Главные вкладки

    Рабочая программа факультатива 9-й класс русский язык
    рабочая программа по русскому языку (9 класс)

    Кудряшова Оксана Леонидовна

    Данный факультатив актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку,к успешному прохождению итогового контроля по завершению основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

    В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Кроме того, факультативный курс направлен на организацию систематической работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fakultativ_9_klass_18-19_gg.doc147 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                             

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 2 г. Углегорска Сахалинской области

    Принята

    педагогическим советом

    Протокол № 11 от

    18.07.18 г.

    Утверждена

    Приказом МБОУ ООШ № 2

    г. Углегорска Сахалинской области  №142-ОД

    от 01.08.18 г.

    Рабочая программа факультативного курса

    по русскому языку

    9 класс

    «ГИА. Подготовка к экзамену по русскому языку.»

     

    Уровень основного общего образования  (9 класс)

    Составлена   на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений   по             русскому языку, 5-9 классы М.Т.Баранов,  Т. А. Ладыженская, 2010

            Срок реализации  — 1 год.

                                       

           

                                                       

                                                                        Составитель: Кудряшова О. Л.,

                                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                                   

    г. Углегорск

    2018 г.

    Пояснительная записка

             Рабочая программа факультатива по русскому языку  для учащихся 9 класса составлена в соответствии  с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г., ред. от 19.10.09 г.,  с изменениями от 31.01.12г.) на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку, 5-9 классы./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, 2010,   учебного плана МБОУ «ООШ № 2» на 2018-2019 учебный год.

    Данный факультатив актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершению основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Кроме того, факультативный курс направлен на организацию систематической работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Общая характеристика курса

    Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам подготовки учащихся к ГИА. Факультативный курс рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.

    Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. На занятиях курса предусматриваются  теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и  практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности. Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание   культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ. Первая часть работы  ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

    • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
    • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
    • умение вычленять главное в информации;
    • умение сокращать текст разными способами;
    • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
    • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

    Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то  содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

     Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом.  В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного  краткого ответа; – задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.

    Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это обще учебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

    Цели обучения:

         

    -  повышение  орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;

    - развитие связной речи;

    - обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

    Задачи курса: курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

    В ходе занятий учащиеся должны научиться:         

    • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
    • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
    • владеть формами обработки информации исходного текста;
    • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и  систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии,  проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
    • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
    • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
    • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
    • работать с бланками экзаменационной работы;
    • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

    Ценностные ориентиры содержания курса

            В результате изучения  данного курса обучающиеся  учатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

    Место учебного предмета в учебном плане

            Согласно учебному плану МБОУ «ООШ № 2» на 2018-2019 учебный год программа курса   рассчитана в 9 классе на 33 учебные недели, 1 час в неделю, всего 33 ч.

    Тематический план (33 учебные недели, 1 час в неделю, всего 33 ч.)

    Раздел

    Кол-во часов

    В том числе

    Практические работы

    Контрольные

    работы

    1. Введение Структура экзаменационной работы в

    .формате ОГЭ. Знакомство с  демоверсией 2015.и критериями оценки.

    2

    2. Текст. Сжатое изложение

    5

    6

    3. Текст. Сочинение -рассуждение

    10

    7

    4. Комплексный   анализ текста. .

    3

    1

    5. Орфография.

    3

    6. Синтаксис

    8

    5

    7.  Итоговый контроль

    2

    2

                                                                    Итого

    33

    19

    2

    Основное содержание  курса  

    (33 учебные недели, 1 час в неделю, всего 33 ч.)

    . Введение. Значение курса, его задачи (2 час).

    Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г.  Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

    2. Текст. Сжатое изложение (4 часа).

    Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. .      Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.  Выбор приемов сжатия.

    3. Текст. Сочинение – рассуждение.(10 часа).

    Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка  тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения Сочинение – рассуждение по тексту(зад.15.2). Критерии оценивания. Тезис, аргументы и вывод к сочинению – рассуждению (15.2). Сочинение- рассуждение (15.3) Написание сочинения-рассуждения зад. 15.3.

    4. Комплексный анализ текста. (3 часа).

     Выразительные средства речи: эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение, гипербола. Группы слов по происхождению и употреблению. Фразеологические обороты.

    5. Орфография (3 часа)

    Правописание корней .Правописание приставок .Правописание суффиксов.

