Программа элективного курса по биологии.
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Программа элективного курса по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рассмотрена Согласована: Утверждена:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /
Протокол № 1 от 29.08.2014г. ____________ / Щеглова О.А. / Приказ № 525 от 30.08.2014 г.
Рабочая программа
(средний уровень обучения)
элективного курса по биологии в 10Б классе
«Клетки и ткани»
количество недель 35, количество часов в неделю 1 час количество часов в год - 35 часов,
учитель: Савельева Елена Федоровна
2014-2015 учебный год
Составлена на основе авторской программы Д.К. Обухова, В.Н. Кириленковой «Клетки и ткани». Программы элективных курсов. Биология. 10 -11 классы. Профильное обучение/ авт.-сост. В. И. Сивоглазов, В. В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 125, [ 3 ] с. – (Элективные курсы)
г.Нефтеюганск
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий, лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления. Данный курс разработан в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации Российского образования. Основная концепция курса заключается в комплексном подходе при изучении живых организмов на разных их уровнях организации ( от молекулярно- клеточного до системно-органного). В курсе рассматриваются вопросы курса Общей биологии, которые углубляют и расширяют знания о строении клеток, полученные в 7-9 классах. В итоге формируется целостное представление о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения.
Основной целью курса является создание условий для формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и ССУЗы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса:
- Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
- Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
- Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
- Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
- Практические занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Курс имеет сравнительно- эволюционную направленность. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей, органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию эволюционного мышления. Методологической основой является теория «эволюционной динамики тканей» гистолога А.А. Заварзина. Основные положения- тезисы о том, что сходные ткани у филогенетических групп животных имеют сходное строение.
В курсе используются самые современные молекулярно-биологические данные о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Историко-патриотический акцент при изучении биологии в том, что пропагандируются достижения отечественных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие биологии. Экологическая направленность курса: важно сформировать экологическое мышление и сознание, которое повлияет на мировоззрение учащегося и сформирует убеждение в том, что неблагоприятные факторы оказывают серьезное влияние на самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток. Курс предполагает большой объем практических и теоретических занятий, использование дополнительного материала из энциклопедий, с познавательных сайтов Интернет. Проверка и оценка качества знаний: с помощью текущих проверочных работ, защиты проектов.
Основные требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- устройство светового и электронного микроскопа.
- положения клеточной теории
- особенности строения клеток про- и эукариотов
- сходство и различия животной и растительной клеток
- основные органоиды клеток
- основные этапы синтеза белка
- особенности строения ядерного аппарата
- строение вирусов и их типы
- реакцию клеток на воздействие факторов внешней среды
- определение и классификацию тканей
- иметь представление о молекулярно-биологических основах важнейших процессов нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
- работать со световым и электронным микроскопом
- изготовлять простейшие микропрепараты
- определять тип ткани по препарату или фотографии
- составлять простейшие схемы
- уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами организма.
- применять знания на практике
- составлять рефераты, доклады, делать презентации.
Межпредметные связи: неорганическая химия, органическая химия, физика.
Методические рекомендации
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками (Приложение 1).
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель.
Для практических и демонстрационных занятий необходимы:
1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей (Приложение 1).
Межпредметные связи.
Неорганическая химия – строение вещества, окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия – принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты.
Физика – свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика.
Литература для учителя:
- Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.
- Заврзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.
- Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г.
- Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб: Лань, 1999.
- Ройт А. Иммунология – М.: Мир,2000.
- Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
- Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.: Мир, 1984.
- Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982.
- Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987.
- Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Мир, 1985.
- Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М.: Высшая школа, 1983.
- Лэмб М. Биология старения. – М.: Мир, 1980.
- Райцина С.С. Сперматогенез и структурные основы его регуляции. – М.: Наука, 1985.
Литература для учащихся:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.
- Дюв К. Путешествие в мир живой клетки.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.
- Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов.
- Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту.
- Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
- Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Наука, 1982.
- Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М.: Мир, 1987.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
Календарно-тематическое планирование курса.
