Факультативы по экологии
элективный курс по биологии (6 класс) на тему

Иванова Жанна Альфредовна

       Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6-7 классов общеобразовательных школ, изучающих биологию по программе Н.И. Сонина и др.

      По программе Н.И. Сонина и других авторов в 6 классе школьники всесторонне изучают живой организм, знакомятся с многообразием живых организмов. В связи с этим содержание предлагаемой программы «Основы экологии» выстроено следующим образом. В 6 классе основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии, а в 7 классе — на вопросах синэкологии.         В курсе биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного и животного организмов, поэтому в курсе экологии предлагается рассмотреть влияние основных экологических факторов на растительные и животные организмы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativy_2013-2014.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 классов общеобразовательных школ, изучающих биологию по программе Н.И. Сонина и др.

      По программе Н.И. Сонина и других авторов в 6 классе школьники всесторонне изучают живой организм, знакомятся с многообразием живых организмов. В связи с этим содержание предлагаемой программы «Основы экологии» выстроено следующим образом. В 6 классе основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии, а в 7 классе — на вопросах синэкологии.         В курсе биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного и животного организмов, поэтому в курсе экологии предлагается рассмотреть влияние основных экологических факторов на растительные и животные организмы.

      По программе можно организовать учебный курс (факультатив) из расчета 1 ч в неделю и для занятий использовать пособия: для 6 класса — «Экология растений» (авт.: А.М. Былова, Н.И. Шорина.)

      Данная рабочая программа адаптирована для обучающихся 5 класса., материал изучается за 34 часа  ( 1 час в неделю).

      Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по курсу «Основы экологии» ( раздел «Организм и среда»)

1. Называть основные экологические факторы, имеющие важное значение в жизни любого организма.

2. Описывать различные условия существования, среды жизни, компоненты среды обитания разнообразных живых организмов.

3. Приводить примеры разнообразного взаимного влияния живых организмов и экологических факторов среды.

4. Описывать и объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность различных организмов.

5. Давать характеристику основным экологическим факторам и средам жизни.

6. Определять экологические группы организмов по отношению к различным экологическим факторам.

7. Понимать и объяснять значение основных экологических факторов для жизнедеятельности организмов разных периодов жизни и возрастных состояний.

8. Понимать и объяснять значение ритмов в жизни различных организмов. Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия через охрану сред обитания.

Тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители    

Эксперимент

Самоконтроль

1

ВВЕДЕНИЕ. Что изучает экология

Разделы экологии.

Среда обитания. Особенности взаимодействия со средой растений и животных: способ питания и обмен веществ, степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования, реакция на внешние воздействия, способы защиты

Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Связь экологии с другими науками. Роль экологии в жизни современного общества. Разнообразие сред жизни. Компоненты среды обитания. Экологические факторы и их виды. Экологические условия. Взаимные влияния и взаимные связи живых организмов и среды

Называть основные экологические факторы, имеющие важное значение в жизни любого организма

I

Раздел. Экологические факторы и их влияние на живые организмы (22 часа)

Тема 1. Солнечное излучение как один из важнейших  Экологических факторов (5 часов)

1/2

Солнечный спектр. Разнообразие условий освещения на Земле; особенности освещения в северных и южных районах.

Основные области солнечного спектра и их значение для живых организмов. Прямой и рассеянный свет.

2/3

Значение света в жизни растений. Способы регулирования условий освещения растений человеком6 вырубки ухода, смешанные посевы и др.

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост растений. Влияние света на цветение растений. Растения длинного дня. Нейтральные растения.

3/4

Экологическая группа. Экологические группы растений по отношению к условиям освещения.

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Растения – эфемероиды. Летнезеленые, летне-зимне-зеленые, вечнозеленые растения. Растения с меняющимися побегами.

Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые растения, места их произрастания, особенности расположения, внешнего и внутреннего строения листьев

Описывать и объяснять приспособления растений  к воздействию солнца.

4/5

Значение света в жизни животных.

Зрение - основной способ ориентации в пространстве.

5/6

Разнообразие органов, воспринимающих свет. Приспособление животных к жизни в условиях слабого освещения или отсутствия света. Сезонное изменение светового режима. Влияние светового режима на географическое распространение животных.

Влияние интенсивности освещения на смену активности животных. Влияние изменение светового режима на биологические явления (размножение, линьку, миграции).

Описывать и объяснять приспособления животных  к условиям  слабого освещения или отсутствия света.

Тема 2. Тепловой режим как экологический фактор (4 часа)

6/1

Тепло- необходимое условие жизни. Основные источники тепла: солнечное излучение, и тепло, излучаемое нагретыми телами.

Связь температуры окружающей среды, температуры тела и скорости химических реакций обмена веществ.

7/2

Разнообразие температурных условий на Земле. Пояса тепла и холода.

Тепловые пояса: тропический, умеренный, полярный. Пояса холода и самые жаркие места.

8/3

Температурные границы существования. Приспособление организмов к поддержанию теплового баланса в условиях непостоянной среды.

Изменчивость температурного режима. Биохимические и физиологические перестройки и поддержание постоянной температуры тела.

9/4

Экологические группы по отношению к теплу и холоду: льдоустойчивые, неморозостойкие, нежаростойкие, жаровыносливые, жароустойчивые

Температурные адаптации растений. Приспособление к высоким и низким температурам

Тема 3. Влажность среды как один из экологических факторов (4 часа)

10/1

Вода – основа всех жизненных процессов в биосфере. Значение воды в жизни растений. Испарение воды растениями, его значение. Расселение растений с помощью воды.

Пути поступления воды в растение. Способы удержания воды внутри организма растений. Растения- суккуленты. Экологические группы растений по отношению к воде.

Содержание воды в различных клетках; внутренний запас воды.  Участие воды в реакциях фотосинтеза. Транспорт веществ и роль в нем воды.

Расход воды растениями. Растения водные, земноводные, влаголюбивые, растения умеренного увлажнения, засухоустойчивые растения.

11/2

Значение воды в жизни животных. Пути поступления воды в организм животного. Пути выведения воды из организма. Соленость воды, ее действие на животных

Содержание воды в клетках животных. Вода- основная среда, в которой совершается обмен веществ. Вода- основное средство транспорта веществ. Участие воды в терморегуляции. Способы удержания воды.

12/3

Экологические проблемы вод, их последствия и пути решения.

Загрязнение Мирового океана (нефтяное, радиоактивное, механическое, биологическое), его последствия, методы борьбы.

Проблема пресной воды. Расходование воды в сельскохозяйственной промышленности, на коммунально-бытовые нужды

Лабораторная

работа. Определение

степени загрязнения воды в природном водоеме.

13/4

Различные технологии очистки воды

Нехватка пресной качественной питьевой воды.

Экскурсия.

Организация

работы очистных сооружений

Тема 4. Воздух как экологический фактор ( 4 часа)

14/1

Газовый состав атмосферы, постоянные составляющие и примеси. Дыхание и окисление как способ получения энергии

Значение основных газов (азота, кислорода, углекислого газа) для растений. Воздух в жизни животных.

Лабораторная

работа. Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова.

15/2

Лабораторная

Работа. Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова.

16/3

Потребности в кислороде у различных организмов. Движение воздушных масс- ветер. Значение ветра для растений.

Дыхание наземных и водных организмов. Ветровалы. Буреломы. Опыление ветром. Распространение ветром.

17/4

Экологические проблемы атмосферы их причины, последствия и способы решения.

Кислотные дожди, парниковый эффект, разрушение озонового слоя.

Экскурсия.

Морфологические

Изменения высших растений под действием примесей в воздухе.

Тема 5. Сезонные явления в жизни организмов ( 5 часов)

18/1

Цикличность - фундаментальное свойство живой природы.

Ритмы жизни, их соответствие условиям существования организмов.

19/2

Реакция организмов на сезонные изменения условий жизни.

Внутренние циклы и внешние ритмы.

20/3

Наука фенология.

Фенологические фазы. Фенологический спектр

21/4

Растения весной, летом, осенью, зимой.

Практическая работа.

Составление фенологического спектра растений.

22/5

Сезонные изменения в жизни животных.

Оцепенение, спячка, миграции животных.

II

Раздел. Взаимоотношения организмов и среды 10часов

Тема 6. Основные среды обитания и приспособленность организмов к жизни в них ( 8 часов)

23/1

Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания.

Разнообразие условий жизни в водной среде. Водоем многоэтажное жилище (бентос, планктон, нектон, литораль).

Практическая работа. Приспособленность

организмов к жизни в воде.

24/2

Наземно-воздушная среда обитания. Её характеристика.

Разнообразие условий жизни в наземно - воздушной среде. Природно – климатические зоны:тайга, тундра, смешанные и широколиственные леса, горные области.

.

25/3

Практическая работа. Приспособленность

организмов к жизни в наземно - воздушной среде.

26/4

Почва – среда обитания живых организмов.

Почвенные животные  и их экологические особенности

Специфические особенности почвы как среды обитания.

Практическая работа. Приспособленность

организмов к жизни в почве.

