Проект «Освоение и внедрение технологии дифференцированного обучения учащихся на уроках биологии».
проект по биологии на тему

Зотова Светлана Анатольевна

В проекте представлен теоретический материал о дифференцированном обучении и разработки типовых дифференцированных заданий по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_differentsiatsiya.doc183 КБ
Office presentation icon tipovye_differentsirovannye_zadaniya.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ГАММА» № 1404

107014 Б.Оленья д.3

ТЕЛ/ФАКС 8(499) 268-46-86 E-mail: gamma1404@list.ru

________________________________________________________________

Отчёт по теме самообразования

«Освоение и внедрение технологии дифференцированного обучения учащихся на уроках биологии».

Автор проекта

                                                                           учитель   биологии

                                                                                       Зотова С.А.

Москва, 2011-2012 учебный год.

Содержание

  • Паспорт проекта……………………………………………. 3

  • Введение…………………………………………………….. 4-5

  • План работы над проектом ………………………………... 6

  • Алгоритм организации работы с картами учета

         индивидуального развития учащихся………………………7-10

  • Выводы……………………………………………………… 11

  •  Банк типовых дифференцированных заданий

          по биологии…………………………………………………12-25

  • Библиография………………………………………………..26

                                                                                                                                         

Паспорт проекта:

Тема

 Освоение и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуального развития учащихся на уроках биологии.

Автор

 Зотова С.А. учитель биологии.

Тип проекта

 Практико-ориентированный.

Проблема

Недостаточно высокий уровень качества знаний у студентов.

Трудности в выполнении единообразных заданий учащимися с разными индивидуальными способностями и учебными возможностями и, как следствие, снижение мотивации к учебе.

 Гипотеза

Применение технологии дифференцированного обучения повысить уровень качества знаний студентов  и сохранит мотивацию к обучению.

Цель

Внедрить технологию дифференцированного обучения и создать банк типовых дифференцированных заданий по биологии.

Конечный продукт

Банк типовых дифференцированных заданий по биологии;

Алгоритм организации работы с картами учета индивидуального развития учащихся;

Объект исследования

Технология дифференцированного обучения.

Предмет исследования

Дифференцированные задания по биологии.

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор.

Введение.

 « Возьми  столько,  сколько  можешь,  но  не  меньше  обязательного».

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Слово дифференциация в переводе  с латинского  означает разделение,  расслоение  целого  на части,  формы,  ступени.

Учебно-воспитательный  процесс, для которого  характерен  учёт типичных индивидуальных  различий  учащихся, принято называть дифференцированным,  а   обучение  в  условиях  этого  процесса - дифференцированным  обучением.

Дифференцированное  обучение – это  такое  построение  системы  обучения,  при  котором  учащиеся   на  основании каких- либо  особенностей  объединяются  в  более или менее  гомогенные группы,   либо в целые  классы,  даже  школы для отдельного  обучения  по  различным  специальностям  для каждой  группы,  учебным  заданиям,  планам,  программам.

Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса.

         Разновидностью  внутриклассной  дифференциации  является  уровневая  дифференциация,  при  которой  ученики,  обучаясь  по  одной  программе,  имеют  право  и  возможность  усваивать  её  на  различных  планируемых  уровнях,  но  не  ниже  уровня  обязательных  требований

Положительные  аспекты:

- исключаются  неоправданные  и нецелесообразные  для  общества  уравниловка  и  усреднение  детей;

- у учителя  появляется  возможность  помогать  слабому,  уделять внимание  сильному;

- отсутствие  в  классе отстающих снимает  необходимость  в  снижении общего  уровня преподавания;

- реализуется  желание  сильных  учащихся  быстрее  и  глубже  продвигаться  в  образовании;

- сильные  утверждаются  в  своих  способностях, слабые  получают  возможность  испытать  учебный  успех, избавиться от  комплекса  неполноценности.

Всё  это  ведёт  к  повышению  результативности.

План работы над проектом.

Период

(месяцы, триместры)

Содержание деятельности

Результаты деятельности

Сентябрь - октябрь

I триместр

Выбор темы, ознакомление с теорией вопроса.

