Технологическая карта урока "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга".
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Мищенко Светлана Ильинична

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Законы России об охране животного мира. система мониторинга." Данный материал предназначен для учителей биологии, реализующих ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_uroka_biologiya.doc67 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: биология

Класс: 7

Учитель: Мищенко Светлана Ильинична

УМК: под редакцией В.В.Пасечника и др.

Место урока в системе уроков данного раздела: 3-ий урок в теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Тема урока: Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Тип урока:  изучение нового материала

Цель урока:  выяснить какие законы в Российской Федерации регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.

Задачи урока: образовательные (предметные), развивающие (метапредметные), воспитательные (личностные).

         1) образовательные (предметные):

  • сформировать понятие о мониторинге и методах его осуществления;
  • продолжить формирование у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с различными источниками информации (законы — как источник информации);
  • сформировать у учащихся навыки работы с документами;
  • способствовать становлению умения оценивать полученные результаты в ходе выполнения практической работы;
  • помочь учащимся увидеть результаты своего труда в ходе подведения результатов исследования.

2) развивающие (метапредметные):

  • создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания и познавательных умений;
  • способствовать расширению словарного запаса, умения сравнивать и анализировать, а так же обобщать и делать выводы;
  • продолжить формирование умения работать с различной литературой (учебной, дополнительной) и другими источниками информации (интернет-ресурсами, работать в программе MS Excel и с файловыми документами);
  • сформировать умение анализа статистических данных.

3) воспитательные (личностные):

  • развитие умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство;
  • создать условия для коллективной работы;
  • продолжить формирование умения работать в группах;
  • воспитание сознательности на уроке;
  • развитие культуры речи;
  • развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 5) Создать условия для развития универсальных учебных действий:

Личностных – развитие познавательных интересов,  учебной мотивации,  толерантности отношений;  умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательных –  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивных – умение проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению.

Методы обучения:

По традиционной классификации (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний:

  • практические методы: выполнение практической работы; работа с электронными ресурсами (работа с электронной таблицей с использованием программы MS Excel);
  • наглядные: демонстрация, наблюдение;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия.

По типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):

  • практические методы: выполнение практической работы; работа с электронными ресурсами (работа с электронной таблицей с использованием программы MS Excel);
  • наглядные: демонстрация, наблюдение;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия.

          По бинарной классификации. Методы преподавания:

  • информационный;
  • объяснительно-побуждающий

         Им соответствуют методы учения:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

По дидактическим целям(Данилов В.А., Есипов П.Н.):

  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практические упражнения).

  Формы обучения:

  • работа с текстом (статьи);
  • работа с наглядным материалом (презентации);
  • работа с интернет-ресурсами (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”, закон “О животном мире”);
  • работа учащихся по инструкции;
  • работа с электронными таблицами (MS Excel) с использованием ИКТ.

 

Особенности урока: практическая направленность изучаемого материала, использование навыков работы с электронными таблицами, проведение практической работы с обработкой статистических данных, использование на уроке навыков работы учащихся с ИКТ, использование на уроке опережающих заданий (сообщения о первых российских заповедниках).

           Средства обучения и оборудование:

  • интернет-ресурсы для подготовки опережающего задания (справочные материалы, статьи, законы)
  • распечатки статей Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”, и закона “О животном мире”;
  • презентация к уроку: «Законы об охране природы»;
  • мультимедиа оборудование (для демонстрации презентаций);
  • рабочее место учащегося (компьютеры) для обработки статистических данных.

 

Ход урока:

Ход урока

Деятельность учителя

                                                           Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап. Организационный (1 — 2 минуты)

Цель этапа: 

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
  • создать условия для мотивации у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

Приветствие учащихся учителем.

Настрой учащихся на работу, организация рабочего места.

Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации во включение в учебный процесс

Приветствуют учителя и одноклассников в соответствии с требованиями

Умение слушать, вступать в диалог в соответствии с различными способами взаимодействия

Учащиеся мобилизируют свои силы и энергию, настраиваются и включаются в рабочий процесс

Умение управлять своим поведением и деятельностью.

2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (4 минуты):

Цель этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
  • организовать фиксацию преодоления затруднения

Вступительное слово учителя

Прогнозируют, проговаривают цель и задачи урока, предполагают план работы на уроке, используя опыт изучения аналогичных уроков

Самостоятельное выделение и формулирование темы урока; Планирование учебного сотрудничества с учителем  - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

В диалоге с учителем делает предположения и учится самостоятельно и грамотно формулировать цели

Умение слышать и слушать; осознанное построение речевого высказывания в устной форме

По наводящим вопросам приходят к постановке цели и задач урока

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  предвосхищение  результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

3 этап

Формулирование темы урока.

