Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ
    рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

    Абрамов Василий Иванович

     

    Рабочая программа составлена на

    основе  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon biologiya_6kl.doc187 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    «Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

    «Принято»                                                                                                                                            «Утверждаю»    

    Руководитель МО                                                                                                                                                      Директор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    ___________Абрамов В.И.                                                                                                        __________Дробышева О.И.

    Протокол № __от                                                                                                                       Приказ №___от

    «___» ______2014                                                                                                                        «___»___________2014г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    КУРСА  БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ

    НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    35часов (1 час в неделю)

    Рабочая программа составлена на

    основе  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.)

                                                                            Учитель: Абрамов Василий Иванович

                                                                                    Стаж: 26 лет, категория: высшая

                                                                                    Год аттестации: 2014

    с. Плотава, 2014

    Разработчик программы: Абрамов В.И.

    Рецензенты:

     Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла МКОУ: «Плотавская СОШ»

    Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете к использованию в образовательном процессе

    Протокол №     от                  2014г.

    Руководитель МО: Абрамов В.И.

    Утверждено на заседании педагогического совета : Протокол №    от                      2014 года.

    Заместитель директора по УВР : Абрамова Л.Л.

    Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 201l ( полностью отражающей содержание программы, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

       Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов –федеральный компонент в неделю.

       В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

       Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

       Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

     Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

     Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

    Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2010

      В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010;

    а также методических пособий для учителя:

    1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005;

    2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010;

    для учащихся:

    Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.

    Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

    MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»

    •     Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

    •     Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

    В результате изучения предмета учащиеся должны 

    знать:

    • основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
    • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
    •  особенности   строения   ядерных  и   безъядерных клеток;
    •  важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
    • основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
    • типы деления клеток, их роль в организме;
    • особенности строения тканей, органов и систем органов  растительных и животных организмов;
    •  основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание,
    •  перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
    • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

     уметь:

    •  распознавать органоиды клетки;
    • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
    • узнавать основные формы цветкового растения;
    •  распознавать органы и системы органов изученных организмов;
    •  составлять простейшие цепи питания;
    •  размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
    • пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовыми микропрепаратами;
    • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
    • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

                                                                            Биология

                                                  Тематическое планирование 6 класс

                                                                               (70ч.)

    №п\п

    Темы уроков

    Кол-во часов

    Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

    22

    Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

    2

    1.

    Многообразие живых организмов.

    1

    2.

    Основные свойства живых организмов.

    1

    Тема 1.2. Химический состав клеток

    2

    3.

    Содержание химических элементов в клетке.

    1

    4.

    Лабораторная работа №1 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

    1

    Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

    2

    5.

    Клетка –элементарная единица живого. Строение и функции ядра. Цитоплазмы и ее органоидов.

    1

    6.

    Различия в строении растительной и животной клеток.

    Лабораторная работа №2 « Строение клеток живых организмов»

    1

    Тема 1.4. Деление клетки

    2

    7.

    Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза.

    1

    8.

    Сущность мейоза, его биологическое значение

    1

    Тема 1.5.Ткани растений и животных.

    2

    9.

    Типы тканей растений, их многообразие. Значение, особенности строения.

    Лабораторная работа №3 « Ткани растительных организмов»

    1

    10.

    Типы тканей животных организмов. Их строение и функции.

    Лабораторная работа №4 « Ткани животных организмов»

    1

    Тема 1.6. Органы и системы органов

    10

    11.

    Органы цветкового растения. Видоизменения корней.

    1

    12.

    Строение и значение побега. Почка-зачаточный побег.

    1

    13.

    Стебель. Передвижение веществ по стеблю

    1

    14.

    Лист. Строение и функции. Цветок. Соцветие

    1

    15.

    Плоды. Строение семян однодольных и двудольных растений

    1

    16.

    Лабораторная работа №5 «изучение органов цветковых растений»

    1

    17.

    Системы органов. Основные системы органов животного организма.

    1

    18

    Основные системы органов животного организма.

    1

    19.

    Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных »

    1

    20.

    Контрольная работа по теме « Органы и системы органов»-тест

    1

    Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы

    2

    21.

    Взаимосвязь клеток. Тканей и органов в организмах.

    1

    22.

    Живые организмы и окружающая среда.

    1

    Раздел 2. Жизнедеятельность организма

    36

    Тема 2.1. Питание и пищеварение

    8

    23.

    Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.

    1

    24.

    Воздушное питание -фотосинтез.

    1

    25.

    Особенности питания животных.

    1

    26.

    Травоядные животные, хищники, трупоеды,симбионты, паразиты.

    1

    27.

    Пищеварение и его значение.

    1

    28.

    Особенности строения пищеварительной системы животных

    1

    29.

    Пищеварительные ферменты и их значение.

    1

    30.

    Контрольная работа по теме « Питание и пищеварение»-тест

    1

    Тема 2.2. Дыхание

    3

    31.

    Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии.

    1

    32.

    Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

    1

    33.

    Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

    1

    Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

    4+1ч. из резерва

    34.

    Перенос веществ в организме, его значение.

    1

    35.

    Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

    Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

    1

    36.

    Особенности переноса веществ в организмах животных.

    1

    37.

    Кровеносная система, ее строение, функции.

    1

    38.

    Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови)

    1

    Тема 2.4. Выделение

    4

    39.

    Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

    1

    40.

    Выделение у растений.

    1

    41.

    Выделение у животных.

    1

    42.

    Обмен веществ и энергии.

    1

    Тема 2.5. Опорные системы

    2

    43.

    Опорные системы растений.

    1

    44.

    Опорные системы животных.

    Лабораторная работа №5 «Распознавание органов у растений и животных »

    1

    Тема 2.6. Движение

    2

    45.

    Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности.

    1

    46.

    Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

    Лабораторная работа №6 «Перемещение дождевого червя »

    1

    Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности

    5+1ч. из резерва

    47.

    Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

    1

    48.

    Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

    1

    49.

    Нервная систем, особенности строения. Типы нервных систем.

    1

    50.

    Рефлекс, инстинкт.

    1

    51.

    Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

    1

    52.

    Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

    1

    Тема 2.8. Размножение

    4

    53.

    Биологическое значение размножения. Виды размножения.

    1

    54.

    Бесполое размножение животных и растений

    1

    55.

    Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений»

    1

    56.

    Половое размножение организмов.

    1

    Тема 2.9. Рост и развитие

    4

    57.

    Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие.

    1

    58.

    Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян.

    1

    59.

    Особенности развития животных организмов.

    1

    60.

     Прямое и непрямое развитие.

    Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых(на коллекционном материале) »

    1

    Раздел 3. Организм и среда

    4

    Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.

    2

    61.

    Влияние факторов неживой природы на живые организмы.

    1

    62.

    Взаимосвязи живых организмов

    1

    Тема 3.2. Природные сообщества

    2+2ч.из резерва

    63.

    Природное сообщество и экосистема.

    1

    64.

    Структура и связи в природных сообществах.

    1

    65.

    Цепи питания.

    1

    66.

    Повторение «Организм и среда. Природные сообщетва»

    1

    67-68.

    Экскурсия в природу.

    2-из резерва

    69.

    Повторительно-обобщающий по теме «Свойство живых организмов»  

    1 из резерва

    70.

    Итоговая контрольная работа.

    1 из резерва

                                                                            Биология

                                                  Тематическое планирование 6 класс

                                                                               (35ч.)

    №п\п

    Темы уроков

    Кол-во часов

    Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

    10

    Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

    1

    1.

    Многообразие живых организмов.

    Основные свойства живых организмов.

    1

    Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

    2

    2.

    Клетка –элементарная единица живого. Строение и функции ядра. Цитоплазмы и ее органоидов.

    1

    3.

    Различия в строении растительной и животной клеток.

    Лабораторная работа №1 « Строение клеток живых организмов»

    1

    Тема 1.4.Ткани растений и животных.

    2

    4.

    Типы тканей растений, их многообразие. Значение, особенности строения.

    1

    5.

    Типы тканей животных организмов. Их строение и функции.

    Лабораторная работа №2 « Ткани животных организмов»

    1

    Тема 1.5. Органы и системы органов

    4

    6.

    Органы цветкового растения. Видоизменения корней.

    Строение и значение побега. Почка-зачаточный побег.

    1

    7.

    Стебель. Передвижение веществ по стеблю

    Лист. Строение и функции. Цветок. Соцветие

    1

    8.

    Плоды. Строение семян однодольных и двудольных растений

    Системы органов.

    1

    9.

    Основные системы органов животного организма.

    Лабораторная работа 3 «Распознавание органов у растений и животных »

    1

    Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы

    1

    10

    Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.

    Живые организмы и окружающая среда.

    1

    Раздел 2. Жизнедеятельность организма

    23

    Тема 2.1. Питание и пищеварение

    4

    11.

    Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.

    Воздушное питание -фотосинтез.

    1

    12.

    Особенности питания животных.

    Травоядные животные, хищники, трупоеды,симбионты, паразиты.

    1

    13.

    Пищеварение и его значение.

    Особенности строения пищеварительной системы животных

    1

    14.

    Пищеварительные ферменты и их значение.

    1

    Тема 2.2. Дыхание

    2

    15.

    Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии.

    Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

    1

    16.

    Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

    1

    Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

    2

    17.

    Перенос веществ в организме, его значение.

    Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

    Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

    1

    18.

    Особенности переноса веществ в организмах животных.

    Кровеносная система, ее строение, функции.

    Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови)

    1

    Тема 2.4. Выделение

    2

    19.

    Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

    1

    Выделение у растений.

    20.

    Выделение у животных.

    Обмен веществ и энергии.

    1

    Тема 2.5. Опорные системы

    2

    21.

    Опорные системы растений.

    1

    22.

    Опорные системы животных.

    Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных »

    1

    Тема 2.6. Движение

    2

    23.

    Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Лабораторная работа №5 «Движение инфузории туфельки»

    1

    24.

    Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

    Лабораторная работа №6 «Перемещение дождевого червя »

    1

    Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности

    3

    25.

    Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

    Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

    1

    26.

    Нервная систем, особенности строения. Типы нервных систем.

    Рефлекс, инстинкт.

    1

    27.

    Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

    Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

    1

    Тема 2.8. Размножение

    3

    28.

    Биологическое значение размножения. Виды размножения.

    1

    29.

    Бесполое размножение животных и растений

    Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений»

    1

    30.

    Половое размножение организмов.

    1

    Тема 2.9. Рост и развитие

    3

    31.

    Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие.

    Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян.

    1

    32.

    Особенности развития животных организмов.

    1

    33.

     Прямое и непрямое развитие.

    Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых(на коллекционном материале) »

    1

    Раздел 3. Организм и среда

    2

    Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.

    1

    34.

    Влияние факторов неживой природы на живые организмы.

    Взаимосвязи живых организмов

    1

    Тема 3.2. Природные сообщества

    1

    35.

    Природное сообщество и экосистема.Структура и связи в природных сообществах.

    Цепи питания.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

    Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

    Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

    Рабочая программа 11 класс класс

    Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

    рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

    Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

    Рабочая программа по предмету "Производственное обучение" по профессии рабочих "Швея" 11 класс школа VIII вида

    Программа по профессии швея- мотористка для обучения в группе профессиональной подготовки в 11 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида является продолжением программы по швейному делу в 4-...

    Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

    Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....