Рабочая программа факультатива по экологии 9 класс
рабочая программа по экологии (9 класс) на тему

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_ekologiya_9_klass.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

г. Домодедово

 

                                                             Утверждаю:

                                                          Директор

                                                                                                   МАОУ Константиновская СОШ

                                                                                                 _____________   Гыбина М.Ю.

                                                                                            «____»____________2013 г.

                                                                                  Приказ №____________

Рабочая программа факультатива  по экологии

(базовый уровень)

9 класс

Составитель: Зайцева Людмила Станиславовна

учитель экологии  второй категории

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа факультатива «Экология» для 9 класса  составлена на основе авторской программы А.Т.Зверева   «Экология» и обеспечивается учебником  «Экология »  для 7 - 9  классов, автор:  А.Т. Зверев, М: Изд-во «Оникс» , 2007 г., имеющий гриф «Рекомендовано  Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений».

       Программа составлена  из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).

  Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы. Разделы программы  подчинены достижению фундаментальной цели экологического образования.

Задачи:

- умение  людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении;

- сохранение природы;

- уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды.

 Главная цель преподавания экологии в 9 классе:

  — продолжить воспитание экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество — природа»;

-  раскрыть основные понятия и основное содержание современной экологии, показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления как на основе более рационального природопользования, так и изменения потребительского мировоззрения на экологическое.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс  ( 34 ч )

Социальная  экология

Раздел 1. Введение в социальную экологию (1 ч.)

Что изучает социальная экология. Основные понятия и задачи социальной экологии. Значение социальной экологии для настоящего и будущего человечества.

Раздел 2. Экология человека (16 ч. + 1 ч. практическая работа)

Окружающая человека среда. Воздействие природной, квазиприродной, искусственной и социальной среды на человека. Классификация и иерархия потребностей человека. Биоэтика и поведение человека. Скрытые возможности организма человека. Воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Вредные вещества и их воздействие на человека. Здоровый образ жизни. Вред табака, алкоголя и наркотиков. Взаимоотношения друг с другом. Эволюция личности.

Раздел 3. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы (4 ч.)

История взаимоотношений общества и природы. Экологические кризисы в истории человечества. Экологические (хозяйственные) революции. Общие законы взаимоотношений общества и природы.

Раздел  4. Основные проблемы социальной экологии

 (11 ч. + 1 ч. практическая работа )

Влияние современной хозяйственной деятельности общества на биосферу. Понятие о природных и антропогенных экологических катастрофах. Экологическая катастрофа Аральского региона. Стихийные бедствия. Рост численности населения. Урбанизация и рост городов. Экология города. Техносфера. Рациональное природопользование. Ноосфера. Устойчивое развитие общества. Общественное экологическое движение. Конституция РФ и Закон «Об охране окружающей среды» о праве человека на благоприятную окружающую среду.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 «А» класса

1час в неделю – 34 часа в год

1 четверть – 9 часов: -

2 четверть – 7 часов:   1ч – практическая работа

3 четверть – 10 часов: 1 ч– практическая работа

4 четверть – 8 часов:-

№ урока

Тема

Сроки

Скорректи-рованные сроки

1

Введение в социальную экологию.

1. Экология человека.

2

Окружающая среда организма.

3

Воздействие природной среды на человека.

4

Значение культурных ландшафтов для человека.

5

Воздействие искусственной среды на человека.

6.

Воздействие социальной среды на человека.

7.

Классификация и  иерархия потребностей человека.

8.

Биоэтика и поведение человека.

9.

Скрытые возможности организмы человека.

10.

Воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека.

11.

Классификация вредных вещества.

12.

Здоровый образ жизни.

13.

Вред курения табака.

14.

Вред алкоголизма.

15.

Вред употребления наркотиков. Практическая работа №  1 по теме: «О вреде курения, алкоголя, наркомании».

16.

Нравственные принципы – основа взаимоотношений людей.

17.

Развитие личности.

18.

Проверочная работа по теме: «Экология человека».

2. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы.

19.

История взаимоотношений общества и природы.

20.

Экологические кризисы и экологические революции в истории человечества.

21.

Общие законы взаимоотношений общества и природы.

22.

Проверочная работа по теме: «Исторический анализ взаимоотношений общества и природы».

3. Основные проблемы социальной экологии.

23.

Влияние современной хозяйственной деятельности на биосферу.

24.

Экологические катастрофы. Практическая работа № 2 по теме: «Влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека».

25.

Экологическая катастрофа Аральского региона.

26.

Стихийные бедствия.

27.

Изменения климата за последние пять тысяч лет.

28.

Рост численности населения.

29.

Урбанизация и рост городов.

