Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования
методическая разработка на тему

Доклад с методической рекомендацией по теме "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  МБУ  Тоора – Хемская  СОШ

Доклад с методической рекомендацией

по теме: « Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования»

Составила: Шыырап Г. К.

Учитель математики первой категории

Цели: 1.Определить эффективные формы работы по реализации дифференцированного подхода к обучению;

             2. Обмен опытом организации дифференцированного обучения учащихся.

Форма проведения:  семинар

Подготовительный этап:

  1. Изучение научно- методической литературы по теме;
  2. Разработка конспект уроков, на которых будет показана реализация теоретических положений.

Практическая часть:

  • Выступление на семинаре,
  • Оформление методического бюллетеня ( отзывы педагогов, целесообразности выбранных форм, приемов учебной работы, рекомендации).

Продолжение теоретической части:

  • Самоанализ учителя,
  • Анализ педагогами.

  Теоретическая часть:

           ( выступление перед учителями математиками кожууна)

«Дифференциация обучения – одно из условий повышения качества образования».

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Если раньше заказчиком на образование ( программы, методики, выбор предметов) выступало государство, то сейчас в этой роли выступают ведомства, окружающая общественная среда т. е. родители и учащиеся.

        Не случайно во всей России стали появляться разные типы учебных заведений – лицеи, колледжи, гимназии, учебно – воспитательные комплексы, профильные классы, частные школы, ориентированные прежде всего на обучение одаренных детей и других. Эти учебные заведения дают среднее образование более высокого по сравнению с обычной общеобразовательной школой.

А что традиционная школа? Разве она не должна гарантировать высокий уровень образования? Ответ утвердительный: должна и непременно обязана.

Уходя от старых стереотипов, учитель может и обязан выбрать широкие возможности для творческой деятельности в обучении и воспитании  современного школьника. Что же может выбрать учитель и ученик? Разноуровневые программы, методику преподавания, направления и способы учебной работы, дифференцированное  образование.

Дифференцированное обучение создает условие для максимального развитие с разными уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для ( продуктивного) продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все – таки рождаются разными.

Оглушенные, оглупленные звенящей медью слов « равенство», « у нас все раны», мы не только оглохли, но и ослепли. Мы словно перестали замечать, что в мире нигде, ни в чем нет равенства, что везде господствует иерхическая лестница – от малого к меньшему. От большего к большему, от бесконечно малого к бесконечно большему. Нет даже двух равных листочков на одном дереве.

И если стандартная школа до последнего времени исходила из утверждений    Ж-Ж Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так ее заставляли не законы природы, а идеология. Просто школа имела социальный заказ – свести всю разницу в детских характерах к общему знаменателю. То есть сводилось к тому. « кто платит, тот и заказывает музыку». В результате школу не любят ( а нередко и ненавидят) не только лентяи, но и вполне трудолюбивые дети.

В чем причина отчуждения ученика от школы? Становится все более очевидным, что эра отчужденность – закономерность следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика. Отчуждена тем, что не учитывает его индивидуально – психологических особенностей, почти совсем не считается с его актуальными ( то есть сложившимся к данному моменту) способностей, с его потребностями и устремлениями.

И проявляется эта отчужденность прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника, в том что все дети у нас, независимо от их интеллектуального развития и познавательных способностей, учатся по одним и тем же стандартным программам.

Тревожная проблема сегодняшней школы – неуспевающие дети. Нередко ориентации на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них просто недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой – то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний и умений.

Цель ее -  обеспечить каждому школьнику базовой уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого формируется повышенный усвоения материала. Такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться успехов в учебе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей. И если ребенок не может или не хочет овладевать вершинами науки, это не дает повода отказывать ему в уважении.

Достижение уровня обязательной подготовки – это сигнал о полновесных добротных знаний  и умений, сигнал учебного успеха. Почувствовав уверенность в своих силах, школьник , естественно, задается вопросом: «А что дальше? Почему бы не испытать себя?». Сейчас важно доказать слабому, что и ему доступен успех.

Метод обучения, о котором идет речь, способствует сближению учителя и ученика, установлению доверительных отношений, помогает педагогу лучше и быстрее узнавать характер, способности каждого ребенка, влияет и на взаимоотношения между детьми и родителями. Он оказывает положительное воздействие на личность школьника, позволяет ему стать полноправным участником учебного процесса, получить, наконец, свободу выбора поведения….

Приступая к изучению темы, необходимо соотнести количество рекомендуемых часов с трудностью темы, учитывая посильность ее для класса.  Примеры: 1. В  5 классе по теме « Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями» обязательным для каждого ученика является умение сравнение дробей с одинаковыми знаменателями , а менее продвинутым  считается сравнение правильной , неправильной дробей с единицей с помощью координатной прямой,  более продвинутым -   сравнение дробей с одинаковыми числителями. Конечно все этот материал рассматривается всем классом, но  запоминают успевающие ученики.  

                            2.В 10 классе по  большой главе « Тригонометрические функции» обязательным я считаю: 1. Умение показывать точек первой четверти на числовой окружности , точек расположенных на концах перпендикулярных диаметров числовой окружности(0, Знание определение тригонометрических функций ( sint =y- ордината точки чис. окр., cost=x- абсцисса) и некоторые свойства – четность нечетность, периодичность, чтобы решать простые тригонометрические уравнения.

                                                                  2. Знание наизусть первых 6 –ти формул ( sin2t+  cos2t= 1, tqt = , ctqt =,  tqt · ctqt = 1,  1 + tq2t=

1 + ctq2t = .) для преобразования тригонометрических выражений и решений уравнения и нахождения значений тригонометрических функций.

  1. Формулы корней тригонометрических уравнений;
  2.  Формулы двойных аргументов;
  3. Формулы приведения;

Остальных формул в тригонометрии можно относятся  к более продвинутому  уровню.

Материал можно давать укрупненными блоками, лекционно- семинарским методом, особенно в старших классах. Важно, чтобы, преподнесен он был не утомительно, интересно, понятно и обязательно на уровне, побуждающемся к работе с учебниками и другими источниками информации по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования.

Организация творческой исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования....

«Проблемный урок как средство повышения качества образования»

В статье представлен опыт работы по проблемному обучению, основанному на личностно-деятельностном подходе.Раскрываются преимущества проблемного метода  и его актуальность в настоящее время....

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».

Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В сис...

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Эффективность урока как средство повышения качества образования

Презентация является сопровождением к выступлению на педагогическом совете...

Использование мнемотехники на уроках математики – средство повышения качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит  оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технич...