обобщение педагогического опыта по теме «Интерактивные формы и методы обучения и воспитания учащихся»
статья по биологии на тему

Улова Татьяна Викторовна


Обобщение опыта на уровне школы. Результат 3-летней работы над темой, содержит много практических заданий для урочной работы по биологии, химии, географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Буторлинская основная общеобразовательная школа»

 

 Обобщение педагогического опыта по теме самообразования

 «Интерактивные формы и методы

обучения и воспитания учащихся»

учителя - члена методического объединения

предметов естественно-математического цикла

         Уловой Татьяны викторовны

                     - Буторлино, 2015 -

                                           

                                  Содержание.

  1. Введение.                                                                                                                       с.1
  2. Теоретические основы темы самообразования.                                                         с.4
  3. Практическая часть. Применение интерактивных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности.                                                                                            с.5
  4.  Интерактивные методы обучения: аргументы «за».                                                с.10
  5. Интерактивные методы обучения: аргументы «против». Вывод.                           с.10
  6. Заключение. Мои результаты работы над темой самообразования. Формы  представления результатов самообразования.                                                           с.11


                                      

                                       

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                            1

 1. Введение.

               Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения.
Методика – это форма взаимодействия учащихся и учителя в процесс е обучения. В рамках сложившихся условий обучения, процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) целью, которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. Кроме того, в Законе «Об Образовании» сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации. В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности учащихся.

В начале 2012-2013 учебного года решением педагогического и методического советов школы были выбраны темы самообразования учителей. МО естественно-математического цикла выбрало единую тему: «Интерактивные формы и методы обучения и воспитания учащихся». Над данной темой учителя МО работали в течение трех лет и включала следующие этапы:

1 этап – установочный: выбор цели работы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий: знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический: накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов: промежуточные отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО; посещение с обсуждением открытых мероприятий  и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово – контрольный: подведение итогов работы, оформление результатов, представление и обобщение опыта.

На первом установочном заседании МО учителями совместно был разработан план работы над темой самообразования, в котором указаны: название темы, цели и задачи, предполагаемый результат, этапы работы, сроки выполнения каждого этапа и мероприятий, проводимых в процессе работы над темой,  способ демонстрации результата проделанной работы.

                                                                                                                                                             2

План самообразования учителей МО на три учебных года:

Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата

2012 – 2013

Установочный этап.

Введение в тему. Изучение теоретических основ исследования. Темы заседаний МО:

«Интерактивные формы и методы обучения и воспитания»

Доклады членов МО

2013 – 2014

2 этап – обучающий: знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной теме, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров, изучение ИКТ и др.
Темы заседаний МО:

«Многообразие форм и методов интерактивного обучения»

 

Доклады членов МО, открытые уроки и внеклассные мероприятия.

2014-2015

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов: промежуточные отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО; выбор интерактивных форм и методов для использования в своей педпрактике; практическая часть: проведение с последующим обсуждением открытых уроков, мероприятий по теме.

5 этап – итогово – контрольный: подведение итогов работы, оформление результатов, представление и обобщение опыта.

Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе  обучения на открытых уроках и мероприятиях.

Обобщение опыта

Обучение коллег новым методикам.

       

Цель исследования:

 повысить качество обучения  путем применения современных форм и методов обучения и воспитания учащихся.


Гипотеза исследования: применение современных интерактивных методов и форм будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, реализации  деятельностного подхода в личностно- ориентированном обучении и повысит качество обучения и воспитания.
Главной задачей своей деятельности мы считаем создание условий для того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности».
Задачи исследования: 
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме интерактивного обучения.

 2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании.
3. Разработать принципы отбора учебного материала с учетом специфики применения  современных интерактивных методов.
4.Проанализировать,  как интерактивные формы и методы обучения способствуют

                                                                                                                                                       4

активизации познавательной деятельности на практике.
5. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов.

