Элективный курс «Эволюция систем органов животных»
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Программа элективного курса «Эволюция систем органов животных»  разработана для школ, гимназий, лицеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evolyutsiya_sistem_organov_zhivotnyh.docx174.61 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс программ для предпрофильной подготовки и профильного обучения

Номинация – авторские программы элективных курсов для реализации в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения

Элективный курс

«Эволюция систем органов животных»

Автор: 

Хусанов Сергей Александрович,

учитель биологии

1 категории

Место работы: 

МАОУ СОШ №19 г. Балаково

2015 г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Эволюция систем органов животных»  разработана для школ, гимназий, лицеев и составлена на основе Письма Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-412, Письма Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 4 марта 2010 г. № 03-413.  Программа элективного курса по биологии предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Она рассчитана на 8 часов, но при необходимости количество часов можно увеличить. Элективный курс  направлен на расширение знаний о биологических системах, углубление и дополнение базовой программы по биологии. Особенностью курса является то, что ранее изученные анатомические и физиологические понятия из разделов «Животные» и «Человек» продолжают свое развитие и  даются в свете эволюционной и сравнительно-анатомической парадигмы. Ведущее значение приобретает развитие универсальных учебных действий (в особенности - сравнение и обобщение). Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение в рамках заявленного курса, что позволит углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта. В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Формы работы: групповые, парные и индивидуальные. Методы и методические приемы: лекции с элементами беседы, дискуссии, диспуты, лабораторные работы, проекты, работа с таблицами, зачет, тестирование, круглый стол, интернет-серфинг.  Тематика  творческих работ представлена в приложении 1.

Цели  и задачи изучения курса

Цель: формирование сравнительно-анатомических понятий на основе изучения эволюции систем органов животных, а также ориентирование учащихся на дальнейшее профильное изучение биологии.

Задачи:

1. Формирование системы теоретических знаний в области эволюции систем органов животных

2. Создание условий для развития логического мышления.

3. Развитие у учащихся умения выполнения проектной деятельности и творческих работ.

 Характеристика содержания курса

Содержание элективного курса построено с учетом принципов:

  • систематичности и последовательности,
  • научности,
  • доступности,
  • системности,
  • причинности,
  • интеграции,
  • единства живого,
  • наглядности.

Элективный курс основывается на содержании предмета биологии основной школы учебного материала 7-го и 8-го классов, обеспечивает преемственность между основным общим образованием и средним общим образованием профильного уровня. Элективный курс - предметно-ориентированный,  реализуется для того, чтобы ученик смог определиться с выбором направления дальнейшего обучения, связанного с  тем или иным типом и видом профессиональной деятельности, проверяет готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; он создаёт условия для подготовки к экзаменам по выбору в формате ОГЭ.

Особенностью данного элективного курса является то, что материал рассматривается с сравнительно-анатомической точки зрения. В ходе изучения курса обучающиеся расширят опыт проектной деятельности, которая способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,  приобретут практические навыки по проведению опытов и постановке эксперимента, что повышает  мотивацию и эффективность учебной деятельности. В процессе обучения будет происходить дальнейшее формирование ИКТ-компетенции обучающихся.

Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты:

 − усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

− приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований;

 − формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

− умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение объяснять биологические явления и процессы с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

− овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

− умение работать с различными источниками биологической информации;

− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

− умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 − формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).

Личностные результаты:

− сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;

-осознание себя  членом социума, уважительное и тактичное отношение к мнению других членов общества.

Система оценки достижений обучающихся - рейтинговая. Оценка каждого вида работ представлены в приложении 2.

Шкала отметки овладения курсом:

Высокий уровень - от 98 и выше;

Средний уровень - 50 - 97;

Низкий уровень - 14 - 49;

Недостаточный уровень - ниже 14 баллов.

Методы контроля - индивидуальный и фронтальный опрос, биологические диктанты, тесты, тематические сообщения, заполнения таблиц, лабораторные работы. Материал по контролю сформированности УУД представлены в приложении 3 и 4.

Содержание программы

Функции покровов тела. Основные виды покровов тела.

