Прокариотическая клетка
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Мироненкова Татьяна Ивановна

Тема: «Прокариотическая клетка»

(урок в 9 классе)

Цели: познакомить с существенными признаками царства Прокариоты, строением бактерий, особенностями жизнедеятельности, местами обитания, их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с  различными источниками информации.

Основное содержание темы.

Существенные признаки представителей царства Прокариоты, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokarioticheskaya_kletka_9_klass.docx92.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная  школа №519 Московского административного района Санкт - Петербурга

Прокариотическая клетка

(урок биологии в 9 классе)

                                                               Учитель Мироненкова Т.И.

СПБ

2015

Тема: «Прокариотическая клетка»

(урок в 9 классе)

Цели: познакомить с существенными признаками царства Прокариоты, строением бактерий, особенностями жизнедеятельности, местами обитания, их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с  различными источниками информации.

Основное содержание темы.

Существенные признаки представителей царства Прокариоты, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Планируемые результаты.

Личностные:  сформированность  познавательных интересов, направленных на изучение бактерий.

Метапредметные

Познавательные: умение структуировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний; понимание роли бактерий в природе и жизни человека.

Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различные источники информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.

Предметные: знание существенных признаков строения и жизнедеятельности бактерий; результатов сравнения бактерий с представителями других царств живой природы; роли бактерий в природе и жизни человека.

Оборудование и организация образовательного пространства: учебники, информационные листы, таблицы, электронные носители.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, групповая работа, Самостоятельная работа.

Изучение нового материал

1.Определение темы, актуализация изучаемого материала,  самоопределение к деятельности.

Рассказ учителя: Именно с них начинается история развития жизни на Земле.

Более того, почти 2 миллиарда лет они господствовали на нашей планете, да и сейчас они неплохо освоились в современных условиях. Французский ученый 19 века Луи Пастер (именно он придумал пастеризацию) сказал о них: «этим бесконечно малым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе»

Человек использует их в производстве масла, сыра, различных кисломолочных продуктов, квашеной капусты и других продуктов. Эти организмы помогают очищать загрязненную воду. И в тоже время они вызывают опаснейшие заболевания – дизентерию, брюшной тиф,  сальмонелез.

Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь?
/Учащиеся формулируют тему урока/

2.Учебно – познавательная деятельность.

/Класс делится на 5 групп, каждая группа получает информационные листы, лист самоконтроля и  карточки с заданиями/.  Учащиеся изучают данную информацию, начинают заполнять лист  самоконтроля по своему вопросу.

  1. Группа –  История открытия бактерий. Систематика бактерий. Форма, размеры.
  2. Группа -  Особенности строения бактериальной клетки.
  3.  Питание, дыхание, размножение бактерий.
  4. Роль бактерий в природе и жизни человека (положительная и отрицательная).
  5. Бактерии – возбудители заболеваний человека (привести примеры бактериальных заболеваний, назвать пути передачи бактериальной инфекции, предложить средства профилактики бактериальной инфекции).

3.Интеллектуально – преобразующая деятельность.

Каждая группа коротко освещает свой вопрос,  остальные дети на основе полученной информации заполняют лист самоконтроля.

4.Выполнение заданий на применение знаний в  новой ситуации.

Задание 1. Объясните, почему доски для разделки мяса и рыбы нельзя использовать, если в них появились трещины?

Задание 2. Известно, что готовить мясные и рыбные консервы в домашних условиях не рекомендуется, так как в них могут развиться бактерии, выделяющие один из самых опасных ядов – ботулин.  Укажите почему?

Задание 3. Почему продукты хранят в холодильнике?

Задание 4. Дворянские дети, которых приписывали к полкам, уходили в армию с серебряной посудой. Для чего они это делали?

Задание 5. В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит Кровавый водопад. Дайте объяснение этому факту?    

Задание 6. Что означает правило 5 секунд в английском варианте.                                                                                                      

4. Обмен творческими заданиями.

/каждому ученику было дано  домашнее задание: «Найти интересные  факты  о бактериях».

Учащиеся в группах  определяют,  какой материал  самый лучший и освещают для всего класса/.

5.Рефлексисивная деятельность.

Понравилась ли тебе форма урока?

Какая информация тебе показалась  очень  нужной?

Я доволен(льна) и недоволен(льна)  результатом своей учебной деятельности?

Лист самоконтроля_______________________________ по теме: «Прокариотическая клетка»

1.На основе обмена веществ царство прокариоты подразделяется на подцарства: ___________,

_____________________________, ___________________________________.

2.Форма бактерий__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Размеры____________________________

4.Особенности строения / обозначить части строения/

https://lh3.ggpht.com/80X2K-Zcq0QDFsjNlIeo-cij53AOyedZxnZq6gWK5iXjvWycjXbzohQGbILmZakE4yc8h3w=s163

5.Питание бактерий (Можно оформить в форме схемы)

6.Дыхание бактерий

7.Особенности размножения бактерий.

