Биология 5 класс
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему

Чмеренко Эльвира Августовна

Презентации к первой главе "БИОЛОГИЯ-НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок 4. Методы изучения природы Глава 1. Биология – наука о живом мире (9 ч)

Слайд 3

Повторение Кто нарисовал различные виды организмов? Что такое живая природа? Какие процессы входят в обмен веществ? Чем рост отличается от развития? Благодаря какому свойству жизнь на Земле не исчезает? Что такое организм? Что такое орган? Приведите пример, что происходит с организмом, если какой-либо орган перестает работать (функционировать).

Слайд 4

Выберите из представленных тел природы организмы Магнит Берёза Мрамор Белка Кусочек льда

Слайд 5

Какие явления природы называются биологическими? Дыхание Питание Храп Рост Сопение Размножение Смерть

Слайд 6

Чем живое отличается от неживого? Не движется Не питается Не дышит Не растёт Не умирает

Слайд 7

Новая тема Мы много с вами говорим, что природу надо любить. Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, надо уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям. Природу можно изучать с помощью различных методов.

Слайд 8

Методы изучения природы наблюдение описание измерение эксперимент сравнение моделирование

Слайд 9

Чтобы понять, чем эти методы отличаются друг от друга, мы выполним задания по группам и самостоятельно определим как какая группа изучили природу. Один ряд – одна группа. Задание 1 группе Подойти к окошку и изучить, как изменилась окраска листьев деревьев и кустарников, много ли на улице животных, чем они занимаются. Рассказать про погоду сегодняшнего дня.

Слайд 10

Задание 2 группе Перед вами стаканы с водой и речной песок; кнопки и магнит. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от песка. Песок растворите в воде. Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?

Слайд 11

Задание 3 группе Вам даны измерительная линейка, термометр и измеритель артериального давления. Трое участников группы измеряют своё артериальное давление, рост и температуру.

Слайд 12

Итоги работы в группах Вопросы 1 группе Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными ( 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств) Как мы назовем этот метод познания природы? Что можно узнать с помощью наблюдения?

Слайд 13

Итоги работы в группах Вопросы 2 группе Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения? Чем отличается наблюдение от данного метода работы? Как назовем этот метод познания природы?

Слайд 14

Итоги работы в группах Вопросы 3 группе Можно ли ваше изучение назвать экспериментом? Как делают измерения? Нужен ли этот метод для изучения природы?

Слайд 15

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый ( « методос » – с греческого означает способ познания, путь ). Давайте рассмотрим подробнее методы изучения природы на примере работы орнитолога . Орнитолог – это биолог, изучающий птиц.

Слайд 16

Н А Б Л Ю Д Е Н И Е Наблюдение – это способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств и увеличительных приборов.

Слайд 18

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. - наблюдаем, - записываем (это будет метод описания), - анализируем (не вмешиваемся)

Слайд 19

В биологии, например, описан такой случай. Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр.

Слайд 20

Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги.

Слайд 21

И З М Е Р Е Н И Е Особо важные объекты наблюдений орнитолог обследует вблизи – взвешивает птенцов, измеряет величину яиц, длину растущих перьев и т.д.

Слайд 23

Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты , или ставит опыты . Э К С П Е Р И М Е Н Т

Слайд 24

В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба». На основе данных, полученных при наблюдениях , ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте. Инструменты для опытов

Слайд 25

Опыт ван Гельмонта Весьма знаменитый в 17 веке ученый описал опыт, в котором за три недели можно создать мышей. Кто был этот ученый? Что он хотел доказать этим опытом? + + =

Слайд 26

Опыт Франческо Реди Какой итальянский врач 17 века усомнился в опыте Гельмонта? Какой опыт провёл он? Что он доказал? Почему в банках получились разные результаты? Откуда появились личинки мух в открытой банке?

Слайд 27

При эксперименте ученые внимательно следят за тем, как он происходит, они могут также изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом. Полученные данные они сравнивают – это метод сравнения. Давайте посмотрим, как описан этот метод в учебнике (с.14-15) С Р А В Н Е Н И Е

Слайд 28

Вопросы Для чего нужно изучать природу? чтобы наблюдать за жизнью животных и растений, узнать об их особенностях роста и развития; путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы; путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д. благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее .

Слайд 29

Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы? За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц? Лен цветет голубыми цветочками только до обеда. Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12 м. Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

Слайд 30

Заключение Природа прекрасна, многообразна, величава, богата и нами любима. Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте. Но никогда не вредите природе!