Функции опорно – двигательной системы. Факторы эволюционных изменений ОДС. Особенности строения скелета позвоночных животных. Соединения костей. Строение сустава.

Способы передвижения. Виды движения. Приспособления к различным способам движения у животных. Полости тела.

Органы пищеварения. Обмен веществ. Значение питания. Функции пищеварительной системы. Процессы обмена веществ и превращения энергии.

Органы дыхания, функции органов дыхания.  Газообмен. Пути и механизм поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности.

Кровеносная система. Кровь. Строение крови, форменные элементы крови. Гемоглобин. Типы кровеносных сосудов. Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Движение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови.

Органы выделения, их строение. Почки.  Пути удаления веществ из организма. Значение органов выделения. Изменение органов выделения в процессе эволюции.

Нервная система. Раздражимость. Функции нервной системы. Строение нервной клетки. Строение нервной системы у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных. Изменение нервной системы в процессе эволюции.

Размножение и развитие. Органы размножения. Способы размножения животных.

Итоговая конференция - защита творческих работ.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы: 1.Скелет млекопитающего. 2-4. Внутреннее строение позвоночных.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма

проведения занятия

Образовательный продукт

всего

теория

практика

1.

Введение. Покровы тела.

1

1

Лекция

Конспект

2.

Движение.Опорно-двигательная система.

1

0,5

0,5

Лекция, лабораторная работа

Отчет по работе

3.

Дыхание. Органы дыхания.

1

1

Практикум

Отчет по работе

4.

Органы пищеварения. Выделение.

1

1

Лекция

Опорный конспект

5.

Кровеносная система.

1

1

Практикум

Отчет по работе

6.

Нервная система. Регуляция деятельности организма.

1

0,5

0,5

Лекция, лабораторная работа

Отчёт по работе

7.

Размножение и развитие животных.

1

0,5

0,5

Лекция, лабораторная работа

Конспект, отчет по работе

8.

Итоговая конференция.

1

0,5

0,5

Защита творческих работ

Презентация, модель, буклет.

Итого:

8

4

4

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1. Таблицы по биологии для 7  и 8 классов.

2.  Рельефные модели:

  • Внутреннее строение брюхоногого моллюска.
  • Строение дождевого червя.
  • Археоптерикс.        
  • Внутреннее строение рыбы.
  • Внутреннее строение лягушки.
  • Внутреннее строение кролика.
  • Внутреннее строение собаки.
  • Внутреннее строение ящерицы.
  • Внутреннее строение голубя.
  • Внутреннее строение гидры.

3. Набор микропрепаратов по зоологии.

4. Фолии:

  • Зоология. Биоразнообразие животных, одноклеточные и беспозвоночные.
  • Зоология. Биоразнообразие животных – тип хордовые.
  • Зоология. «Строение и жизнедеятельность животных».
  • Зоология. Биоразнообразие  животных. Отряды млекопитающих.

4.Электронное издание. Биология. 6-11 класс. Лабораторный практикум. 2004г.

5. Влажные препараты по курсу зоологии.

Литература для учителя                                                                                                              

1. В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. «Биология. Животные». 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику.

2. В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. «Биология. Животные». 7 класс. Рабочая тетрадь для учителя.

3. В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова. «Биология. Животные». 7 класс. Рабочая тетрадь.

4. Биология. В 3 т.  Тейлор Д., Грин Н., Стаут У.

Литература  для учащихся

1.Пономарева И.Н., Корнилова. О.А., Чернова Н.М. Биология. М. Вентана-Граф. 2011г.

2. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. «Биология. Животные». 7 класс. Учебник. 2010г.

Интернет -ресурсы

  1. Полная энциклопедия// http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/evolyutsiya-sistem-organov-zhivotnyh.html
  2. Е. В. Можчиль Обобщающие таблицы по теме «Эволюция систем органов» http://bio.1september.ru/view_article.php?id=201000707
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов //http://school-collection.edu.ru
  4. Биология. Первое сентября. //http://bio.1september.ru/

Приложение 1.

Перечень творческих (проектных, исследовательских) работ для учащихся.

1. Типы развития насекомых.

2. Эволюция глаза.