8.Неблагоприятные условия переживают в форме __________________

9.Бактерии возбудители заболеваний_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

10.Пути передачи бактериальной инфекции________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11.Средства профилактики бактериальной инфекции _______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Положительная роль бактерий________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Отрицательная роль бактерий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Рефлексивная деятельность.

Понравилась ли тебе форма урока?

Какая информация тебе показалась очень  нужной?

Я доволен(льна) и недоволен(льна)  результатом своей учебной деятельности?

        Какой этап урока тебе понравился особенно?

       Какой отметкой ты оцениваешь свою работу?

Государственное  бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная  школа №519 Московского административного района Санкт - Петербурга

Прокариотическая клетка

(урок биологии в 9 классе)

                                                               Учитель Мироненкова Т.И.

СПБ

2015

Царство бактерий. Общая характеристика.

 Бактериийства.

  1. История  развития  микробиологии

Микроорганизмы были открыты в конце 17 в. Но, несмотря на это  деятельность этих микроорганизмов их, а также их практическое применение были известны еще задолго до их открытия. Например, продукты спиртового и молочнокислого брожений приготавливались и использовались в далекие времена. Но с распространение заразных или инфекционных заболеваний человечество стало задумываться о причине их возникновения. Еще Гиппократом в 6 в. до н. эры, было высказано предположение, что заболевание от человека к человеку передается при помощи мельчайших, невидимых существ. Однако доказательств таких предположений не было. 
И только в конце 17 века, благодаря  работам  голландского ученого-натуралиста Антонио Левенгука были открыты микроорганизмы.

Антонио Левенгук

Рис.Антонио Левенгук

 Это стало возможным благодаря тому, что Антонио Левенгук сконструировал первый в мире микроскоп, имевший на то время увеличение до 300 раз. Благодаря этому стало возможно увидеть и изучить мир микроорганизмов.

Значительный вклад в микробиологию вложил Луи Пастер.

Луи Пастер

Рис.Луи Пастер

 Первые работы Л. Пастера, связаны с изучением теории брожения.  В своих работах сначала по спиртовому, а затем и по  молочнокислому брожению Луи Пастеру удалось доказал, что в этих процессах участвуют  микроорганизмы, причем специфичные для каждого из них. Спиртовое брожение обусловлено деятельностью дрожжевых грибков, молочнокислое палочковидных бактерий. 
Он установил возможность жизни без кислорода 
 анаэробиоз, а бактерии живущие в этих условиях называются анаэробами.
Им был предложен способ предохранения вина и пива от «болезни» (скисание и прогоркание)
 -метод пастеризации, который  широко используется и по сей день. Суть его метода заключалась в нагревании жидкости до 60 градусов, при этой температуре микробы в воде погибали и вода не скисала.
Пастер разработал метод вакцинации. Занимаясь изучением вирулентности патогенных микроорганизмов он обнаружил, что бактерии выделенные из выздоравливающего человека обладают меньшей вирулентностью. И если ввести эти бактерии в организм здорового человека то они не только не вызывали заболевания но и еще предохраняли человека от последующих заражений.
Большое значение для развития микробиологии имели работы знаменитого немецкого ученого Роберта Коха (1843-1910).

Он открыл туберкулезную палочку, а также изобрел и внедрил в практику

Роберт Кох

Рис.Роберт Кох

использование плотных питательных сред, что позволило выделять и изучать чистые культуры микробов.

  1. Общая характеристика  бактерий.

 

Микробы представляют собой невидимые невооруженным глазом микро-организмы, которые представлены: 
многоклеточными формами - например некоторые грибы; 
одноклеточными формами, собственно бактерии, водоросли, простейшие;  
 неклеточные формы- вирусы.
Так, если прибегнуть к образному сравнению, то если туберкулезную бактерию увеличить до размеров слона, то вирус, увеличенный во столько же раз, будет не больше мухи.

размер бактерий

Рис.Образное сравнение мухи и бактерий увеличенных во много раз

По форме микробов можно разделить на 3 группы
- шаровидные 
– коки – одиночные  бактерии, 
- диплококки – парные   шаровидные  бактерии
- стрептококки -  шарообразные  бактерии в  виде  цепочек
- стафилококки, которые под микроскопом имеют вид виноградных гроздьев

  кокки
-палочковидные- бактерии(не образуют спор), бациллы (образуют споры)

палочковидные бактерии

-извитые – вибрионы(холерный вибрион) – имеют форму запятой, 
- спириллы – спиральные короткие бактерии
- спирохеты – более длинные чем спириллы извитые  бактерии.