(2 минуты)

 Дата: 14.05.1015

Тема урока:

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь

Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение оформлять записи в тетради

Прослушивают грамотно сформулированную учителем  тему урока, задают интересующие  вопросы

Умение слушать и вступать в диалог

Чередует речевую активность и механическое записывание

Саморегуляция и умение организовывать свое эмоциональное состояние

4 этап. Первичное усвоение новых знаний (14 минут)

Цель этапа:

  • зафиксировать  причину затруднения у учащегося
  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
  • организовать фиксацию преодоления затруднения

Информационный блок №1

Законы об охране природы (смотри приложение 1, работа со статьями из законов (текстовые файлы)

Анализ полученной от учителя информации, работа с различными источниками информации;  

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободная ориентация в информации, определение основной и второстепенной информации

Участвуют в обсуждении поставленных учителем вопросов; формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Построение продуктивного сотрудничества на уроке; умение слушать и вступать в диалог; планирование способов взаимодействия

Учащиеся внимательно прослушивают информацию, работают с файловыми документами в поисках необходимой информации, концентрируют внимание

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

5 этап. Первичное усвоение новых знаний (продолжение)

(5  минут)

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения задания
  • организовать усвоение учащимся нового материала

Краткое объяснение учителем понятия мониторинг и демонстрация одного из методов мониторинга на примере метода пробных площадок (смотри приложение, пункт 2)

Восприятие и осознание прослушанной информации, занесение краткой записи в рабочую тетрадь

Выстраивание логической цепочки; анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей;

Выслушивают учителя, выполняют поставленные перед ними задачи

Умение слушать и вступать в диалог; инициативное сотрудничество в поиске информации

Прослушивают информацию и осознают важность данных методов в современной науке

Саморегуляция и самоорганизация, осознание качества и уровня знаний

6 этап. Первичная проверка понимания (5 минут)

Инструктаж учащихся по выполнению практической работы, деление на  мигрирующие группы (5 пар учащихся). (смотри приложение 3)

Внимательно прослушивают инструктаж к выполнению практической работы, осознают все этапы работы

Извлечение информации из различных источников, умение выделить главное из общего объёма информации

Воспринимает информацию , анализируют, задают возникшие в ходе объяснения вопросы

Умение воспринимать информацию и делать соответствующие выводы для выполнения практической работы

Самоорганизация при просмотре и изучении инструкции; развитие внимания и силы воли

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;  умение самоорганизовываться

7 этап. Первичное закрепление (8 минут).

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю, и самооценке
  • проверить умения  работать учащегося по алгоритму
  • организовать самостоятельную работу учащегося
  • организовать самопроверку
  • организовать проверку по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление  и исправление допущенных ошибок
  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения  работы

Практическая работа учащихся по анализу статистических материалов (работа в группах), (смотри приложение 4)

Учитель внимательно выслушивает результаты работы учащихся после практической части, корректирует работу учащих, задает наводящие вопросы (смотри приложение, пункт 4)

Используя подробную инструкцию выполняют практическую работу с использованием одного из методов мониторинга

Умение ставить перед собой учебную задачу; выдвижение гипотез и их обоснование;  использование полученных ранее знания в новой ситуации

Работают в микро

группах в соответствии с поставленной учителем задачей; высказывает предположения по возникшим затруднениям и вопросам

Выстраивание учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение слушать и вступать в диалог;    умение применять полученные знания в формулировке ответа; умение работать в группах

Учащиеся работают в микро группах, учатся взаимодействовать друг с другом

Выстраивание совместной работы с материалом; прогнозирование результата; контроль в форме сличения действий и конечного результата; самоорганизация как способность к мобилизации сил и энергии

8 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты)

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащегося
  • тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Формулировка домашнего задания

§ 59

Учитель формулирует домашнее задание

Извлечение необходимой информации  из предложенной на уроке; построение логической цепи рассуждений

Прослушивание и запись домашнего задания

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество с  учителем; владение монологической и диалогической формами речи

Делает выбор уровня и вида Д/З.

Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

9 этап. Рефлексия (подведение итогов). (2-3 минуты)

Цель этапа: 

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учеником работы на уроке
  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

Подведение итогов урока

(Приложение 5)

Выставление оценок за урок.

Обобщение результатов своей деятельности по достижению цели.