Общее количество часов – 35
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Дата | Теория (Т)/ Практика (Л.Р.) |
Часть I. Общая цитология (биология клетки) – 20 ч. Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч) | ||||
1. | Основы цитологии. Задачи современной цитологии. | Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Лабораторная работа. Устройство микроскопа Работа с микроскопом и микропрепаратами (содержание работы в приложении 2) | 1-6.09 | Т, Л.Р. |
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч) | ||||
2. | Прокариоты и эукариоты. | Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки. | 8-13.09 | Т. |
3. | Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. | Работа с микроскопом и микропрепаратами (содержание работы в приложении 2) | 15-20.09. | Л.Р. |
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (8ч) | ||||
Мембрана и надмембранный комплекс. | ||||
4. | Мембрана и надмембранный комплекс . | Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.. Мембранные органоиды клеток. Состав, значение в жизни клеток и организма надмембранного комплекса. | 22-27.09. | Т. |
5. | Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. | Работа с микроскопом и микропрепаратами (содержание работы в приложении 2) | 29.09-04.10. | Л.Р. |
Цитоплазма и органоиды. | ||||
6. | Цитоскелет и его функции. | Цитоплазма и органоиды .Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. | 6-11.10. | Т. |
7. | Мембранные органоиды клеток | Строение органоидов и их функции: ЭПС, Комплекс Гольджи, лизосомы. | 13-18.10. | Т. |
Митохондрии и хлоропласты. | ||||
8. | Митохондрии и хлоропласты. | Строение и функции органоидов. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. | 20-25.10. | Т. |
9. | Основные законы биоэнергетики в клетках. | Типы обмена веществ в клетке. | 27-01.11. | Т. |
10. | Митохондрии – энергетические станции клетки. | Типы митохондрий и их строение. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. | 10-15.11. | Т. |
Рибосомы. Синтез белка. | ||||
11. | Рибосомы. Синтез белка. | Типы и структуры рибосом про - и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке. | 17-22.11. | Т. |
Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток (5 ч). | ||||
Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. | ||||
12. | Ядро. Его строение и значение в клетке. | Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции. | 24-29.11. | Т. |
13. | Жизненный цикл клетки. | Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репродукция (размножение) клеток. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. | 1-6.12. | Т. |
14. | Митоз и мейоз. | Митоз – его биологическое значение. Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. | 8-13.12. | Т. |
15. | Теория “стволовых клеток” | Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток”– прорыв в современной биологии и медицине. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ. Тестовая проверочная работа по теме 3-4. | 15-20.12. | Т. |
16. | Лабораторная работа. Митоз в клетках корней лука. | Работа с микроскопом и микропрепаратами (содержание работы в приложении 2) | 22-27.12. | Л.Р. |
Тема 5.Вирусы как неклеточная форма жизни. | ||||
17. | Вирусы как неклеточная форма жизни. | Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов. | 12-17.01. | Т. |
18. | Проблемы борьбы с вирусными инфекциями. | Вирус СПИДА, гепетита- опасность и способы передачи. Достижения современной медицины. Вакцинация: достижения и проблемы. | 19-24.01. | Т. |
Тема 6. Элементы патологии клетки. | ||||
19. | Вредные привычки и их воздействие на структуру и функции клеток. | Влияние вредных привычек (алкоголя, наркотики, курение, токсичные вещества) на организм и клетку в частности. | 26-31.01. | Т. |
20. | Обратимые и необратимые повреждения клеток. | Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия на клетки. | 2-7.02. | Т. |
Часть II. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов – 15 ч. | ||||
Тема 7. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч). | ||||
21. | Ткани многоклеточных организмов. | Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе). | 9-14.02. | Т. |
Тема 8. Эпителиальные ткани (2 ч). | ||||
22. | Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных | Покровные ткани. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное. | 16-21.02. | Т. |
23. | Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей. | Работа с микроскопом и микропрепаратами (содержание работы в приложении 2) | 23-28.02. | Л.Р. |
Тема 9. Мышечные ткани (2 ч). | ||||
24. | Мышечные ткани | Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие). | 2-7.03. | Т. |
25. | Практическая работа. Изучение мышечной ткани. | Работа с микроскопом и микропрепаратами (содержание работы в приложении 2) | 9-14.03. | Л.Р. |
Тема 10. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (5 ч). | ||||
26. | Опорно-механические ткани. | Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Демонстрация учебного фильма “Типы тканей”. | 16-21.03. | Т. |
27. | Трофическо-защитные ткани. | Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). | 30.03.-04.04. | Т. |
28. | Кровь. | Кровь. Элементы крови и ее функции. Дыхание и кровь. | 6-11.04. | Т. |
29. | Иммунитет. | Воспаление и иммунитет. Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. | 13-18.04. | Т. |
30. | Иммунитет и факторы среды. | Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД – чума XX века – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением. Тестовая проверочная работа по теме 10. | 20-25.04. | Т. |
Тема 11. Ткани нервной системы (4 ч). | ||||
31. | Нервная система, ее структура и значение для организма. | Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки. | 27.04.-01.05. | Т. |
32. | Синапс. | Межнейронное взаимодействие –синапсы. Типы синапсов, структура и молекулярные основы передачи нервных импульсов. | 4-9.05. | Т. |
33. | Глия. | Глия- важный компонент нервной системы. ЕЕ участие в образовании оболочек нервных волокон, в обменных процессах и работе синапсов. | 11-16.05. | Т. |
34. | Регенерация в нервной системе. | Регенерация нервов и нейронов. Стволовые клетки- источник обновления нейронов. Современная модульная концепция строения нервных центров. | 18-23.05. | Т. |
35. | Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека. | Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов живой природы- основа современной молекулярной биологии и медицины. | 25-30.05. | Т. |
Приложение 1
1.Лабораторные работы к теме: «Общая цитология»
Лабораторная работа № 1
Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования
Цель: На основе знания устройства светового микроскопа освоить технику микроскопирования и приготовления временных препаратов.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой, вата, пинцет, ножницы, тетрадь, альбом. Таблица: схема устройства микроскопа и его частей.