                       2. Теоретические основы темы самообразования.
Если брать обобщенно, то широкое распространение получили всего три метода взаимодействия учителя и учащихся: активное, пассивное и интерактивное.

Пассивный метод – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей [1]. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы - это относительно нетрудоемкая подготовка урока и возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Учитывая эти плюсы, многие учителя предпочитают его остальным методам.

Активный метод
 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока [1]. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивныe уроки предполагали авторитарный стиль обучения, то активные предполагают демократический стиль. Активный и интерактивный методы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Интерактивный метод обучения – это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают [1]. Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
1) познавательную;
2) коммуникативно-развивающую;
3) социально-ориентационную.

и позволяет:

1) реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
2) формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
3) усилить мотивацию к изучению предмета;
4) создать благоприятную атмосферу на уроке

5) исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
                                                                                                                                                       5

6) самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
7) отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:

1) обучение через опыт и сотрудничество;
2) учет различий в стилях познания;
3) поисковые и исследовательские методы;
4) игровые методы.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

1) решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)
2) оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы: задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей); в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека); учитывала бы личностные особенности учителя и ученика: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

1.Активное включение каждого студента в процесс усвоения учебного материала; 2.Повышение познавательной мотивации;

3.Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);

4 Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;

5.Воспитание лидерских качеств; умение работать с командой и в команде; принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

3. Практическая часть. Применение интерактивных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности.

В соответствии со своими профессиональными и личностными качествами, а также с учетом возрастных и личностных качеств детей, я отобрала для использования на уроках следующие формы и методы интерактивного взаимодействия:   дискуссии, диспуты,  анализ конкретных ситуаций, беседы, проблемного изложения материала, исследования, практикумы, работа в малых группах и парах сменного состава, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, лабораторно-исследовательские работы, проекты, эвристическое обучение, проблемно-поисковое обучение. Многими из названных методов

                                                                                                                                                       6

и форм я пользовалась в течение всей своей педагогической деятельности, накапливая из года в год понравившийся методический материал (беседы, проблемное изложение материала, эвристическое и проблемно-поисковое обучение, анализ конкретных ситуаций, творческие задания и др.). От некоторых из них я впоследствии по разным причинам отказалась полностью или частично (например, лекций с элементами дискуссии, деловых и ролевых игр, урока-исследования, урока-поиска). Другие формы и методы были для меня знакомы, и я иногда использовала их, но не в системе (урок-практикум, работа в малых группах, взаимообучение и взаимоконтроль, проекты, ИКТ и др.). Наконец, были и такие, о существовании которых я не знала или знала недостаточно, и для меня они были новыми в смысле их применения («мозговой штурм», кластер, синквейн, интерактивные задания с использованием  ИКТ, работа с незнакомым текстом и др.).  На новые для меня формы и методы интерактивного обучения я во время работы над темой самообразования обращала особое внимание.

Приведу несколько примеров практического применения интерактивного обучения на своих уроках. Большинство заданий я брала либо из методической литературы, либо заимствовала у коллег из Интернета, но многие задания придуманы мной.

Дискуссия

Биология, 7класс, тема «Класс Пресмыкающиеся»

Вопросы для коллективного обсуждения.

1) Комодский варан весом 100 кг, может питаться мясом убитой козы в течение 2 месяцев, а тигр с таким же весом, чтобы не похудеть, должен съесть за это же время 8 коз. Почему млекопитающие так много едят?

2). Однажды в холодный осенний день из Вьетнама в адрес российского зооцентра прибыл редкий груз – 24 удава. Принимавший животных специалист без опаски осматривал каждое животное. Таможенники решили, что зоолог загипнотизировал змей, так как животные вели себя очень спокойно. Исправьте ошибку таможенников и дайте правильное объяснение поведения удавов.

Биология, 7класс, тема «Класс Птицы»

Выразите и аргументируйте свою точку зрения на вечный вопрос: что появилось раньше: яйцо или курица?