27/5

Экологические группы растений по отношению к свойствам почвы.

Значение почвы в жизни растений. Растения богатых почв, растения бедных почв, растения засоленных почв (солевыносливые, соленакопители, солевыводящие).

28/6

Состав почвы

Практическая работа. Состав и свойства почвы.

29/7

Экологические проблемы почв, их причины,

последствия, пути решения

Количественное и качественное истощение плодородного слоя и опустынивание.

30/8

Живые организмы как среда обитания других живых организмов и особенности их приспособления.

Паразиты и симбионты.

Преимущество паразитического образа жизни: обильное снабжение пищей, защищенность от непосредственного воздействия факторов внешней среды, стабильность условий жизни.

Тема 7. Средообразующая деятельность живых организмов ( 2 часа)

31/1

Влияние живых организмов на среду обитания.

Механическое воздействие: изменение свойств грунта, водного режима рек, очищение водотоков от водной растительности, фильтрация

32/2

Физико - химическое воздействие живых организмов на среду обитания.

Формирование газового состава атмосферы, создание микроклимата, перемещение веществ, участие в круговороте веществ, образование гумуса.

Резервное время 2 часа

    Пояснительная записка

   Программа предназначена для организации экологического образования школьников 7 классов общеобразовательных школ, изучающих биологию по программе Н.И. Сонина автор И.М.Щвец,2006г..

      По программе Н.И. Сонина и других авторов  в 7 классе знакомятся с многообразием живых организмов. В связи с этим содержание предлагаемой программы «Основы экологии» выстроено следующим образом. В 6 классе основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии, а в 7 классе — на вопросах синэкологии. В курсе биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного и животного организмов, поэтому в курсе экологии предлагается рассмотреть влияние основных экологических факторов на растительные и животные организмы. В курсе биологии 7 класса изучаются многообразие живых организмов и различные типы взаимодействий между ними, поэтому в данной программе предлагается в это время обратиться к экологии популяций и сообществ.

        По программе можно организован факультатив из расчета 34 часа в год(1 ч в неделю).  Для занятий используется пособия: 7 класса - «Экология животных» (авт.: В.Г.Бабенко и др.)

 Требование к условию подготовки учащихся 7 класса по курсу «Основы экологии» (раздел «Экология популяций и сообществ»)

- Называть и проводить примеры разнообразия биотических связей.

- Описывать характеристики популяций (изменение численности, возраст, пол, пространственная структура), сообществ (ярусность, трофические структуры).

- Приводить примеры экологического неблагополучия в жизни некоторых популяций и сообществ.

- Понимать и объяснять разнообразие экологических взаимодействий.

- Давать характеристику различным сообществам и их изменениям.

- Понимать роль и значение различных организмов в круговороте веществ и непрерывности жизни.

- Понимать и объяснять значение биоразнообразия для устойчивого развития экосистем.

- Понимать роль человека в объединении видового и экосистемного разнообразия. Сохранение природных ресурсов.

- Понимать роль и значение охраняемых природных территорий в поддержании биоразнообразия.

Тематическое планирование 7 класс

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители    

Эксперимент

Самоконтроль

1

ВВЕДЕНИЕ. Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических  связей.

Сложность биотических отношений. Виды биотических связей.

Называть и приводить примеры разнообразия биотических связей.

Раздел I. Популяции: разнообразие структур, типы внутрипопуляционных взаимодействий 17 часов

Тема 1.Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3 часа)

2/1

Вид. Ареал вида. Изоляция и обособленность групп особей.

Неоднородность среды внутри ареала.

3/2

Понятие популяции. Основные характеристики популяции. Популяционное обилие и его показатели.

Популяция как биологическая и экологическая категория.

4/3

Методы изучения обилия: полный учет численности, метод пробных площадок, метод мечения и повторного отлова, метод взятия проб.

Знакомство с ос одним из методов ( по выбору обучающегося)измерения обилия организмов.

Практическая работа. Методы измерения обилия организмов.

Тема 2. Характеристики популяций (3 часа)

5/1

Изменение численности популяций: циклические колебания, рост численности, сокращение численности.

Причины изменения численности популяций. Возрастной спектр популяций.

6/2

Периоды жизни и возрастные состояния растений

Зародышевый период, проростки, взрослые, взрослые вегетативные, цветущие, старческие растения.

Практическая работа. Изучение возрастного состава популяций.

7/3

Периоды жизни и

возрастные состояния животных.

Взаимодействие между родителями и детенышами.

Возрастные состояния:

Зародыши, молодые (неразмножающиеся), зрелые, старые.

Тема 3.Структура популяций(3 часа)

8/1

Половая структура популяций. Сигналы к размножению. Выбор партнера. Ухаживание.

Демонстрационное поведение. Турниры.

Экологические, физиологические различия самцов и самок.

Отношения «самец- самка».

9/2

Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве.

Типы распределения особей в пространстве: равномерное и неравномерное (мозаичное, диффузное, пульсирующее, циклическое)

10/3

Территориальные отношения у животных одного вида. Групповой образ жизни у животных: семья, колония, стая, стадо.

«Начальники» и «подчиненные»

Территориальное поведение самцов. Индивидуальный участок. Охраняемая территория.

Тема 4. Типы экологических взаимодействий (8часов)

11/1

Типы экологических взаимодействий.

12/2

Конкурентные отношения.

Внутривидовая и межвидовая конкуренция.

Территориальность у животных. Самоизреживание  у растений.

13/3

Хищничество. Значение хищничества в природе.

Взаимосвязь хищника и жертвы.

14/4

Паразитизм. Признаки паразитизма. Переходные формы. Животные паразиты и животные – хозяева.

Передача паразита,  организмы переносчики.

Эндопаразиты.

Эктопаразиты. Сверхпаразиты.

Хозяин основной и хозяин промежуточный.

15/5

Растения паразиты и полупаразиты.

Паразитические грибы и бактерии. Передача паразита, организмы переносчики.

16/6

«Квартиранты» и «нахлебники»

Взаимовыгодные отношения между организмами: питание, защита, передвижение, маскировка.

17/7

Протокооперация и симбиоз.

Взаимодействие растений и животных- опылителей. Взаимодействие растений и растительноядных животных.

18/8

Взаимные приспособления и черты приспособленности

«Хищник – жертва»;

«паразит-хозяин»;

«растения- опылители».

Практическая работа. Выявление взаимных приспособлений организмов.

Раздел II. Сообщества организмов 16 часов

Тема 5. Сообщества и экосистемы как экологические категории (3 часа)

9/1

Сообщество. Основные свойства и показатели сообществ. Понятие «биогеоценоз» и «экосистема»

Устойчивость, продуктивность и структура сообществ.

20/2

Видовое разнообразие сообществ. Постоянство видового состава. Пространственная организация сообществ.

Сообщества открытые и закрытые.Виды господствующие и сопутствующие.Виды- строители сообществ, или средообразователи.

Виды-индикаторы.

21/3

Определение названия ближайшего растительного сообщества, определение господствующих и сопутствующих видов, составление формулы древостоя.

Практическая работа. Изучение видового разнообразия сообществ.

Тема 6. Структуры и характеристики сообществ (3 часа)

22/1

Морфологическая структура сообществ. Жизненные формы организмов.

Ярусность лесных сообществ. «Этажи» водных сообществ.

23/2

Трофическая структура сообщества. Трофические уровни. Потоки энергии и веществ в экосистемах.

Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты.

Схема биологического круговорота веществ.

Практическая работа. Изучение пищевых цепей в аквариуме.

24/3

Развитие сообществ во времени.

Изменение сообществ в течение суток. Сезонные изменения сообществ.

Тема 7. Изменения в сообществах (4 часа)

25/1

Необратимые изменения сообществ, смена сообществ, экологическая сукцессия.

Изменения сообществ от года к году.

26/2

Практическая работа. Изучение сукцессионных изменений.

27/3

Зарастание озер.

28/4

Сообщества, созданные человеком.

Тема 8. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ (6часов)

29/1

Понятие о биомногообразии.

Обеднение видового многообразия..

30/2

Причины исчезновения растений и животных.

«Черные страницы» истории. Растения и животные истребленные человеком

31/3

Красные книги.

Организмы, нуждающиеся в охране.

32/4

Меры охраны растительного и животного мира.

33/5

Охраняемые природные территории (ОПТ).

Значение ОПТ в сохранение биоразнообразия.

Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

34/6

«Ходовская роща»

Экскурсия.

Памятник природы местного значения

35/1

Заключение.

Оптимальные способы эксплуатации экосистем.

Природосберегающее общество.

Резервное время 1час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (30 и 50 часов)

Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основамиэкологии и природоохранной деятельности(30 и 50 часов)...

Рабочая программа факультатива по экологии 8 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа факультатива по экологии 9 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Поурочное планирование факультатива "Экология края"

Поурочное планирование факультатива "Экология края" 1 час в неделю...

Программа факультатива "Экология родного края"

Программа факультатива "Экология родного края"...

программа факультатива "Экология парка"

Программа предназначена для проведения факультативных занятий по биологии и экологии с учащимися 7-8 классов....

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...