Рабочая программа курса «Биология с элементами краеведения» 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы. Занятия проводятся 1 раза в неделю .

Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Волгоградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса

«Биология с элементами краеведения»

6 класс

Разработана Соловьёвой Е.В.

учителем биологии

МОУ СШ № 40


Пояснительная записка

Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы. Занятия проводятся 1 раза в неделю .

Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Волгоградской области.

Задачи курса:

  • формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;
  • выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;
  • раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Волгоградской области и жизни человека;
  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.
  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.

Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом (БУП-1998).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 1 час в неделю, за счет регионального компонента добавлен еще 1 час на изучение краеведения.

Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии с использованием материалов, накопленных учащимися города и школы, а также в широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка фотоальбомов, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.

Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Ресурсная база для реализации программы включает:

  1. Информационные технологии с применением мультимедийных средств, в том числе Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов. – Сентедре (Венгрия): РЭЦ, 2005.
  2. Дополнительную литературу:
  1. Город Волгоград, экология и будущее. Сборник статей участников городской экологической конференции.
  2. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. / Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко.- М.:ТЦ Сфера, 2007.
  3. Экология Волгоградской области: Энциклопедическое пособие. – 5-е изд. М. Современные тетради, 2005.
  1. Краеведческий материал, накопленный учащимися города и школы – участниками экологических олимпиад, в том числе следующие:
  1. Крылова А. Использование хлореллы для снижения загрязненности воздуха в квартире и улучшения состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека (2006 год), в том числе компьютерная презентация экологического проекта на городской и областной олимпиадах.

Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:

  • выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;
  • работа с иллюстрацией учебника;
  • парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;
  • индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций, фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся  материалам и с использованием близлежащих природных объектов;
  • проведение викторин и опросов;
  • заполнение рабочей тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно.

Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:

  • устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);
  • решение биологической задачи (устно или письменно);
  • коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;
  • устный ответ с указанием частей растения на таблице;
  • письменный ответ с указанием частей на рисунке;
  • сравнение признаков объекта;
  • индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т.д.);
  • обсуждение индивидуального сообщения товарища;
  • письменный программированный опрос;
  • самостоятельное заполнение рабочей тетради;
  • письменный биологический диктант по терминам;
  • творческий отчет по экскурсии.


Тематическое планирование

Учебно-тематический план

п/п

тема

всего

часов

практические и

лабораторные работы

1

Биология – наука о живой природе

1

2

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Московской области»

1

Тема 1. Клеточное строение организмов

5 часов (5/0)

3

Устройство увеличительных приборов

1

Л/р № 1, 2 «Устройство микроскопа»

4

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли)

1

Л/р № 3 «Рассматривание кожицы лука»

5

Строение клетки (пластиды)

1

Л/р № 4 «Пластиды в клетках листа элодеи»

6

Жизнедеятельность клетки

1

7

Ткани

1

Тема 2: Царство Бактерии и грибы

6 часов (4/2)

8

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

9

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

10

Общая характеристика грибов

1

11

Шляпочные грибы на примере грибов Волгоградской области

1

Л/р № 5 «Строение шляпочных грибов»

12

Плесневые грибы и дрожжи

1

Л/р № 6 «Плесневый гриб мукор»

13

Роль грибов в природе Волгоградской области

1

Тема 3: Царство Растения

8 часов (0/8)

14

Разнообразие, распространение и значение растений в Волгоградской области

1

15

Одноклеточные водоросли Волгоградской области

1

16

Многоклеточные водоросли Волгоградской области

1

Л/р № 7 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей»

17

Лишайники Волгоградской области

1

18

Мхи Волгоградской области

1

Л/р № 8 «Изучение строения мха»

19

Папоротники, хвощи и плауны Волгоградской области

1

Л/р № 9 «Изучение спороносного папоротника»

20

Голосеменные растения в Волгоградской области

1

Л/р № 10 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

21

Покрытосеменные растения в Волгоградской области

1

Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений

15 часов (10/5)

22

Строение семян двудольных растений

1

Л/р № 11 «Изучение строения семян двудольных растений»

23

Строение семян однодольных растений

1

Л/р № 12 «Изучение строения семян однодольных растений»

24

Виды корней и типы корневых систем

1

Л/р № 13 «Виды корней»

25

Зоны корня

1

Л/р № 14 «Изучение внутреннего строения корня»

26

Видоизменение корней растений Волгоградской области

1

27

Побег и почки

1

Л/р № 15 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

28

Внешнее строение листа

1

Л/р № 16 «Изучение строения листа»