Слайд 31

§ 3, вопросы, принести небольшой зрелый помидор. *Проведите измерения площади своего рабочего стола с помощью измерительной ленты или линейки. *Проведите измерения роста всех членов своей семьи. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие организмы можно увидеть только под микроскопом? Что выяснили ученые, когда изучили многие организмы под микроскопом? Живые организмы нашей Земли состоят из клеток.

Слайд 2

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. ТКАНИ

Слайд 3

НОВАЯ ТЕМА Действительно, все живые организмы состоят из клеток. Рисунок 15 на стр.19 учебника. Клетки каких организмов обозначены на рисунке? Одинаковые у них размеры и формы?

Слайд 4

Главные части клетки Оболочка Цитоплазма Ядро Зарисуйте и подпишите главные части клетки.

Слайд 5

ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ КЛЕТКИ Работа с учебником с.20 Какова функция ядра? Запишите:  Ядро – важная часть клетки, в нём хранится наследственная информация об организме.

Слайд 6

ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ КЛЕТКИ Работа с учебником с.20 Что такое цитоплазма? Запишите:  Цитоплазма – полужидкая часть клетки, которая постоянно движется; в ней расположены мелкие тельца – рибосомы, хлоропласты, вакуоли.

Слайд 7

ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ КЛЕТКИ Работа с учебником с.20 Что покрывает клетку снаружи? Запишите:  Клеточная мембрана покрывает клетку снаружи, защищает её, имеет выросты, складки и поры.

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА «ВЕТЕР»

Слайд 9

ФИЗМИНУТКА «ВЕТЕР» Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо.

Слайд 10

ФИЗМИНУТКА «ВЕТЕР» Ветерок всё тише, тише,

Слайд 11

ФИЗМИНУТКА «ВЕТЕР» Деревцо все выше, выше.

Слайд 12

ФИЗМИНУТКА ЗАКОНЧИЛАСЬ!

Слайд 13

КЛЕТКИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ У клеток растений мембрана покрыта плотной клеточной стенкой. Она служит наружным «скелетом» клетки и определяет её форму.

Слайд 14

Тело состоит из одной клетки Тело состоит из многих клеток ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ

Слайд 15

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Слайд 16

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Слайд 17

ТКАНИ ОРГАНИЗМОВ У много клеточных организмов клетки неодинаковые. Одни выполняют функцию защиты тела, другие – функцию питания, третьи обеспечивают перенос веществ. Запишите:  Группы клеток, сходных по строению и функциям, называют тканями . В многоклеточном организме различные ткани выполняют различные функции.

Слайд 18

ТКАНИ ЖИВОТНЫХ Работа с учебником с.22 Какие типы тканей различают у животных? Какие ткани встречаются в организме растений? Дополните схему:

Слайд 19

ТКАНИ ОРГАНИЗМОВ ТКАНИ ЖИВОТНЫХ ТКАНИ РАСТЕНИЙ ? ? ? ? ? ? ? ? ?

Слайд 20

ТКАНИ ОРГАНИЗМОВ ТКАНИ ЖИВОТНЫХ ТКАНИ РАСТЕНИЙ ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ МЫШЕЧНАЯ НЕРВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОСНОВНАЯ ПОКРОВНАЯ ПРОВОДЯЩАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ

Слайд 21

ПОВТОРИМ… Все живые организмы состоят из клеток. Клетки могут быть разными, но они имеют одинаковые главные части – ядро, цитоплазму и клеточную мембрану. У клетки растений есть вакуоли и хлоропласты. Одинаковые по строению и функциям клетки образуют ткани. У животных различают четыре типа тканей – нервную, эпителиальную, мышечную, соединительную. У растений пять типов тканей – образовательная, основная, покровная, проводящая и механическая.

Слайд 22

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §5, рисунки 18 и 19 (только ткани) Повторить правила работы с микроскопом на с.18 учебника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задания по карточке На перемене уточните, кто, какую карточку выполнял. Объединитесь в группы: Группа 1. ТЕЗИС Группа 2. СИМВОЛ Группа 3. ПОНЯТИЕ Группа 4. СХЕМА Группа 5. ТВОРЧЕСТВО Группа 6. ПРАКТИКА Группа 7. РЕФЛЕКСИЯ Группа 8. ВОПРОС

Слайд 3

Группа 1. Позиция «Тезис» - отобрать в параграфе главные цели, отвечая на вопрос: для чего мы изучаем эту тему. Молодцы!

