Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Комкова Елена Владимировна

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii8_klass.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 8 КЛАССА (1 час в неделю-36 часов в год)

Подготовила:

Учитель биологии МОСОШ п.Пионерский

Комкова Е.В,

2010г.


Пояснительная записка

к рабочей программе по изучению биологии в 8 классе

              Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии  для 8 класса  «Биология.  Человек» авторов Н.И. Сонина, // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6-11 классы.-М.:Дрофа,2006-138с.//,полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

         В примерной программе по биологии основного общего образования на изучение данного курса выделяется 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа рассчитана на 36 учебных часов из расчета 1 час в неделю в группах заочной формы обучения. Резерв времени составляет 1 час.         Уменьшение часов на изучение данного курса – 32 часа.

Направленность  (вид) программы  - программа для групп заочного обучения.

В рабочей программе нашли отражение следующие цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Курс биологии / 8 класс / направлен на формирование представлений о человеке как о биосоциальном существе.  Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не столько передаче «готовых знаний», сколько знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе. 

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведение и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственность и приобретенные качества личности.

Принцип отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с учетом возрастных особенностей развития учащихся, с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности..

Для  приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные  работы. Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов и подлежащие обязательному оцениванию. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики школы, ее материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видео и Интернета.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки- зачеты (проверочные, контрольные работы).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.И. Сонин «Биология. Человек.9класс»: Учебник для общеобразовательных  учеб. заведений.-М.:Дрофа,2006.-272с.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов; минимальным перечнем лабораторных, практических работ и самонаблюдений; тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников, УМК.


Содержание программы (36 ч.)

Тема 1.  Место и роль человека в системе органического мира. Происхождение человека. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.)

Место и роль человека в системе     органического      мира. Сходство человека с животными и отличие от них. Биологическая природа и социальная  сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека.   Науки  о  человеке: анатомия,   физиология,   гигиена, медицина, психология. Методы  изучения организма человека:   опыт,   рентген,   УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни.Значение знаний о строении и жизнедеятельности  организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Демонстрации:

  • Сходство человека и животных
  • Происхождение человека.
  • Портреты великих ученых – анатомов и физиологов.

Тема 2.  Общий обзор строения и функций организма человека – (4 часа)

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Демонстрации:

  • Строение и разнообразие клеток  организма человека.
  • Ткани организма человека.
  • Органы и системы органов организма человека.

Лабораторные работы:

Л.р. № 1. Изучение микроскопического строения тканей.

Л.р.№2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Контрольные и поверочные работы:

Зачет №1 по теме «Общий обзор организма человека»

Тема 3.   Координация и регуляция-(6 часов) 

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляции деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Нервная система, нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Нарушения        деятельности нервной системы и их  предупреждение. Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения        деятельности нервной системы и их предупреждение. Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного
мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения        деятельности нервной системы и их предупреждение. Органы чувств, их роль в ни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности косы больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.  Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия.

 Демонстрации:

  • Железы внешней и внутренней секреции.
  • Фотографии больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
  • Нервная система.
  • Анализаторы

Лабораторные и практические работы:

Л.р. № 3. Изучение изменения размера зрачка

Контрольные и поверочные работы:

Зачет №2 по теме  «Координация и регуляция»

Тема 4. Опора и движение (4 ч.) 

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина).

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая;. стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Демонстрации:

  • Строение опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа:  

Л.р. № 4. Изучение внешнего вида отдельных костей.

Контрольные и поверочные работы:

Зачет №3 по теме  «Опора и движение»

Тема 5. Внутренняя среда организма (1 ч.)

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет.    Вакцинация.    Лечебные сыворотки.  Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). Группы    крови.    Переливание крови.     Групповая    совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Демонстрации:

  • Состав крови.
  • Группы крови.

Тема 6.  Транспорт веществ (3 ч.) 

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Транспорт веществ. Кровеносные   сосуды:   аорта,   артерии, капилляры,   вены.   Большой  и малый  круги  кровообращения. Значение        кровообращения.

Лимфатическая  система.  Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические   сосуды,   грудной проток, лимфатические узлы.    Отток   лимфы.    Функции

лимфоузлов. Значение      лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Кровеносная система. Причины движения   крови   по   сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального    давления.    Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота сердечных сокращений.
Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное        кровотечения.

