Рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 182
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Рассмотрено на заседании МО Естественнонаучного цикла Протокол №___ от «__»_______20__г
| Согласовано Зам. Директора по УВР /_____________________/ «____»________ 20____ г | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ №182 /____________________/ Приказ №____________от «___»__________20____ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения» для 5 а класса
Срок реализации 2015 – 2016 учебный год
Учитель биологии: Семёнова Н. Г.
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и ориентирована на использование учебника:
В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл. – М.: Дрофа, 2013
В соответствии с ФГОС ООО и учебным планом ГБОУ СОШ №182 на изучение биологии в 5 а классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание программы направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Общая характеристика курса
Курс биологии в 5 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» на начальной ступени образования и является частью предметной области естественнонаучных дисциплин. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения биологии в 5 классе
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.
На предметном уровне:
- Формирование у обучающихся представления о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности;
- Освоение обучающими знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
- Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
- Классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- Сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
- Овладение обучающимися возможностью применять полученные знания в практической деятельности;
- Развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
- Воспитание ценностного отношения к природе.
На метапредметно уровне:
- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- Умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
- Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Материал курса 5 класса разделен на 4 главы, которым предшествует введение.
Во введении обучающиеся знакомятся с биологией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения. Материал введения позволяет углубить и расширить представления о свойствах живых организмов и их приспособленности к жизни в различных средах обитания. Знакомство с экологическими факторами акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы. Глава 1 знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единицы живого. Школьники узнают о строении растительных тканей и научатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание в каждом параграфе этой главы уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ. Глава 2 посвящена изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы. Обучающиеся знакомятся с разнообразием и распространением бактерий, узнают об их положительном и отрицательном значении в природе и жизни человека, учатся избегать заражения болезнетворными бактериями. При изучении главы 3 обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представление об их многообразии. Школьники учатся различать ядовитые и съедобные грибы, а также оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами. Глава 4 посвящена царству Растения. Обучающихся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни человека. Школьники учатся распознавать растения разных отделов и устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания. Основные отделы царства Растения изучают последовательно от водорослей к покрытосеменным, что дает возможность проследить усложнение строения растительных организмов в процессе эволюции. Последний параграф данной главы «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира» позволяет обобщить и систематизировать знания обучающихся по пройденной теме.
Содержание курса биологии в 5 классе строится на основе деятельностного подхода. При изучении биологии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных результатов, предусмотренных новым стандартом. Резерв учебного времени целесообразно использовать на развитие развивающих, исследовательских, личностоно-ориентированных, проектных и групповых технологий.
В связи с добавлением дополнительного часа на изучение биологии в данном классе программы носит практическую направленность. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, уроки- практикумы и проектная деятельность. (всего 35 часов). Для развития творческих и коммуникативных навыков предусмотрены реферативные работы, групповая деятельность.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестовые работы, биологические диктанты, дидактические карточки, фронтальный и индивидуальный опрос. Для обобщения и систематизации знаний и умений в конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки. Для контроля знаний предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль в форме тестовых и контрольно –практических работ.
В тематическом планировании по каждой теме прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | Лабораторные и практические работы | Проектная деятельность | Контрольные работы |
1 | Введение | 11 | 3 | 2 | - |
2 | Клеточное строение организмов | 16 | 6 | 1 | |
3 | Царство Бактерии | 3 | 1 | - | |
4 | Царство Грибы | 9 | 3 | 1 | |
5 | Царство Растения | 23 | 7 | 7 | 1 |
Резерв | 6 | ||||
Итого | 68 | 26 | 9 | 3 |
Тематика творческих реферативных работ
- Значение растений в жизни человека.
- Полезные бактерии
- Выращивание грибов в искусственных условиях
- Грибы –хищники
- Грибы –паразиты.
- Полезный гриб пеницилл
- Использование водорослей человеком
- Лишайники – биоиндикаторы чистоты воздуха.
- Как образуется торф.
- Самые необычные растения мира.
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ (11 часов)
Биология – наука о живой природе. Биологические науки и объекты их изучения. Значение биологии для хозяйственной деятельности человека и охраны природы. Методы исследования в биологии. Биосфера –живая оболочка Земли. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Признаки и свойства живых организмов. Среды обитания организмов. Приспособления организмов к обитанию в различных средах. Экологические факторы и их действие на живые организмы.