Ход работы.
- Рассмотрите основные части микроскопа: механическую, оптическую и осветительную.
Механическая часть: штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрический винты.
Оптическая часть: окуляры и объективы. Окуляр находится в верхней части тубуса и обращен к глазу. По цифре на верхней поверхности окуляра можно судить о кратности его увеличения (7, 10, 15). На противоположной стороне тубуса найдите вращающуюся пластину, или револьвер, в которой имеются три гнезда для объективов (они также имеют различную кратность: 8, 40, 90 – для изучения наиболее мелких объектов). Общее увеличение микроскопа равно увеличению окуляра, умноженному на увеличение объектива.
Осветительная часть: зеркало, конденсор и диафрагма. Конденсор находится между зеркалом и предметным столиком. Он состоит из 2-3 линз. Для перемещения конденсора существует винт, расположенный кпереди от микро - и макрометрического винтов. При опускании конденсора освещенность уменьшается, при поднимании увеличивается.
- Схематически зарисуйте в альбом микроскоп и его части.
Правила работы с микроскопом.
- Установите микроскоп штативом к себе, предметным столиком от себя.
- Поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения. Когда объектив займет центрированное положение, в револьвере сработает устройство-защелка (слышится легкий щелчок).
- Глядя в окуляр левым глазом, вращайте зеркало в разных направлениях, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.
- Положите на предметный столик приготовленный препарат (покровным стеклом вверх), чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.
- Под контролем зрения медленно опустите тубус с помощью макровинта, чтобы объектив находился на расстоянии 2 мм от препарата.
- Смотрите в окуляр и одновременно медленно поднимайте тубус до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение объекта.
- Для того чтобы перейти к рассмотрению объекта при большом увеличении микроскопа, необходимо отцентрировать препарат, т.е. поместить объект в поле зрения.
- Вращая револьвер, переведите в рабочее положение объектив большого увеличения.
- Опустите тубус под контролем глаза (смотрите не в окуляр, а сбоку) почти до прикосновения с препаратом.
- Глядя в окуляр, медленно поднимайте тубус, пока не появится изображение.
- Для тонкой фокусировки используйте микрометрический винт.
- При зарисовке препарата смотрите в окуляр левым глазом.
Перепишите правила работы микроскопом в тетрадь для лабораторных работ.
Методика приготовления временного препарата.
- Возьмите предметное стекло, держа его за боковые грани, и положите на стол.
- Поместите в центр стекла объект, например кусочки ваты.
- Пипеткой нанесите на объект одну каплю воды.
- Возьмите покровное стекло (обязательно за боковые грани, иначе оставите отпечатки пальцев на поверхности) и положите его сверху на предметное стекло.
- Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом.
Зарисуйте в альбом, как выглядит объект под микроскопом при малом и большом увеличении.
Лабораторная работа № 2
Особенности строения клеток эукариот и прокариот
Цель: На основании изучения клеток бактерий (прокариот), растений и животных (эукариот) показать основные отличия в строении клеток прокариот и эукариот, а также обнаружить основные черты сходства в строении клеток бактерий, растений и животных как показатель единства организации живых форм.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, пинцеты, стаканы с водой, раствор туши, раствор йода, лук репчатый, микропрепарат клеток многоклеточных животных, культура бактерий, таблицы строения бактериальных, растительных и животных клеток.
Ход работы.
- Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Для этого отделите от кусочка луковицы мясистую чешуйку. На внутренней стороне ее находится тонкая пленка. Снимите ее пинцетом и отрежьте ножницами кусочек пленки размером несколько квадратных миллиметров. Положите на предметное стекло, капните капельку йода и накройте покровным стеклом. Рассмотрите его под малым и большим увеличением.
- Рассмотрите готовый микропрепарат клеток многоклеточного животного.