Осуществление  сравнения обобщения и классификации.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Участвуют в обсуждении урока;

выражают собственное мнение о работе  и полученном результате.

Монологическая, диалогическая речь.

 Контроль, коррекция, оценка действий.

 Умение участвовать в обсуждении проблемы.

Умение выражать свои мысли.

Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения.

Развитие способности  к волевому усилию.

Осознание качества и уровня усвоения.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

  1. Законы об охране природы.

1919–1920 г.г. Опубликованы декреты, определявшие общие условия охоты, охраны и воспроизводства промысловых зверей и птиц.

1921 г. декрет  «Об охране памятников природы, садов, парков».

По этим декретам были созданы заповедники.

Формы работы: Сообщения учащихся по опережающим заданиям: о первых российских заповедниках с демонстрацией презентации.

1. АСТРАХАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в приморской части дельты Волги, на территории Астраханской области России. Площадь около 67 тыс. га — состоит из трех участков. Ландшафты заповедника представляют собой классический образец дельты крупной равнинной реки. В дельте Волги выделяют 10 природных зон; в границах заповедника — 5.

2. ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в Челябинской области, в восточных предгорьях Южного Урала (Ильменские горы), близ Миасса. Заповедник основан как минералогический (около 200 видов минералов), в 1935 году преобразован в комплексный. Площадь 30380 га.

3. БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК (Баргузинский биосферный заповедник), расположен в Бурятии на северо-восточном побережье Байкала и западных склонах Баргузинского хребта. Площадь 374,3 тыс. га; заповедна также трехкилометровая полоса акватории озера Байкал площадью 150 тыс. га. Территория заповедника отнесена к объектам Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Формы работы: Беседа учителя о Конституции Российской Федерации, учащиеся находят и зачитывают статьи 9 и 58 Конституции.

В основе законов Российской Федерации, регламентирующих охрану животного мира, лежит Конституция Российской Федерации. Которая была официально одобрена 12 декабря 1993 года на всеобщем референдуме:

Статья 9.

  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Формы работы: Рассказ учителя о Федеральных законах “О животном мире” и “Об особо охраняемых природных территориях”, в которых заложены основы правового регулирования охраны и использования животного мира и среды его обитания:

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Приложение №2

2. Мониторинг.

Формы работы: Краткое объяснение учителя понятия мониторинг.

МОНИТОРИНГ, наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью телевизионных изображений, фотографий, многоспектральных снимков и т. д., получаемых с космических аппаратов, а также путем сбора данных с наземных и морских станций. Космический мониторинг позволяет оперативно выявлять очаги и характер изменений окружающей среды, прослеживать интенсивность процессов и амплитуды экологических сдвигов, изучать взаимодействие техногенных систем. Служба мониторинга создана во многих странах; 1988 организован Всемирный центр мониторинга охраны природы (ВЦМОП).

Все собранные данные по численности животных собираются и обрабатываются в управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Статья 15 Федерального закона “О животном мире”: Государственный мониторинг объектов животного мира.

Государственный мониторинг объектов животного мира – система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.

Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается Правительством Российской Федерации.

Формы работы: Демонстрация одного из методов мониторинга за животными на примере метода пробных площадок (метод используется для подсчёта численности животных).

Подсчитаем количество следов косули на небольших участках (площадках), и затем подсчитаем численность на территории сельского поселения «Алтанское».

Мы выберем 3 площадки:

  1. В северной части поселения, Кыренгитуй.
  2. В южной части поселения, Баяктали.
  3. В юго-восточной части поселения, Кормочи.

Площадки все одинакового размера 10 на 10 километров.

Плошадка

Кыренгитуй

Баяктали

Кормочи

Количество, шт

2

2

3

Площадь территории сельского поселения «Алтанское» 15000 км2.

Среднее число особей косули 2,3 шт., на 100 км2. А на территории всего поселения число особей косули 345 штук.

Приложение №3.

Практическая работа учащихся.

Формы работы: Практическая работа учащихся по анализу статистических материалов.

Рассмотрим и проанализируем динамику запасов охотничье-промысловых животных на территории сельского поселения «Алтанское», Кыринского района.

Динамика запасов основных видов охотничье-промысловых животных на территории сельского поселения.

ВИД

ЧИСЛЕННОСТЬ (КОЛИЧЕСТВО ОСОБЕЙ)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

1.

БЕЛКА

357

1200

2000

1250

1300

720

510

2.

ВОЛК

30

27

20

12

32

16

22

3.

ЗАЯЦ – БЕЛЯК

152

159

137

132

157

50

60

4.