Лабораторные и практические работы:
1. Фенологические наблюдения
2. Изучение структуры почвы
Проектная деятельность
Антропогенное воздействие на природу
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- О многообразии живой природы;
- Царства живой природы;
- Основные методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент;
- Признаки живого: клеточное строение, дыхание, рост, развитие, обмен веществ, размножение, раздражимость;
- Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные;
- Основные среды обитания живых организмов
Учащиеся должны уметь:
- Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- Отличать живые организмы от неживых;
- Характеризовать среды обитания организмов;
- Характеризовать экологические факторы.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- Составлять план текста;
- Определять существенные признаки объекта;
- Сравнивать объекты между собой
- Определять цель урока и ставить задачи;
- Работать по предложенному алгоритму.
ГЛАВА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (16 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. Клетка. Особенности строения растительной клетки, ее части и органоиды. Химический состав клетки (неорганические и органические вещества). Роль химических веществ в клетке. Процессы жизнедеятельности клетки. Ткань. Типы тканей растительного организма и их функции.
Демонстрации: микропрепараты различных тканей растений, тематические презентации, таблицы «Растительная клетка», «Ткани растений», «Устройство микроскопа» (в электронном виде), опытов, доказывающих наличие органических веществ в клетке.
Лабораторные и практические работы:
1. Знакомство с увеличительными приборами
2. Изготовление модели растительной клетки
3. Приготовление препарата кожицы лука и изучение строения растительной клетки
4. Изучение пластид в летках элодеи, плодах рябины, шиповника
5. Обнаружение органических веществ в семенах растений
6. Изучение препаратов растительных тканей
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
ГЛАВА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (3 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Демонстрации: таблица «Бактериальная клетка», культура бактерий сенной палочки.
Лабораторные и практические работы
1. Сравнение бактериальной и растительной клетки
ГЛАВА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (9 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрации: муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
1. Строение плодовых тел шляпочных грибов
2. Изучение особенностей строения плесневых грибов
3. Распознавание паразитических грибов
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
ГЛАВА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (23 часа)
Ботаника — наука о растениях. Общая характеристика растительного царства. Высшие и низшие растения. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрации: гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений, таблицы, динамические модели «Жизненный цикл хламидомонады», «Жизненный цикл папоротника»
Лабораторные и практические работы
1.Сравнение высших и низших растений
2. Распознавание лишайников на гербарных образцах
3. Изучение особенностей строения зеленых водорослей
4. Изучение особенностей строения мха
5. Изучение спороносящего хвоща и папоротника
6. Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений
7. Строение цветкового растения
Проектная деятельность
Многообразие споровых растений
Многообразие голосеменных
Многообразие покрытосеменных
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
- осознание потребности и готовности к самообразованию;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- формирование экологического мышления.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся УУД.
Познавательные УУД:
- Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- Умения составлять тезисы, план, структурировать учебный материал, давать определение понятий;
- Умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- Умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии;
- Умения строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
- Умения создавать схематические модели с выделением существенных признаков объектов;
- Умение осуществлять поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
Регулятивные УУД:
- Умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать деятельность и прогнозировать результаты;
- Умение самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, выбирать средства достижения цели;
- Умения работать по плану;
- Владение основами самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- Умения адекватно использовать речевые средства при дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:
- Понимать смысл биологических терминов;