 

Биология, 9класс, тема «Неклеточные формы жизни».

Выразите и аргументируйте свою точку зрения на вопрос: как в природе появились вирусы?

                                                                                                                                                     Вопросы проблемного характера (проблемно-поисковое обучение)

Биология, 6 класс, тема  «Дыхание корней»:
Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Используя материал учебника, объясните, почему это произошло?
Биология, 8 класс, тема «Строение костей»:
Большая берцовая кость человека выдерживает в вертикальном положении нагрузку 1500 кг. Какие особенности в строении и составе костей обеспечивают такую прочность? (ответ найдите в учебнике)

                                                                                                                                                     7

Биология, 9класс, тема «Строение клетки. Цитоплазматическая мембрана. Ядро»

Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? Почему?

Работа в малых группах или парах («Мозговой штурм»)

Химия, 9класс, тема «Металлы – простые вещества»

В течение 3 минут ответьте на вопрос:

Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того, как записали все, что знаете о металлах,  обсудите это с партнером (или группой)

После того, как завершится обсуждение, члены группы делятся своими знаниями о металлах. Учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия выносятся на обсуждение. Учитель задает время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам. Далее учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать (материал учебника, Интернет).

Прием «синквейн»

Химия, 9класс, тема «Неметаллы»«синквейн»

Разнообразные, аллотропные.

Не куются, не проводят, не блестят.

Непохожи на металлы.

Окислители.

В таблице Менделеева занимают правый верхний угол.                  

                                 (Голикова А., Павлова Е., 9кл.)

География, 7класс, тема «Индия»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Индия

Древняя, красивая

Увлекает, оживляет, притягивает

Самая  необычная страна мира

Чудесная.              (Емельянова А.)

Творческие задания

Биология, 9класс, тема «Основные пути эволюции»

Найдите зашифрованные биологические термины в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. ( сргесре – регресс, рфооармоз – ароморфоз, аецдояидпаи – идеоадаптация). Что означают эти термины, приведите примеры для их иллюстрации.

                                                                                                                                                         8

Природоведение, 5 класс, тема «Планеты Солнечной системы»

Сочините дома устный или письменный фантастический рассказ на тему «Я - Инопланетянин», в котором опишите «свою жизнь» на любой по своему выбору планете. Представьте свой рассказ творчески.

Проектная деятельность

Начиная с 5 класса, с курса природоведения, я включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят  по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними  на уроке. Ребята с интересом подбирали материал по темам « Планеты Солнечной системы», « Животный и растительный мир», «Динозавры» и др.. В 6классе ребята готовили сообщения на темы: «Удивительные водоросли», «Вот так плоды!», «Кто как распространяет семена» и др. В 7классе – «Отряды птиц» (групповой проект). На уроках биологии в 6классе использую проектную деятельность при проведении лабораторных работ в качестве дополнительных творческих заданий. Например, при проведении лабораторной работы «Строение растительной клетки» помимо заданий учебника предлагаю детям выполнить работу по обнаружению в клетках хромопластов, пигментов, включений (по желанию учащегося – кто что принес из дома).

Использование ИКТ.

Во всех классах и на всех предметах использую интерактивные задания разного вида. Например, ИКТ-тестирование, презентации с творческими заданиями («Кто лишний», «Лукошко», «Каша из злаков»), ИКТ - кроссворды (с рисунками и фотографиями), задания после просмотра презентации и др. Учащиеся начальной школы на факультативных и внеурочных занятиях впервые под моим руководством создавали свои презентации. Ученик 3класса Костылев И. приготовил презентацию на тему «Каши», учащиеся 4 класса Винтилова М., Соколова Л. И Бурдаева О. – на тему «Мои питомцы».

Использование видеороликов, сюжетов из кино- и мультфильмов.