29

Клеточное строение листа

1

Л/р № 17 «Клеточное строение листа»

30

Видоизменение листьев растений Волгоградской области

1

31

Строение стебля

1

Л/р № 18 «Изучение макро и микростроения стебля»

32

Видоизмененные побеги

1

Л/р № 19 «Изучение видоизмененных побегов»

33

Строение цветка

1

Л/р № 20 «Изучение строения цветка»

34

Соцветия растений Волгоградской области

1

Л/р № 21 «Ознакомление с различными типами соцветий»

35

Плоды растений Волгоградской области

1

Л/р № 22 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

36

Распространение плодов и семян растений Волгоградской области

1

Тема 5: Жизнь растений

16 часов (10/6)

37

Химический состав растений

1

Л/р № 23 «Химический состав растений»

38

Минеральное питание растений

1

39

Фотосинтез

1

40

Дыхание растений

1

41

Испарение воды

1

42

Передвижение минеральных веществ

1

Л/р № 24 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

43

Передвижение по стеблю органических веществ

1

44

Прорастание семян растений Волгоградской области

1

45

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений города Волгограда»

1

46

Растительный организм как единое целое

1

П/р № 1 «Уход за комнатным растениями»

47

Способы размножения растений в Волгоградской области

1

48

Размножение споровых растений в Волгоградской области

1

49

Размножение голосеменных растений в Волгоградской области

1

50

Вегетативное размножение покрытосеменных растений Волгоградской области

1

П/р № 2 «Черенкование комнатных растений»

51

Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян

1

52

Способы опыления у покрытосеменных растений

1

Тема 6: Классификация растений

6 часов (2/4)

53

Основы классификации растений

1

54

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

1

Л/р № 25 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения»

55

Семейство Крестоцветные на примере растений Волгоградской области

1

56

Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Волгоградской области

1

57

Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Волгоградской области

1

Тема 7: Природные сообщества

6 часов (0/6)

59

Основные экологические факторы на примере Волгоградской области

1

60

Характеристика основных групп растений на примере Волгоградской области

1

Л/р № 26 «Особенности строения растений различных экологических групп»

61

Растительные сообщества на примере Волгоградской области

1

62

Взаимосвязи в растительном сообществе на примере Волгоградской области

1

63

Экскурсия «Природное сообщество на примере Волгоградской области и влияние на него деятельности человека»

1

64

Обобщающий урок по теме «Природные сообщества Волгоградской области»

1

Тема 8: Развитие растительного мира

4 часа (2/2)

65

Многообразие растений и их происхождение

1

66

Основные этапы развития растительного мира

1

67

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Волгоградской области

1

68

Летние задания

1


Содержание программы

(68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Волгоградской  области.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений,

1. Клеточное строение организмов (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.

2. Царство Бактерии (2 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство Грибы (4 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Московской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Волгоградской области и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство Растения (8 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений Волгоградской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Волгоградской области.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Волгоградской области.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия растений.

Плоды растений и их классификация. Распространение плодов семян растений Волгоградской области.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.

Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Изучение строения листа.

Изучение макро – и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6. Жизнь растений (16 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян растений Волгоградской области, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений Волгоградской области.

7. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Волгоградской область).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Волгоградская область).

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

8. Природные сообщества (6 ч)

Основные экологические факторы на примере Волгоградской области и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Волгоградской области.

Взаимосвязь растений с другими организмами Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Волгоградской области и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество на примере Волгоградской области и влияние на него деятельности человека.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Волгоградской области.

9. Развитие растительного мира (4 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Волгоградской области.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и  организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Московского региона;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организмов растений, грибов, лишайников;
  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Волгоградской области;
  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
  • правила и нормы поведения в природе.
  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и   объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Волгоградской области ;  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее рапространённые растения Волгоградской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
  •  выявлять приспособления организмов в среде обитания;
  •  сравнивать биологические объекты  ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  •  определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
  •  проводить самостоятельный поиск биологической информации:  с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мир профилактики заболеваний,  вызываемых растениями, бактериями и грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
  •  соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  •  выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пономарёва. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Кулев А.В. Общая биология. 10 класс: Метод, пособие. – СПб. «Паритет», 2002. – 224 с. (Серия «Поурочное планирование»).
  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы / авт.-сост. А. Е. Андреева и др.; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.
  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н....

Рабочая программа курса Биология. Живой организм. 5-6 классы.

Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения. Содержание курса. Тематический план....

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Рабочая программа курса "Биология" Базовый уровень 10 - 11 класс

Образовательная программа составленана основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 20...