Деятельностный подход преподавания биологии в рамках ФГОС.
учебно-методический материал по биологии по теме

Анна Геннадьевна Стрижак

 

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx722.68 КБ
Office presentation icon ped.chteniya.ppt781 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход на уроках биологии в условиях ФГОС.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Деятельностный подход на уроке включает в себя: проблемное изложение материала, умение работать в группе, умение работать с учебником, формулировать выводы и проводить рефлексию своей деятельности.

Проиллюстрирую применение этих форм на конкретных примерах.

Урок «Видоизменения подземных побегов» (6 класс). Форма урока:урок-исследование.

1. Актуализация знаний. Учащиеся должны закончить предложения, в которых говорится о строении побега.

(Основной надземный орган растения  - это … . К боковым частям побега относятся … . и т.д.).

2. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и целей урока. Вначале предлагаются загадки о растениях, которые имеют видоизмененные подземные побеги (ландыш, картофель, лук). Затем учитель ставит перед учащимися проблемныйвопрос: корневище, клубень, луковица – это побеги или корни? Как можно доказать, что это побеги?

Учащиеся дают разные варианты ответов, предлагают способы решения проблемы, в ходе обсуждения которых формулируются тема и цели занятия (Цель урока: изучить строение и функции корневища, клубня, луковицы; доказать принадлежность их к побегам).

Такой прием способствует побуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной деятельности и активной работе.

3. Изучение нового материала. На этом этапе учитель организует исследовательскую деятельность учащихся по изучению строения корневища, клубня, луковицы в ходе выполнения лабораторной работы.  Работа проводится по группам: первая группа  исследует корневище ириса; втораягруппа – клубень картофеля; третья группа – луковицу репчатого лука. Учащиеся работают с натуральными объектами, текстом и рисунками учебника. Исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этого знаний из различных областей. Она рассчитана на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля.

Лабораторная работа «Строение клубня».

Ход работы:

1) Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите основание и верхушку.

2) Пользуясь лупой, рассмотрите почки (глазки). Как они расположены на клубне?

3) Сравните клубень картофеля и побег. Подпишите части клубня в карточке.

4) Вывод: Докажите, что клубень – это видоизмененный  подземный побег.

Лабораторная работа «Строение луковицы».

Ход работы:

1) Рассмотрите внешнее строение луковицы. Чем покрыта луковица снаружи? Какое это имеет значение?

2) Рассмотрите внутреннее строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.

3) Сравните луковицу и побег. Подпишите части луковицы в карточке.

4) Вывод: Докажите, что луковица - видоизмененный подземный побег.

Лабораторная работа «Строение корневища».

Ход работы:

1) Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище.

2) Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

3) Сравните корневище и побег. Подпишите части корневища в карточке.

4) Вывод: Докажите, что корневище - видоизмененный подземный побег.

Далее учитель проводит обсуждение результатов лабораторной работы.  Используя интерактивную доску, группы отчитываются о проделанной работе, отвечают на вопросы о функциях побега в целом и о дополнительных функциях видоизмененных побегов, делают выводы, дополняют записи в карточках (рис. 1-3).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

4. Закрепление. Учитель предлагает оценить правильность утверждений.Учащиеся отмечают правильные утверждения и объясняют ответы, используя  полученные знания о строении видоизмененных побегов.

(1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.Верно.

2.Верхушечные и боковые почки клубня называются детками.Не верно – глазками и т.д.).

5. Рефлексия. Учитель обращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: клубень, корневище, луковица – это корни или побеги? Смогли ли мы доказать их принадлежность к побегам? Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку. Далее учащимся предлагается высказать свое отношение  уроку, закончив следующие предложения: На этом уроке меня порадовало…Я похвалил бы себя за…Сегодня мне удалось…Было интересно…Было трудно…Я понял, что…Меня удивило…Мне понравилось…Мне не понравилось…Сегодня я понял, что … пригодится мне в дальнейшей жизни.

6. Домашнее задание. для одних – это работа с учебником, для других – работа с учебником и подготовка сообщения.

Роль учителя на данном уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, создании комфортной обстановки на уроке.

Большое внимание на уроке по ФГОС нужно уделять учебнику. Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информационную, развивающую и воспитательную функции. От умения работать с учебником в большой степени зависят прочность и осмысленность усвоения знаний. В свою очередь умение работать с учебником связано с овладением учениками логическими операциями. Умение работать с текстом подразумевает умение переконструировать информацию в иную форму: изложение, план, конспект, тезисы, схемы и т.д.

На уроке «Класс Земноводные или Амфибии.  Места обитания и строение земноводных» (7 класс) при изучении нового материала я организую работу с учебником следующим образом.

1-й вопрос: внешнее строение лягушки в связи с наземно-водным образом жизни.

Организуется работа в парах с использованием инструктивных карточек.

I вариант - наземная среда.

1. Прочитайте в учебнике об особенностях строения лягушки.

2. Выпишите в тетрадь признаки приспособленности лягушки к жизни на суше.

3. Расскажите своему соседу по парте о «наземных» чертах в строении лягушки.

II вариант - водная среда.

1. Прочитайте в учебнике об особенностях строения лягушки.

2. Выпишите в тетрадь признаки приспособленности лягушки к жизни в воде.

3. Расскажите своему соседу по парте о «водных» чертах в строении лягушки.

Здесь происходит сравнительно-аналитическая работа с учебником.

Это поисково-репродуктивный способ работы с учебником. Он способствует лучшему пониманию и запоминанию изученного материала, его закреплению. Помогает вырабатывать навыки и умения краткости изложения и отбора необходимой информации, формирует умение выделять главное.

2-ой вопрос: строение скелета лягушки.

Пользуясь текстом и рисунком учебника, изучите строение скелета лягушки. Заполните схему «Скелет лягушки». Работайте совместно, помогая другу.  

Схема «Скелет лягушки»

I. Скелет головы:   ________________ .

II. Скелет туловища.

Отделы позвоночника:  _________ +  ________ + ___________+ _________ .

III. Скелет конечностей и их поясов

1. Пояс передних конечностей:  ________ +  _________  + _______________.

2. Скелет передних конечностей:   ____________  +  ______________ +  кисть.

3. Пояс задних конечностей:    ___________________________________ .

4. Скелет задних конечностей:   ___________  +  _______________ +  стопа.

Таким образом, применение на уроках деятельностных форм организации обучения дает возможность учителю организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, а также способствует:

- формированию мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

- формированию системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

- формированию целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС»

Цель данного урока: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности»; повышение у подрастающего поколения роли семьи, значимости сохранения семейных традиций, уважения к старшим....

Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС

Нужно, чтобы дети, по возможностиучились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал....

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС

Как в пределах ОО можно применять системно-деятельностный подход на уроках физической культуры....

Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС

Осуществление системно-деятельностного подхода  преподавания предмета физическая культура в  МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС...