Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему:
    Строение головного мозга.

    Старкова Надежда Николаевна

    Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon golovnoy_mozg.doc183.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    учитель биологии МБОУ «Комсомольская СОШ» Старкова Надежда Николаевна

    Тема: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».

    Цель урока: изучение особенностей строения и функций основных отделов головного  мозга с учётом индивидуально – типологических особенностей учащихся класса.

    Задачи:

    Образовательная: сформировать знания об отделах головного мозга, функциях  и нервных путях проходящих через мозг.

    Развивающая: выявить специфические особенности строения мозга и установить взаимосвязь функций мозга с его строением.

    Воспитательная: применить знания для развития продуктивного мышления.

    Методы обучения:

    - словесный; наглядный; частично-поисковый; самостоятельная работа по учебному материалу.  

    Формы организации познавательной деятельности:

    - групповая,  индивидуальная, фронтальная, парная.

    Оборудование:

     - интерактивная доска, проектор;

     - таблица « Строение головного мозга»; муляжи головного мозга

    -  раздаточный дидактический материал; карточки инструкции;

    - контрольные карточки; листы самоконтроля;

    - листы « Дополнительной информации»

     - учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н Беляев Биология. Человек. 8 класс

    - учебник А.М. Цузмер, О.Л. Петришина « Биология» Человек и его здоровье.

    - книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверев

    Организуется  саморазвитие ученика через реализацию деятельностного подхода в малых группах сотрудничества. Учащиеся класса разделены на 4 группы на весь блок тем: «Нервная система». Для взаимообмена мнениями, обсуждения разных аспектов проблемы, поисками неодинаковых решений в группах работают учащиеся  с разными подструктурами мышления.

    Ход урока.

    1. Ориентировочно-мотивационный.

    Учитель настраивает детей на то, что данный урок позволит каждому ученику испытать, попробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Каждый ученик будет самостоятельно добывать знания, работая с различным источником информации и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки, повышая интеллектуальный уровень.

    1. 1.      Разминка.  

    Фронтальная работа с биологическими терминами  

    ( выводятся на интерактивную доску).

                 

    • Спинномозговая жидкость
    • Восходящие нервные пути
    • Нисходящие нервные пути
    • Рефлекторная функция
    • Проводящая функция

         

    2.    Работа с текстом:

                ( найдите ошибки в предложениях и исправьте их). 

    На рабочих столах у каждого ученика текст:

    1).От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов, каждый из которых начинается двумя корешками передними и задними.

    2).Задние корешки это аксоны двигательных нейронов.

    3).Передние корешки это аксоны чувствительных нейронов.

    4).Спинной мозг выполняет 1 функцию: проводниковую.

    5).Серое вещество спинного мозга обеспечивает связь и согласованную работу всех отделов центральной нервной системы.

    Проверка: (ответы выводятся на доску)

    2). Задние корешки это аксоны чувствительных нейронов.

    3). Передние корешки это аксоны двигательных нейронов.

    4).Спинной мозг выполняет 2 функции: проводниковую и рефлекторную.

    1. Мотивация.

    Античные мыслители полагали, что главным органом,  в котором скрыта душа человека, является сердце. Головному мозгу  в их представлении отводилась гораздо более скромная роль. Древнегреческий философ Аристотель считал, что основная задача мозга  - охлаждать проходящую через него кровь. Представление об истинной роли головного мозга в жизни человека складывалось постепенно.  На нашем уроке мы постараемся выяснить истинную значимость головного мозга. Предлагаю ребятам сформулировать тему урока.

    Тема урока: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».

                             Совместно с учениками выдвигаем цель и задачи  урока.

    Основные понятия:

    - передний мозг (промежуточный мозг и большие полушария)

    - мозжечок или малый мозг

    - ствол мозга

    - продолговатый мозг

    - мост

    - средний мозг

    -четверохолмие

    1. Погружение в учебную деятельность.

    Учитель: один известный физиолог сказал, что мозг напоминает ему волшебный ткацкий станок, на котором миллионы сверкающих челноков ткут мимолетный узор, непрерывно меняющийся, но всегда полный смысла.

    Что можно сказать о данном станке?  Он имеет сложное устройство, способный выполнять непростую функцию – ткать узор.

    Возникает вопрос: Какое устройство имеет головной мозг?

    V.     Эмпирическая деятельность

    Продолжим нашу работу в группах. Старайтесь быть активными, общайтесь друг с другом, высказывайте своё мнение.

    Для работы групп на столах имеются:

    1.   Карточки – инструкции.

          2.    Необходимое оборудование.

    1. Листы самоконтроля.
    2. Листы дополнительной информации      

          Для каждой группы определяется тема работы, цель работы, итоговый результат.

          Время самостоятельной работы групп – не более 15 мин.  После окончания работы группы представляют результаты своих отчетов и заполненный лист самоконтроля (см. Приложение№1). Каждая группа рассказывает о своей проделанной работе. Ответ каждой группы фиксируется в листах самоконтроля.

    ( образцы карточек инструкций для каждой группы)

    Группа №1.

    « Отделы головного мозга»

    Цель: изучить отделы головного мозга.

    1. Прочитайте § 45  учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев                                      раздел « Отделы головного мозга» с.227-228

    Обсудите:

     Какое значение имеет извилистая поверхность некоторых отделов мозга?

    1. Рассмотрите рис.93 «Отделы головного мозга» на с.228 учебника

    Обсудите:

    - Какие отделы головного мозга по распределению серого и белого вещества более сходны между собой и в чем различия проявляются сильнее?

    1. Решите биологическую задачу: Почему прикосновение к некоторым участкам коры головного мозга во время операции вызывает непроизвольные движения больного?
    2. Найдите и покажите на моделях и цветной таблице отделы головного мозга.

    Установите:

     какие отделы головного мозга наиболее развиты, а какие имеют небольшой объем?

    Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).

    Для отчёта  составьте рассказ:

                          - строение головного мозга

                          - значение ствола мозга

                          - заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).

      Предполагаемый ответ:

     Головной мозг состоит из 3-х оболочек и имеет 6 отделов. Все отделы головного мозга, кроме промежуточного мозга и больших полушарий, относятся к стволу мозга, а мозжечок к заднему мозгу. Ствол мозга отвечает за регуляцию таких функций как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, таких рефлексов как глазодвигательные и другие. Ствол мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной и обратно.

       ( работают с таблицей, моделью головного мозга)

     

    Комментарий учителя:

    Вы знаете, ребята головная боль, может возникать из-за спазма сосудов оболочек головного мозга. Вы только что, сказали о мозговой жидкости, которая состоит на 89% из

    воды. Она создает защитную и механическую  «подушку» вокруг мозга, участвует в удалении продуктов обмена и в поддержании внутричерепного давления.

     

    Вопрос: как правильно называется мозговая жидкость?

     Ответ: желудочки мозга, внутри головного мозга

    Рефлексия:  Подведение итогов отчета первой группы.

    Учитель возвращается к вопросу, заданному в начале урока:

    Какое устройство имеет головной мозг?

    Ответ: Мозг человека состоит из отделов, которые принимают  и передают информацию по тысячам каналов.

    Комментарий учителя:

    Волшебный ткацкий станок состоит из сверкающих челноков, а головной мозг из жизненно важных отделов. Сверкающие челноки ткут мимолетный узор, непрерывно меняющийся, но всегда полный смысла, а головной мозг передает сигналы из одних отделов в другие и обратно.

    По итогам  коллективной работы формулируется вывод:

    Головной мозг состоит из отделов: передний мозг (промежуточный мозг и большие полушария), мозжечок, ствол мозга (продолговатый мозг, мост и средний мозг).

    (вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1.)

    Группа №2

    « Продолговатый мозг и мост»

    Цель: установить строение и функции продолговатого мозга и моста.

    1. Прочитайте  § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев                                                                      раздел « Продолговатый мозг и мост» с.228

    Обсудите:

    - строение, функции продолговатого мозга и моста

    Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).

    1. Проанализируйте дополнительную информацию с. 152 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева. Рассмотрите рис. на с.153 «Продолговатый мозг»

          Отметьте:

    - центры безусловных рефлексов

    - проводник возбуждения между головным и спинным мозгом.

    1. Выявите функции продолговатого мозга.

    Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?     Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием. 

    Обсудите в группе:                                                                                                                  - Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?                - Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?

    1. Объясните выражение:

    продолговатый мозг не только «большая дорога», но и «главный коммутатор телефонных связей» между головным и спинным мозгом.

    Для отчёта: составьте рассказ;

                        - «узел жизни»;

                        - пути продолговатого мозга.

                       

     - заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).

    Предполагаемый ответ:

    Продолговатый мозг это продолжение спинного мозга. В нем находятся нервные центры,  регулирующие жизненно важные функции.  Через продолговатый мозг проходят пути, соединяющие спинной мозг, с другими его отделами.  

            ( работают с таблицей, моделью головного мозга)

           

    Рефлексия: Подведение итогов отчета второй группы.

    Учитель возвращается к вопросу:

    Какое устройство имеет продолговатый отдел головного мозга?

    Ответ: серое вещество в продолговатом мозге  расположено отдельными скоплениями ядер, через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекс чихания, рефлекс кашля и т.д. В ядрах расположены центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

    Комментарий учителя:

    Головной мозг можно сравнить с ткацким станком. Важными «челноками» в головном мозге являются продолговатый мозг и мост которые обеспечивают единый «узор».  Продолговатый мозг и мост- это  непосредственное продолжение спинного мозга.    

    По итогам коллективной работы формулируется вывод:

     продолговатый мозг и мост выполняют проводниковую функцию, соединяя спинной мозг с другими его отделами, до коры больших полушарий включительно.

    (вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1).

       Группа №3

    « Мозжечок»

    Цель: установить строение и роль мозжечка в осуществлении движения.

    1.  Прочитайте  § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

    раздел « Мозжечок» с.228-229

    Обсудите:

    - точность и согласованность движений

    Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).

    1. Проанализируйте дополнительную информацию на с.154 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева,  раздел «Строение малого мозга»

    Обсудите:

    - что означает выражение «древо жизни»?

     

    1. Выявите функции мозжечка

              Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным   пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

            Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает руку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

     Обсудите:                                                                                                                                            

          - Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?                                                                                                                        

           - Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?

    4. Объясните, изучив раздел «Удаление мозжечка»  с.154-155 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева  

    - почему, считается ошибочным высказывание «мозжечок единственный центр согласованных движений»

    Для отчёта:  составьте рассказ;

                         - строение малого мозга

                         - мозжечок создает фон движения

                         - заполните лист самоконтроля ( см. Приложение №1).

    Предполагаемый ответ: Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как поделен на два покрытых извилинами полушарий. Расположен он в задней части мозга и является частью центральной нервной системы. Мозжечок получает информацию, как от тела, так и от полушарий.

    Мозжечок координирует движения, делая их точными, плавными, устраняет лишние движения.

    ( работают с таблицей, моделью головного мозга)

    Рефлексия: Подведение итогов отчета третьей группы.

     Учитель возвращается к  началу урока: мозжечок является важным «челноком»  в ткацком станке под названием головной мозг.

    Вопрос: какой мимолетный непрерывно меняющейся узор, полный смысла осуществляет мозжечок?

    Ответ: Мозжечок управляет точными согласованными движениями.

     Комментарий учителя: главной функцией мозжечка является регуляция согласованной деятельности скелетных мышц. Вместе с корой головного мозга мозжечок участвует в координации так называемых произвольных движений. Осуществляется это благодаря связям мозжечка с рецепторами, заложенными в скелетных мышцах, суставах и сухожилиях. Вместе с вестибулярным аппаратом полукружных каналов внутреннего уха, сигнализирующим в центральную  нервную систему о положении головы и тела в пространстве, мозжечок участвует в регуляции равновесия тела при ходьбе и активных движениях.
    Регуляция мозжечком координации движений скелетных мышц осуществляется через специальные системы проводящих волокон, идущих от мозжечка к передним рогам 
    спинного мозга, где берут начало периферические двигательные нервы скелетных мышц.

    По итогам коллективной работы формулируется вывод:

    мозжечок непрерывно корректирует и произвольные, и автоматические движения.             (вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1.)

    Группа №4.

    «Средний мозг»

    Цель: установить строение и функции среднего мозга.

    1. Прочитайте  § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

    раздел « Средний мозг» с.228-229

    Обсудите:

    - центры зрения и слуха

    - центр ориентировочного рефлекса  

     

     (используйте учебник А.М. Цузмер, О.Л. Петришина « Биология» Человек и его здоровье с.35-37)

    1. Проанализируйте дополнительную информацию на с.153-154 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева  раздел «Средний мозг»

    Объясните:

    - взаимосвязь строения и функции среднего мозга

    1.  Выявите функции среднего мозга:

    Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание ученику, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

    Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

    Обсудите в группе:                                                                                                                                  - Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?

    1. Сравните  движение двух лягушек: у одной удалены все отделы головного мозга выше продолговатого, у другой выше среднего.

    - откорректируйте ответ в группе. 

    Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).

            Для отчёта: составьте рассказ;

                                 - строение среднего мозга;

                                 - функции среднего мозга

                                 - заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).

    Предполагаемый ответ: средний мозг соединяет передний мозг с задним. В среднем мозге располагается целый ряд важнейших чувствительных и двигательных центров, в том числе центр зрения и слуха. Средний мозг имеет две основные части: крышу, где располагаются подкорковые центры слуха и зрения, и ножки мозга, где преимущественно проходят проводящие пути.

    ( работают с таблицей, моделью головного мозга)

    Рефлексия: Подведение итогов отчета четвертой группы.

     Учитель возвращается к  началу урока: средний мозг также является важным «челноком»  в ткацком станке под названием головной мозг.

    Вопрос:  что регулирует средний мозг?

    Ответ: участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов.

    Комментарий учителя: 

    Через средний мозг, являющийся продолжением ствола мозга, проходят восходящие пути от спинного и продолговатого мозга к таламусу, коре больших полушарий и мозжечку.

    Средний мозг играет важную роль в регуляции мышечного тонуса и в осуществлении установочных и выпрямительных рефлексов, благодаря которым возможны стояние и ходьба. Средний мозг регулирует тонус мышц, участвует в его распределении, что является необходимым условием для координированных движений. Средний мозг обеспечивает регуляцию таких функций организма как жевание, глотание,

    давление крови, дыхание. Средний мозг за счет сторожевых зрительных и слуховых рефлексов, усиления тонуса мышц-сгибателей подготавливает организм к ответу на внезапное раздражение.

    По итогам коллективной работы формулируется вывод:

    Средний мозг отвечает за скрытое зрение. В нем расположен центр ориентировочного рефлекса, обеспечивающий поворот тела в сторону резкого шума.

    (вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1.)

    Общий вывод:

    Человеческий мозг имеет сложное устройство, через него идут все нервные пути. Мозг человека координирует и регулирует жизненные функции организма.

    1. Подведение итогов урока.

               Проверка усвоения знаний

    1. Точные согласованные движения выполняет:

    А) средний мозг;
    Б) мозжечок;
    В) продолговатый мозг.

    2. Продолговатый мозг является продолжением:

    А) среднего мозга;
    Б) спинного мозга;
    В) промежуточного мозга.

    3. Какие основные части головного мозга входят в ствол:

    А) средний мозг,  мост, продолговатый мозг;
    Б) продолговатый мозг,  мозжечок, мост;
    В) промежуточный мозг, средний мозг, мост.

    4. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:

    А) мост;
    Б) средний мозг;
    В) промежуточный мозг.

    5. В головном мозге полушария и кору имеют:

    А) средний мозг и полушария большого мозга
    Б) мозжечок и промежуточный мозг;
    В) полушария большого мозга и мозжечок.

    Проверка: (ответы выводятся на доску)

    1. Домашнее задание.

    1. Изучить параграф 45 с.227-230 учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев

     2. Выполнение практических заданий по выбору учащихся:

    а)  ответить на вопросы 1-5 с.230 - оценка «3»

    б)  рисуночным письмом раскрыть биологическую характеристику отделов головного мозга - оценка «4»

    в) с. 230-231 задания под ! 1-2- оценка «5»

    1. Общая рефлексия.  

                                   

                                          Оцените урок.

     

                    Да                                          Нет                                     Незнаю

    1.Удовлетворены ли вы результатом своей работы?

           2.Появился ли интерес к содержанию урока?

           3.Возникла ли на уроке атмосфера творчества?

    Приложение 1.

    Лист самоконтроля.

    ФИО ученика………………………………………….

    Группа №1.

    « Отделы головного мозга»

                                          Цель: изучить отделы головного мозга.

       1. Укажите названия отделов головного мозга:

                 

    Вывод:………………………………………………………………

    Группа №2

    « Продолговатый мозг и мост»

    Цель: установить строение и функции продолговатого мозга и моста.

    1.Заполните таблицу «Строение и функции продолговатого мозга и моста»

    структуры отделов головного мозга

    строение

    функции

    продолговатый мозг

     мост

     

     

     

    Вывод:……………………………………………………………………………

     Группа №3

    « Мозжечок»

    Цель: установить строение и роль мозжечка в осуществлении движения.