спиралевидные бактерии

Для того чтобы представить величину микробов, достаточно будет сказать что в 1 капле воды их содержится до нескольких миллионов. 
Если бы в природе не существовало факторов сдерживающих рост  и размножение микроорганизмов, то нас с вами ждала бы довольно печальная учесть.

 

   3.Особенности жизнедеятельности бактерий.

ПО  способу получения  энергии  выделяют:

Аэробы -  бактерии  живущие  в присутствии  кислорода и   использующие  его для получения энергии при окислении  энергоемких  веществ.
Анаэробы -  бактерии, живущие  в  бескислородной  среде, использующие  для  получения энегрии разные  виды  брожения  (  молочнокислые бактерии)

           По способу  питания  выделяют:

Автотрофы -  бактерии,  самостоятельно синтезирующие органические  вещества из  неорганических – фотосинтетики (цианобактерии) или хемосинтетики ( серобактерии,   нитрифицирующие  бактерии)

Гетеротрофы -  бактерии,   питающиеся готовым органическим веществом

Гетеротрофы в  свою  очередь  делятся на:
                                                                                                                    
Сапротрофы  ( питаются мертвой  органикой) – молочнокислые  бактерии, гнилостные бактерии
Паразиты    - (   болезнетворные бактерии)                     
Симбиотики -  бактерии,  сожительствующие  с  организмом,  приносящие ему пользу (молочнокислые  бактерии  в  кишечнике  человека,  и т.д.).

            Размножение  бактерий.

Размножение бактерий осуществляется делением клетки пополам или почкованием. Причем в первом случае материнская клетка дает начало 2 дочерним клеткам и сама прекращает свое существование. При почковании материнская клетка остается,  плюс появляется дочерняя клетка. Так вот в благоприятных условиях деление клеток бактерий осуществляется с частотой в 20-30 минут. Было установлено что если бы деление было бы беспрепятственным, то через 2 суток только одна бактериальная клетка могла бы дать потомство в 271 биллион клеток, а через 5 суток такое количество микробной массы, которое заполнило бы собой бассейны всех морей и океанов.
Каждый вид бактерий приспособлен к определенным условиям существования, но всем им необходима определенная температура, влага и питательные вещества. При неблагоприятных условиях некоторые бактерии могут образовывать 
споры, в виде которой и переживают неблагоприятные условия.
Микробы распространены повсеместно. Они обитают в воздухе, в почве, в воде, на коже и теле человека и животных.
Например в почве, всего лишь на территории  в 10 квадратных метров может содержаться до нескольких тонн микробной массы. В почве микроорганизмы могут сохраняться от нескольких дней до нескольких десятков лет.
Микроорганизмы прекрасно живут и размножаются в воде, которая является естественной средой обитания многих простейших, бактерий и вирусов.
Воздух не так богат на микрофлору, так как недостаток питательных веществ, а также солнечная радиация, а именно ультрафиолет, неблагоприятно влияют на рост и развитие микроорганизмов.
         На поверхности кожи человека содержатся в основном кокковые формы: стафилококки, стрептококки, сарцины, но также встречаются и палочковидные бактерии и дрожжевые грибки. Источником питания для них служат выделения потовых и сальных желез. Поэтому грязная кожа в большей степени обсеменена микроорганизмами.
         Более обильна и разнообразна микрофлора полости рта- это стрептококки разных видов,  лактобациллы и дрожжеподобные грибки рода Candida.
        Из полости рта через пищевод микроорганизмы попадают в желудок, который обладает более скудной микрофлорой так как желудочный сок убивает большинство бактерий. В желудке в основном развиваются виды хорошо переносящие кислую среду, такие как -  энтерококки, сарцины дрожжи.
      Наиболее разнообразна микрофлора кишечника. В нем встречаются более 240 видов микроорганизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Прокариотическая клетка" 9 класс

знакомит учащихся со строением прокариотической клетки, с важной ролью бактерий в природе и жизни человека...

Прокариотическая клетка

Презентация на тему "Клетка прокариот"...

"Прокариотическая клетка"

Разработка урока для 9 класса по теме "Прокариотическая клетка" для учебника Н.Сонина. Однако, может быть использована и для учебников других авторских коллективов. Предполагает заполнение опорного ко...

Конспект урока в 9 классе Прокариотическая клетка

Урок раскрывает особенности организации прокариот, роль бактерий в природе и жизни человека....

Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"

Урок основан на технологии развития критического мышления с использованием следующих методических приёмов: кластер, инсерт, синквейн, таблица верных и неверных утверждений....

конспект урока"Прокариотическая клетка".

Урок  с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамо...

Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"

Цель урока: показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране....