Главные вкладки

    Рабочая программа факультатива в 5 классе "В мире немецкого языка"
    рабочая программа по немецкому языку (5 класс) по теме

    Суркова Наталья Сергеевна

    Факультатив

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fakult5.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время получение информации посредством чтения является одним из важнейших путей приобретения и пополнения знаний, присвоения опыта, накопленного человечеством в самых разнообразных областях социальной, культурной, профессиональной и других видах деятельности. Чтение как разновидность информационной, поисковой и познавательной деятельности человека занимает особое место в образовании, развитии и обучении современного человека. Сегодня большинство специалистов понимают, что научить читать – это значит не только выработать умения правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи факты, понимать его, оценивать, использовать полученную информацию. Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет важную воспитательную и образовательную роль. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.

    Огромное количество информации, заключенной в текстах для чтения, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, т.е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи.

    Факультативные занятия по чтению для учащихся 5 классов рассматриваются как составная часть школьной программы гуманитаризации общего среднего образования, как органическая часть процесса «интеллектуализации» содержания обучения, он тесно связан с основным курсом, его целями и содержанием.

    Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и глубины (понимать основное содержание текста; выборочно извлекать необходимую/интересующую информацию), пользоваться компенсаторными умениями (использовать: языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной литературы; иллюстративные и изобразительные опоры).

    Задачи:

    • Познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;
    • Развивать коммуникативную компетентность учащихся;
    • Развивать толерантное отношение к культуре другого народа;
    • Формировать умения применять на практике полученные знания;
    • Развивать творческий потенциал учащихся;
    • Повышение мотивации и активизации деятельности.

    Факультативные занятия по чтению обеспечивают комплексную реализацию общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей.

    Формирование у учащихся умений  коммуникативного и интеллектуального чтения, которое, затрагивая личность обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию прочитанного, понимание эксплицитно и имплицитно заложенной в тексте информации, соотнесение его содержания со своим личным опытом и умение аргументировано изложить свое понимание проблем, затронутых в тексте.

    Сложное интегративное умение понимать прочитанное предполагает активизацию когнитивных ресурсов школьника и их направленность на решение интеллектуальных задач. Значительное место при этом в деятельности читающего занимают планирование и самоконтроль своей деятельности. Важной задачей факультативного курса является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы с иноязычным текстом: способность выбрать тот  или иной способ смысловой переработки печатной информации для решения конкретной коммуникативной задачи, способность использовать компенсаторные умения, а также умение оценить свою познавательно-поисковую деятельность при чтении.

    Данные занятия способствуют развитию учебно-познавательных умений: работать с двуязычным и одноязычным словарями, а также умение ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, включая компьютерные технологии (Интернет, обучающие компьютерные программы, мультимедиа).

    Образовательная ценность чтения адаптированных иноязычных текстов способствует языковому образованию школьников, а также расширению их общего кругозора в контексте мировой культуры. В процессе чтения лингвострановедческих текстов, наглядно демонстрирующих факты и реалии  страны изучаемого языка, учащиеся проводят аналогии, противопоставления, обобщения, сравнения между фактами родной и изучаемых культур. Все это способствует не только общему образованию школьников, но и развитию их культуры в целом, приобщению к общечеловеческим ценностям, обогащению национального самосознания, формированию ценностных ориентаций личности, расширению и углублению поликультурного поля учащихся.

    Ведущая  развивающая функция чтения состоит в формировании критического творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций, формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе знакомства с иноязычными текстами. В рамках факультативного курса по чтению учащиеся решают различного рода проблемно-поисковые задачи: познавательно-поисковые, групповые и индивидуальные проекты, ролевые игры и т.д., при выполнении которых учебная деятельность школьников скрещивается с другими видами человеческой деятельности, например, познавательной или ценностно-ориентационной. Такое обучение,  наряду с усвоением определенного объема знаний и формированием навыков и умений, направлено на развитие познавательных процессов и способствует развитию всех сторон личности школьников, их языковых, интеллектуальных и познавательных способностей: мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, системы нравственных и эстетических взглядов.

    Факультативные занятия по чтению ориентирован на формирование интереса к чтению литературы страны изучаемого иностранного языка, воспитание уважения к культурным ценностям, традициям своего народа и других народов, а также воспитание понимания роли изучаемого иностранного языка среди других языков.

    В рамках чтения предусматривается также формирование информационной культуры школьников.

    Данный факультативный курс носит целостный характер, предусматривает преемственность этапов обучения и рассчитан на 34 часа в год.

     СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

    Обучение  чтению  иноязычных  текстов  должно  быть  направлено  на развитие у учащихся следующих  умений:

    •  определять тему/ главную мысль текста;

    •  прогнозировать   содержание   по   заголовку,   началу   текстов,   зрительной наглядности;

    •  отделять основную информацию от второстепенной;

    •  выбрать главные факты текста, опуская второстепенные;

    •  использовать   сноски   (ключевые   слова,   реалии   и   др.)   как   опоры   для понимания;

    •  классифицировать/ группировать информацию по определенному признаку;

    •  оценивать важность, новизну, изложенных в тексте фактов и др.

    Данные умения  целесообразно развивать в процессе чтения  адаптированных текстов, содержание которых должно удовлетворять познавательно-коммуникативные потребности и интересы школьников: несложные художественные тексты, научно-популярные (детские журнальные статьи), прагматические (вывески, афиши, меню, рецепты, программы телевидения, расписания движения транспорта, объявления и др.).

    Язык текстов, предназначенных для извлечения из них основной информации, должен быть нормативным, а содержание текстов соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся.

    Успешность обучения определяется следующими условиями:  быстрый темп чтения;   одноразовое чтение текста про себя;   проверка понимания основной информации;   исключение перевода на родной язык.

    Достижение того или иного уровня понимания иноязычного текста предполагает владение учащимися компенсаторными  умениями:

    прогнозировать содержание текста по заголовку;

    опираться на средства зрительной наглядности (рисунки, фотографии, таблицы);

    использовать языковую догадку (по схожести со словами родного языка);

    использовать двуязычные словари.

     ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Контроль выполнения требований к владению чтением на иностранном языке  заключается в выявлении степени сформированности навыков и умений  чтения иноязычного текста с различной степенью полноты и точности понимания. Сформированные  знания,  навыки  и  умения  чтения   должны позволить   учащемуся   в процессе чтения иноязычных текстов (в соответствии с его реальными интересами  и потребностями)  использовать различные стратегии  чтения: извлекать основное содержание текста; выявлять наиболее значимую (интересную), необходимую информацию, опираясь при этом, в случае необходимости, на догадку, словарь, а также на опоры в виде комментария и/или паралингвистических средств.

    Контроль прочитанного следует проводить в строгом соответствии  с коммуникативными заданиями, стратегиями чтения и характером текста.

    Критерии сформированности умений чтения:

    - полнота понимания: правильность определения темы, установления фактов, последовательности событий;

    - точность понимания: однозначность понимания информации и правильность понимания значений лексических и грамматических средств в конкретном контексте;

    - глубина понимания: понимание точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам, оценка извлеченной информации.

    Показателями понимания основного содержания текста являются следующие умения:

    -      определять и выделять основную информацию текста;

    -      отделять информацию первостепенной важности от второстепенной;

    -      предвосхищать возможное развитие (завершение) действий, событий;

    -      обобщать изложенные в тексте факты;

    ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Успешная реализация целей и задач факультативных занятий «Практикум по чтению» неразрывно связана с организацией учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

    В основу факультативных занятий положены принципы непрерывности, преемственности и межпредметности.

    Текстовой материал факультативных занятий соотнесен в содержательном плане с основными темами/проблемами основного курса.

    Обучение чтению на факультативных занятиях предполагает создание  проблемных ситуаций, организующих учебно-познавательную деятельность и требующих от обучаемых самостоятельного поиска, обобщений и выводов на основе заложенной в тексте информации. Для стимулирования интеллектуальной активности учащимся целесообразно использовать различные проблемно-поисковые задания на прогнозирование темы/проблемы текста по его заголовку, подзаголовкам, ключевым словам, установление тем абзацев путем определения ключевых слов и предложений, углубление содержания текста на основе имеющихся знаний.

    В ходе учебного процесса предусматривается также расширение лексического запаса учащихся за счет обогащения пассивного словаря. Учащимся предлагаются  задания по овладению словообразовательными моделями, развитию умения распознавать лексические единицы на основе контекста и др.

    Различной может быть  методическая организация текстов. Учащимся предлагаются тексты с цепочечной информацией, либо «разорванные» тексты, где преднамеренно опускается необходимая информация для стимулирования потребности в дальнейшем чтении или просмотре других материалов. Целесообразно использовать тематически смежные тексты, объединенные одной проблемой, и освещающие различные стороны ее решения.

    Структура заданий моделирует ситуации «естественного» чтения с целью поиска информации. Задания направлены на обучение приемам смыслового свертывания и расширения текста, на выведение суждения на основе содержания текста, сравнение информации с уже известными фактами, углубление содержания текста на основе актуализации фоновых знаний.