Сборник материалов по теории вопроса.

Октябрь – декабрь

II-III триместры

Изучение теоретической части. Обзор литературы.

Определение уровня ближайшего развития учащихся.

Разработка разноуровневых заданий.

Январь – февраль

IV триместр

Работа над практической частью проекта.

Сбор банка  типовых разноуровневых заданий.

Март – апрель

V-VI триместры

Оформление результатов работы.

Банк типовых разноуровневых заданий по биологии.

Апрель – май

VI триместр

Работа над созданием презентации по теме самообразования.

Защита проекта по теме: «Освоение и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуального развития учащихся на уроках биологии».  

Организации работы с картами учета индивидуального развития учащихся по технологии дифференцированного обучения.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

1.Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2.Проведение диагностики по выбранному критерию.

3.Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

4.Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6.Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Группы учащихся для дифференцированной работы.

На основании картам индивидуального развития, отражающих индивидуальные способности и учебные возможности (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, учитель-предметник  вместе с медико-психологической службой распределяют студентов по группам.  

А – группа риска (слабый уровень)-с отметками 2-3;

В – базовый уровень (средний уровень) – с отметками 3-4 ;

С – повышенный уровень – с отметками 4-5

Учащиеся группы А (наименее успешные)  имеют  пробелы  в  знаниях  программного  материала; учебные  задания  выполняют  на  уровне копирования  и  воспроизведения.  В процессе закрепления  проявляют догадливость,  но  проявить  собственное  отношение  к  фактам  не  могут,  при  усвоении  нового  материала  испытывают  определённые  затруднения,  нуждаются  в дозированной  помощи,  обязательным  результатом  овладевают после  длительной  тренировки.

Учащиеся группы В («успешные»)  имеют  достаточные  знания  программного  материала, умеют проводить  тщательный  анализ  учебной  задачи,  придают  предстоящей  деятельности  строгую  логику ;  свободно  переносят  знания  с  одного   явления  на  другое,  умеют  классифицировать,  систематизировать  информацию;  могут  проводить  опытную  работу  на  основе  предложенного  учителем  плана. Самостоятельно  составляют  рассказ;  многосторонне  подходят  к  изложению,  переводя  его  в  сочинение,  используя  основы  творческой  логики.

Учащиеся группы С (творческий  уровень) имеют  следующие  характеристики:

Обладают  многосторонними  способностями; имеют  высокую  работоспособность,

обладают  умениями  широко  интерпретировать  и  конструировать  материал,  пересказывая  разными  способами,  сопоставлять, критически  анализировать;

работать  с  различной  литературой,  отбирая  необходимый  материал, свободно  выстраивают  новые  знания  в  систему  уже  сложившихся; расширяют  при  выполнении  творческого  задания  самостоятельно  поисковую деятельность,  открывая  новые  стороны  изучаемого  явления,  объекта.

Особое  значение  для  внедрения  в  практику  форм  и  приёмов  дифференцированного  обучения  имеет  организация  предметного  содержания  учебного  материала.

Центральное  место  в  нём  отводится  системам  заданий, так  как    они  служат  основными  средствами   формирования  приёмов  учебной  деятельности  учащихся,  особенно  в  режиме  самостоятельной  работы.  Уровень  сложности  задания  соотносится  с  этапом  освоения  предметного  содержания  и  с  уровнем подготовки  учащихся.

Так  для  наиболее  подготовленных  школьников  нужно  планировать  задания,  требующие  самостоятельности,  творческого  поиска,  высокого  уровня обобщения  изученного  даже  в  начале  изучения  темы;

Для  менее подготовленных – задания,  способствующие  повышению  активности  в  процессе  восприятия  и осмысления  ими  нового  материала.

Очень  важное  значение  имеют разноуровневые  дидактические  материалы, включающие  учебные  задания  для  самостоятельной  работы. Все  задания  должны  соответствовать  определённому  уровню.

Алгоритм работы

  1. Провести мониторинг входного контроля и проверочной работы по повторению.
  2. На основе мониторинга определить уровень развития (диагностика уровня знаний и умений) учащихся по предмету (А – низкий, В – средний, С – высокий).

