РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 11 класс, Русский язык с увлечением
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_11.docx85.24 КБ

Предварительный просмотр:

2. Содержание обучения

курса «Русский язык» 11 класс (102 ч)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

1.Из  истории  русского  языкознания (5 часов)

 Тема 1. Из  истории  русского  языкознания (2 часа)

Русистика как наука о русском языке, ее основные разделы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. М.Ю. Ломоносов, А.Х. Востоков, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, С.И. Ожегов – ученые-лингвисты. Основные направления развития современной русистики.

Тема 2. Языковая норма (3 часа).

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы, фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы (речевые ошибки). Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Нормативные словари, справочники, пособия.

II. Стилистика (10 часов+2)

Тема 3. Стилистика (1час)

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи.

Тема 4.Функциональные стили (6часов+1)

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей.

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических текстов. Разговорный стиль. Особенности стиля художественной литературы.

Тема 5. Текст (3 часа+1).

Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.  Язык художественной литературы и литературный язык. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа.

III. Синтаксис и пунктуация (67)

Тема 6. Основные понятия синтаксиса и пунктуации (1 час)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Тема 7. Словосочетание (3+1 час)

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синонимия словосочетаний. Тема 8. Виды синтаксической связи (2часа+1)

Синтаксический разбор словосочетания.

Сильное и слабое управление.

Тема 9. Предложение как главная синтаксическая единица (1 час)

Понятие о предложении. Классификация предложений. Понятие предикативности, средства выражения предикативности. Предложения простые и сложные предложения.

Тема 10. Простое предложение (18 часов)

Виды предложений (5часа) по цели высказывания; виды предложений по эмоциональной окраске; предложения утвердительные и отрицательные. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.

Главные члены предложения (3 часа). Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Изобразительно- выразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицания и т.п.

Типы односоставных предложений (3 часа). Типы односоставных предложений.

Второстепенные члены предложения (3 часа). Определения и  приложения. Способы выражения приложений. Дополнения. Характеристика дополнений. Обстоятельства. Способы выражения обстоятельств.

Полные и неполные предложения (4 часа). Тире в неполном предложении. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Простое осложненное предложение (21 часов).

Синтаксический разбор простого предложения. (1)

а) Однородные члены предложения. (6)

Знаки препинания в предложении с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях Знаки препинания при  однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Правила  постановки запятой при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

б) Обобщающие слова при однородных членах.(2). Знаки препинания при обобщающих словах: двоеточие, тире. Изобразительные средства синтаксиса: риторические восклицания и обращения, повторяющиеся союзы и бессоюзие.

в) Обособленные члены предложения.(7) Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособление приложений.

Обособленные обстоятельства.

Обособление дополнений.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции.Знаки препинания при сравнительном обороте.

г) Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. (5) Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Вставные конструкции. Знаки препинания при междометиях: запятая, восклицательный знак.         Утвердительные,  отрицательные, вопросительно- восклицательные слова.

Тема 11. Сложное предложение (11 часов)

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор  сложноподчиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.  Синтаксический разбор  сложносочиненного предложения с несколькими придаточными.

 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Синонимия синтаксических конструкций. Период. Знаки препинания в периоде. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.

Тема 12. Предложения с чужой речью (5 часов)

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Знаки препинания  при прямой речи. Использование цитат при аргументации в сочинении. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Способы оформления цитат.  Синонимия синтаксических конструкций.

Тема 13. Употребление знаков препинания (5часов)

Сочетание знаков препинания. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Сложное синтаксическое целое(сверфазовое единство) как семантико- синтаксическая единица текста. Факультативные знаки препинания, авторская пунктуация. Эмоционально-экспрессивные возможности знаков препинания.

IV. Культура речи (8 часов)

Тема 14. Культура речи

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, выразительности речи. Совершенствование культуры учебно-научного общения( устная и письменная формы).Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления. Виды аргументации.

V. Обобщение изученного (10)

Фонетика и орфоэпия. Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы. Морфология и орфография. Итоговый контрольный тест в форме ЕГЭ.

4. Требования к подготовке учащихся по предмету

Учащиеся должны знать:

  • Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  • Осознания русского языка как духовной, нравственной  и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • Для  учителя:

        Н.Г. Гольцова. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы»:  -М.: «Русское слово», 2005.

        Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: «Русское слово», 2005.

        Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 класс. Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень. - М.: «Русское слово», 2007.

  • Для  учащихся:

        Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: «Русское слово», 2007.

        Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах. -  М.: «Русское слово», 2005.

       Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. ЕГЭ: Учебное пособие. -  М.: «Русское слово», 2008.

        Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка в ЕГЭ-2010.  Изд-во «Легион», Ростов-на-Дону, 2010.

Гольцова Н. Г. ;Шамшин И. В.  Русский язык.  10-11 классcd80a0f186b6ecdc18bee3b0b1fb811e27922e33c57b3379a993970ac6ce3014

 СОГЛАСОВАНО                                                               СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей           Зам. директора по УВР

гуманитарных дисциплин          ______  

от 29 августа  №  1

Руководитель МО                                                          «    »  августа  2012г.

 ________ Солонченко Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 6 класс русский язык

рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.Ладыженской 6 класс...

Рабочая программа. 6 класс. Русский язык.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требов...

Рабочая программа 6 класс русский язык. По учебнику Поповой М.К. для якутских школ

Рабочая программа состоит из Содержания учебной программы, распределение часов, календарно-тематического планирования ...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...