3. Эколюция покровов тела животных.

4. Ткани животных и растений.

5. Эволюция дыхательной системы животных.

6. Эволюция нервной системы.

7. Эволюция кровеносной системы.

8. Эволюция органов выделения животных.

9. Многообразие адаптаций животных.

10.  Способы размножения животных.

12. Создайте модель развития печеночного сосальщика (бычьего цепня, эхинококкка, человеческой аскариды, широкого ленцета).

13. Составьте кластер (текстовый вариант, презентация) по заданной тематике.

14. Составьте тест (текстовый вариант, презентация) по заданной тематике.

15. Составьте  кроссворд (текстовый вариант, презентация) по заданной тематике.

16. Составьте тематический словарь биологических терминов.

17. Создайте альбом фотографий и картинок по заданной тематике (электронный вид).

18. Составьте опорный конспект (текстовый вариант, презентация).

19.  Создайте блог по тематике элективного курса.

20. Составьте подборку интернет-ресурсов по темам элективного курса.

21. Представьте любой биологический процесс в виде анимации (презентация).

22. Создайте интерактивную сравнительную таблицу (презентация).

Приложение 2.

Количество баллов за разные виды работ.

Вид работы

Количество баллов

Ведение тетради

2 балла

Устный ответ

4 балла

Сообщение

4 балла

Тест

10 баллов

Проект (индивидуальный)

10 баллов

Проект (парный или групповой)

4 балла

Творческая работа

10 баллов

Лабораторная работа

4 балла

Домашнее задание

4 балла

Отказ от работы на уроке

-4 балла

Отсутствие домашней работы

-4 балла

Отсутствие тетради

-2 балла

Активная работа на уроке

2 балла

Письменное задание

4 балла

Приложение 3.

Проверочные работы по курсу.

Биологический диктант «Кровеносная система»

1. Впервые кровеносная система появилась у …

2. Кровеносная система состоит из различных сосудов: …, … и …..

3. Выделяют типы кровеносных систем - … и ….

4. У кольчатых червей … кровеносная система.

5. Кровь, насыщенная кислородом называется …

6. Сердце крокодила камерного типа - …

7. Сердце речного окуня камерного типа - …

8. У птиц различают круги кровообращения - … и ….

9.  Сердце млекопитающих четырехкамерное и состоит из …

10. От желудочка сердца отходит крупный кровеносный сосуд - …

Тест «Опорно-двигательная система».

Поставьте знак «+» соотвественно названию кости и отдела скелета.

 Таблица «Скелет млекопитающего».

Название кости

Череп

Осевой

Передние конечности

Пояс передних конечностей

Задние конечности

Пояс задних конечностей

Нижняя челюсть

Тазовая кость

Бедренная кость

Кости кисти

Позвоночник

Плечевая кость

Лопатка

Глазницы

Ключица

Плечо

Кости стопы

Приложение 4

Лабораторные работы по курсу.

Лабораторная работа №1. Скелет млекопитающих.

Цель работы: изучить строение скелета млекопитающих животных.

Оборудование: скелет млекопитающего (кролика, кошки), раздаточный материал по скелету млекопитающего.

Ход работы

  1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Какие отделы можно выделить в скелете млекопитающего? Как череп сочленяется с позвоночником?

Скелет кролика 
Скелет кролика.

  1. Рассмотрите зубы млекопитающего. Одинаковы ли они? Опишите их.
  2. Рассмотрите череп. Каковы его особенности по сравнению с черепами других позвоночных животных?
  3. Рассмотрите позвоночник млекопитающего. Каким количеством позвонков он образован? Как соединены позвонки друг с другом? Рассмотрите шейный отдел позвоночника. Сколько позвонков его образуют? Каковы особенности строения первого и второго шейных позвонков? Каково их значение? Рассмотрите грудной отдел позвоночника. Каким количеством позвонков он образован? Рассмотрите отдельно взятый позвонок. Каково его строение? Чем грудные позвонки отличаются от шейных? Каковы особенности строения поясничного, крестцового и хвостового отделов позвоночника?
  4. Изучите строение грудной клетки млекопитающего. Чем она образована? Чем отличается от грудной клетки птиц?
  5. Рассмотрите пояс передних конечностей. Какими костями он образован? Каково значение пояса передних конечностей?
  6. Рассмотрите скелет передней конечности. Какими костями он образован?
  7. Рассмотрите пояс задних конечностей. Какие кости его образуют? Каковы особенности строения этого отдела скелета?
  8. Рассмотрите скелет задних конечностей. Какими костями он образован? Каковы особенности скелета задних конечностей млекопитающих по сравнению с другими позвоночными животными?

Лабораторная работа № 2-4.
Внутреннее строение позвоночных животных.

Примечание. Работу следует разделить на несколько уроков.

Цель: найти сходство и различие в строении внутренних органов позвоночных животных различных классов.

Оборудование: влажные препараты рыбы, лягушки, птицы, крысы; таблицы «Сердце», «Головной мозг», рисунки.

Ход работы

1. Последовательно рассмотрите влажные препараты представителей разных классов позвоночных животных. Найдите с помощью рисунков в учебнике пищеварительную систему. Из каких органов она состоит. Протоки каких желез впадают в отдел двенадцатиперстной кишки. Каковы особенности пищеварения у птиц. Подпишите рис. 1–4.

Рис. 18

Рис. 1

Рис. 19

Рис. 2

Рис. 20

Рис. 3

Рис. 21

Рис. 4

2. Найдите дыхательную систему. Назовите органы дыхания рыбы.

Чем отличаются легкие пресмыкающегося от легких земноводных?

Каковы особенности дыхания птиц?

Каким образом осуществляется дыхание у млекопитающих?

Подпишите рис. 7 и 8 (дыхательная система птиц и млекопитающих).

3. Найдите органы кровеносной системы. Заполните таблицу и подпишите рис. 5–8.

http://bio.1september.ru/2004/28/9.gif

Рис. 22

Рис. 5

Рис. 23

Рис. 6

Рис. 24

Рис. 7

Рис. 25

Рис. 8

4. Найдите органы выделения – почки. Какую функцию они выполняют?

Подпишите рис. 1.

5. При помощи рисунков в учебнике определите отделы головного мозга. Назовите их.

В чем проявляется более высокая организация млекопитающих по сравнению с другими позвоночными в строении головного мозга?

 Подпишите рис. 9–12.

Рис. 26

Рис. 9

Рис. 27

Рис. 10

Рис. 28

Рис. 11

Рис. 29

Рис. 12

6. При помощи рисунка в учебнике найдите органы размножения. Назовите их

(у самок и самцов).

Заполните таблицу.

http://bio.1september.ru/2004/28/30.gif

Чем яйцо отличается от икринки?

Чем яйцо птицы отличается от яйца пресмыкающегося?


В чем преимущество развития зародыша в матке у млекопитающих?

Выводы:

1. В каких отделах пищеварительного канала происходит пищеварение?
Какие пищеварительные железы участвуют в этом процессе?


2. Какое значение имеют пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы в обмене веществ? Чем объяснить высокий уровень обмена веществ у птиц и млекопитающих?

3. Какое значение имеет нервная система?

4. Какие особенности развития зародыша указывают на родство млекопитающих с более низкоорганизованными животными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка элективного курса «Основы систем счисления».

Цель курса: научить учащихся проводить арифметические операции над двоичными числами по алгоритмам машинной арифметики....

элективный курс "Эволюция органического мира"

Данный элективный курс предназначен для обучающихся  профильных 10-11классов средних школ биолого-географического, химико-биологического направлений. Данный курс «компенсирует» ограниченные возмо...

Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти»  для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...

Программа элективного курса "Систематика растений и животных"

разработка содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование элективного курса, предназначеного для учащихся 10 или 11 класса....

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" 10-11 класс

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы: сформировать систему биологических знаний для успешной сдачи ЕГЭ, как способа г...

Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира"

Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира" адресована учащимся 11 класса...

тест по теме Эволюция органов и систем органов животных

В данном тесте представлены вопросы, охватывающие эволюцию всех органов животных. Учащимся представляется возможность ответить, дав полный развернутый ответ....