Слайд 4

Группа 2. Позиция «Символ» - нарисовать наглядный образ изучаемой темы, используя краски, фломастеры, карандаши. Молодцы!

Слайд 5

Группа 3. Позиция «Понятие» - выписать из параграфа список ключевых слов и дать их определение. Молодцы!

Слайд 6

Группа 4. Позиция «Схема»- представить изучаемый материал в виде схемы (кластеров – посмотри в Интернете, что означает это слово). ХОРОШО!

Слайд 7

Группа 5. Позиция «Творчество» - в поэтической форме отразить или тему, или процесс её изучения (можно сочинить стихотворение или сделать рекламу и т.д.). Молодцы!

Слайд 8

Группа 6. Позиция «Практика» - показать, где можно применить знания, полученные из этого параграфа. Молодцы!

Слайд 9

Группа 7. Позиция «Рефлексия» - определить трудности в изучении темы. Отлично!

Слайд 10

Группа 8. Позиция «Вопрос» - составить для одноклассников содержательные вопросы по параграфу. Молодцы!

Слайд 11

Как называются главные части клетки? МЕМБРАНА ЯДРО ЦИТОПЛАЗМА

Слайд 12

ЧТО ТАКОЕ ЯДРО? Ядро – важная часть клетки, в нём хранится наследственная информация об организме.

Слайд 13

ЧТО ТАКОЕ ЦИТОПЛАЗМА? Цитоплазма – полужидкая часть клетки, которая постоянно движется; в ней расположены мелкие тельца – рибосомы, хлоропласты, вакуоли.

Слайд 14

ЧТО ТАКОЕ МЕМБРАНА? Клеточная мембрана покрывает клетку снаружи, защищает её, имеет выросты, складки и поры.

Слайд 15

Тело состоит из одной клетки Тело состоит из многих клеток ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ Приведите примеры организмов

Слайд 16

ЧТО ТАКОЕ ТКАНИ? Группы клеток, сходных по строению и функциям, называют тканями .

Слайд 17

ТКАНИ ОРГАНИЗМОВ ТКАНИ ЖИВОТНЫХ ТКАНИ РАСТЕНИЙ ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ МЫШЕЧНАЯ НЕРВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОСНОВНАЯ ПОКРОВНАЯ ПРОВОДЯЩАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ

Слайд 18

Есть ли у старой сосны образовательная ткань? В чём основное отличие растительной клетки от животной? Укажите различие между соединительной тканью и эпителиальной. Когда цитоплазма будет двигаться быстрее – при ярком освещении или в темноте?

Слайд 19

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Рисунки 18 и 19.

Слайд 20

Новая тема Дата

Слайд 21

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

Слайд 22

Клетки живых организмов состоят из многих веществ. В Е Щ Е С Т В А НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВОДА, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, СОДА КРАХМАЛ, ЖИР, БЕЛОК

Слайд 23

№ Что брали Что делали Что получили 1 Семена в пробирке 2 Тесто в марле 3 Стакан с мутной водой 4 Семянка подсолнечника

Слайд 24

Опыт 1. Нагревание семян на пламени спиртовки

Слайд 25

Опыт 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле

Слайд 26

Опыт 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге

Слайд 27

Тела живых организмов состоят из неорганических и органических веществ. Неорганические вещества - это вода и минеральные соли , а органические вещества – это углеводы, жиры и белки .

Слайд 28

Прочитайте текст учебника на с.26-27 и закончите предложения: От воды зависят … Минеральные соли обеспечивают… Белки выполняют в организмах… Углеводы – основной источник… Жиры используются…

Слайд 29

В состав семян входят … и … вещества. К органическим веществам семени относятся …, …, … . Неорганическими веществам семени являются … и … . В присутствии йода крахмал … . Много крахмала в семенах таких растений, как … . Много белка в семенах таких растений, как … . Масличными культурами являются … .

Слайд 30

1. Если держать пробирку с семенами над огнем, то вскоре на стенках холодной части пробирки мы заметим: а) клейковину; б) капли воды; в) белок.

Слайд 31

2. При полном сгорании семян от них остается лишь немного: а) золы; б) масла; в) клейковины.

Слайд 32

3. Зола – это: а) органические вещества; б) минеральные вещества.

Слайд 33

4. Клейковина представляет собой: а) растительный белок; б) жир; в) углеводы.

