Факультативы по экологии
элективный курс по биологии (6 класс) на тему
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6-7 классов общеобразовательных школ, изучающих биологию по программе Н.И. Сонина и др.
По программе Н.И. Сонина и других авторов в 6 классе школьники всесторонне изучают живой организм, знакомятся с многообразием живых организмов. В связи с этим содержание предлагаемой программы «Основы экологии» выстроено следующим образом. В 6 классе основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии, а в 7 классе — на вопросах синэкологии. В курсе биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного и животного организмов, поэтому в курсе экологии предлагается рассмотреть влияние основных экологических факторов на растительные и животные организмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativy_2013-2014.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 классов общеобразовательных школ, изучающих биологию по программе Н.И. Сонина и др.
По программе Н.И. Сонина и других авторов в 6 классе школьники всесторонне изучают живой организм, знакомятся с многообразием живых организмов. В связи с этим содержание предлагаемой программы «Основы экологии» выстроено следующим образом. В 6 классе основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии, а в 7 классе — на вопросах синэкологии. В курсе биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного и животного организмов, поэтому в курсе экологии предлагается рассмотреть влияние основных экологических факторов на растительные и животные организмы.
По программе можно организовать учебный курс (факультатив) из расчета 1 ч в неделю и для занятий использовать пособия: для 6 класса — «Экология растений» (авт.: А.М. Былова, Н.И. Шорина.)
Данная рабочая программа адаптирована для обучающихся 5 класса., материал изучается за 34 часа ( 1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по курсу «Основы экологии» ( раздел «Организм и среда»)
1. Называть основные экологические факторы, имеющие важное значение в жизни любого организма.
2. Описывать различные условия существования, среды жизни, компоненты среды обитания разнообразных живых организмов.
3. Приводить примеры разнообразного взаимного влияния живых организмов и экологических факторов среды.
4. Описывать и объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность различных организмов.
5. Давать характеристику основным экологическим факторам и средам жизни.
6. Определять экологические группы организмов по отношению к различным экологическим факторам.
7. Понимать и объяснять значение основных экологических факторов для жизнедеятельности организмов разных периодов жизни и возрастных состояний.
8. Понимать и объяснять значение ритмов в жизни различных организмов. Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия через охрану сред обитания.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Эксперимент | Самоконтроль | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ. Что изучает экология Разделы экологии. Среда обитания. Особенности взаимодействия со средой растений и животных: способ питания и обмен веществ, степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования, реакция на внешние воздействия, способы защиты | Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Связь экологии с другими науками. Роль экологии в жизни современного общества. Разнообразие сред жизни. Компоненты среды обитания. Экологические факторы и их виды. Экологические условия. Взаимные влияния и взаимные связи живых организмов и среды | Называть основные экологические факторы, имеющие важное значение в жизни любого организма | ||||||
I | Раздел. Экологические факторы и их влияние на живые организмы (22 часа) | ||||||||
Тема 1. Солнечное излучение как один из важнейших Экологических факторов (5 часов) | |||||||||
1/2 | Солнечный спектр. Разнообразие условий освещения на Земле; особенности освещения в северных и южных районах. | Основные области солнечного спектра и их значение для живых организмов. Прямой и рассеянный свет. | |||||||
2/3 | Значение света в жизни растений. Способы регулирования условий освещения растений человеком6 вырубки ухода, смешанные посевы и др. | Свет и фотосинтез. Влияние света на рост растений. Влияние света на цветение растений. Растения длинного дня. Нейтральные растения. | |||||||
3/4 | Экологическая группа. Экологические группы растений по отношению к условиям освещения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Растения – эфемероиды. Летнезеленые, летне-зимне-зеленые, вечнозеленые растения. Растения с меняющимися побегами. | Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые растения, места их произрастания, особенности расположения, внешнего и внутреннего строения листьев | Описывать и объяснять приспособления растений к воздействию солнца. | ||||||
4/5 | Значение света в жизни животных. | Зрение - основной способ ориентации в пространстве. | |||||||
5/6 | Разнообразие органов, воспринимающих свет. Приспособление животных к жизни в условиях слабого освещения или отсутствия света. Сезонное изменение светового режима. Влияние светового режима на географическое распространение животных. | Влияние интенсивности освещения на смену активности животных. Влияние изменение светового режима на биологические явления (размножение, линьку, миграции). | Описывать и объяснять приспособления животных к условиям слабого освещения или отсутствия света. | ||||||
Тема 2. Тепловой режим как экологический фактор (4 часа) | |||||||||
6/1 | Тепло- необходимое условие жизни. Основные источники тепла: солнечное излучение, и тепло, излучаемое нагретыми телами. | Связь температуры окружающей среды, температуры тела и скорости химических реакций обмена веществ. | |||||||
7/2 | Разнообразие температурных условий на Земле. Пояса тепла и холода. | Тепловые пояса: тропический, умеренный, полярный. Пояса холода и самые жаркие места. | |||||||
8/3 | Температурные границы существования. Приспособление организмов к поддержанию теплового баланса в условиях непостоянной среды. | Изменчивость температурного режима. Биохимические и физиологические перестройки и поддержание постоянной температуры тела. | |||||||
9/4 | Экологические группы по отношению к теплу и холоду: льдоустойчивые, неморозостойкие, нежаростойкие, жаровыносливые, жароустойчивые | Температурные адаптации растений. Приспособление к высоким и низким температурам | |||||||
Тема 3. Влажность среды как один из экологических факторов (4 часа) | |||||||||
10/1 | Вода – основа всех жизненных процессов в биосфере. Значение воды в жизни растений. Испарение воды растениями, его значение. Расселение растений с помощью воды. Пути поступления воды в растение. Способы удержания воды внутри организма растений. Растения- суккуленты. Экологические группы растений по отношению к воде. | Содержание воды в различных клетках; внутренний запас воды. Участие воды в реакциях фотосинтеза. Транспорт веществ и роль в нем воды. Расход воды растениями. Растения водные, земноводные, влаголюбивые, растения умеренного увлажнения, засухоустойчивые растения. | |||||||
11/2 | Значение воды в жизни животных. Пути поступления воды в организм животного. Пути выведения воды из организма. Соленость воды, ее действие на животных | Содержание воды в клетках животных. Вода- основная среда, в которой совершается обмен веществ. Вода- основное средство транспорта веществ. Участие воды в терморегуляции. Способы удержания воды. | |||||||
12/3 | Экологические проблемы вод, их последствия и пути решения. | Загрязнение Мирового океана (нефтяное, радиоактивное, механическое, биологическое), его последствия, методы борьбы. Проблема пресной воды. Расходование воды в сельскохозяйственной промышленности, на коммунально-бытовые нужды | Лабораторная работа. Определение степени загрязнения воды в природном водоеме. | ||||||
13/4 | Различные технологии очистки воды | Нехватка пресной качественной питьевой воды. | Экскурсия. Организация работы очистных сооружений | ||||||
Тема 4. Воздух как экологический фактор ( 4 часа) | |||||||||
14/1 | Газовый состав атмосферы, постоянные составляющие и примеси. Дыхание и окисление как способ получения энергии | Значение основных газов (азота, кислорода, углекислого газа) для растений. Воздух в жизни животных. | Лабораторная работа. Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова. | ||||||
15/2 | Лабораторная Работа. Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова. | ||||||||
16/3 | Потребности в кислороде у различных организмов. Движение воздушных масс- ветер. Значение ветра для растений. | Дыхание наземных и водных организмов. Ветровалы. Буреломы. Опыление ветром. Распространение ветром. | |||||||
17/4 | Экологические проблемы атмосферы их причины, последствия и способы решения. Кислотные дожди, парниковый эффект, разрушение озонового слоя. | Экскурсия. Морфологические Изменения высших растений под действием примесей в воздухе. | |||||||
Тема 5. Сезонные явления в жизни организмов ( 5 часов) | |||||||||
18/1 | Цикличность - фундаментальное свойство живой природы. | Ритмы жизни, их соответствие условиям существования организмов. | |||||||
19/2 | Реакция организмов на сезонные изменения условий жизни. | Внутренние циклы и внешние ритмы. | |||||||
20/3 | Наука фенология. | Фенологические фазы. Фенологический спектр | |||||||
21/4 | Растения весной, летом, осенью, зимой. | Практическая работа. Составление фенологического спектра растений. | |||||||
22/5 | Сезонные изменения в жизни животных. | Оцепенение, спячка, миграции животных. | |||||||
II | Раздел. Взаимоотношения организмов и среды 10часов | ||||||||
Тема 6. Основные среды обитания и приспособленность организмов к жизни в них ( 8 часов) | |||||||||
23/1 | Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. | Разнообразие условий жизни в водной среде. Водоем многоэтажное жилище (бентос, планктон, нектон, литораль). | Практическая работа. Приспособленность организмов к жизни в воде. | ||||||
24/2 | Наземно-воздушная среда обитания. Её характеристика. | Разнообразие условий жизни в наземно - воздушной среде. Природно – климатические зоны:тайга, тундра, смешанные и широколиственные леса, горные области. | . | ||||||
25/3 | Практическая работа. Приспособленность организмов к жизни в наземно - воздушной среде. | ||||||||
26/4 | Почва – среда обитания живых организмов. Почвенные животные и их экологические особенности | Специфические особенности почвы как среды обитания. | Практическая работа. Приспособленность организмов к жизни в почве. | ||||||
27/5 | Экологические группы растений по отношению к свойствам почвы. | Значение почвы в жизни растений. Растения богатых почв, растения бедных почв, растения засоленных почв (солевыносливые, соленакопители, солевыводящие). | |||||||
28/6 | Состав почвы | Практическая работа. Состав и свойства почвы. | |||||||
29/7 | Экологические проблемы почв, их причины, последствия, пути решения | Количественное и качественное истощение плодородного слоя и опустынивание. | |||||||
30/8 | Живые организмы как среда обитания других живых организмов и особенности их приспособления. Паразиты и симбионты. | Преимущество паразитического образа жизни: обильное снабжение пищей, защищенность от непосредственного воздействия факторов внешней среды, стабильность условий жизни. | |||||||
Тема 7. Средообразующая деятельность живых организмов ( 2 часа) | |||||||||
31/1 | Влияние живых организмов на среду обитания. | Механическое воздействие: изменение свойств грунта, водного режима рек, очищение водотоков от водной растительности, фильтрация | |||||||
32/2 | Физико - химическое воздействие живых организмов на среду обитания. | Формирование газового состава атмосферы, создание микроклимата, перемещение веществ, участие в круговороте веществ, образование гумуса. | |||||||
Резервное время 2 часа |
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 7 классов общеобразовательных школ, изучающих биологию по программе Н.И. Сонина автор И.М.Щвец,2006г..
По программе Н.И. Сонина и других авторов в 7 классе знакомятся с многообразием живых организмов. В связи с этим содержание предлагаемой программы «Основы экологии» выстроено следующим образом. В 6 классе основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии, а в 7 классе — на вопросах синэкологии. В курсе биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного и животного организмов, поэтому в курсе экологии предлагается рассмотреть влияние основных экологических факторов на растительные и животные организмы. В курсе биологии 7 класса изучаются многообразие живых организмов и различные типы взаимодействий между ними, поэтому в данной программе предлагается в это время обратиться к экологии популяций и сообществ.
По программе можно организован факультатив из расчета 34 часа в год(1 ч в неделю). Для занятий используется пособия: 7 класса - «Экология животных» (авт.: В.Г.Бабенко и др.)
Требование к условию подготовки учащихся 7 класса по курсу «Основы экологии» (раздел «Экология популяций и сообществ»)
- Называть и проводить примеры разнообразия биотических связей.
- Описывать характеристики популяций (изменение численности, возраст, пол, пространственная структура), сообществ (ярусность, трофические структуры).
- Приводить примеры экологического неблагополучия в жизни некоторых популяций и сообществ.
- Понимать и объяснять разнообразие экологических взаимодействий.
- Давать характеристику различным сообществам и их изменениям.
- Понимать роль и значение различных организмов в круговороте веществ и непрерывности жизни.
- Понимать и объяснять значение биоразнообразия для устойчивого развития экосистем.
- Понимать роль человека в объединении видового и экосистемного разнообразия. Сохранение природных ресурсов.
- Понимать роль и значение охраняемых природных территорий в поддержании биоразнообразия.
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Эксперимент | Самоконтроль |
1 | ВВЕДЕНИЕ. Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. | Сложность биотических отношений. Виды биотических связей. | Называть и приводить примеры разнообразия биотических связей. | |||
Раздел I. Популяции: разнообразие структур, типы внутрипопуляционных взаимодействий 17 часов | ||||||
Тема 1.Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3 часа) | ||||||
2/1 | Вид. Ареал вида. Изоляция и обособленность групп особей. | Неоднородность среды внутри ареала. | ||||
3/2 | Понятие популяции. Основные характеристики популяции. Популяционное обилие и его показатели. | Популяция как биологическая и экологическая категория. | ||||
4/3 | Методы изучения обилия: полный учет численности, метод пробных площадок, метод мечения и повторного отлова, метод взятия проб. | Знакомство с ос одним из методов ( по выбору обучающегося)измерения обилия организмов. | Практическая работа. Методы измерения обилия организмов. | |||
Тема 2. Характеристики популяций (3 часа) | ||||||
5/1 | Изменение численности популяций: циклические колебания, рост численности, сокращение численности. | Причины изменения численности популяций. Возрастной спектр популяций. | ||||
6/2 | Периоды жизни и возрастные состояния растений | Зародышевый период, проростки, взрослые, взрослые вегетативные, цветущие, старческие растения. | Практическая работа. Изучение возрастного состава популяций. | |||
7/3 | Периоды жизни и возрастные состояния животных. Взаимодействие между родителями и детенышами. | Возрастные состояния: Зародыши, молодые (неразмножающиеся), зрелые, старые. | ||||
Тема 3.Структура популяций(3 часа) | ||||||
8/1 | Половая структура популяций. Сигналы к размножению. Выбор партнера. Ухаживание. Демонстрационное поведение. Турниры. | Экологические, физиологические различия самцов и самок. Отношения «самец- самка». | ||||
9/2 | Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве. | Типы распределения особей в пространстве: равномерное и неравномерное (мозаичное, диффузное, пульсирующее, циклическое) | ||||
10/3 | Территориальные отношения у животных одного вида. Групповой образ жизни у животных: семья, колония, стая, стадо. «Начальники» и «подчиненные» | Территориальное поведение самцов. Индивидуальный участок. Охраняемая территория. | ||||
Тема 4. Типы экологических взаимодействий (8часов) | ||||||
11/1 | Типы экологических взаимодействий. | |||||
12/2 | Конкурентные отношения. Внутривидовая и межвидовая конкуренция. | Территориальность у животных. Самоизреживание у растений. | ||||
13/3 | Хищничество. Значение хищничества в природе. | Взаимосвязь хищника и жертвы. | ||||
14/4 | Паразитизм. Признаки паразитизма. Переходные формы. Животные паразиты и животные – хозяева. Передача паразита, организмы переносчики. | Эндопаразиты. Эктопаразиты. Сверхпаразиты. Хозяин основной и хозяин промежуточный. | ||||
15/5 | Растения паразиты и полупаразиты. Паразитические грибы и бактерии. Передача паразита, организмы переносчики. | |||||
16/6 | «Квартиранты» и «нахлебники» | Взаимовыгодные отношения между организмами: питание, защита, передвижение, маскировка. | ||||
17/7 | Протокооперация и симбиоз. | Взаимодействие растений и животных- опылителей. Взаимодействие растений и растительноядных животных. | ||||
18/8 | Взаимные приспособления и черты приспособленности «Хищник – жертва»; «паразит-хозяин»; «растения- опылители». | Практическая работа. Выявление взаимных приспособлений организмов. | ||||
Раздел II. Сообщества организмов 16 часов | ||||||
Тема 5. Сообщества и экосистемы как экологические категории (3 часа) | ||||||
9/1 | Сообщество. Основные свойства и показатели сообществ. Понятие «биогеоценоз» и «экосистема» | Устойчивость, продуктивность и структура сообществ. | ||||
20/2 | Видовое разнообразие сообществ. Постоянство видового состава. Пространственная организация сообществ. | Сообщества открытые и закрытые.Виды господствующие и сопутствующие.Виды- строители сообществ, или средообразователи. Виды-индикаторы. | ||||
21/3 | Определение названия ближайшего растительного сообщества, определение господствующих и сопутствующих видов, составление формулы древостоя. | Практическая работа. Изучение видового разнообразия сообществ. | ||||
Тема 6. Структуры и характеристики сообществ (3 часа) | ||||||
22/1 | Морфологическая структура сообществ. Жизненные формы организмов. | Ярусность лесных сообществ. «Этажи» водных сообществ. | ||||
23/2 | Трофическая структура сообщества. Трофические уровни. Потоки энергии и веществ в экосистемах. | Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Схема биологического круговорота веществ. | Практическая работа. Изучение пищевых цепей в аквариуме. | |||
24/3 | Развитие сообществ во времени. | Изменение сообществ в течение суток. Сезонные изменения сообществ. | ||||
Тема 7. Изменения в сообществах (4 часа) | ||||||
25/1 | Необратимые изменения сообществ, смена сообществ, экологическая сукцессия. | Изменения сообществ от года к году. | ||||
26/2 | Практическая работа. Изучение сукцессионных изменений. | |||||
27/3 | Зарастание озер. | |||||
28/4 | Сообщества, созданные человеком. | |||||
Тема 8. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ (6часов) | ||||||
29/1 | Понятие о биомногообразии. | Обеднение видового многообразия.. | ||||
30/2 | Причины исчезновения растений и животных. | «Черные страницы» истории. Растения и животные истребленные человеком | ||||
31/3 | Красные книги. | Организмы, нуждающиеся в охране. | ||||
32/4 | Меры охраны растительного и животного мира. | |||||
33/5 | Охраняемые природные территории (ОПТ). Значение ОПТ в сохранение биоразнообразия. | Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. | ||||
34/6 | «Ходовская роща» | Экскурсия. Памятник природы местного значения | ||||
35/1 | Заключение. Оптимальные способы эксплуатации экосистем. | Природосберегающее общество. | ||||
Резервное время 1час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (30 и 50 часов)
Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основамиэкологии и природоохранной деятельности(30 и 50 часов)...
Рабочая программа факультатива по экологии 8 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Рабочая программа факультатива по экологии 9 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Поурочное планирование факультатива "Экология края"
Поурочное планирование факультатива "Экология края" 1 час в неделю...
Программа факультатива "Экология родного края"
Программа факультатива "Экология родного края"...
программа факультатива "Экология парка"
Программа предназначена для проведения факультативных занятий по биологии и экологии с учащимися 7-8 классов....
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...