- Приготовьте микропрепарат бактериальной культуры. Для этого на предметное стекло поместите каплю настоя богатого микрофлорой (обычно это настой мяса, рыбы). Рассмотрите препарат под малым и большим увеличением. Сделайте зарисовки, обращая внимание на взаимное расположение клеток, на соотношения размеров, форму бактерий. Добавив в каплю настоя тушь, можно приготовить негативный тушевой препарат, тогда в поле зрения отчетливо будут видны неокрашенные клетки бактерий.
- Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
- Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, растений и животных?
Проведите совместное обсуждение увиденного. Какие предположения клеточной теории можно подтвердить результатами проведенной работы?
Лабораторная работа № 3
Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука
Цель: Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдения и объяснять полученные результаты.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
Ход работы.
- Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
- Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
- Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
- Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы:
- Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?
- Чем можно объяснить такое направление движения воды?
- Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?
- Как вы думаете, что могло бы произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
- Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
Зарисуйте в альбом все, что вы видели на микропрепарате.
Лабораторная работа № 4
Митоз в клетках корешка лука
Цель: На готовом микропрепарате корешка лука убедиться в наличии фаз митотического деления. Во время изучения препарата подтвердить свои знания об этом процессе.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты, таблица схемы митоза.
Ход работы.
- Установите препарат под микроскопом и внимательно рассмотрите клетки.
- Найдите делящиеся клетки на разных стадиях митоза.
- Крупно нарисуйте контуры клеток и затем расположите в них наблюдаемые структуры.
Интерфаза. Ядро в клетке округлое, с четкими границами. В нем видны одно или два ядрышка. Хроматин в виде глыбок заполняет кариоплазму.
Профаза. Ядро заметно увеличивается, в нем исчезают ядрышки. В кариоплазме наблюдается как бы клубок, составленный из тонких нитей. Это хромосомы. В конце профазы оболочка ядра разрушается, и хромосомы выходят в цитоплазму.
Метафаза. Хромосомы заметно укорачиваются и утолщаются, приобретают вид сильно изогнутых палочковидных структур. Постарайтесь найти клетку, в которой хромосомы лежат в экваториальной плоскости, образуя звезду.
Анафаза. Сестринские хромосомы перемещаются к полюсам, поэтому в клетке можно увидеть фигуры, напоминающие две звезды. Обратите внимание, что хромосомы имеют вид шпильки. Центромеры направлены к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу.
Телофаза. У противоположных полюсов клетки видны рыхлые клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клетки начинает формироваться перегородка, которая постепенно делит материнскую клетку на две дочерних.
- Зарисуйте клетки на различных стадиях митоза и в интерфазе. На рисунке должны быть обозначены:
1) интерфаза (ядро, цитоплазма, хроматин);
2) профаза (хромосомы);
3) метафаза (материнская звезда);
4) анафаза (дочерние звезды);
5) телофаза (ядра дочерних клеток).
Обсудите в группе результаты лабораторной работы. Сравните сделанные с препаратов рисунки со схемой митоза.
2.Лабораторно-практические работы по теме: «Сравнительная гистология – учение о тканях многоклеточных организмов»
Лабораторно-практическая работа № 1
Изучение эпителиальных тканей
Цель: На готовом микропрепарате сравнить виды эпителиальной ткани и выявить сходство в их строении. Во время изучения микропрепарата убедиться в том, что разные типы эпителиальной ткани имеют одно происхождение.
Оборудование: Микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальных тканей, таблицы со схемой строения эпителиальной ткани.
Ход работы.
- Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты различных видов эпителиальной ткани.
- Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах и определите тип эпителиальной ткани на готовом микропрепарате.
- Зарисуйте в альбом участок эпителиальной ткани, увиденной под микроскопом, и схематичное изображение данного типа эпителия с таблицы.
Сделайте вывод о строении разных типов эпителиальной ткани.
Обсудите в группе отличие простых эпителиев от сложных и их расположение в организме.
Лабораторно-практическая работа № 2
Изучение мышечной ткани
Цель: На готовом микропрепарате сравнить типы мышечной ткани и выявить отличия в строении гладкой и поперечно-полосатой мышечной ткани. Определить свойства мышечной ткани.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани, таблицы со схемой строения мышечной ткани.
Ход работы.
- Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты разных типов мышечной ткани.
- Сопоставьте увиденное с изображением на таблицах и определите тип мышечной ткани на готовом микропрепарате.
- Зарисуйте в альбом участок мышечной ткани, увиденной под микроскопом, и ее схематичное изображение с таблицы.
- Рассмотрите таблицу «Свойства мышечной ткани» и запишите основные свойства мышц.
Сделайте вывод о свойствах мышечной ткани.
Обсудите в группе, какие раздражители – внешние и внутренние – могут вызывать возбуждение и сокращение мышц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-940011-1509390580.jpg)
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-496606-1577018358.jpg)
Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....