Демонстрации:

  • Кровеносная система.
  • Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
  • Лимфатическая система.

Практическая работа: 

№1. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

№2. Измерение кровяного давления.

Тема 7. Дыхание (2ч.)

Дыхание. Система органов дыхания   (верхние   дыхательные пути, гортань как орган голосообразования,  трахея,   главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого   мозга,   высшие   дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).

Демонстрации:

  • Система органов дыхания.
  • Механизм вдоха и выдоха.

Контрольные и поверочные работы:

Зачет  №4 по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.  Дыхание».

Тема 8.  Пищеварение (3 ч.) 

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов б пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Укрепление   здоровья:   рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических    норм    и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций,   гепатита.    Симптомы аппендицита.

Демонстрации:

  • Пищеварительная система

Тема 9.  Обмен веществ и энергии (1 ч.)

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие   жизнедеятельности   организма. Пластический и энергетический обмен.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, 0. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Тема 10.  Выделение (2 ч.) Выделение.   Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения,     их     значение. Строение   и   функции   почек. Нефрон    -    функциональная единица почки. Удаление мочи из   организма:   роль   мочевой лоханки,   мочеточников,   мочевого   пузыря   и   мочеиспускательного канала.

Демонстрации:

  • Мочеполовая система.

Контрольные и поверочные работы:

Зачет №5 по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение».

Тема 11. Покровные органы (1 ч.)

Покровы    тела.    Значение    и строение   кожных   покровов   и слизистых  оболочек.   Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы,   потовые и  сальные железы. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Демонстрации:

  • Строение кожи.

Тема 12. Размножение и развитие (2 ч.)

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Тема 13. Высшая нервная деятельность. (4 ч.) 

Рефлекторный   характер   деятельности    нервной    системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Врожденные   формы    поведения:   безусловные   рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные   рефлексы,   динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная       деятельность мозга. Сознание человека. Речь.  Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Контрольные и поверочные работы:

Зачет №6 по теме  «Размножение и развитие. Высшая нервная деятельность».

Итоговая контрольная работа по биологии за 2010-2011 учебный год.- (1 час)

 

Резерв – 1 час


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения раздела «Человек и его здоровье. 8 кл.» учащиеся должны знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  • проводить самостоятельный поиск  учебной информации в биологических словарях, справочниках и других информационных источниках;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


УМК 

Методические пособия для учителя:

  1. Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6-11 классы.-М.: Дрофа,2006.-138с.
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

Дополнительная литература:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.;
  2. Т.В. Козачек. Поурочные планы. Биология. 8 класс. Волгоград: Учитель. 2007.-328с.
  3. Панфилова Л.А. Хрестоматия по биологии. Человек.-Саратов: Лицей,2005.-176с.
  4. Пепеляева О.А., И.В. Синцова. Поурочные разработки по биологии. Человек. М.: Вако. 2005.
  5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучния биологии: Человек и его здорвье: кН.для учителя.-М:Просвещение,1989.-192с.
  6. Ренева Н.Б., Н.И. Сонин, Методическое пособие. 8 класс. М.: Дрофа. 2001.
  7. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с.: ил.
  8. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. (Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006-144с.;
  9. Сьепанов И.А. Тестовые задания по биологии: Человек:9 кл.-М.: Просвещение, 2001.-47с.
  10. Сухова Т.С. Тесты 6 – 11 кл. М.: Дрофа. 2000.
  11. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.;
  12. Хрипкова А.Г. и др. Методическое пособие  к учебнику Биология. Человек и егоздоровье:9 класс.-М:Просвещение,1999.-118с.
  13. Юнусбаев Б.Х. Тесты: Человек и его здоровье/ под ред. В.И. Сивоглазова.-М.:АРКТИ,2001.-64с.
  14. Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология.  Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.

Для учащихся:

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология.  Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа,  2007.
  2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006.-64с.
  3. Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий.-М.:Дрофа,2005.-96с.


Учебно- тематический план

Название раздела, темы

Количество часов в рабочей программе

Лабораторные и практические работы

Контрольные и проверочные работы

Место и роль человека в системе органического мира. Происхождение человека. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Общий обзор строения и функций организма человека

4

Л.р. № 1

Л.р. № 2.