Слайд 34

5. При добавлении йода к раствору крахмала, раствор: а) становится красным; б) не меняет окраску; в) синеет.

Слайд 35

6. К масличным культурам относят: а) картофель; б) пшеницу; в) подсолнечник.

Слайд 36

7. Семена льна, подсолнечника, рапса, оливы богаты: а) жиром; б) белком; в) минеральными веществами.

Слайд 38

§6, вопросы и понятия

Слайд 39

Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

О ЧЁМ ЭТОТ ОПЫТ? КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ ЖИРА В СЕМЕНАХ ?

Слайд 3

О ЧЁМ ЭТОТ ОПЫТ?

Слайд 4

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА. В состав семян входят … и … вещества. К органическим веществам семени относятся …, …, … . Неорганическими веществами семени являются … и … . В присутствии йода крахмал … . Много крахмала в семенах таких растений, как … . Много белка в семенах таких растений, как … . Масличными культурами являются … .

Слайд 5

Как называются главные части клетки? МЕМБРАНА ЯДРО ЦИТОПЛАЗМА

Слайд 6

ЧТО ТАКОЕ ЯДРО? Ядро – важная часть клетки, в нём хранится наследственная информация об организме. ЧТО ТАКОЕ МЕМБРАНА? Клеточная мембрана покрывает клетку снаружи, защищает её, имеет выросты, складки и поры.

Слайд 7

ЧТО ТАКОЕ ЦИТОПЛАЗМА? Цитоплазма – полужидкая часть клетки, которая постоянно движется; в ней расположены мелкие тельца – рибосомы, хлоропласты, вакуоли.

Слайд 8

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТКИ Новая тема Дата

Слайд 9

Живая клетка потому и называется живой, что в ней протекают те же процессы, что и в живом многоклеточном организме. Одно из важных проявлений жизнедеятельности клетки – движение цитоплазмы . Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества и удаляются в вакуоли вещества, выработанные клеткой (ненужные ей), и запасные вещества – на хранение.

Слайд 10

ДВИЖЕНИЕ ЦИТОПЛАЗМЫ

Слайд 11

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КЛЕТКЕ 1. Движение цитоплазмы

Слайд 12

Питание клетки происходит в результате целого ряда сложных химических реакций, в ходе которых вещества, поступившие в клетку из внешней среды (углекислый газ, минеральные соли, вода), входят в состав тела самой клетки в виде белков, сахаров, жиров, масел, азотных и фосфорных соединений. ПИТАНИЕ КЛЕТКИ

Слайд 14

Дыхание клетки – тоже сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию. Внешне он выражается в поглощении кислорода и выделении углекислого газа (газообмен). ДЫХАНИЕ КЛЕТКИ

Слайд 16

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ Все эти сложные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание и выделение ) происходят в отдельных частях клетки. Вещества, образовавшиеся при этом, во время движения цитоплазмы соединяются с другими веществами, вновь распадаются, становятся иными, обеспечивая клетку энергией, необходимой для жизни. Такие процессы образования веществ и их расщепления в клетке называются обменом веществ . Обмен веществ клетки происходит в цитоплазме с участием всех ее компонентов.

Слайд 17

АБ Е а б в г

Слайд 18

Обмен веществ – главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма.

Слайд 19

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КЛЕТКЕ Движение цитоплазмы Питание клетки Дыхание Выделение Обмен веществ

Слайд 20

РОСТ КЛЕТКИ Живая клетка обладает способностью расти, т. е. увеличиваться в размерах . Рост обеспечивается увеличением объема цитоплазмы и вакуоли.

Слайд 21

Деление – сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих один за другим. Главную роль в нем играют события, происходящие в ядре. Наследственный материал ( хромосомы ) разделяется на две одинаковые части, которые расходятся к противоположным концам клетки. Затем идет разделение цитоплазмы. В итоге из одной материнской клетки образуются две подобные ей дочерние клетки .

Слайд 27

Деление - это процесс размножения клетки, т. е. процесс увеличения числа клеток

Слайд 28

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КЛЕТКЕ Движение цитоплазмы Питание клетки Дыхание Выделение Рост Размножение - деление

Слайд 29

Во всех клетках, различающихся по форме, размерам, функциям, идут сходные процессы: питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление (размножение) клетки.

Слайд 30

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §1-7, вопросы и понятия Подготовиться к контрольной работе по главе 1 «Биология – наука о живом мире» Через урок приготовить пересказ статьи об одном из великих естествоиспытателей с.30-32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....