- Характеризовать методы биологической науки и оценивать их роль в познании живой природы;
- Осуществлять элементарные биологические исследования;
- Перечислять свойства живого;
- Описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- Различать на рисунках, таблицах, схемах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, грибы, животные), а также основные группы растений (водоросли, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
- Сравнивать биологические объекты и процессы;
- Делать выводы на основе сравнения;
- Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Определять роль живых организмов в природе;
- Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- Составлять элементарные пищевые цепи;
- Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания;
- Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- Различать съедобные и ядовитые грибы;
- Описывать порядок оказания первой помощи;
- Формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при проведении лабораторных работ;
- Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Поурочное планирование
№ | Дата | Тема | Основные понятия | Лабораторные и практические работы | Контроль | Деятельность учащихся | |||||
ВВЕДЕНИЕ (11 часов) | |||||||||||
1 | Вводный урок Источники биологической информации. Техника безопасности в кабинете биологии. | Изучают правила ТБ в кабинете биологии. Работают у с учебником. | |||||||||
2 | Биология –наука о живой природе. Методы исследования в биологии | Биология, биосфера, экология, наблюдение, эксперимент, измерения, | Текущий (фронтальный опрос) | Работа с текстом учебника, иллюстрациями, схемами, работа с терминами. Раскрывают значение биологических знаний. Характеризуют методы исследования в биологии. | |||||||
3 | Фенологические наблюдения | фенология | Практическая работа №1 | Проводят наблюдения, фиксируют результаты. Оформляют результаты наблюдений, анализируют, делают выводы | |||||||
4 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов | Царства живой природы: бактерии, грибы, животные, растения; | Текущий (терминологический диктант) | Работа с текстом учебника, иллюстрациями, схемами, работа с терминами, составление схем, | |||||||
5 | Признаки живых организмов | Отличительные признаки живого: клеточное строение, рост, развитие, обмен веществ, раздражимость, размножение. | Текущий (фронтальный опрос) | Анализируют признаки живого, составление плана параграфа с последующей самопроверкой.. | |||||||
6 | Среда обитания организмов | Водная среда, наземно-воздушная, | Текущий (терминологический диктант) | Работа с текстом учебника, иллюстрациями, схемами, работа с терминами, составление схем, составление плана параграфа с последующей самопроверкой, заполнение сравнительных таблиц. Анализируют связи организмов со средой обитания. | |||||||
7 | Почва как среда обитания. | Состав и структура почвы, гумус, плодородие. Роль живых организмов в почвообразовании | Лаб. работа№1 «Изучение структуры почвы» | Лаб. работа | Проводят лабораторную работу, зарисовывают, оформляют результаты, анализируют, осуществляют взаимопроверку | ||||||
8 | Организм как среда обитания | Паразитические и симбиотические организмы | Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам) | Работа в группах по подготовке сообщений по заданным темам. | |||||||
9 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. | Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам) | Работа с тестом, схемами, иллюстрациями, биологическими терминами. Работа в группах по подготовке сообщений по заданным темам. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. | |||||||
10 | Проектная работа антропогенное воздействие на природу района (фотохроника) | Подготовка коллективной презентации по материалу учащихся | Проводят изучение негативного влияния человека на природу района, обсуждают в группах, анализируют, готовят отчетную презентацию | ||||||||
11 | Проектная работа антропогенное воздействие на природу района (фотохроника) | ||||||||||
Планируемые результаты Предметные:
Метапредметные Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Представление о возможности самостоятельного научного исследования при соблюдении определенных правил. | |||||||||||
№ | Дата | Тема | Основные понятия | Лабораторные и практические работы | Контроль | Деятельность учащихся | |||||
ГЛАВА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (16 часов) | |||||||||||
12 | Устройство увеличительных приборов. | Клетка, лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив | Л/р №2 « Знакомство с увеличительными приборами» | Текущий (тест по Главе 1 §1-5) Лаб. работа | Знакомство с увеличительными приборами, рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника, отработка последовательности действий работы с микроскопом, выполнение лабораторной работы. | ||||||