     

    Методы и приемы обучения


    Методы обучения 

    Приемы обучения

    Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой

    - объяснение;
    - слушание, повторение, запись;

    Практика, тренировка

    - словарная работа;
    - чтение материала;
    - проверка понимания с помощью различных упражнений (множественный выбор, закончить предложения, подтвердить предложения, перевести, соотнести...);
    - парная и групповая работа;
    -разучивание песен, стихотворений, ролей для инсценировки сказок, ситуаций, диалогов.

    Продуктивная работа учащихся

    - проектная работа;
    - обсуждение изучаемой темы;
    - ролевые и сюжетные ситуации;
    - презентация;
    - проведение праздника.

    Основные положения обучения: 

    • в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда;
    • курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом;
    • дифференцированный подход, предполагающий учет уровня подготовки учащихся, реализуется через использование материала разного уровня трудности, использование опор различной степени развернутости, разные способы контроля.

    Инновационность программы: программа включает новые для обучаемых социокультурные знания, не содержащиеся в базовых программах.

    Контроль знаний и умений: текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися заданий по подготовке к праздникам. Итоговый контроль реализуется при проведении праздников.

    Организация учебного процесса:

    - урочная форма, в которой учитель знакомит с традициями, культурой, обычаями в Германии;
    - внеурочная форма, в которой учащиеся самостоятельно выполняют проектные задания.

    Здоровьесберегающие технологии предполагают учет физиологических и психологических особенностей школьников, предусматривают разнообразные виды работы, новизну и нетрадиционность материала.

    В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо.

                                                               Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).

    Календарно-тематическое планирование  


    п/п

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Тип урока

      Требования к уровню

               подготовки

    Виды текстов

    Дата проведения

    1-4

    Здоровый образ жизни

    4

    комбинированные

     Уметь читать стихотворение с предварительно снятыми трудностями, уметь читать текст с полным пониманием прочитанного

    Рассказы, песни, стихи, диалоги, лингвострановедческие тексты

    5-9.

    Жизнь в городе и деревне

    5

    комбинированные

     Уметь читать текст с пониманием основного содержания, выражая собственное мнение

    Рассказы, сказки, лингвострановедческие тексты, стихи

    10-14.

    Каникулы

    5

    комбинированные

     Уметь читать текст с общим охватом содержания, выделять главную мысль

    Рассказы, песни, программа проведения каникул, диалоги

    15-19.

    Праздники

    5

    комбинированные

    Развивать навыки распознавания новых лексических единиц с целью их лучшего запоминания

    Рассказы, поздравительные открытки, письма

    20-24.

    Телепередачи

    5

    комбинированные

    Уметь читать текст с полным пониманием с использованием словаря

    Рассказы, сказки, информация в телефонной книге, реклама, письма

    25-29.

    Путешествия

    5

    комбинированные

    Уметь читать тексты с извлечением главных факторов, опуская второстепенные

    Рассказы, правила безопасного движения на улицах, дневник путешествий

     

    30-34

    Страны и континенты

    5

    комбинированные

    Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного, извлекая нужную информацию

    Рассказы, стихи, письма, интервью, лингвострановедческие тексты

    35.

    Обобщающий урок

    1

    Литература для учителя :

    1.  “Erste Schritte” И. Л. Бим, .Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 3 класса. Москва «Просвещение» 2007
    2. “Erste Schritte” И. Л. Бим,  Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 4 класса. Москва «Просвещение» 2007

    Литература для учащихся:

    1. Журнал “Schrumdirum”
    2. “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 3 класса. Москва «Просвещение» 2008
    3. “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 4 класса. Москва «Просвещение» 2008
    4. Диск «100 детских песен»
    5. Интернет-ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса

    "Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

    Рабочая программа факультативного курса «СТРАНОВЕДЕНИЕ» по немецкому языку 10 – 12 классы (заочное обучение)

    Курс предназначен для обучающихся 10 - 12 классов вечерней школы, которые уже овладели базовыми знаниями языка. Программа содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Герм...

    Рабочая программа для 6 класса по немецкому языку по УМК И.Л. Бим

    Рабочая программа для 6 класса по немецкому языку по УМК И.Л. Бим...

    Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch .» - «Немецкий язык. » по не¬мецкому языку для 9 класса И. Л. Бим, Л. М. Санниковой.

    Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch .» - «Немецкий язык. » по не­мецкому языку для 9 класса И. Л. Бим, Л. М. Санниковой, разработана на основе Примерной программы основного общего образования ...

    Рабочая программа факультатива - 5 класс

    Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу факультатива по математике в 5 классе....

    Рабочая программа 5-9 классы по немецкому языку. автор учебника И.Л. Бим, Рыжова Л.И.

    Рабочая пргорамма составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта основного общего образования....

    Рабочая программа 2-4 классы по немецкому языку в формате ФГОС

    Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников  «Немецкий язык» для 2–4 классов общеобразовательных  учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. И....