Строение прокариотической клетки
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
16.12.14г «Строение прокариотической клетки»
Цель: познакомиться с царством бактерий.
Задачи:
- образовательные: – расширить знания о самой древней группе живых существ – бактерий;
- выявить особенности их строения, питания, размножения и распространения;
- показать многообразие форм.
- развивающие: - развивать терминологию, навыки самостоятельной работы, биологическую речь.
- формировать потребность соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.
- воспитательные: - воспитание навыка коллективной работы;
- привитие правил экологической культуры поведения.
Информационно - технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация.
Основные термины и понятия: бактерии, эукариоты, прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты, микробиология.
Ход урока
I Вводная часть, создание мотивации к восприятию учебного материала.
Сегодня на уроке нам нужно будет не только изучить и запомнить новый материал, но нам нужно будет сравнивать, находить различия, уметь логически размышлять. Поэтому мы обратимся к высказыванию Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретается усилием своей мысли, а не одной памятью……».СЛАЙД 1
Учитель:
Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых я думаю, скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал и даже вместе сосуществовал.
их можно встретить в нефтяных водах на глубине 1700м , во льдах Арктике, где температура – 83 градуса в горячих источниках, где температура +85-90 градусов
- они не погибают при большом давлении, после кипячения в условиях очень высокого вакуума.
- они живут на Земле более 3 млрд. лет
- их количество превышает число людей на земном шаре.
Ребята, Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь? (Дети сообщают, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду. С которыми мы впервые познакомились в 7 классе.
Тема урока «Строение прокариотической клетки».
II. Актуализация знаний.
Ребята, прежде чем приступать к изучению бактерий мы проведем двойной контроль
СЛАЙД 2
Утверждения | В начале урока | В конце урока |
Бактерии можно увидеть в световой и электронный микроскоп. | ||
Бактерии могут жить только в кислородной среде. | ||
Для бактерий характерно бесполое размножение. | ||
При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры. | ||
Некоторые бактерии способны к фотосинтезу. | ||
У бактерий отсутствует ряд органоидов. |
Биологический диктант : вспомним терминологию, которой в течении урока будем пользоваться.
Основные термины и понятия: эукариоты, прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты, микробиология, аэробы ,анаэробы, фотосинтез.
III. Изучение нового материала.? ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ БАКТЕРИЙ СЛАЙД 3
А как и кем были открыты бактерии? СЛАЙД4
Открытие мира микробов связано с именем датского ученого Антони ван. Левенгука и его микроскопа, дающего увеличение до 300 раз
Обладая природной любознательностью Левенгук с интересом рассматривал все, что попадалось под руку: воду , зубной налет, настой перца, слюну, кровь и многое другое. Результаты своих наблюдений он начал посылать в Лондонское Королевское общество, членом которого впоследствии был избран.
Всего А. ван Левенгук написал в это общество свыше 170 писем.
Вот выдержка из одного письма: "24 апреля 1676 г. я посмотрел на... воду под микроскопом и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ. Некоторые из них в длину были раза в 3–4 больше, чем в ширину, хотя они и не были толще волосков, покрывающих тело вши... Другие имели правильную овальную форму. Был там еще и третий тип организмов — наиболее многочисленный — мельчайшие существа с хвостиками".
Сопоставив описание, приведенное в этом отрывке, и оптические возможности имевшихся в распоряжении А Левенгука линз, можно сделать заключение, что в 1676 г. ему впервые удалось увидеть бактерии.
На протяжении длительного времени человек жил в окружении невидимых существ, использовал продукты их жизнедеятельности (например, при выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении вина и уксуса), страдал, когда эти существа являлись причинами болезней или портили запасы пищи, но не подозревал об их присутствии. Почему? Не подозревал потому, что не видел, а не видел потому, что размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0, 01 мкм
Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности
Великий врач Древней Эллады Гиппократ подружился с Демокритом. Демокрит рассказывал Гиппократу об атомах, а Гиппократ Димокриту – о людских болезнях. Почему бы, подумал Гиппократ, не быть атомом болезней? Они бы переносились от больных людей к здоровым, подобно тому, как атомы влаги могут отрываться от моря. Точно также и здоровый человек заболевает находясь рядом с больным. (Не забывайте, что ни Демокрит, ни Гиппократ не чего не знали о клетке, о микроорганизмах, т. к. микроскоп еще не был изобретен. Все это было их предположением)
Нужно было обладать большой фантазией, чтобы предположить существование целого мира не доступного нашему глазу.
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6 В чем различия в строении растительной и животной клеток.
СЛАЙД 7 тест
СЛАЙД 8 таблица
СЛАЙД 9 СЛАЙД 10
СЛАЙД 11 формы бактерий + плакаты
СЛАЙД 12 КЛЕТКА СЛАЙД 13 пили
По типу питания бактерии делятся на автотрофов и гетеротрофов.
По типу дыхания среди бактерий выделяют аэробы и анаэробы.
Размножаются бактерии делением пополам. Бактерии размножаются через каждые 20-30 минут;
потомство одного этого организма за 5 суток заполнило бы бассейны всех морей и океанов.
Как вы думаете,почему этого не происходит?
Группы бактерий : симбионты, болезнетворные, молочнокислые, гниения
СЛАЙД 14 ГРАМ (под микроскоп) работа с микроскопом
ЗАЧЕНИЕ БАКТЕРИЙ презентация
Итак, подведем итог: ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ БАКТЕРИЙ???
Двойной контроль(дети заполняют вторую колонку таблицы) проверка.
VI. Закрепление пройденного материала.
1. работа с учебником
2.вопросы ( посему бактерии выделены в отдельное подцарство; где могут обитать; формы бактерий; группы бактерий; строение клетки; способ размножения.
3.Зарисовать в тетерадь бактериальную клетку.
v. Домашнее задание. П.5.1,сообщения о группах бактерий, их значении в природе и жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конференция "Прокариотическая клетка" 9 класс
знакомит учащихся со строением прокариотической клетки, с важной ролью бактерий в природе и жизни человека...
Прокариотическая клетка
Презентация на тему "Клетка прокариот"...
"Прокариотическая клетка"
Разработка урока для 9 класса по теме "Прокариотическая клетка" для учебника Н.Сонина. Однако, может быть использована и для учебников других авторских коллективов. Предполагает заполнение опорного ко...
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
Цели урока:· Добиться усвоения знаний о делении живой природы на царства, показать общность происхождения и отличия прокариот и эукариот.· С...
Карточки для самостоятельной работы учащихся по теме: "Строение прокариотической клетки" 10 класс
Карточки для самостоятельной работы учащихся по закреплению темы: " Строение Прокариотической клетки" Даны 20 вопросов из них 10 верные. Учащиеся выписывают номера верных утверждений. Карточки можно в...
Открытый урок: «Строение прокариотической клетки». 10 класс.
Цели: закрепить знания о прокариотах, показать особенности строения и функционирования прокариотической клетки, многообразие бактерий;раскрыть роль бактерий в жизни людей и в природе;продолжить формир...