13 | Строение клетки. | Оболочка, цитоплазма, мембрана, ядро, ядрышко, вакуоль, пластиды, клеточный сок, хлоропласты, хлорофилл. | Текущий (индивидуальный, работа по карточкам) | Работа с текстом, иллюстрациями, схемами; схематическое изображение строения клетки в тетради, | |||||||
14 | Урок –практикум Приготовление микропрепарата | Оболочка, цитоплазма, мембрана, ядро, вакуоль, клеточный сок, хлоропласты | Лаб. работа № 3 « Приготовление препарата кожицы лука и изучение строения растительной клетки» | Текущий (самостоятельная работа) | Выполняют лабораторную работу, учатся готовить микропрепарат. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и схематически изображают их. | ||||||
15 | Пластиды | Пластиты, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, пигменты, хлорофилл | Лаб. работа № 4 «Изучение пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» | Текущий (лаб.работа) | Работают с учебником, дают определения терминам, выполняют лабораторную работу, оформляют результаты и делают выводы | ||||||
16 | Модель растительной клетки | Практическая работа №2 | Самостоятельная работа | Изготовляют модель растительной клетки | |||||||
17 | Химический состав клетки | Неорганические вещества, органические вещества, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты. | Текущий (работа по карточкам, индивидуальный опрос) | Работа с текстом, терминами, таблицами, составление плана параграфа, построение на основе теоретического материала схем, таблиц | |||||||
18 | Химический состав клетки урок-исследование | Обнаружение органических веществ в семенах растений | Лаб. работа № 5 | Текущий (лаб.работа) | Выполняют работу в группах по инструктивной карточке, анализируют результаты, делают выводы | ||||||
19 | Процессы жизнедеятельности в клетке | Межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, | Текущий (графический диктант) | Работа с текстом, иллюстрациями, выполнение самостоятельной работы по предложенному алгоритму с последующей взаимопроверкой. | |||||||
20 | Деление клетки | хромосомы, деление клетки, рост, митоз | Изучают процесс деления клетки, выполняют рисунки, работают с учебником. | ||||||||
21 | Ткани | Ткань, образовательная ткань, конус нарастания, камбий, покровные ткани, кожица, пробка, механическая ткань, проводящая ткань, ситовидные трубки, сосуды, основная ткань. | Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам) | Структурирование текста, работа с рисунками, заполнение сравнительной таблицы, описывают особенности строения каждого типа растительной ткани, устанавливают взаимосвязь между строением и функциями. | |||||||
22 | Ткани | ||||||||||
23 | Лабораторный практикум «Растительные ткани» | Лаб. работа №6 «Изучение препаратов растительных тканей» | Отрабатывают умение определять различные растительные ткани на микропрепаратах. | ||||||||
24 | Обобщающий урок | Повторение материала раздела | Работают с терминами, иллюстрациями, ЦОР | ||||||||
25 | Контрольно –практический урок по теме «Клеточное строение организмов» | Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов. | Тематический (контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов» | Работа с терминами, выполняют задания по карточкам, отработка тестовых заданий | |||||||
26 | Коррекционная работа | Разбор основных ошибок контрольной работы | Выполняют работу над ошибками | ||||||||
Планируемые результаты Предметные:
Метапредметные Познавательные
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Применение полученных знаний в практической деятельности. | |||||||||||
№ | Дата | Тема | Основные понятия | Лабораторные и практические работы | Контроль | Деятельность учащихся | |||||
ГЛАВА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа) | |||||||||||
27 | Строение и многообразие бактерий | Бактерии, кокки, спириллы, бациллы, вибрионы, цианобактерии, сапрофиты, паразиты, спора | Текущий (фронтальный опрос) | Работа с текстом параграфа, структурирование текста, сравнение объектов по заданным критериям, самостоятельная работа с рисунком учебника, работа с биологическими терминами. Выделяют существенные признаки бактерий. | |||||||
28 | Сравнение растительной и бактериальной клетки | Практическая работа №3 | Текущий (устный опрос) | Заполняют сравнительную таблицу по заданным критериям, работают с текстом, схемами | |||||||
29 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии, клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии, симбиоз, болезнетворные бактерии, эпидемия | Текущий (терминологический диктант) | Работа в группах, работа с текстом, иллюстрациями, дополнительным материалом, групповая работа по подготовке сообщений и презентация своей работы. | |||||||
ГЛАВА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (6 часов) | |||||||||||
