План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов (обязательное условие-интернет в кабинете). Понятие о деепричастии.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Тянина Ирина Константиновна

              Понятие о деепричастии  -  урок № 1

Учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой

Цель урока  - дать понятие деепричастия как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_s_eor_deeprichastie_7_klass.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                План-конспект урока

                             Понятие о деепричастии.

Тянина Ирина Константиновна

Московская область, город Кашира, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных  предметов

№ 7»

Учитель

Русский язык и литература

Русский язык

7 класс

           Понятие о деепричастии  -  урок № 1

Учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой

Цель урока  - дать понятие деепричастия как части речи.

Задачи:

1)познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола, научить разграничивать основное и добавочное действия;

2)развивать навыки  наблюдения за материалом темы, умения делать самостоятельные выводы, навык развития речи, логического мышления;

3)воспитывать стремление к получению знаний по русскому языку, к самоконтролю; воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока – урок изучения нового материала

Формы работы учащихся – наблюдение, анализ языкового материала, самостоятельная работа, взаимопроверка.

Необходимое техническое оборудование:

-компьютер; интерактивная доска (экран); мультимедийный проектор.

                                         СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Проверяют готовность к уроку (учебники, тетради, дневники, пеналы, эмоциональный настрой на работу на уроке).

1 мин.

2.

Проверка домашнего задания

Упражнение № 212

Просит назвать формулировку домашнего задания, говорит о предстоящей проверке домашнего задания.

Формулируют задание (списать предложения, образовать от глаголов в скобках причастия, согласовав их с определяемыми словами, расставить недостающие знаки препинания, обозначив графически причастные обороты).

Учащиеся  – читают  получившиеся предложения, проговаривая получившиеся  причастия,

обосновывая постановку знаков препинания.

5 мин.

3.

Новая тема

Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начинаем изучать сегодня – это деепричастие. Часть «дее» обозначает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.

                          НА ДОСКЕ

Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

-Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

-Как выражены действия в этих предложениях? (в первом предложении – однородными сказуемыми осыпались и роняли; во втором сказуемым осыпались и добавочным действием - роняя)

-Чем отличается слово добавочного действия от глагола? (нет окончания глагола, не изменяется)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf

Это деепричастия - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.

   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/01799dbc-2a92-4452-b87d-54af3af379c0/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_351%5D.htm 

       

На какие вопросы отвечает деепричастие? (похожие на глагол – что делая? что сделав?; наречия – как? каким образом?)

-На какие части речи похожи деепричастия? (глаголы и наречия).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/22700ff9-825e-4996-97c0-d676a85de9d5/%5BRUS7_142%5D_%5BIM_362%5D.swf

Интерактивная таблица «Морфологические,

морфемные, синтаксические

признаки деепричастий»

Гипертекстовое определение «Деепричастие»

(снабжено ссылками)

Интерактивное задание «Распределите признаки деепричастия по таблице»

Обращает внимание учеников на предложения, задает вопросы.

Предлагает работу с интерактивной таблицей. В случае затруднений помогает определить основное и добавочное действия.

Продолжает работу с интерактивной доской, просит обратить внимание на предложенное определение.

Поясняет принцип работы с таблицей, задает наводящие вопросы.

Слушают учителя, осмысливают цель урока.

Отвечают на вопросы учителя, записывают предложения в тетрадь.

Наблюдают, пробуют самостоятельно определить значения действий у глаголов и деепричастий.

Читают определение вслух. Обращают внимание на ссылки.

Учащиеся делают вывод:  деепричастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.

 

Отвечают на вопросы.

Учащиеся  заполняют таблицу с учителем, заполненная таблица переписывается в тетрадь.

15 мин.

4.

Закрепление.

Самостоятельная работа по параграфу  № 141.    

                НА ДОСКЕ

Предварительное задание (после чтения параграфа ответить на вопросы:

- что такое деепричастие?

- на какие вопросы отвечают деепричастия?

- назовите суффиксы деепричастия;

-синтаксическая роль деепричастий).

Мотивирует учащихся на выполнение задания, дает предварительные вопросы.

Читают параграф, выделяют главное.

Отвечают на предварительные вопросы (ответы из учебника «Теория» зачитать)

10 мин.

Закрепление.

Самостоятельное выполнение упражнения № 215            

( взаимопроверка).

Объясняет правила выполнения задания

2 ученика работают за доской, остальные – в тетради.

5.

Творческое задание.

Кипя, шипя, журча, ворча,

Струясь, крутясь, сливаясь,

Вздымаясь, вздуваясь, мелькая, шурша,

Резвясь и шурша,

Скользя, обнимаясь, делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Учитель читает вслух стихотворение английского поэта Р. Саути «Лодорский водопад»

Учитель задает вопрос по тексту стихотворения.

Учащиеся  пробуют определить, сколько раз в нем поэт употребил деепричастия.

Отвечают на вопрос (всего в стихотворении 52 деепричастия),  делают вывод, что деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более яркой. Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

5 мин.

6.

Итог  урока.

Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучающихся на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала, и как они их усвоили (что получилось, что не получилось).

5 мин.

7.

Домашнее задание.

 Параграф 141, упражнение 223.

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник.

4 мин.

45 мин.

                                                                                                                                                            Приложение №1

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Интерактивная таблица « Морфологические, морфемные, синтаксические признаки деепричастия № 140128»

Практический /Мультимедиа

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf

2.

Гипертекстовое определение «Деепричастие № 138923»

Практический Гипертекст / гипертекст с иллюстрациями (снабжено ссылками)

Гипертекстовое определение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/01799dbc-2a92-4452-b87d-54af3af379c0/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_351%5D.htm

3.

Интерактивное задание № 139856«Распределите признаки деепричастия по таблице»

Практический /Интерактивное задание «Распределите признаки деепричастия по таблице»

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/22700ff9-825e-4996-97c0-d676a85de9d5/%5BRUS7_142%5D_%5BIM_362%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное образование.Урок с использованием электронных образовательных ресурсов.

Конспект урока "Одна и две буквы н в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных" при дистанционном образовании  ...

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется   игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Закрепление лексики по теме "Twister"  и времен the Past Continuous, the Past Simple....

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"

Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, фил...

«Мой лучший урок с использованием электронных образовательных ресурсов»

Организация учебной деятельности в современной школе  предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научног...

План - конспект открытого урока по Основам безопасности жизнедеятельности с использованием электронных образовательных ресурсов

Тема урока: «Модели поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».Цели урока:Образовательные:- дать характеристику и определить опасности, которые возникают при ЧС приро...

Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Конспект урока в 5 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...