Список класса

Уровень развития по предмету __________________________ триместр ___

А – низкий

«3»

В – средний

«4»

С – высокий

«5»

1.

2.

3.

4.

  1. Изучить индивидуальные способности и учебные возможности (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся по картам индивидуального развития (МПС).
  2. С целью повышения уровня развития учащихся составить план ликвидации пробелов в знаниях, заполнив «Карту индивидуального обучения учащегося».

Карта индивидуального обучения учащегося ________________________

(предмет ____________________, учитель ___________________________)

Контролируемый элемент знаний

Рекомендации учителя

(модульный урок, алгоритм, §, № задания и т. д.)

Дата сдачи зачета

Оценка

1.

2.

3.

4.

  1. Для создания ситуации успешности каждого учащегося составить дифференцированные - разноуровневые задания (А – низкий, В – средний, С – высокий) по темам программы.
  2. Использовать дифференцированные задания на уроках и в домашней работе.
  3. По результатам рубежного контроля (декабрь) определить изменения (если они есть) в уровне развития учащихся по предмету (А – низкий, В – средний, С – высокий).
  4. Создать условия для повышения уровня развития каждому учащемуся, определив индивидуальную зону развития (работа с «Картой индивидуального развития учащегося»).
  5. По результатам выходного контроля провести анализ изменения в уровне развития учащихся.
  6. Сформировать сборник дифференцированных заданий по предмету.

Выводы.

  • Применение технологии дифференцированного обучения повысить уровень качества знаний студентов  и сохранит мотивацию к обучению. 

  • Алгоритм организации работы с картами учета индивидуального развития учащихся поможет учителю в работе по методике дифференцированного обучения.

  • Банк типовых дифференцированных заданий по биологии облегчит подготовку к уроку.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ГАММА» № 1404

107014 Б.Оленья д.3

ТЕЛ/ФАКС 8(499) 268-46-86 E-mail: gamma1404@list.ru

________________________________________________________________

Банк типовых

разноуровневых заданий

по биологии.

Автор проекта                                                                                                                                                                              учитель биологии    

                                                                                        Зотова С.А.

Москва, 2011-2012 учебный год.

Содержание.

  • Особенности заданий, предназначенных для учащихся разных уровней.

  • Типы дифференциации учебных заданий.

  • Дифференциация работы по уровню трудности.

  • Виды заданий, проверяющие и развивающие разные учебные умения.

  • Типовые разноуровневые  задания по биологии, дифференцированные по уровню трудности  и примеры к ним.

Дифференциация учебных заданий для разных групп учащихся.

       Уровневая дифференциация может  осуществляться  на  всех  этапах урока: при предъявлении  нового  материала,  закреплении  и  повторении,  при  контроле ЗУН.

Выделяется  три  типа  дифференцированных  заданий: «А», «В», «С», разной  степени  сложности.

Они  рассматривают  два  важнейших  аспекта:

а) Обеспечение  определённого  уровня  овладения  знаниями,  умениями  и  навыками ( от репродуктивного  до  творческого);

б) Обеспечение  определённой  самостоятельности  детей  в  учении  (от  постоянной  помощи  со  стороны  учителя – работа  по  образцу,  инструктаж  до  полной  самостоятельности)

Задания  для учащихся группы А зафиксированы  как  базовый  стандарт. Выполняя  их,  ученик  овладевает    конкретным    материалом  по  предмету  на  уровне  его  воспроизведения.  Его  должен  уметь  выполнить  каждый  ученик,  прежде  чем  приступить  к  работе по  более сложной  программе.

Задания для учащихся группы В  обеспечивает  овладение  учащимися теми  общими  и  специфическими  приёмами  учебной  деятельности,  которые  необходимы  для  решения  задач  на  применение.  Поэтому  помимо  конкретных  задач  в  эту  программу  вводятся  дополнительные  сведения,  которые  расширяют  материал  первого  уровня,  доказывают,  иллюстрируют основное  знание, показывают  функционирование  и применение  понятий.  Этот  уровень  несколько  увеличивает  объём  сведений,  помогает  глубже  понять  основной  материал.