30 | Общая характеристика грибов | Грибница, мицелий, гифы | Текущий (тест) | Работа с тестом, иллюстрациями, видеоматериалом, самостоятельная работа в группах по заданиям. Выделяют существенные признаки строения грибов | |||||||
31 | Шляпочные грибы
| Грибница, плодовое тело, шляпка, ножка, трубчатые, пластинчатые грибы, микориза, симбиоз. | Текущий (фронтальный и индивидуальный опрос) | Работа с текстом, иллюстрациями, натуральными объектами, составление конспекта урока, зарисовка, выполнение лабораторной работы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении грибами | |||||||
32 | Шляпочные грибы | Лаб. работа № 7 « Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Лаб. работа | Выполняют лабораторную работу, делают зарисовки, выводы, отвечают на вопросы | |||||||
33 | Плесневые грибы и дрожжи | Плесневые грибы, мукор, пеницилл, дрожжи, почкование, спорангии. | Текущий (работа по карточкам, фронтальный опрос) | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, просмотр видеофрагментов, выполнение самостоятельную работу по инструктивным карточкам, обсуждение результатов. | |||||||
34 | Урок-практикум | Лаб. раб №8 «Изучение особенностей строения плесневых грибов» | Выполняют лабораторную работу, делают зарисовки, отвечают на вопросы | ||||||||
35 | Грибы – паразиты | Грибы –паразиты, головня, спорынья, трутовик. | Текущий (терминологический диктант) | Работа с текстом, иллюстрациями, самостоятельная работа по заполнению таблицы, обсуждение результатов работы с последующей самооценкой. | |||||||
36 | Урок-практикум «Распознавание паразитических грибов» | Практическая работа № 4 | Текущий (работа по карточкам, фронтальный опрос) | ||||||||
37 | Обобщающий урок | Безъядерные и ядерные живые организмы | Текущий (фронтальный и индивидуальный опрос) | Работа и таблицами, схемами, сообщения учащихся и их обсуждение, выполнение тренировочных заданий (тест) | |||||||
38 | Контрольно – обобщающий урок по теме «Бактерии. Грибы» | Тематический (контрольная работа по теме «Бактерии. Грибы») | Индивидуальное выполнение заданий контрольной работы. | ||||||||
39 | Коррекционная работа | Разбор основных ошибок контрольной работы | Выполняют работу над ошибками | ||||||||
Планируемые результаты Предметные:
Метапредметные Познавательные
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Понимание значимости личной гигиены, позволяющей избежать заражения болезнетворными бактериями. | |||||||||||
№ | Дата | Тема | Основные понятия | Лабораторные и практические работы | Контроль | Деятельность учащихся | |||||
ГЛАВА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (23 часа) | |||||||||||
40 | Разнообразие, распространение и значение растений | Ботаника, высшие растения, низшие растения, слоевище, таллом | Практическая работа № 5 «Сравнение высших и низших растений» | Текущий (фронтальный опрос) | Работа с текстом, его структурирование. Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на таблицах и натуральных объектах высшие и низшие растения. Сравнивают объекты по заданным критериям. Определяют понятия. | ||||||
41 | Водоросли. Многообразие, среда обитания, значение | Водоросли, талом, хроматофор, стигма, ризоиды, зеленые, бурые, красные водоросли | Текущий (фронтальный и индивидуальный опрос) | Работа с текстом, иллюстрациями, схемами. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами, гербарными образцами, определяют представителей водорослей, делают записи и схематичные рисунки. | |||||||
42 | Урок-практикум | Лаб.работа № 9 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей» | Лаб. работа | Выполняют лабораторную работу, делают зарисовки, выводы, отвечают на вопросы | |||||||
43 | Лишайники | Слоевище, кустисные, накипные, листоватые лишайники, симбиоз | Текущий (работа по карточкам) | Работают с текстом, терминами, иллюстрациями. Определяют лишайники по натуральным образцам. Выполняют познавательные задания, работая в группах. Осуществляют самооценку своей деятельности. | |||||||
44 | Урок-практикум | Практическая работа № 6 «Распознавание лишайников на гербарных образцах» | Текущий (терминологический диктант) | Выполняют познавательные задания, работая в группах. Осуществляют самооценку своей деятельности. | |||||||
45 | Мхи | Мох, спора, высшее споровое растение | Лаб. работа № 10 «Изучение особенностей строения мха» | Текущий Лаб. работа | Работают с текстом параграфа, составляют план, определяют понятия. Выполняют лабораторную работу. Сравнивают биологические объекты по заданным критериям. Находят представителей на таблицах и образцах. | ||||||
46 | Размножение и жизненный цикл мхов | гаметы, сперматозоид, яйцеклетка, жизненный цикл, спорофит, гаметофит, чередование поколений | Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам) | Изучают жизненный цикл мхов на схемах, моделях, выполняют самостоятельную работу | |||||||
