Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Елена Викторовна Бабич

Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.

Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, филогенез, биологический прогресс (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация) и биологический регресс. Систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Основные направления эволюционного процесса»

ФИО (полностью)

Бабич Елена Викторовна

Место работы

МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска

Должность

Учитель биологии

Предмет

биология

Класс

11

Тема и номер урока в теме

Эволюционное учение (Тема 1, Урок 12)

Базовый учебник

Биология Общая биология. Учебник для 10-11 классов. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.

Задачи: 1. Образовательные: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, филогенез, биологический прогресс (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация) и биологический регресс. Систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира.

               2. Развивающая: сформировать у учащихся умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции. Продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции. Развивать ОУУН (анализ, синтез, обобщения). Продолжить формирование умений работать с тестом, выбирать главное, заполнять опорный конспект, составлять логические схемы, работать с тестовыми заданиями (по текстам ЕГЭ), составлять устный рассказ, ставить цель урока и оценивать степень ее достижения. Формировать и развивать у учащихся абстрактное и логическое мышление.

               3. Воспитательная: формировать ключевые компетенции ученика в процессе его собственной деятельности, ориентировать его деятельность на уроке на творческое начало, формировать интерес к биологии и научное мировоззрение учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира.

Тип урока – изучение нового материала

Формы работы учащихся:  групповая, индивидуальная, работа учащихся с компьютером

     

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

момент

Приветствие, проверка готовности,

отчет дежурных

Подготовка рабочего места ученика

1 мин.

2

Самоопределение к деятельности

(целеполагание)

Задаю вопрос о том,  что мы сегодня на уроке можем узнать согласно теме урока? Зачем нам надо знать направления эволюционного процесса?

Учащиеся сами ставят цель урока

1 мин.

3

Рефлексия

На столах перед учениками лежат листы самооценки. Предлагаю проставить оценочный знак + или – в колонку «начало урока».

Заполняют листы самооценки. Подписывают опорные конспекты

1 мин.

4

Актуализация ключевых компетенций для построения нового способа действия и тренировка мыслительных операций

1. Работа с терминами

2. Закончить схему                                 «Эволюционные факторы»

3. Определите тип приспособленности у организмов

4. Доказать относительность характера приспособленности?

5. Закончите логическую схему «Видообразование»

Выполняют предложенные задания

5 мин.

5

Изучение нового материала

Использование ресурсов (текстовые документы) по данным темам

№1, №2, №3, №4, №5

Организую работу в группах с текстовыми документами из Интернета по инструктивным карточкам (найти определения, привести примеры, сравнить и т.п.)

Группа 1  «Онтогенез и филогенез»

Группа 2 «Прогресс и регресс в эволюции»

Группа 3 «Ароморфоз»

Группа 4 «Идиоадаптация (аллогенез)»

Группа 5 «Общая дегенерация (катагенез)»

Контролирую процесс выполнения работы учащихся, помогаю в затруднительных ситуациях.

Группы учащихся с использованием ЭОР находят информацию и заполняют таблицу в опорном конспекте. Готовят устный отчет о проделанной работе

9 мин.

6

Первичное закрепление во внешней речи

Группа 2. Использую интерактивную схему (ресурсы №6, №8)

Группа 3. Иллюстрация, отображающая соотношение основных направлений эволюции (ресурс №9), иллюстрация

«Ароморфозы» (ресурс № 10)

Группа 4. Иллюстрация

(ресурс №7)

Группа 5. Строение бычьего цепня (ресурс №11)

Организую отчет групп, просмотр иллюстраций, интерактивных схем.

Представители групп отчитываются о проделанной работе по своей теме. Остальные учащиеся в опорный конспект делают краткие записи

14 мин.

7

Закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой и включение нового в систему знаний

Используются материалы ресурса №12

Предлагаю выполнить тестовые задания с целью закрепления изученного материала, в конце – самопроверка и самооценка.

 Контролирую процесс выполнения работы учащихся

Работают с тестовыми заданиями с последующей самопроверкой

10 мин.

8

Рефлексия

Организую работу с листами самооценки в колонке «конец урока». Предлагаю оценить степень достижения поставленных целей, значимости полученных знаний.

В листах самооценки ставят оценочный знак в колонке «Окончание урока». Выясняют степень достижения поставленных целей, где пригодятся полученные знания.

2 мин.

9

Домашнее задание

Предлагаю записать домашнее задание: § 52,  решить биологические задачи из опорного конспекта

Записывают домашнее задание

1 мин.

10

Итоги урока

Благодарю за работу на уроке. Выставляю оценки

1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: «Основные направления эволюционного процесса»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Тема 12. Эволюция онтогенеза, органов и функций

Информационный модуль

Лекция

http://afonin-59-bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_lec/evol_lec_12.htm

2

Прогресс и регресс в эволюции

Информационный модуль

Лекция

http://sbio.info/page.php?id=60

3

Ароморфоз

Информационный модуль

Лекция

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%EE%EC%EE%F0%F4%EE%E7

http://afonin-59-bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_self/es_10_aro.htm

4

Идиоадаптация

Информационный модуль

Лекция

http://www.biologiya-uroki.ru/index.php/i/231-idioadaptaciya.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

5

Общая дегенерация

Информационный модуль

Лекция

http://www.medbiol.ru/medbiol/evol/0002e457.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

6

Интерактивная схема, демонстрирующая направления биологического прогресса и регресса

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6889b2f3-e77b-45d4-b946-c1b4d28f6c8e/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_03%5D.swf

7

Примеры идиоадаптации. Приспособление животных к условиям среды

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c12b17f9-365a-45ab-9bc7-4a9696f8a5a4/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_02%5D.swf

8

Интерактивная схема, иллюстрирующая характеристики биологичекий прогресс и регресс

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bf864d0-93d8-412d-b8be-6c7fb79d7d76/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_04%5D.swf

9

Иллюстрация, отображающая соотношение основных направлений эволюции

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2df802e9-521b-4eb6-9bd7-67bccd9722fe/%5BBI9ZD_10-07%5D_%5BIL_03%5D.html

10

Ароморфозы

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/897c3def-f2bd-4318-9eaf-1df011d62d8a/%5BBI9ZD_10-07%5D_%5BIL_04%5D.html

11

Строение и цикл развития бычьего цепня

Иллюстрация с пояснениями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/536b5825-578b-43b4-97cb-0d2cbfaa4c05/%5BBI7GI_4-02%5D_%5BIL_02%5D.html

12

Тест «Главные направления эволюции»

Контрольный модуль

http://lidijavk.ucoz.ru/load/testy/quot_glavnye_napravlenija_ehvoljucii_quot/7-1-0-140


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное образование.Урок с использованием электронных образовательных ресурсов.

Конспект урока "Одна и две буквы н в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных" при дистанционном образовании  ...

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется   игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Закрепление лексики по теме "Twister"  и времен the Past Continuous, the Past Simple....

Методическая разработка мастер - класса "Использование Цифровых образовательных ресурсов учителями иностранного языка"

Цель: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.Задачи:Познакомить с особенностя...

Методическое объединение по теме "Использовании электронных образовательных ресурсов как одной из стратегий формирования универсальных учебных действий школьников при обучении математике. "

В своей работе я следую  изречению  известного французского  публициста и общественного деятеля Анри Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо ...

«Мой лучший урок с использованием электронных образовательных ресурсов»

Организация учебной деятельности в современной школе  предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научног...

План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов (обязательное условие-интернет в кабинете). Понятие о деепричастии.

            Понятие о деепричастии  -  урок № 1Учебно-методический комплект под редакцией В. В. БабайцевойЦель урока  - дать понятие деепричастия ка...