Использование мнемотехники на уроках математики – средство повышения качества образования
методическая разработка по математике

Адмайкина Елена Борисовна

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит  оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технического обеспечения  образовательного процесса.

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций , связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл admaykina_e.b.pptx728.32 КБ
Файл 1_kachestvo_obucheniya.docx695.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники на уроках математики – средство повышения качества образования

Слайд 2

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Слайд 3

Мнемоника – наука легкого запоминания правил. Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций , связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания

Слайд 4

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» Константин Дмитриевич Ушинский общественный деятель, педагог (1824-1870)

Слайд 5

Мнемонические правила раскрытия скобок Избегать ошибок при раскрытии скобок помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы « п », а слова «минус» и «меняй» с буквы «м». + (a + b- c) = a + b - c - (a + b - c) = - a- b + с

Слайд 6

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел « Плюсы – войны из войска положительных чисел, минусы - отрицательных » . Кто сильнее (модуль больше), тот и победил в примере. А убираются плюсы и минусы в равных количествах. Мнемоническое правило «минус на минус даёт плюс» -3-4+6=-1 -3-(-5)=-3+5

Слайд 7

Умножение чисел Положительный человек – это "+", и он, конечно, ваш друг. Отрицательный человек – это "–", он, безусловно, враг. 1. ( + ) • ( + ) = ( + ) друг вашего друга – ваш друг 2. ( + ) • ( - ) = ( - ) друг вашего врага – ваш враг 3. ( - ) • ( + ) = ( - ) враг вашего друга – тоже ваш враг 4. ( - ) • ( - ) = ( + ) враг вашего врага – ваш друг.

Слайд 8

Линейное уравнение, перенос слагаемых Ассоциация: «Мы идем в гости – мы переодеваемся» помогает запомнить правило, что при переносе слагаемых в другую часть уравнения, знаки этих слагаемых меняем на противоположные.

Слайд 9

Изображение на координатной прямой множества чисел, удовлетворяющих неравенству вида х >а или х <а Для предупреждения ошибок мысленно пририсуем отрезок к знаку неравенства так, чтобы получилась стрелка, которая и указывает направление штриховки

Слайд 10

Мнемонические правила для запоминания тригонометрических определений и формул Определения Синус острого угла в прямоугольном треугольнике — это отношение противолежащего катета к гипотенузе Косинус острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение прилежащего катета к гипотенузе

Слайд 11

Четность тригонометрических функций Формулы решений тригонометрических уравнений

Слайд 12

Значения синуса и косинуса для «хороших» углов

Слайд 13

Формулы приведения 1) определяем знак исходной функции, 2) определяем необходимость изменения названия функции по правилу «китайский болванчик».

Слайд 14

Формулы приведения 1) определяем знак исходной функции, 2) определяем необходимость изменения названия функции по правилу «китайский болванчик». Задание Най ди те значение выражения cos 240⁰ Решение cos 240⁰ = cos (180 ⁰ + 60 ⁰ )= - cos 6 0⁰ = - 0,5 cos 240 ⁰ = cos (270 ⁰ - 30 ⁰ )= - sin 3 0⁰ = - 0,5

Слайд 15

«Он стал поэтом – для математика у него не хватило фантазии». Давид Гильберт немецкий математик (1862-1943)



Предварительный просмотр:

Слайд 1

 Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня говорим о модернизации технологий и содержания предметов, но она невозможна без обеспечения высокого качества преподавания математики.

Качество образования – это ведущая и доминирующая идея, которую принимают и активно поддерживают все больше специалистов.

Что же понимают под качеством образования в школе?

Слайд 2

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит  оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технического обеспечения  образовательного процесса.

Как же повлиять на качество образования, идущему ежедневно на урок, учителю?

  Каковы же факторы, оказывающие влияние на качество образования?

Получив приглашение к разговору на эту тему, невольно погрузилась в эту проблему, много читала,  слушала вебинары.