Особенно активизируют работу учащихся видеоролики из Интернета с последующей беседой на заданную тему. За последние 3-4 года у меня накопилась довольно большая коллекция роликов. Я использую их и в урочной, и во внеурочной работе. Часто на уроках биологии, реже на химии (не хватает времени) и географии (не накоплен еще достаточный материал). Эта форма интерактивной деятельности отлично подходит для работы на факультативах, элективных курсах, классных часах и внеклассных мероприятиях. Например, такие видеоролики, как «Никогда не сдавайся»,  «Волк отомстил…», «Человек и собака» (этика), «Лебеди кормят рыб», «Друзья и лев» (биология), «Спасение лосихи» (биология, география, этика), «Взаимодействие натрия с водой» (химия), «Зимующие птицы» (внеклассное мероприятие), «Влияние слова…» (классный час). Большинство роликов в Интернете или не имеют названия, или  имеют длинное и некорректное, поэтому я их называю условно для себя сама.

Работа с различными текстами.

Тексты я использую в различных ситуациях на уроке: при актуализации знаний, для создания  проблемной ситуации, при закреплении материала, для проверки знаний и др. Особенно люблю стихи. Например:

                                                                                                                                                         9

Биология, 6класс, тема «Лишайники»

На этапе актуализации знаний читаю стихи «Лишайник» (автора не помню):

Открытый сразу всем ветрам

Темнеет остров голый.

Деревьям нет надежды там,

Там не летают пчелы.

Там нет и карликов берез,

Но средь камней нагих возрос

Против судьбы восставший.

           Вопрос: о ком или о чем идет речь в данном стихотворении?

Биология, 8класс, тема «Беременность и роды»

Для проверки знаний использую стих. Абу Али ибн Сина «Поэма о медицине»

Прочитайте отрывок стих. Абу Али ибн Сина «Поэма о медицине»

О детях, находящихся

Еще в утробе матери:

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснется,

Пусть мать питается не как придется,

А ест еду и влагу с пользой пьет,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.

Проанализируйте строки этого стихотворения, написанного более тысячи лет назад?

Какие факторы оказывают отрицательное влияние на развитие эмбриона?

 Работа с текстом, содержащим ошибки (сочиняю сама или нахожу в Интернете).

Биология, 7класс, тема «Класс Пресмыкающиеся»

                                                                                                                                                   

«Письмо Мюнхгаузена».

Знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен прислал письмо, где он рассказывает о своем путешествии. В письме много ошибок. Исправь их.

                      Письмо барона Мюнхгаузена:

«Дорогие друзья! Хочу поделиться с вами своими наблюдениями во время путешествия. Когда буря закончилась, мы подняли якорь и недели через две прибыли на о. Сахалин. Сын губернатора предложил пойти вместе с ним на охоту в лес. Я с удовольствием согласился. В лесу увидел змею, которая встала передо мной и дразнила меня, показывая не один, а два языка. Я посмеялся и пошел дальше. Жара стояла невыносимая, и мы решили искупаться. Зашел в воду, а навстречу вдруг выплывает Слоновая черепаха. Я с удовольствием покатался на ней! Наслаждаясь плаваньем, я вдруг увидел, как пираньи съедали амазонского каймана. Жаль беднягу! Добрался я до берега и вдруг вижу: крокодил готовится проглотить свое потомство. В ужасе я убежал на корабль».                                            

                                                                                                                ВАШ Барон Мюнхгаузен.

Работа по преобразованию текста.

География, 6класс, тема «Топографические знаки»

 Спишите топографический диктант, заменяя выделенные слова условными знаками: «На каникулы мы приехали погостить в деревню. Наша деревня расположена левее

                                                                                                                                                       10

грунтовой дороги, которая пересекает сосновый лес. На опушке леса стоит заброшенная мельница, рядом с ней колодец. От колодца к югу тянуться кустарники до самой реки. Все лето мы купались в реке, прыгая с деревянного моста. За рекой расположен фруктовый сад и пашни. В деревне есть школа и каменная церковь. Приехать сюда можно по шоссе и железной дороге».