Задания для учащихся группы С предусматривают  свободное  владение  фактическим  материалом,  приёмами  учебной  работы  и  умственных  действий.  Она вводит  ученика  в  суть  проблем,  которые  можно  решить  на  основе  полученных  в  школе  знаний,  даёт  развивающие  сведения,  углубляющие  материал,  открывающие  перспективы  творческого  применения.  Этот  уровень  позволяет ребёнку   проявить  себя  в  дополнительной  самостоятельной  работе.

При повторении  материала  применяется методика  свободного  выбора  разноуровневых  заданий;

Выбор  программы  изучения  предоставляется  самому  школьнику. Так  обеспечивается  общий  для  всех базовый  минимум    знаний  и  одновременно  открывается  простор  для  развития  творческой  индивидуальности  каждой  личности.

При  контроле  знаний  дифференциация  углубляется  и  переходит  в  индивидуализацию  (индивидуальный  учёт  достижений  каждого  учащегося)  Переход  к  новому  материалу  осуществляется  только  после  овладения  учащимися  общим  для  всех  уровнем  образовательного  стандарта.

Дифференциация учебных заданий.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. 

Определение способов дифференциации.

Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.

Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.

Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т. д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.

Дифференциация работы по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает  усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся. Они могут быть связаны с

  • усложнением изучаемого  материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются задачи на моногибридное скрещивание, а для 3-й – на дигибридное, и перекомбинацию генетического материала);
  • увеличением объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению);
  • выполнением операции сравнения в дополнение к основному заданию (сравнить строение тела кольчецов и плоских червей, сравнить строение сердца рыб и птиц);
  • использованием обратного задания вместо прямого (по изменяемому воздействию определить фактор, и наоборот).

Виды заданий, проверяющие и развивающие разные учебные умения.

1. Задания по работе с терминами. (знание терминологии)

2. Задания на установление последовательности, процессов, явлений, порядка расположения объекта. (знание фактического материала

3. Задания на установление соответствия. (знание фактического материала и умение находить взаимосвязи, классифицировать, систематизировать материал)

4. Задания на выявление причинно-следственной связи. (знание фактического материала и умение анализировать, сопоставлять, выявлять причину и следствие)

5. Задания на сравнение. (знание материала, умение находить сходства и отличия, выявлять усложнения)

Задания по работе с терминами.

Уровень А.

Учащимся дается определение понятия и несколько терминов на выбор или наоборот. Необходимо сопоставить термин и его определение.

Пример №1. Выберите верный ответ.

Ткань, состоящая из вытянутых клеток, способных возбуждаться и сокращаться, называется

А. эпителиальной           В. мышечной

Б.  соединительной         Г. нервной

Пример №2. Выберите верный ответ.

Мышечная - это ткань…

А. состоящая из плотно прижатых клеток

Б. состоящая из клеток с большими межклетниками

В. состоящая из клеток с отростками, способная к возбуждению и проведению н. импульса

Г. состоящая из вытянутых клеток, способных возбуждаться и сокращаться

Уровень В.

Учащимся дается определение и он должен назвать соответствующий термин.

Пример. Напишите термин.

1. Органоид клетки, в котором происходит окисление органических веществ, выделение энергии и накопление ее в виде АТФ - ……….. (митохондрия).

2. Органоид клетки, состоящий из системы полостей и канальцев, служащих для транспортировки веществ по клетке и синтеза некоторых органических веществ - ……….. (ЭПС).

3. Органоид клетки. Состоящий из системы полостей и пузырьков, служащий для сортировки и упаковки веществ, образования лизосом - …………. (аппарат Гольджи).

Уровень С.

Учащиеся должны дать определению соответствующему термину.

Пример. Запишите определение термина.

1. Митохондрия – это …………………..

2. ЭПС – это……………………………………..

3. Аппарат Гольджи – это ………………………

*Учащиеся должны попробовать сами сформулировать определение термина, исходя из его характеристик.

Пример .  Изучите текст, сформулируйте определение термина грудная клетка.