     6.Синтаксис (8ч)

    Типы связи слов в словосочетаниях. Грамматическая основа предложения. Обособленные члены предложения. Уточняющие члены предложения. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и типы связи в них. Бессоюзные сложные предложения

    7.  Итоговый контроль (2 часа).

    Диагностическая работа. Анализ ошибок.

    Предполагаемые результаты обучения:

    В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:

    -  применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;

    -  строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;

    -  вычленять главное в информации;

    -  сокращать текст разными способами;

    -  правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

    -  грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

     - работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл.

               

    Список литературы

    1. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
    2. Русский язык. 9класс.Итоговая аттестация 2015 / Л.И. Мальцева – Ростов н/Д:Издатель Мальцев Д.А.: Народное образование,2015
    3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
    4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2013: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
    5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен» 2015
    6. Материалы сайта ФИПИ.

                                 

    Календарно- тематическое  планирование

    (33 учебные недели, 1 час в неделю, всего 33 ч.)

    Тема занятия

    Количество часов

    Дата

    Примечание

    Введение (2ч)

    Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.. Знакомствос демонстрационным вариантом 2017

    1

    03.09

    теория

    Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

    1

    10.09

    теория

    Текст. Сжатое изложение.(5ч)

    3.

    Что такое микротема.  Учимся находить микротемы  исходного текста.

    17.09

    теория + практика

    4

    Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста.      Отработка приема  исключения.

    2

    24.09

    практикум

    5

    Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщение.

    1

    01.10

    практикум

    6

    Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

    1

    08.10

    практикум

    7

     Выбор приемов сжатия.

    1

    15.10

    практикум

    8

    Текст.   Сочинение-рассуждение.(10ч)

    Сочинение-рассуждение  на лингвистическую тему. Структура сочинения на лингвистическую тему.

    1

    22.10

    теория

    9

    Учимся формулировать тезис.

    1

    12.11

    19.11

    практикум

    10

    Учимся аргументировать.

    практикум

    11

    Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

    1

    26.11

    практикум

    12

    Сочинение-рассуждение по тексту.(15.2).Критерии оценивания.

    1

    07.12

    теория

    13

    Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения к зад..15.2

    1

    14.12

    практикум

    14

    Учимся аргументировать к зад. 15.2

    1

    21.12

    практикум

    15

    Учимся писать вывод сочинения-рассуждения к зад. 15.2  

    1

    28.12

    практикум

    16

    Сочинение- рассуждение (15.3). Составление интеллект-карты.

    1

    11.01

    теори-+ практика

    17

    Написание сочинения-рассуждения зад. 15.3

    1

    18.01

         практика

     Коплексный анализ текста (3ч)

    18

    Выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафора, гипербола, олицетворение.

    1

    25.01

    теория

    19

    Группы слов по происхождению и употреблению.

    1

    01.02

            теория

    20

    Фразеологические обороты.

    1

    08.02

    практикум

    Орфография (3ч)

    практикум

    21

    Правописание корней

    1

    15.02

          теория

    22

    Правописание приставок.

    1

    22.02

           теория

    23

    Правописание суффиксов.

    1

    01.03

          теория

    Синтаксис (8ч)

    24

    Типы связи слов в словосочетаниях.

    1

    15.03

    практикум

    25

    Грамматическая основа предложения.

    1

    05.04

    практикум

    26

    Обособленные члены предложения

    1

    12.04

    теория

    27

    Уточняющие члены предложения..

    1

    19.04

    теория

    28

    Слова, грамматически не связанные с членами предложения

    1

    26.04

    теория

    29

    Сложносочиненные предложения.

    1

    06.05

    практикум

    30

    Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и типы связи в них.

    1

    17.05

    практикум

    31

    Бессоюзные сложные предложения

    1

    24.05

    практикум

    Итоговый контроль (2ч)

    32-33

    Диагностические работы в формате ОГЭ

    2

    27,27.05

                                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс

    Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....

    Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса

    "Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

    Рабочая программа факультатива Оренбургский край в русской литературе

          Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения в 9 классе и со­ставлена на основе Программы регионального компонента литературного образования уч...

    Рабочие программы 5, 7, 9 класс. Русский язык и литература.

    Рабочие программы к УМК  Рыбченковой, Тростенцовой...

    Рабочая программа по ФГОС 6 класс русский язык

    Данная рабочая программа по русскому языку   составлена в соответствии с ФГОС...