Я рассказала лишь о малой части тех методов и форм интерактивного обучения и воспитания, которые я использую в своей повседневной педагогической работе. Многообразие этих методов очень велико, ежедневно талантливые и творческие педагоги придумывают что-то новое, не менее интересное. Но главное не в количестве, и даже не в качестве используемых методов и форм, а в их эффективном применении и результативности.

Интерактивные методы обучения: аргументы «за»

1. Знания становятся более доступными. Ребёнок понимает свою успешность и, как следствие – повышение результативности самого процесса обучения;

2. Ребёнок учится выражать собственное мнение, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

3. В интерактиве доминирование какого-либо одного мнения над другим практически исключено. Школьник учится уважать чужую точку зрения;

4. Ученик строит конструктивные отношения в коллективе, пытается определять в нём своё место, учится избегать конфликтов, вовремя разрешать их, стремится к компромиссам;

5. Интерактив развивает навыки самостоятельной и творческой работы;

6. Интерактивные методы помогают снимать повышенную нервную нагрузку учеников, предоставляют возможность чередовать формы работы и переключать внимание на ключевые вопросы темы урока.

Нельзя, однако, отрицать, что у интерактивного обучения, как и у многих других современных методов обучения имеются определённые недостатки

                     

                         Интерактивные методы обучения: аргументы «против»

1. Интерактивные методы не всегда могут преодолеть нежелание ученика включаться в процесс обучения;

2. Для некоторых учащихся групповая работа становится способом ничего не делать;

3. Новые методики разрушают у некоторых детей привычные стереотипы процесса обучения, что приводит к внутреннему дискомфорту;

4. Исключить доминирование мнения какого-то одного ученика, который лидирует в группе, не всегда удаётся;

5. Если преподаватель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то урок может превратиться в простую анархию;

6. Чрезмерное увлечение интерактивом может увести от главной цели урока – получения знаний по определённой теме.

Вывод: Как видим, достоинств у интерактивного обучения всё же гораздо больше. Практика показывает, что интерактивные методики способствуют активизации процесса усвоения необходимых знаний, учат школьников конструктивному общению, умению поиска компромиссов, помогают формировать критическое мышление, позволяют ребенку глубже познать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Дают мощный толчок для развития природных способностей, для выработки определенных моделей поведения в обществе, для самопознания и

                                                                                                                                                       11

самосовершенствования. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

 

Заключение.

             Вспомните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как нас огорчало необходимость читать скучные учебники, запоминание придуманные взрослыми длинных заумных фраз? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Возникает вопрос - почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение когда-то у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? Серьезная потребность в этом уже давно назрела. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Под результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Поэтому я считаю, что для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий и  переход на интерактивное обучение.


                       
 Мои результаты работы над темой самообразования:

1.Написано несколько докладов по теме для сообщения на  заседаниях МО.

2.Разработано (найдено) множество дидактических материалов, тестов, наглядностей  для уроков.

3.Выработаны методические рекомендации по применению интерактивного обучения.

4.Разработаны и проведены открытые внеклассные и внеурочные мероприятия с применением форм и методов интерактивного обучения и воспитания.

5.Обобщен опыт по исследуемой теме.

Формы  представления результатов самообразования.

  1. Доклад .
  2. Показ учащимися новых форм взаимодействия в процессе  обучения, в том числе на открытых уроках.
  3. Проведение открытых классных часов и внеклассных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Использование самостоятельной работы для развития способностей учащихся"

В  моей работе рассмотрены следующие вопросы: Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности.  Система са...

обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Использование самостоятельной работы для развития способностей учащихся"

В  моей работе рассмотрены следующие вопросы: Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности.  Система са...

Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ШМО .Интерактивные методы обучения.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  НА ШМО .Интерактивные методы обучения.подготовила учитель историиМБОУ «СОШ№1»Губенина Л.Н....

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии".

Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"

       Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....