Зачет №1

Координация и регуляция

6

Л.р. № 3.

Зачет №2

Опора и движение

4

Л.р. № 4.

Зачет №3

Внутренняя среда организма

1

П/р №1,

П/р №2

Транспорт веществ

3

Дыхание

2

Зачет №4

Пищеварение

3

Обмен веществ и энергии

1

Выделение

2

Зачет №5

Покровные органы

1

Размножение и развитие

2

Высшая нервная деятельность.

4

Зачет №6

Обобщение

1

К/Р. за 2010-2011 уч.год

Всего

35+ Резерв 1 час.

Л/р.-4,

П/р-2

Зачеты-6

К/р-2


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Раздел, тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Примечание, домашнее задание.

план

факт

ТЕМЫ 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час)

1

Место    человека    в системе      органического   мира.    Черты сходства человека и животных,     отличие от них.

                               

Урок изучения нового и   первичного  закрепления знаний.

Место и роль человека в системе     органического      мира. Сходство человека с животными и отличие от них. Биологическая природа и социальная  сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека.   Науки  о  человеке: анатомия,   физиология,   гигиена, медицина, психология. Методы  изучения организма человека:   опыт,   рентген,   УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности  организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Сравнивать  человека  с  представителями  класса  млекопитающих и  отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности  строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

 Использовать знания о методах изучения  организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Вопросы №1,2,3,4,5,6   на стр. 8 учебника. Рабочая      тетрадь,    задания №1,2,3. 

Вопрос №7 на стр. 27 учебника. Рабочая тетрадь,    задание №10. 

Д/з: стр. 3, 4 -7,

стр. 10-13 учебника, «Подумайте», стр. 20-23 учебника, стр.   24-27   учебника

(по желанию).

Тема 2. Общий обзор строения и функций организма (4 часа)

2

Клеточное   строение организма.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть органоиды клетки.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать   клетки   растений,   животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Вопросы №1 -9 на стр. 30 учебника.

Рабочая тетрадь, задания № 12,13, 14. 

Д/з: стр. 28-29 учебника, «Подумайте».

3

Ткани.

Комбинированный урок.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать       определения       понятию:

ткань.

Изучать    микроскопическое    строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей  и выполняемыми функциями.

Вопросы №1 - 9 на стр.36 учебника.

Рабочая тетрадь, задания №15,16,18,19,20. Выполнение   лабораторной     работы №1 «Изучение     микроскопического   строения тканей»  и  выводы к ней.

Д/з: стр. 32-35 учебника, «Подумайте».

4

Органы. Системы органов.

Комбинированный урок.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Давать      определения     понятиям:

ткань, орган, система органов.

Называть органы  и системы  органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Вопросы №1 -9 на стр. 40 учебника. Рабочая  тетрадь, задания № 21, 22, 23.

Выполнение лабораторной работы №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

Д/з: стр. 38-39, 42-43 учебника,  «Подумайте». Подготовиться к зачету.

5

Зачет №1 по теме «Общий обзор организма человека».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тема3. Координация и регуляция ( 6 часов)

6

Гуморальная регуляция. Роль гормонов в обмене веществ, росте

и  развитии организма.

Комбинированный урок.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез.

Регуляции деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы;

•железы внутренней секреции;•железы внешней секреции.

Различать железы  внутренней  секреции и железы внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Давать определение понятию: гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

*Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Вопросы  №1,2,3,4 на стр. 48 учебника.
Описание     рисунков на  стр.48,49.
Вопросы №5,6,7,8,9,10 на стр. 48 учебника.

Рабочая тетрадь, задание №26.

Д/з: стр. 44-47учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49. 

7

Нервная система.
Отделы нервной
системы.  Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Нервная система, нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Нарушения        деятельности
нервной системы и их

предупреждение.

Давать определения понятию: рефлекс. Называть:

•особенности строения нервной системы (отделы, органы);•принцип деятельности нервной системы;•функции нервной системы.

 Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы . Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Называть: принцип деятельности нервной системы.

Характеризовать:

•сущность регуляции жизнедеятельности организма;

•роль нервной системы в организме.

*Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Называть:

•отделы нервной системы, их функции;

•подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Различать   функции  соматической   и вегетативной нервной системы.

Характеризовать:

сущность регуляции жизнедеятельности организма;

•роль нервной системы и гормонов в организме.

*Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Вопросы №1-9 на стр. 54 учебника. Рабочая тетрадь, задания

№ 27,28,29.

Описание     рисунка на стр.55.

Описание рисунка на стр.52.

Д/з: стр. 50-53  учебника, «Подумайте».

8

Строение и функции спинного и головного мозга.

Комбинированный урок.

Спинной мозг, строение и
функции. Серое вещество и
белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения        деятельности нервной системы и их предупреждение.

Головной мозг, строение и
функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус.
Большие полушария головного
мозга, доли (лобная, теменная,
затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения        деятельности
нервной системы и их предупреждение.

Называть:

особенности строения спинного мозга;

функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в   регуляции   жизнедеятельности   организма.

Называть:

особенности строения головного мозга;

отделы головного мозга;

функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

Вопросы №1-6 на стр. 58 учебника. Описание рисунка на стр.59. Рабочая тетрадь, задания № 32,33,34,36,37,38,39. Вопросы №1   -10   на   стр.   64 учебника. Описание     рисунка на стр.64,  стр.70.

Вопросы №2,6,7,8 на стр. 70 учебника.

Д/з: стр. 56- 57 , стр. 60- 63,стр.  66-69 учебника,

«Подумайте».

9

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

Комбинированный урок

Органы чувств, их роль в ни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности косы больших полушарий.

Давать определения понятиям:

орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

•органы чувств человека;

•анализаторы;

•особенности  строения  органов  обоняния,

осязания, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать:       роль      органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Вопросы    №1,2 на стр. 78 учебника. Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,1     на    стр.    90 учебника. Рабочая      тетрадь,    задания

 №40,54,55

Д/з: стр. 72, 86-89 учебника, «Подумайте» на стр. 79.

10

Орган зрения . Органы слуха и равновесия. Нарушения     зрения и слуха,  их профилактика.

.

Комбинированный урок

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Объяснять результаты наблюдений.

* Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. Называть  заболевания,   связанные  с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

•воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать   приобретенные   знания для:

соблюдения мер профилактики заболеваний и  повреждений органов зрения;

профилактики вредных привычек.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

•воздействие факторов риска для здоровья;

•влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать   приобретенные   знания  для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха;

•профилактики вредных привычек.

Находить в тексте учебника биологическую информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Вопросы №3,4,5,6,7      на стр. 78 учебника.

Рабочая      тетрадь,    задания №41,42,43,44. Описание      рисунка на стр. 78. Выполнение лабораторной работы    №    3 «Изучение     изменения размера зрачка» 

Вопросы №9,10   стр.   78  учебника. Рабочая      тетрадь, №46.

задание

Вопросы №1 -11 на стр. 84 учебника. Рабочая тетрадь, задания №47,48,50,51.

Д/з: стр. 73-83 учебника.

11

Зачет №2 по теме «Координация и регуляция».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тема 4. Опора и движение (4 часа)

12

Кости скелета.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Называть:

особенности строения скелета человека;

функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

* Устанавливать взаимосвязь:

между строением и функциями костей;

между строением и функциями скелета;

Вопросы №1 -11 стр. 96 учебника. Описание рисунка на стр. 97. Рабочая тетрадь, задания №47,48,50,51.

Д/з: стр. 92 - 95 учебника.

13

Строение скелета.

.

Комбинированный урок.

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина).

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая;. стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

*Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета.

Использовать   приобретенные   знания и умения для:

соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

оказания первой помощи при травмах

Вопросы №1,2,3,4 стр.   104  учебника.

Описание рисунка на стр. 98,99.

Рабочая тетрадь, задания № 66, 69, 70. Выполнение лабораторной работы         №4 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

Вопросы №5,6,7,8,9,10 стр.   104  учебника.

Описание      рисунка на стр. 104 Рабочая      тетрадь,   задания № 72, 73, 74, 75,76

Д/з: стр. 98-101 учебника

14

Мышцы. Работа мышц.

Комбинированный урок.

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Распознавать  на  таблицах  основные группы мышц человека.

Раскрывать  сущность  биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической   и   динамической   работы   на утомление мышц.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Вопросы № 1 -7 стр.114 учебника.