    1. Опишите походку собаки с удаленным мозжечком.

    Вывод:………………………………………………………………………………….

                                                                          Группа №4.

    «Средний мозг»

    Цель: установить строение и функции среднего мозга.

    1.Заполните таблицу «Четверохолмие среднего мозга»

                                                               Средний мозг

                       четверохолмие

                                     Основные функции

    верхние бугры

      1.

       

    нижние бугры

      1.

      2.

    Вывод:……………………………………………………………………………

                                             

                                                      Общий вывод:

                                                                                                                     Приложение 2.

                                                Дополнительная информация

    1. Строение головного мозга.

    а) Расположен в полости черепа и покрыт несколькими мозговыми оболочками, снабженными сосудами.

    •  Спинной и головной мозг покрывают три оболочки:

    -  наружная оболочка называется твердой,

    -  внутренняя оболочка — мягкой,

    -  средняя — паутинной.

    б) Состоит из 6 отделов: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга, переднего мозга.

    •  Продолговатый мозг и мост видны только снизу.

    •  Весь ствол мозга виден только на разрезе.

    в) Белое вещество состоит из проводников, соединяющих части мозга между собой.

    г) Серое вещество расположено внутри мозга в виде ядер и покрывает поверхность больших полушарий и мозжечка в виде коры.

    д) Внутри головного мозга находятся полости, заполненные мозговой жидкостью (желудочки мозга).

    2. Отделы мозга и их функции.                                 

    а) Продолговатый мозг и мост — продолжение спинного мозга.

    • Проводниковая функция.

    • Содержит ядра, управляющие вегетативными функциями организма: дыхание, работа сердца, пищеварение и черепно-мозговыми нервами: глотание, сосание, чихание и др.

    • Повреждение продолговатого мозга приводит к мгновенной смерти (остановка сердца и дыхания)

    б) Мозжечок управляет точными согласованными движениями и сохранением равновесия (например, без мозжечка птицы не могут летать).

    •  Покрыт корой, имеет ядра.

    • Соединен белым веществом с другими отделами мозга.

    в) Средний мозг содержит ядра, управляющие тонусом мышц (постоянное незначительное напряжение мышц).

    • В нем проходят дуги ориентировочных зрительных и слуховых рефлексов, проявляющихся в поворотах головы.

    •  Этот отдел ствола мозга расположен между промежуточным мозгом и мозжечком. Образуется из среднего мозгового пузыря.

    г) Продолговатый мозг, мост и средний мозга образуют ствол мозга, от которого отходят 10 пар черепно-мозговых нервов.

     • Число пар черепно-мозговых нервов у человека и млекопитающих — 12 (у рыб и земноводных— 10, у пресмыкающихся— 11).

    • Х-пара — блуждающий нерв (смешанный) — входит в состав парасимпатической нервной системы.

    • Глазодвигательный нерв (двигательный) управляет движением глаз.

    • Слуховой (чувствительный) нерв отходит от внутреннего уха.

    д) Промежуточный мозг получает импульсы от всех рецепторов.

    Состоит из множества ядер, расположенных вокруг третьего желудочка мозга. Развивается из переднего мозгового пузыря.

    • Наиболее важные части промежуточного мозга — таламус и гипоталамус.

    • Его ядра согласуют работу различных внутренних органов.

    •  Он регулирует обмен  веществ, поддержание постоянной температуры тела, потребление воды и пищи.

    • Подбугорная часть промежуточного мозга — гипоталамус — высший центр регуляции вегетативных функций.

    Гипоталамус   выделяет   биологически    активные    вещества   (нейрогормоны), управляющие    гуморальной    системой    организма.     Часть    нейрогормонов выделяется через гипофиз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"

    Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс....

    Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"

    Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс....

    Строение головного мозга

    Презентация, приложение к уроку анатомии в 8 классе. Используется при изучении темы "Центральная нервная система. Строение головного мозга"...

    Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Строение головного мозга"

    С помощью этой презентации учащимся будет легко и понятно изучать материал о строениии головного мозга....

    Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".

    Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР....

    Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/

    Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...

    Прзентация к лабораторной работе "Строение головного мозга человека"

    Данная презентация может быть использована на уроке биологии как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления знаний по теме "Строение головного мозга человека"...