Фотосинтез. Хемосинтез.
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

Кутаева Ольга Александровна


урок составлен  с использованием технологической карты урока по Копотеевой. Урок биологии в 9 классе ""Фотосинтез. Хемосинтез

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка технологической карты Урока Биологии «Фотосинтез. Хемосинтез» Составители: Кутаева Ольга Александровна - учитель биологии МКОУ Чантырская СОШ Морозова Татьяна Васильевна - учитель биологии МКОУ Мулымская СОШ Рахимова Людмила Викторовна - учитель биологии МБОУ Куминская СОШ Соколов Владимир Викторович - учитель биологии МКОУ Юмасинская СОШ

Слайд 2

Технологическая карта урока Предмет: биология Класс: 9 Автор УМК: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов Тема урока: Фотосинтез. Хемосинтез. Тип урока: «Открытия» новых знаний Цель: Изучить механизм процессов фотосинтеза и хемосинтеза. Задачи: 1. Рассмотреть особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза, основные этапы этих процессов, выявить их роль. 2. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации. 3. Ответственное отношение к выполняемым заданиям, патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению этих процессов.

Слайд 3

Ход урока Этап урока Деятель-ность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности I . Организационный момент Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Сосредото чиваются на начало урока и не отвлекаются входе его Умение настраиваться на занятие

Слайд 4

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Показ фрагмента фильма «Фотосинтез» Ученики смотрят фильм Компетенция обучающихся в области биологии Взаимодействуют с учителем Слушание Регулиру-ют учебную деятельность Развитие регуляции учебной деятельности.

Слайд 5

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности III . Целеполагание Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме и цели урока Выделяениесуществен-ной информации из слов учителя и фильма. Осуществление актуализа-ции личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, выстраивание понятных для собеседника высказывания Контролируют правильно-сть ответов обучающих-ся . Планируют пути достижения цели. Умение слушать в соответствие с целевой установкойПринятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и допол-нение выска-зываний обучающихся

Слайд 6

Фотосинтез и хемосинтез

Слайд 7

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности IV . Проверка предыдущего домашне-го задания. Выдаёт тесты в формате ЕГЭ (см. Приложе-ние 1 к уроку) Выводит на слайд правильные ответы для самопроверки. Выполня-ют тесты письменно в тетради. Проверяю выполнение своей работы Примене-ние получен-ных знаний по теме: «Энергетический обмен». Самооцен-ка Работают индивидуально Согласова-ние усилий по решению учебных заданий. Выполня-ют самостоя-тельно задания. Проверяют свои знания. Определение правиль-ных ответов из предло-женных и последовательность действий в части В.

Слайд 8

Ответы на тест 1) 4) 2) 3) 1) 3) Б В А А Б В Г Д Е 1 2 2 1 1 2

Слайд 9

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности V . Изучение нового матери-ала . 1. Выявление места и причины затруднения. Задаёт проблем-ные вопросы, подводящие к изучению нового материала Отвечают на вопросы учителя Осознан-ное и произволь-ное построение речевого высказывания Сотрудничают с учителем и друг с другом Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации Осуществляют мыслительные операции с опорой на наглядный материал Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Слайд 10

Строение хлоропласта

Слайд 11

«Самое интересное из веществ во всём органическом мире» - так назвал хлорофилл великий Чарльз Дарвин. Хлорофилл- сложное органическое вещество, в центре которого находится атом магния. Хлорофилл находится в мембранах тилакоидов гран, из-за чего хлоропласты приобретают зеленый цвет. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей областях спектра и отражает зеленые лучи, которые воспринимаются нашим глазом.

Слайд 12

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности 5.2. Построение проекта выхода из затруднения. Выводит на слайд информа-цию о истории открытия фотосин-теза Ученик читает текст со слайда Ученики слушают и осмысливают Получение новой информа-ции Относятся уважительно к однокласснику Доброжелательное отношение Понимают требования учителя Владение собой в ситуациях, требующих сосредоточенности

Слайд 13

История изучения процесса фотосинтеза 1771 г. – англ. химик Джозеф Пристли установил, что растения «исправляют» воздух, «испорченный» горящей свечой. 1782 г. – Жан Сенебье показал, что растения, выделяя кислород, поглощают углекислый газ; предположил, что в вещество растения превращается углерод, входящий в состав углекислого газа. 1779 г.- Австр . врач Ян Ингенхауз обнаружил, что растения выделяют кислород только на свету. Он погружал ветку ивы в воду и наблюдал на свету образования на листьях пузырьков кислорода.

Слайд 14

1903 г. - русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев первый обобщил все данные о фотосинтезе и дал научное объяснение этому процессу в книге “Жизнь растений»

Слайд 15

К.А. Тимирязев говорил о фотосинтезе: «Связь между солнцем и зелёным листом раскрывает перед нами космическая роль растений. Зелёный лист фокус – куда притекает энергия солнца и берут начало все проявления жизни».

Слайд 16

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности 5.2. Построение проекта выхода из затруднения. Рассказывает о сущности световой и темновой фаз фотосинте-за . Даёт задание: заполнить таблицу. Выводит на слайд готовую таблицу Заполняют таблицу Осуществляют самопроверку Преобразование информа-ции в таблицу. Умение анализировать, обобщать и делать выводы Ученики слушают учителя Сотрудничество с учителем Сосредоточиваются на учебной задаче Умение работать по плану. Корректировка своих ответов

Слайд 17

Фотосинтез – это процесс преобразования поглощённой энергии света в химическую энергию органических соединений.

Слайд 18

ФАЗЫ ФОТОСИНТЕЗА СВЕТОВАЯ ТЕМНОВАЯ

Слайд 20

Параметры сравнения Световая фаза Темновая фаза 1. Место реакций в хлоропластах Тилакоиды гран строма 2. Условие Свет Свет не обязателен 3. Исходные вещества. Что необходимо? Вода, хлорофилл Углекислый газ, АТФ, атомарный водород 4. Продукты реакций АТФ, кислород, атомарный водород Углеводы, вода. 5. Источник энергии Энергия солнца Энергия АТФ 6. Уравнения реакций H 2 O––>H + + OH – 4OH––>2H 2 O + O 2 + 4 24H + 6CO 2 ––> C 6 H 12 O 6 Общее уравнение фотосинтеза 6CO 2 + 6H 2 O → C 6 H 12 O 6 + 6O 2 ↑

Слайд 21

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности 5.2. Построение проекта выхода из затруднения. Даёт краткую справку о хемосинтезе и задания для самостоятельной работы по тексту параграфа 21 « Хемосин-тез » Читают текст и составляют 5 тестов по заданной теме. Самостоятельная работа с текстом, умение анализировать, составлять вопросы к тексту Общаются письменнопосредством тестов (на следующем уроке) Построение понятных для партнёра высказываний Выделяют в задании основной вопрос и определяют путь его выполнения. Самостоятельная работа

Слайд 23

Хемосинтез - это процесс синтеза органических веществ из неорганических за счёт энергии, освобождающейся при окислении неорганических

Слайд 25

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Предлагает сделать выводы о значении фотосинтеза и хемосинтеза, затем сравнить с предложенными, затем выполнить тест Обобщают полученные знания Способность обобщать имеющиеся знания Учитывают точку зрения собеседника Толерантность к чужому мнению Осознают, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Осознание качества и уровня усвоения

Слайд 26

Значение фотосинтеза Фотосинтез – основа питания всех живых существ. Ежегодно на Земле производится 150 млрд. тонн органического вещества и выделяется 200 млрд. тонн свободного кислорода. Из кислорода образуется озоновый слой, защищающий живые организмы от ультрафиолетовой радиации. Фотосинтез поддерживает современный состав атмосферы. Препятствует увеличению концентрации СО 2 , предотвращая перегрев Земли. Растения вовлекают в круговорот миллиарды тонн азота, фосфора, серы, кальция, магния, калия и других элементов .

Слайд 27

Значение хемосинтеза Разрушение горных пород. Очищение сточных вод. Участие в круговороте веществ. Участие в образовании полезных ископаемых.

Слайд 28

Тест: Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза А) Возбуждение хлорофилла Б) Синтез крахмала из глюкозы В) Фиксация углекислого газа Г) Фотолиз воды

Слайд 29

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Обращает внимание на эпиграф урока, который вывешен в начале урока, но не озвучен Обосновывают свое мнение о высказывании Умение приводить аргументы Сотрудничают с учителем и друг с другом Умение работать в коллективе Осуществляет мыслительные операции в уме Способность выделить основной результат процесса

Слайд 30

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируе-мые способы деятельности Осуществляемые действия Форми-руемые способы деятельности 8. Домашнее задание § 21, творческое задание «За страницами учебника» Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Регулируют учебную деятельность. Регуляция учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Фотосинтез. Хемосинтез".

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: "Фотосинтез. Хемосинтез".Цель урока: изучить особенности метаболизма автотрофных организмов на примере процессов фотосинтеза и хемосинтеза. Обучающиес...

презентация фотосинтез и хемосинтез

Презентация по биологии для учащихся 9 класса . Линия В. Пасечника. В данной презентации рассматриваются особенности процессов фотосинтеза и хемосиентеза, их роль....

«Фотосинтез. Хемосинтез»

Цель урока: изучить особенности метаболизма автотрофных организмов на примере процесса фотосинтеза.Задачи:образовательные – раскрыть особенности процесса фотосинтеза, сущность световой и темновой фаз ...

Кроссворд по биологии в 9 классе на тему«Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез»

Кроссворд по биологии в 9 классе на тему«Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез»...

Проверочная работа: Фотосинтез/Хемосинтез

Проверочная работа: Фотосинтез/Хемосинтез...

Презентация "Фотосинтез, хемосинтез"

Фотосинтез и хемосинтез - трудные темы общей биологии. Оба процесса уникальны и относятся к автотрофному типу питания. Работа помогает лучше усвоить эти темы детям....

Презентация "Обмен веществ. Фотосинтез. Хемосинтез."

Обмен веществ. Фотосинтез. Хемосинтез....