Грудная клетка находится в верхней части туловища. Ее образуют грудина, 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника.

Грудина - часть тела, образованная грудиной, рёбрами, грудным отделом позвоночника.

Задания на установление последовательности, процессов, явлений, порядка расположения объекта.

Уровень А.

Учащимся даны варианты этапов процесса, явления, объекты. Необходимо расположить их в соответствующем порядке.

Пример №1. Установите последовательность этапов рефлекса.

1. Возбуждение и ответная реакция рабочего органа.

2. Воздействие раздражителя на рецепторы.

3. Передача нервного импульса на двигательный нейрон.

4. Возникновение нервного импульса и проведение его по чувствительному нейрону в нервный центр.

5. Проведение нервного импульса по двигательному нейрону на рабочий орган.

Ответ: 24351

Пример №2. Установите порядок прохождения света через части глаза.

1. Стекловидное тело.

2. Сетчатка.

3. Роговица.

4. Хрусталик.

5. Зрачок.

Ответ: 35412

*При выполнении данных заданий в помощь учащимся могут быть предложены наглядные пособия.

Уровень В.

Учащимся предложены  часть этапов процессов, явлений, или часть объектов, расположенных в определенной последовательности. Необходимо вставить недостающие звенья.

Пример №1. Вспомните этапы рефлекса, вставьте пропущенные.

1. Воздействие раздражителя на рецепторы.

2. ………………………………………………..( Возникновение нервного импульса и проведение его по чувствительному нейрону в нервный центр).

3. Передача нервного импульса на двигательный нейрон.

4……………………………………………………( Проведение нервного импульса по двигательному нейрону на рабочий орган).

5. Возбуждение и ответная реакция рабочего органа.

Пример №2. Вспомните порядок прохождения света через части глаза, впишите недостающие звенья.

Роговица →………….. →…………… → стекловидное тело  →…………..

Уровень С.

Учащимся предлагается самостоятельно восстановить последовательность процессов, явлений, объектов.

Пример №1. Перечислите этапы рефлекса.

Пример №2. Запишите  части  глаза по порядку прохождения через них световых лучей.

Задания на установление соответствия.

Уровень А.

Учащимся даны факты, между которыми необходимо установить соответствие. При этом каждому  факту соответствует только один определенный вариант ответа.

Пример №1. Установите соответствие между типами тканей и особенностями их строения, соедините стрелками.

Эпителиальная ткань                                          клетки вытянутые многоядерные

Соединительная ткань                                        клетки с отростками

Мышечная ткань                                                 клетки различной формы, хорошо развиты межклетники

Нервная ткань                                                      плотно прижатые клетки, межклетники не развиты

Уровень В.

Учащимся необходимо установить многократное соответствие между фактами.

 

Пример. Установите соответствие между возможными последствиями недостатка в организме человека витамина и его видом.

Последствия                                                                        Витамин

А. расшатывание и выпадение зубов                                      1. А

Б. сильное ороговение  и слущивание                                    2. С

клеток кожи

В. ослабление зрения в сумерках

Г. медленный рост в детском возрасте

Д. кровоточивость десен, изъязвление полости рта

А

Б

В

Г

Д

Ответ:  

Уровень С.

Учащимся необходимо установить соответствие, предварительно выбрав верные факты.

Пример №1. Установите соответствие между возможными последствиями недостатка в организме человека витамина и его видом.

Последствия                                                                          Витамин

А. расшатывание и выпадение зубов                                                  1. А

Б. сильное ороговение  и слущивание                                                2. С

клеток кожи                                                                                           3. Д

В. ослабление зрения в сумерках                                                        4. Е

Г. медленный рост в детском возрасте

Д. кровоточивость десен, изъязвление полости рта

А

Б

В

Г

Д

Ответ:  

Учащимся необходимо самостоятельно подобрать соответствующие факты.

Задания на выявление причинно-следственной связи.

Уровень А.

Учащимся необходимо установить причинно-следственную связь, используя несколько вариантов ответов. (выбрать один или несколько верных)

Пример №1. Выберите три верных ответа.

Неправильная осанка может привести к

1. смещению и сдавливанию внутренних органов

2. нарушению кровоснабжения внутренних органов

3. растяжению связок в тазобедренном суставе

4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы

5. деформации грудной клетки

6. увеличению содержания минеральных веществ в костях

 Ответ: 125

Учащимся необходимо установить последовательность событий, вытекающих один из другого.

Пример №2. Определите причинно-следственную связь между событиями,  расположив их в соответствующем порядке.

А. Увеличение объема грудной полости.

Б. Засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути.

В. Уменьшение давления в грудной полости и полости легких.

Г. Сокращение дыхательных мышц.

Ответ: ГАВБ

Уровень В.

Учащимся необходимо установить причинно-следственную связь, используя наводящие слова.

Пример №1. Приведите три примера патологических изменений в кровеносной, опорно-двигательной и нервной системе  человека, возникающих вследствие нарушения осанки.

Пример №2. Известно, что наружный воздух через слуховую трубу может попасть в среднее ухолишь при глотании, в спокойном состоянии вход в трубу закрыт. Почему при подъеме и посадке самолета предлагают сосать леденцы?

Уровень С.

Учащимся необходимо установить причинно-следственную связь без подсказок, опираясь исключительно на свою память и знания. Установить следствие, зная причину.

Пример №1.   Приведите не менее трех примеров  патологических изменений в организме человека, возникающих вследствие нарушения осанки.

Учащимся необходимо установить причинно-следственную связь без подсказок, опираясь исключительно на свою память и знания. Установить причину, зная следствие, дать пояснение.

Пример №2.   Установите возможную причину появления сахара в моче. Поясните механизм.

Пример №3. Почему при подъеме и посадке самолета предлагают сосать леденцы.

Задания на сравнение.

Уровень А.

Учащимся необходимо выявить сходства и различия биологических процессов, явлений и объектов, используя текстовую или наглядную информацию.

Пример №1. Рассмотрите клетки мышечной  ткани. Выпишите их сходства и различия.

А - поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань;

Б - гладкая мышечная ткань;

В - поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.

Пример №2. Изучите текст, выпишите сходства и различия безусловного и условного рефлексов.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение при помощи нервной системы. Эта реакция может быть врожденной, то есть передаваться из поколения в поколение. Такой рефлекс называется безусловным. Безусловные рефлексы одинаковы  и неизменны у всех особей одного вида, то есть видоспецифичны. Они выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза.

Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду. Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Они дают возможность намного лучше и точнее приспособиться к условиям существования.

Уровень В.

Учащимся необходимо выявить сходства и различия биологических процессов, явлений и объектов, опираясь на свои знания.

Пример №1. Сравните строение клеток поперечнополосатой,  гладкой и сердечной мышечной ткани.

Уровень С.

Учащимся необходимо найти отличие одного биологического процесса, явления или объекта от другого и сделать вывод о его значимости и сложности по отношению к другому.

 Пример №1. Сравните строение клеток поперечнополосатой,  гладкой и сердечной мышечной ткани. Выявите наиболее сложно устроенные, самые простые, ответ поясните.

Пример №2.  Чем нервная регуляция работы организма отличается от гуморальной? Какая более современная?

Библиография.

  1. Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении биологии.// Биология в школе. — М, 1989.-№4.

  1. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. — М., 1990.

  1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.

  1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — Педагогика, 1990.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"

Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...

"Развитие и внедрение творческой составляющей у учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

Аннотация к статье: Данная статья посвящена цели и задачам творческой составляющей учащихся на уроках биологии. Показано конструктивно-позитивное влияние основных компонентов биологической дисциплины ...

Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования

Доклад с методической рекомендацией по теме "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"...

Тема самообразования «Разработка и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуальных достижений учащихся»

Тема самообразования  «Разработка и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуальных достижений учащихся»Гипотеза:  Если в урочно...

Статья "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"

В статье "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"приводятся фрагменты уроков, примеры заданий,которые может использовать учитель на уроках.Особое ...

Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка

Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка...

Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии

Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии...