЭ), составлять устный рассказ, ставить цель урока и оценивать степень ее достижения. Формировать и развивать у учащихся абстрактное и логическое мышление.

                   3. Воспитательная: формировать ключевые компетенции ученика в процессе его собственной деятельности, ориентировать его деятельность на уроке на творческое начало, формировать интерес к биологии и научное мировоззрение учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира.

    Тип урока – изучение нового материала

    Формы работы учащихся:  групповая, индивидуальная, работа учащихся с компьютером

         

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

    Структура и ход  урока

    Таблица 1.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    1

    Организационный

    момент

    Приветствие, проверка готовности,

    отчет дежурных

    Подготовка рабочего места ученика

    1 мин.

    2

    Самоопределение к деятельности

    (целеполагание)

    Задаю вопрос о том,  что мы сегодня на уроке можем узнать согласно теме урока? Зачем нам надо знать направления эволюционного процесса?

    Учащиеся сами ставят цель урока

    1 мин.

    3

    Рефлексия

    На столах перед учениками лежат листы самооценки. Предлагаю проставить оценочный знак + или – в колонку «начало урока».

    Заполняют листы самооценки. Подписывают опорные конспекты

    1 мин.

    4

    Актуализация ключевых компетенций для построения нового способа действия и тренировка мыслительных операций

    1. Работа с терминами

    2. Закончить схему                                 «Эволюционные факторы»

    3. Определите тип приспособленности у организмов

    4. Доказать относительность характера приспособленности?

    5. Закончите логическую схему «Видообразование»

    Выполняют предложенные задания

    5 мин.

    5

    Изучение нового материала

    Использование ресурсов (текстовые документы) по данным темам

    №1, №2, №3, №4, №5

    Организую работу в группах с текстовыми документами из Интернета по инструктивным карточкам (найти определения, привести примеры, сравнить и т.п.)

    Группа 1  «Онтогенез и филогенез»

    Группа 2 «Прогресс и регресс в эволюции»

    Группа 3 «Ароморфоз»

    Группа 4 «Идиоадаптация (аллогенез)»

    Группа 5 «Общая дегенерация (катагенез)»

    Контролирую процесс выполнения работы учащихся, помогаю в затруднительных ситуациях.

    Группы учащихся с использованием ЭОР находят информацию и заполняют таблицу в опорном конспекте. Готовят устный отчет о проделанной работе

    9 мин.

    6

    Первичное закрепление во внешней речи

    Группа 2. Использую интерактивную схему (ресурсы №6, №8)

    Группа 3. Иллюстрация, отображающая соотношение основных направлений эволюции (ресурс №9), иллюстрация

    «Ароморфозы» (ресурс № 10)

    Группа 4. Иллюстрация

    (ресурс №7)

    Группа 5. Строение бычьего цепня (ресурс №11)

    Организую отчет групп, просмотр иллюстраций, интерактивных схем.

    Представители групп отчитываются о проделанной работе по своей теме. Остальные учащиеся в опорный конспект делают краткие записи

    14 мин.

    7

    Закрепление

    Самостоятельная работа с самопроверкой и включение нового в систему знаний

    Используются материалы ресурса №12

    Предлагаю выполнить тестовые задания с целью закрепления изученного материала, в конце – самопроверка и самооценка.

     Контролирую процесс выполнения работы учащихся

    Работают с тестовыми заданиями с последующей самопроверкой

    10 мин.

    8

    Рефлексия

    Организую работу с листами самооценки в колонке «конец урока». Предлагаю оценить степень достижения поставленных целей, значимости полученных знаний.

    В листах самооценки ставят оценочный знак в колонке «Окончание урока». Выясняют степень достижения поставленных целей, где пригодятся полученные знания.

    2 мин.

    9

    Домашнее задание

    Предлагаю записать домашнее задание: § 52,  решить биологические задачи из опорного конспекта

    Записывают домашнее задание

    1 мин.

    10

    Итоги урока

    Благодарю за работу на уроке. Выставляю оценки

    1 мин.

    Приложение к плану-конспекту урока

    Тема урока: «Основные направления эволюционного процесса»

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Тема 12. Эволюция онтогенеза, органов и функций

    Информационный модуль

    Лекция

    http://afonin-59-bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_lec/evol_lec_12.htm

    2

    Прогресс и регресс в эволюции

    Информационный модуль

    Лекция

    http://sbio.info/page.php?id=60

    3

    Ароморфоз

    Информационный модуль

    Лекция

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%EE%EC%EE%F0%F4%EE%E7

    http://afonin-59-bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_self/es_10_aro.htm

    4

    Идиоадаптация

    Информационный модуль

    Лекция

    http://www.biologiya-uroki.ru/index.php/i/231-idioadaptaciya.html

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

    5

    Общая дегенерация

    Информационный модуль

    Лекция

    http://www.medbiol.ru/medbiol/evol/0002e457.htm

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

    6

    Интерактивная схема, демонстрирующая направления биологического прогресса и регресса

    Интерактивная схема

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6889b2f3-e77b-45d4-b946-c1b4d28f6c8e/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_03%5D.swf

    7

    Примеры идиоадаптации. Приспособление животных к условиям среды

    Иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c12b17f9-365a-45ab-9bc7-4a9696f8a5a4/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_02%5D.swf

    8

    Интерактивная схема, иллюстрирующая характеристики биологичекий прогресс и регресс

    Интерактивная схема

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bf864d0-93d8-412d-b8be-6c7fb79d7d76/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_04%5D.swf

    9

    Иллюстрация, отображающая соотношение основных направлений эволюции

    Иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2df802e9-521b-4eb6-9bd7-67bccd9722fe/%5BBI9ZD_10-07%5D_%5BIL_03%5D.html

    10

    Ароморфозы

    Иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/897c3def-f2bd-4318-9eaf-1df011d62d8a/%5BBI9ZD_10-07%5D_%5BIL_04%5D.html

    11

    Строение и цикл развития бычьего цепня

    Иллюстрация с пояснениями

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/536b5825-578b-43b4-97cb-0d2cbfaa4c05/%5BBI7GI_4-02%5D_%5BIL_02%5D.html

    12

    Тест «Главные направления эволюции»

    Контрольный модуль

    http://lidijavk.ucoz.ru/load/testy/quot_glavnye_napravlenija_ehvoljucii_quot/7-1-0-140


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дистанционное образование.Урок с использованием электронных образовательных ресурсов.

    Конспект урока "Одна и две буквы н в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных" при дистанционном образовании  ...

    Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

    Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется   игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...

    Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

    Закрепление лексики по теме "Twister"  и времен the Past Continuous, the Past Simple....

    Методическое объединение по теме "Использовании электронных образовательных ресурсов как одной из стратегий формирования универсальных учебных действий школьников при обучении математике. "

    В своей работе я следую  изречению  известного французского  публициста и общественного деятеля Анри Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо ...

    «Мой лучший урок с использованием электронных образовательных ресурсов»

    Организация учебной деятельности в современной школе  предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научног...

    План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов (обязательное условие-интернет в кабинете). Понятие о деепричастии.

                Понятие о деепричастии  -  урок № 1Учебно-методический комплект под редакцией В. В. БабайцевойЦель урока  - дать понятие деепричастия ка...

    Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов

    Конспект урока в 5 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...