План-конспект по теме "Строение семени"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

1. Введение. Использование ИКТ на уроках.

2. План-конспект по теме "Строение семени"

3.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_tema_semya_.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до обучающихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы представлений. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию

В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

Итак, на уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

  1. Презентации на уроках изучения нового материала;
  2. Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе  изучения нового материала;
  3. Проведение практических работ.
  4. При подготовке обучающихся  к ЕГЭ;
  5. Подготовка  разноуровневых контрольных работ, тестов.
  6. Выполнение  наглядного материала при оформлении класса.

Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:

  1. Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет и химии, и биологии.
  2. При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе  должен быть персональный компьютер.
  3. Подготовка и проведение таких уроков  требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.
  1. Мой опыт использования  икт на уроках биологии

Сегодня я использую  ИКТ в рамках урока биологии самым различным образом.

Самый первый этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран.

Сегодня  совсем  не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц. Если учебных рисунков мало или их не хватает, можно постараться найти их в интернете.

Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, в зависимости от целей и задач урока. Огромное значение имеет возможность вставки фрагментов учебных фильмов. С презентациями можно ознакомиться в Приложении.

Следующий этап – один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски. Так, с помощью коллекции LAT-RU.notebook мной были созданы задания для закрепления знаний по разным темам Приложение. 

На уроках можно использовать тесты, созданные в программе Power Point. Приложение. 

Один из этапов - создание сайта. Так, в сотрудничестве с учителем информатики был создан сайт по изучению методов засушивания и консервации растений, который может быть полезен обучающимся, интересующимся ботаникой, и может быть использован на уроке при изучении некоторых тем.  

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________Строение семени___

(Тема урока)

Предмет

биология

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Урок 7. Строение семени.

Базовый учебник

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 6 класс. М.:Дрофа,   2008г.

Цель  урока: познакомить обучающихся с особенностями  строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи

- обучающие:

  • сформировать представление о строении семени, об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы.

-развивающие:

  • формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей;
  • стимулировать активность и самостоятельность учащихся при работе с компьютером, текстом, рисунками, анимацией, моделями;
  • способствовать развитию умения  учащихся давать четкие и краткие ответы, внимательно слушать, выделять главное, делать выводы, сравнивать, наблюдать.

-воспитательные:

  • сформировать положительный эмоционально-эстетический опыт обучающихся при изучении строения семян;
  • получить представление о  практическом применении семян;
  • воспитать бережное отношение к растениям.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: объяснение, фронтальная беседа, работа с интерактивной доской,  самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: учебник, раздаточный материал, персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,Smart Board, ПО Smart Notebook (версия 10 с дополненной коллекцией LAT 2.0), Smart-презентация.

План-конспект урока. 

Ход урока

1.Организационный момент. Наш урок будет посвящён изучению строения семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

ченики записывают в тетради число и тему)

2. Проверка учащихся по заданному на дом материалу. Актуализация знаний. Фронтальный опрос учащихся. «Какие семена человек употребляет в пищу?»,  «Почему человек употребляет семена в пищу?» «Что полезного содержится в семенах?»

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений.

Форма, величина, окраска семян различных растений очень многообразны. Самые маленькие семена у орхидеи, меньше мм, 50 тысяч таких семян весят 0,1г. Очень мелкие семена у мака. Говорим: " Маковой росинки во рту не было". Самые крупные семена, семена Сейшельской пальмы. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения Цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки Цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г.

Давайте с вами изучим строение семени двудольного растения. Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности.

Какова роль этих видоизменений в строении оболочки? Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

На кожуре семени имеется небольшое пятнышко - рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие – микропиле (семявход). Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. Зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька, корешка и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли. Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох). Давайте посмотрим на схеме строение семян двудольных и однодольных растений.

В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти . Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка). Первым из семени выходит зародышевый корешок. Почему именно корешок?

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.

4. Закрепление изученного материала

1. Покажи части семени однодольного растения. Использование интерактивной иллюстрации.

2.  Покажи части семени двудольного растения. Использование интерактивной иллюстрации.

  1. Кожура.
  2. Семядоли
  3. Зародышевый стебелёк
  4. Зародышевый корешок.
  5. Почечка

3.  Задания, созданные с помощью Коллекции LAT-RU.notebook.

4. Сейчас мы сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

“Верю – не верю”  

Фамилия, имя

+/-

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
  2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
  3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.
  4. Первым у проростка появляется корешок.
  5. Молодое растение называют заростком.
  6. Снаружи семена покрыты корой.
  7. Через семявход в семя проникает вода.
  8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.

+ -

+

+

-

-

+

-

Задание проверил(а):

Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените.

3. Давайте составим синквейн со словом «семя».

4. Подведение итогов занятия. Обучающиеся продолжают фразу «Сегодня на уроке я узнал …», отвечают на вопрос: «Какие два вида семян вы узнали?»

  1. Сообщение домашнего задания. Д/з: прочитать и пересказать §6 с.48,

Нарисовать рисунок семени. Принести на следующий урок коллекцию семян и поделку, сделанную из семян

Приложение к плану-конспекту урока __ Строение семени __

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Строение семян двудольных растений (N 132398)

Практический тип, мультимедиа

Интерактивный рисунок строения семени двудольных растений с характеристиками составных частей.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8879a10c-31c2-4184-90cf-90500eeceac1/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_02%5D.swf

2.

Строение семян однодольных растений (N 132313)

Практический тип, мультимедиа

Интерактивный рисунок строения семени однодольных растений с характеристиками составных частей.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e1d8-0a01-022a-0027-0fc4c97db4b/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_03%5D.swf

3.

Задания, cозданные с помощью Коллекции LAT-RU.notebook

Практический тип

Интерактивный рисунок

4.

Презентация «Строение семян»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний обучающихся.

ИКТ не смогут заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи,  должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....