30.

Экология города.

31.

Техносфера и рациональное природопользование.

32.

Ноосфера и устойчивое развитие мирового сообщества.

33.

Право человека на благоприятную экологическую среду. Общественное экологическое движение.

34.

Обобщение темы: «Социальная экология».

Итого: 34 часа

Практическая работа – 2 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 «Б» класса

1час в неделю – 34 часа в год

1 четверть – 9 часов: -

2 четверть – 7 часов:   1ч – практическая работа

3 четверть – 10 часов: 1 ч– практическая работа

4 четверть – 8 часов:-

№ урока

Тема

Сроки

Скорректи-рованные сроки

1

Введение в социальную экологию.

1. Экология человека.

2

Окружающая среда организма.

3

Воздействие природной среды на человека.

4

Значение культурных ландшафтов для человека.

5

Воздействие искусственной среды на человека.

6.

Воздействие социальной среды на человека.

7.

Классификация и  иерархия потребностей человека.

8.

Биоэтика и поведение человека.

9.

Скрытые возможности организмы человека.

10.

Воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека.

11.

Классификация вредных вещества.

12.

Здоровый образ жизни.

13.

Вред курения табака.

14.

Вред алкоголизма.

15.

Вред употребления наркотиков. Практическая работа №  1 по теме: «О вреде курения, алкоголя, наркомании».

16.

Нравственные принципы – основа взаимоотношений людей.

17.

Развитие личности.

18.

Проверочная работа по теме: «Экология человека».

2. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы.

19.

История взаимоотношений общества и природы.

20.

Экологические кризисы и экологические революции в истории человечества.

21.

Общие законы взаимоотношений общества и природы.

22.

Проверочная работа по теме: «Исторический анализ взаимоотношений общества и природы».

3. Основные проблемы социальной экологии.

23.

Влияние современной хозяйственной деятельности на биосферу.

24.

Экологические катастрофы. Практическая работа № 2 по теме: «Влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека».

25.

Экологическая катастрофа Аральского региона.

26.

Стихийные бедствия.

27.

Изменения климата за последние пять тысяч лет.

28.

Рост численности населения.

29.

Урбанизация и рост городов.

30.

Экология города.

31.

Техносфера и рациональное природопользование.

32.

Ноосфера и устойчивое развитие мирового сообщества.

33.

Право человека на благоприятную экологическую среду. Общественное экологическое движение.

34.

Обобщение темы: «Социальная экология».

Итого: 34 часа

Практическая работа – 2 часа

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ  И НАВЫКАМ  УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 9  КЛАССА

В результате изучения экологии учащиеся 9 класса  должны знать:

 - основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время;

-  основные экологические последствия этого воздействия;

- современное экологическое состояние экосистем;

- закономерности развития экосистем;

- основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;

- основные природоохранные мероприятия;

- принципы рационального природопользования;

- условия устойчивого развития человечества. 

Учащиеся должны получить навыки и уметь:

 -анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;

- проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;

-  оценивать общее экологическое состояние экосистем на основе биоиндикации;

- проводить практические работы, приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи.

      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде; сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

           Контроль знаний обучающихся будет осуществляться через проведение уроков повторения и закрепления знаний, выполнение практических работ по разделам: «Экология человека», «Основные проблемы социальной экологии».

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.А.Т. Зверев «Экология »  учебник для 7-9  классов.  М: Изд-во «Оникс» , 2007 г.

2.А.Т. Зверев, В.Н.Кузнецов, Л.А. Ачапкина. Методическое пособие «Экология» для 7-9 классов. М: Изд-во «Оникс» , 2007 г.

3. А.Т. Зверев, А.В.Ачапкина.  Практикум «Экология» для 7-9 классоа. М: Изд-во «Оникс» , 2007 г.

Мультимедийная поддержка курса:

1. Видеокассеты: Экологические системы.

                               Экология XXI век.

Согласовано

протокол заседания методического

объединения учителей естественнонаучного цикла

№ 1 от «_____»______________2013 года  

Согласовано

зам.директора по УВР

__________________

«______»___________2013 года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс

Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....

Рабочая программа факультатива по экологии 8 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочие программы факультативов 8, 9 классов

Факультатив "избранные вопросы математики" для 8, 9 классов...

Рабочая программа факультатива для 5 класса Байкаловедение

Программа написана на основе методического пособия для учителя, автор программы Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Программа спецкурса для учащихся 5 (6), 6 (7) классов общеобразовательных учреждений. – ...

Рабочая программа факультатива 9-й класс русский язык

Данный факультатив актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку,к успешн...

Рабочая программа факультатива в 5 классе «Мир Левенгука»

Пояснительная записка Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основног...