КОЛОНОК

13

10

92

28

23

35

45

5.

КОСУЛЯ

62

60

22

12

89

39

24

6.

ЛИСИЦА

9

8

12

12

89

9

11

7.

ЛОСЬ

12

2

3

3

2

5

5

8.

РОСОМАХА

5

4

7

2

11

4

4

9.

РЫСЬ

14

11

3

2

5

4

3

10.

ГЛУХАРЬ

80

94

22

12

38

14

30

11.

РЯБЧИК

124

248

575

189

839

403

996

12.

ТЕТЕРЕВ

75

95

401

116

222

272

150

Разделим класс на 5 пар:

Первая  пара рассматривает динамику численности боровой дичи, вторая пара рассматривает динамику хищных зверей, третья -   пушных зверей, четвёртая пара динамику численности копытных, пятая пара – динамику численности боровой дичи.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы учащимися:

  1. На рабочем столе откройте папку био7, откройте файл MS Excel.
  2. Из таблицы “Динамика запасов охотничье-промысловых животных на территории сельского поселения «Алтанское” данные о своей группе животных занесите в таблицу Excel.
  3. Выделить столбцы таблицы, содержащие данные. Откройте Меню «Вставка», затем «Диаграммы», затем «Гистограммы» .
  4. Обсудите полученные результаты, сделайте выводы.
  5. Сохраните полученные результаты под именем АВС (где АВС – ваши инициалы).

Приложение №4

4. Заключительная часть урока.

Каждая группа демонстрирует полученные графики и знакомит учащихся со своими выводами:

  • Численность боровой дичи постоянно изменяется.

Так численность глухарей в 2011 году  12 особей – это самый низкий показатель, за период наблюдения. Максимальное число в 2009 году – 94 особи. На начало 2014 года число глухарей снизилось почти в 3 раза и их насчитывается 30 особей.

Количество рябчиков меньше всего было в 2008 году – 124 особи. На начало 2014 года их насчитывается 996 особей, что больше, чем в 2008 году более чем в 8 раз.

Тетеревов в 2008 году было 75 особей, а в2010  году численность увеличилась до 401 особи  – это максимальная численность за время наблюдения. На начало 2014 года 150  особей.

  • Численность хищных и пушных зверей меняется следующим образом.

Белка.  В 2008 году насчитывалось 357 особей – это минимальная численность за период наблюдения. Через  год  их численность возрастает в 5,6 раз и составляет  2000 особей.  В 2014 г. Численность составила 510 особей.

Рысь.  Самое наименьшее число особей 2, в 2011 году. Максимальное число особей 14 в 2008 году. В 2014 году их насчитывается 3.

Лисица.  Самое наибольшее число особей было в 2012 году – 89 особей. Самое меньшее в 2009 году – 8. В 2014 их насчитывается 11 особей.

После анализа запасов копытных на территории  поселения пришли к выводу:

Косуля.  Наименьшая численность в 2011 году – 12 особей, максимальная в 2012  – 89. На начало 2014 года насчитывается 24 особи.

Лось.  Максимальная численность особей в 2008 году – 12, минимальная в 2009 и 2012 – 2.  В 2014 году 5 особей.

Приложение №5

  1. Какие законы лежат в основе законов об охране животных в Российской Федерации?
  2. В каких статьях Конституции Российской Федерации отображена природоохранная направленность?
  3. Что такое мониторинг?
  4. Какую роль играет мониторинг в сохранении объектов животного и растительного мира?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. 7 класс

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Цели принятия законов об охране животного мира.-  Зачем принимают законы об охране животного мира?-  В каких странах п...

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

урок биологии 7 класс "Законы об охране животного мира"

Учащимся предлагается поссмотреть видеоурок и  выполнить итоговую контрольную работу...

Презентация по биологии 7 класс "Законы России об охране животного мира. Рациональное использование животного мира."

Данная презентация разработана для учащихся 7 класса как вспомогательный материал изучения при дистанциооном образовании....

Технологическая карта урока по теме "Описание животного" для 3-го класса.

Данная технологическая карта подходит для организации обычного урока, а также для внеурочного занятия. К карте имеется видео-инструкция, которую могу отправить всем заинтересованным лицам по запросу....

Группа МЖКХ 3 Технология. 01.03.2021. Тема. Практическое занятие 14 «Составление технологической карты монтажа отдельных узлов охранно-пожарных систем».

Практическое занятие 14 «Составление технологической карты  монтажа отдельных узлов охранно-пожарных систем».Задание1. Выполнить практическую работу по данной теме. См. файл....