Методическая разработка урока биологии в 5 -х классах по теме "Среды обитания".
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Аграновская Татьяна Юрьевна

При создании разработки урока использовались здоровьесберегающие технологии. Урок отвечает требованиям ФГОС 2-го поколения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

На примере урока по биологии «Среды обитания»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровый образ жизни:

 1. благоприятное социальное окружение;

2. духовно-нравственное благополучие;

3. оптимальный двигательный режим (культура движений);

4. закаливание организма;

5. рациональное питание;

6. личная гигиена;

7. отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

8. положительные эмоции.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей

 и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;  

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; нет задержки учащихся в классе после звонка.

Урок по теме: «Среды обитания»

5класс

Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений об условиях в различных средах обитания, о приспособлениях, возникающих у живых организмов, используя здоровьесберегающие технологии.

На данном уроке учитывалось следующее в проведении:

- Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей-

Чередование различных видов учебной деятельности

-Чередование  видов преподавания

-Наличие методов ,способствующих активизации инициативы и творческого выражения учащихся

Физкультминутка, организованная с учетом темы урока

-Чередование поз учащихся, контроль за осанкой

- Психологический климат на уроке;

 Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;  

-Спокойно завершение урока, творческое домашнее задание

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Актуализация знаний

 Посмотрите на рис. Несуществующего животного, нарисованный ученицей нашей школы (11 кл.) в 5 кл.

Можете ли рассказать об этом животном (в какой среде обитает) и т.д. Почему?

То есть мы можем по внешнему виду животного установить его образ жизни.

Отвечают:

по внешнему виду можно животного установить его образ жизни

Объяснение нового материала

Записываем дату тему

Среды обитания

Назовите основные среды обитания.

Давайте составим таблицу.

Будем использовать условные обозначения:

+ много, достаточно; +- среднее; -+ недостаточно; - мало, почти нет.

Признаки

Для сравнения

Наземно-воздушная

водная

Почвенная

1.Свет

2.Вода

3.Кислород

4.Колебания

температуры

5.Плотность

6.Представители

7.Признаки приспособлен

ности

Запись в тетради

Перечисляют

Заполняют таблицу.

Фронтально заполняются пункты 1-5.

Физкультминутка

Ученики встают, и учитель произносит слова игры: «Море волнуется раз…5 класс в виде наземно-воздушного животного замри»

Выигрывает тот, кто лучше других изобразил животное.

Выполняют упражнения

Работа в группах

Пункты 6-7 ребята заполняют самостоятельно, используя учебник и дополнительную информацию. Вначале работают в парах, затем по 4

Проверка работы

Ребята говорят как они заполнили таблицу

Практическая работа

Определите, в какой среде обитает данное животное.

Вначале учитель разбирает задание на каком либо примере.

 Ученикам на парту раздают чучела различных животных.

Работу выполняют по определенному плану (записан на выдаваемом листочке).

Выполняют работу.

Рефлексия

Сегодня мы научились определять по внешнему виду животного среду, в которой он обитает. Вернемся к началу урока и еще раз проанализируем в где может обитать это несуществующее животное.

Д. З.

Параграф по теме, придумать свое несуществующее животное, с учетом полученных знаний.

План ответа по теме «Животные различных сред обитания»

  1. Название животного
  2. Систематическое положение
  3. Окрас
  4. Размеры
  5. Органы чувств
  6. Конечности  а) передние   б) задние
  7. Особенности

Вывод: В какой среде обитает? Почему вы так думаете?