Описание рисунка на стр. 115. Вопросы № 1,3,6,7,8,9    стр. 110 учебника. Описание     рисунка   на стр.111

Д/з: стр. 106-109, 112,113 учебника, «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115.

15

Зачет №3по теме «Опора и движение».

Урок контроля и оценки знаний.

Тема 5. Внутренняя среда организма (1 час)

16

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Тканевая    совместимость и переливание крови.

Комбинированный урок.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет.    Вакцинация.    Лечебные сыворотки.  Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). Группы    крови.    Переливание крови.     Групповая    совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Называть признаки биологических объектов:

•составляющие внутренней среды организма;

•составляющие крови (форменные элементы);

•составляющие плазмы.

Характеризовать   сущность   биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать   приобретенные   знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

Называть особенности  организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

Вопросы №  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 стр.  110  учебника.

Описание рисунка на стр. 120.Рабочая      тетрадь, задания №83,84,  85, 88, 89, 90, 92, 93.

Вопросы № 1-8 стр.   124  учебника. Описание     рисунка   на   стр. 124. Рабочая      тетрадь,    задания № 94,95,96.

Вопросы № 10, 11        стр.    124 учебника.

Д/з:      стр.      116-125 учебника, «Подумайте» на стр. 121,125

Тема 6. Транспорт веществ (3 часа)

17

Транспорт   веществ. Кровеносная   система.

Комбинированный урок.

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

Называть:

особенности строения организма человека, органов дыхательной системы;

признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца.

Распознавать и описывать на таблицах:

систему органов кровообращения;

органы кровеносной системы.

Описывать   сущность   биологического процесса: работу сердца.

*Устанавливать взаимосвязь между

строением и функциями сердца.

Вопросы № 1-6 стр. 128 учебника. Вопросы №1 -6 стр. 132 учебника. Описание     рисунков  на стр.130-131,       стр.133.

Рабочая  тетрадь, задания

№ 97,98,     99,

103.

Д/з: стр. 126, 127; стр.

130   учебника,   «По-

думайте» на стр. 129.

18

Большой   и   малый

круги   кровообращения.

Лимфообращение.

Комбинированный

урок.

Транспорт веществ. Кровеносные   сосуды:   аорта,   артерии, капилляры,   вены.   Большой  и малый  круги  кровообращения. Значение        кровообращения.

Лимфатическая  система.  Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические   сосуды,   грудной проток, лимфатические узлы.    Отток   лимфы.    Функции

лимфоузлов. Значение      лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Давать определения понятия: аорта,

артерии, капилляры, вены.

Называть      признаки      (особенности

строения) биологических объектов - кровеносных сосудов.

Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таблицах:

систему органов кровообращения;

органы кровеносной системы;

систему лимфообращения;

органы лимфатической системы.

Характеризовать:

сущность   биологического   процесса - транспорта веществ;

сущность   большого   и   малого   кругов кровообращения;

сущность   биологического   процесса   - лимфообращения.

Устанавливать  взаимосвязь  между

кровеносной и лимфатической системой.

* Устанавливать взаимосвязь между

строением   и   функциями   кровеносных

сосудов.

Вопросы № 7,8 стр.   128   учебника.

Описание     рисунков на стр.128, стр. 135.

Рабочая      тетрадь, задания

№101,102,110.

Д/з: стр. 127, стр. 135

учебника.

19

Движение   крови  по сосудам.   Заболевания сердечно-сосудистой системы. Первой помощь при кровотечениях.

Комбинированный урок.

Кровеносная система. Причины движения   крови   по   сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального    давления.    Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота сердечных сокращений.
Функциональная проба. Куль
тура отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Вредные привычки, их влияние
на состояние здоровья. Фактор
риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное        кровотечения.
Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Характеризовать   сущность   биологических процессов:

движения крови по сосудам;

регуляции жизнедеятельности организма;

автоматизма сердечной мышцы.

Объяснять роль гормонов в организме.

Использовать  приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы.

Использовать   приобретенные   знания для:

проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать   приобретенные  знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Вопросы  №  7,8 стр. 132.

Вопросы № 1 -10       стр.    136 учебника.. Выполнение практической работы   № 1 «Измерение кровяного    давления». 

Выполнение практической работы    №   2 «Подсчет ударов пульса в покое и при  физической нагрузке».