А ответ на этот вопрос ,по – моему, такой: «На уроке должно быть  интересно и  понятно».

Конечно! Должно быть интересно!

Во-первых, роль личности учителя всегда была определяющей.  Насколько он использует в профессиональной деятельности богатый научно- практический и жизненный опыт.  

 Во-вторых, чтобы идти «в ногу со временем» и давать интересные уроки учителю необходимо владеть информационными технологиями,  методами  активизации познавательной деятельности (создавать проблемные и игровые ситуации).

А вот как сделать, чтобы всем ученикам было на уроке понятно?

 Что делать, если усвоение материала низкое?

 Ограниченные возможности слабых учеников, которых пугают громоздкие  правила, терминология, и которые в итоге теряют  интерес к предмету, побуждают  учителей обращаться к одному из эффективных подходов обучения -  к мнемотехнике.

 Слайд 3

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.

Мнемоника – наука легкого запоминания правил.

 Мнемонику иногда обвиняют в том, что она приучает к чисто механическому запоминанию, без понимания сущности явления.

Но ведь одно ни в коем случае не отрицает другого.

Безусловно, изучая любой вопрос,  прежде всего, объясняются и осмысливаются понятия, их взаимосвязь на хорошем математическом языке.

 Но одно дело понять, а другое запомнить. Это разные моменты. 

Человеческий мозг воспринимает и запоминает только образы. Он не предназначен для записи точной информации. Ее можно либо зазубрить, либо перекодировать, то есть преобразовать в образы.

В чем наш мозг поистине хорош, так это в обработке информации, процессах творчества и изобретательности.

Слайд 4

Процитирую Константина Дмитриевича Ушинского

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Мое глубокое убеждение, что учитель должен ставить высокую планку  и для себя, и для ученика. Высокие требования к ученику обязательно дадут хороший результат. 

Но если у ребенка плохо развита  память и логическое мышление,  низкий уровень учебной мотивации, выход – использовать мнемонические правила.

   Пусть закономерность, которую мы устанавливаем, используя мнемонические правила, чисто внешняя, не раскрывающая и не объясняющая сути, но она помогает запомнить  многие  законы быстро и надолго.  

  Позвольте представить вашему вниманию опыт по использованию мнемонических приемов при обучении математике.

Слайд 5

Правила раскрытия скобок 6 класс

Избегать ошибок при раскрытии скобок  помогает опорный сигнал,

основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» с буквы «м».

+ (a + b- c) = a + b - c

                                                                                - (a + b - c) = - a- b +с 

Слайд 6

Применение мнемотехники дает возможность переключения на ассоциации, игры, фантазии

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

«Плюсы – войны из войска положительных чисел, минусы - отрицательных ». Кто сильнее (модуль больше), тот и победил в  примере. А убираются плюсы и минусы в равных количествах. Например -3-4+6. Значит: из отрицательного войска  всего 7 войнов, а из положительного только 6. По шесть убираем. Победили отрицательные числа. Ответ -1.

-3-(-5)

 Ученики долго путаются, но мнемоническое правило «минус на минус даёт плюс»

Слайд 7

Умножение чисел 6 класс

  Положительный человек – это "+", и он, конечно, ваш друг. 
   Отрицательный человек – это "–", он, безусловно, враг. Верно ведь? А теперь обратимся к арифметическим действиям: 

1. ( + ) • ( + ) = ( + ) 
друг вашего друга – ваш друг

2. ( + ) • (-) = (-) 
друг вашего врага – ваш враг

3. (-) • (+) = (-) 
враг вашего друга – тоже ваш враг

4. (-) • (-) = ( + ) 
враг вашего врага – ваш друг. 

Слайд 8

Линейное уравнение 6-7 класс

   Ассоциация: «Мы идем в гости – мы переодеваемся» помогает запомнить правило, что при переносе слагаемых в другую часть уравнения, знаки этих слагаемых меняем на противоположные. Знак равенства – это символический «порог», через который мы перешагиваем.

Слайд 9

Неравенства

        Изучая неравенства в 8 классе, слабые дети часто путают знаки «>» и «<» и допускают ошибки при изображении на координатной прямой множества чисел, удовлетворяющих неравенству вида  х>а  или  х<а .

Для предупреждения ошибок, предлагаю учащимся мысленно пририсовать отрезок к знаку неравенства так, чтобы получилась стрелка, которая и указывает направление штриховки

Слайд 10

Очень много ассоциаций можно придумать, изучая тригонометрию.

Мнемонические правила для запоминания

тригонометрических определений и формул

Определения синуса и косинуса острого угла прямоугольного треугольника в 8 классе очень похожи, разница в одном слове «противолежащий» или «прилежащий» катеты. Некоторые ученики путаются в этих определениях. Облегчает запоминание определения синуса и косинуса следующая фантазия:

Синус острого угла в прямоугольном треугольнике — это отношение противолежащего катета к гипотенузе:

Косинус острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение прилежащего катета к гипотенузе:


C:\Users\aeb\Desktop\sincos_010.png

Слайд 11

В старших классах не все запоминают теоретический материал. Опыт показывает, что старшеклассники с легкостью вспоминают мнемоприемы на уроках повторения и систематизации пройденного, при подготовке к ЕГЭ

Четность тригонометрических функций

Косинус «обжора, с животиком» проглатывает знак, остальные выплевывают

C:\Users\aeb\Desktop\Адмайкина мнемоника\im2.jpg

Общие решения для тригонометрических уравнений

Во всех формулах стоит πn, а в формуле с арккосинусом 2πn. Опорное слово - 2. В этой же формуле стоят 2 знака в начале.

C:\Users\aeb\Desktop\Адмайкина мнемоника\Без названия.png

Слайд 12

        Правило пяти пальцев 

Значения синуса и косинуса для «хороших» углов от  http://l.wordpress.com/latex.php?latex=0%5E%7B%5Ccirc%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 до http://l.wordpress.com/latex.php?latex=90%5E%7B%5Ccirc%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1легко запомнить по правилу «Пяти пальцев»

Слайд 13

        Формулы приведения

Правило лошади или правило китайского болванчика

При применении формул приведения запоминаем порядок:

1) определяем знак исходной функции,

2) определяем необходимость изменения названия функции по правилу «китайский болванчик».

C:\Users\aeb\Desktop\trigonometr.jpgC:\Users\aeb\Desktop\19.gif

Слайд 14

Задание

  • Найдите                            
  • cos 240⁰ = cos (180⁰ + 60⁰)= - cos 60⁰ = - 0,5
  • cos 240⁰ = cos (270⁰ - 30⁰)= - sin 30⁰ = - 0,5

Можно рассматривать всевозможные стихотворные формы мнемоники,

например:

 «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»  или

«Медиана – обезьяна, лазает по сторонам и делит их пополам».

Мои ученики  такие  математические уловки называют на своем сленге

 «лайфхак» - «хитрость жизни, полезный совет».

Слайд 15

А закончить свое выступление хочется словами немецкого математика Давида Гильберта, которые он адресовал своему ученику:

«Он стал поэтом – для математика у него не хватило фантазии».

Не претендуем на гений Гильберта, но чтобы научить ребенка математике  учителю приходится фантазировать и изыскивать разные методы, а порой  быть просто волшебником!

Успехов  нам и бодрости духа!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемный урок как средство повышения качества образования»

В статье представлен опыт работы по проблемному обучению, основанному на личностно-деятельностном подходе.Раскрываются преимущества проблемного метода  и его актуальность в настоящее время....

Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования

Доклад с методической рекомендацией по теме "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"...

Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования

презентация «Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования»....

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Разумеется, не обошли эти  тенденции ...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования. Консультация для педагогов дошкольного отделения КОУ "НШООВЗ №1".

Использование современных образовательных технологий будет способствовать повышению качества предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ, а именно у выпускников будут сформированы предпосылки к учебн...