Д/з: стр. 131, стр. 134,135 учебника, «Подумайте» на стр. 137, на стр. 133..

Тема 7. Дыхание (2 часа)

20

Значение    дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен  в легких и тканях.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Дыхание. Система органов дыхания   (верхние   дыхательные пути, гортань как орган голосообразования,  трахея,   главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого   мозга,   высшие   дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах  основные   органы   дыхательной системы человека.

Характеризовать   сущность   биологического процесса дыхания.

 * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Характеризовать:

сущность биологического процесса дыхания;

транспорта веществ.

Характеризовать  сущность  процесса регуляции   жизнедеятельности   организма.

* Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

* Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения.

Использовать  приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Вопросы № 1 -9 стр. 140 учебника. Описание     рисунков  на стр. 141. Рабочая      тетрадь,    задания №111, 112, 114, 115. Вопросы № 1 -3 стр. 146 учебника. Описание     рисунка   на   стр. 147. Рабочая      тетрадь,    задания №116,117.

Д/з:      стр.      138,139 учебника, «Подумайте» на стр. 141. стр.   142  -  143 учебника, «Подумайте» на стр. 147.

21

Зачет  №4 по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.  Дыхание».

Урок контроля и оценки знаний.

Тема 8. Пищеварение (3 часа)

22

 Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания. Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать   сущность   биологического процесса питания, пищеварения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Вопросы № 1, 2

стр. 150 учебника.

Описание рисунка на стр. 151.

Рабочая тетрадь, задания №119,120. Вопросы № 4 -7 стр. 150 учебника.

Вопрос № 1 стр.  154  учебника.

Описание рисунка на стр. 152.

Рабочая тетрадь, задания №121,122.

Д/з: стр. 148-149 учебника, «Подумайте» на стр. 151. стр. 149, 152-153 учебника, «Подумайте» на стр. 155.

23

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

сущность биологического процесса питания, пищеварения;

роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Вопрос № 8 стр.   150  учебника. Вопросы № 7,8,9,10

стр. 154 учебника.

Описание рисунка на стр. 152. Рабочая      тетрадь,    задания №126,127,128.

Д/з: стр. 152-158 учебника, «Подумайте» на стр. 155.

24

Пищеварение   в   желудке и кишечнике.

Регуляция     пищеварения. Гигиена питания.

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов б пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Укрепление   здоровья:   рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических    норм    и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций,   гепатита.    Симптомы аппендицита.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

сущность биологического процесса питания, пищеварения;

роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

* Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Давать определение понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

 Характеризовать:

• сущность биологического процесса питания, пищеварения;

 роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Использовать   приобретенные  знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

•оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Вопрос № 1 -4 стр.   160  учебника.

Рабочая      тетрадь,    задания №130,131,132. Вопросы № 5 -14 стр. 154 учебника. Описание рисунка на стр. 160.

Рабочая      тетрадь, задания  № 133, 134,  135, 136.

Д/з: стр. 156-159 учебника,

«Подумайте» на стр. 161.

Тема 9. Обмен веществ и энергии (1 часа)

25

Обмен    веществ. Пластический и энергетический    обмен. Витамины, их роль в организме.

Комбинированный урок.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие   жизнедеятельности   организма. Пластический и энергетический обмен.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, 0. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Давать определение понятиям:

пластический   обмен,   энергетический обмен. Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

•обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека.

 Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать   роль   витаминов   в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать   приобретенные   знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. Находить в тексте учебника биологическую информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Вопросы № 1 -9 стр. 164 учебника. Описание     рисунка   на   стр. 165.

Вопросы № 1 -10       стр.    168 учебника. Описание     рисунка   на   стр. 169

Д/з:      стр.      162-163 , 166-167 учебника, «Подумайте» на стр. 165,169

Тема 10. Выделение (2 часа)

26

Органы    выделения. Строение и функции почек.

Комбинированный урок.

Выделение.   Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения,     их     значение. Строение   и   функции   почек. Нефрон    -    функциональная единица почки. Удаление мочи из   организма:   роль   мочевой лоханки,   мочеточников,   мочевого   пузыря   и   мочеиспускательного канала.

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать   сущность   биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

* Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Вопросы № 1 -8 стр.   172  учебника. Описание     рисунка   на   стр. 173. Рабочая      тетрадь,    задания №          139,140, 141,143.

Д/з:    стр.    170-173 учебника, «Подумайте» на стр. 173.

27

Зачет №5 по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение».

Урок контроля и оценки знаний.

Тема 11. Покровы тела (1 час)

28

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Покровы    тела.    Значение    и строение   кожных   покровов   и слизистых  оболочек.   Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы,   потовые и  сальные железы. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний

Вопросы № 1 -8 стр. 176 учебника. Описание     рисунков на стр. 174-175,стр. рабочая      тетрадь, задания №145, 146, 149. Вопросы № 1-9 стр. 180 учебника.

Описание рисунка на стр. 181.

Рабочая тетрадь, задания № 147,148,149.

Д/з:    стр.    174,    175 учебника,

«Подумайте» на стр. 177.

Тема 12. Размножение и развитие (2 часа)

29

Система органов размножения. Внутриутробное развитие организма.

Комбинированный урок.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода

Называть особенности строения женской и мужской половой систем.

Распознавать и описывать на таблицах:

женскую и мужскую половые системы;

органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности.

Использовать   приобретенные   знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение.

вредных   привычек   (курение,   алкоголизм, наркомания).

Вопросы № 1 -б стр. 186 учебника.

Описание рисунков на стр. 182-183.

Рабочая тетрадь, задания №151,152,153.

Д/з: стр. 182-185 учебника; подготовить сообщения о наследственных заболеваниях человека (по желанию) к уроку «Наследственные и врожденные заболевания».

30

Развитие после рождения.

Комбинированный урок.

Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать   приобретенные   знания для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции;

Вопросы № 7-12 стр. 186 учебника. Вопросы № 2 -7 стр. 190 учебника.

Описание рисунков на стр. 184-185.

Рабочая тетрадь, задания
№ 154, 155,
156,157.

Д/з: стр. 188-189 учебника, «Подумайте» на стр. 191.

Тема 13 Высшая нервная деятельность (4 часа)

31

Поведение человека. Рефлекс    -    основа нервной   деятельности.

Комбинированный урок.

Рефлекторный   характер   деятельности    нервной    системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Врожденные   формы    поведения:   безусловные   рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные   рефлексы,   динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

особенности работы головного мозга;

биологическое   значение   условных   и безусловных рефлексов;

сущность регуляции жизнедеятельности организма.

 Использовать   приобретенные   знания для: рациональной организации труда и отдыха.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать:

особенности работы головного мозга;

сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать   приобретенные   знания для: рациональной организации труда и отдыха.

Вопросы        № 2,3,5,7, 9 на стр. 198 учебника. Описание     рисунка   на   стр. 198. Рабочая      тетрадь,    задания № 158,159.

Вопросы        № 4,6,8 стр.   198  учебника. Рабочая      тетрадь,    задания №160,161.

Д/з: стр.1 92-1 94 учебника, «Подумайте»   на   стр. 199

32

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Комбинированный урок.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Характеризовать   значение   сна  для организма человека.

Использовать   приобретенные   знания для:

рациональной организации труда и отдыха;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Вопросы № 1 -9 стр. 204 учебника.

Описание рисунка на стр. 200-201 или на стр.205.

Рабочая тетрадь, задания №163,164.

Д/з: стр.200-202 учебника,

«Подумайте» на стр. 205.

33

Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы нервной деятельности.

Комбинированный урок.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная       деятельность мозга. Сознание человека. Речь.  Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение.

Использовать   приобретенные   знания для:

проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение.

Использовать   приобретенные   знания для:

проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать  приобретенные знания для:

рациональной организации труда и отдыха;

соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Вопросы        № 1,2,3,4, 8,9 стр. 208 учебника. Вопрос № 2 стр. 209 учебника.

Рабочая тетрадь, задания № 165. Вопросы 5,6,7 стр.   208 учебника.

Задание №3 на стр. 209 учебника.

Задание «Подумайте» на стр. 209 учебника.

Д/з: стр.206-213 учебника.

.

34

Зачет №6 по теме «Размножение и развитие. Высшая нервная деятельность»

Урок контроля и оценки знаний.

35

Итоговая контрольная работа по биологии за 2010-2011 учебный год

Урок контроля и оценки знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....