47 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | Высшие споровые растения, папоротник, хвощ, плаун, корневище, вайи, спорангии, сорусы | Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам) | Работают с текстом, терминами. Сравнивают биологические объекты, составляют конспект. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе. | |||||||
48 | Урок -практикум | Лаб. работа №11 «Изучение спороносящего хвоща и папоротника» | |||||||||
49 | Размножение и жизненный цикл папоротников | Гаметофит, спорофит, заросток, сорусы, протонема | Изучают жизненный цикл мхов на схемах, моделях, выполняют самостоятельную работу | ||||||||
50 | Многообразие споровых растений. | (проектная деятельность) | Текущий (тест) | Сравнивают разные группы высших споровых растений, заполняют сравнительную таблицу. Работают в группах с дополнительной литературой, осуществляют отбор материала, готовят сообщения. | |||||||
51 | Многообразие споровых растений. | (проектная деятельность) | |||||||||
52 | Защита проекта (круглый стол) | Защита групповых проектных заданий. Осуществляют взаимооценку своей работы. | |||||||||
53 | Голосеменные растения | Голосеменные, семя, высшие семенные растения, хвойные, женская шишка, мужская шишка, фитонциды, шишкоягода, хвоя, | Лаб. работа № 12 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» | Текущий Лаб. работа | Выявляют существенные признаки голосеменных. Описывают представителей голосеменных с использованием натуральных объектов, таблиц. Выполняют лабораторную работу в парах | ||||||
54 | Многообразие голосеменных растений | (проектная деятельность) | Текущий (индивидуальный и фронтальный опрос) | Развивают навыки подготовки презентаций, сообщений. Работают в творческих группах. | |||||||
55 | Защита проекта (круглый стол) | Защита групповых проектных заданий, выступают с готовыми проектами. Осуществляют самооценку и взаимооценку своей работы. | |||||||||
56 | Покрытосеменные | Покрытосеменные, цветок, плод, жизненная форма, деревья, кустарники, травы, однолетние, двулетние, многолетние растения Органы вегетативные, генеративные | Лаб. работа № 13 « Строение цветкового растения» | Текущий Лаб. работа | Работают с текстом, иллюстрациями, гербарными образцами. Сравнивают биологические объекты, выделяют критерии для сравнения. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Работают с терминами. | ||||||
57 | Многообразие покрытосеменных растений | (проектная деятельность) | Текущий (терминологический диктант) | Выполняют самостоятельную работу в группах по подготовке сообщений на заданную тему. Отрабатывают навыки работы с различными источниками информации. Готовят сообщения и презентацию своей работы. Осуществляют взаимооценку. | |||||||
58 | Защита проекта (круглый стол) | Защита групповых проектных заданий, выступают с готовыми проектами. Осуществляют самооценку и взаимооценку своей работы. | |||||||||
59 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Палеонтология, палеоботаника, риниофиты, | Промежуточное тестирование по теме «Семенные растения» | Определяют понятия, работают с текстом, таблицами, иллюстрациями. Характеризуют основные этапы развития растительного мира. | |||||||
60 | Охрана растений | ||||||||||
61 | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. | Текущий (тестовые задания, работа по карточкам, фронтальный опрос) | Работают с таблицами, натуральными объектами. Сравнивают разные группы растений, делают выводы на основе сравнения определяют представителей разных групп растений на таблицах, гербарных образцах. Работают с различными источниками информации, выполняют познавательные задания. Индивидуальное выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой. | |||||||
62 | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа | Индивидуальное выполнение заданий контрольной работы | ||||||||
Резервное время 6 часов | |||||||||||
Планируемые результаты Предметные:
Метапредметные Познавательные
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы. |
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Учебник В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл. – М.: Дрофа, 2013
Для учителя:
- Курганский С.М. Внеурочная работа по биологии 6-11 классы/ сост. С.М. Курганский.- М.: ВАКО, 2015.-228с.
- Месникова И.А., Л.Г. Гренкова Лабораторный практикум Биология 5-6 класс. Тетрадь для обучающихся/ авт.-сост.: И.А. Месникова, Л.Г. Гренкова.-М.: Планета, 2015.-46с (качество обучения)
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника «Бактерии. Грибы. Растения 5 класс»/В.В.Пасечник.- М.: Дрофа.-2013.-86с
- Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по биологии: методическое пособие / Е.В. Тяглова.- 2-е изд., стереот.-М.: Планета, 2010.-255с.
Требования к техническому оснащению курса:
- компьютер
- проектор
- экран
- цифровой микроскоп
- световые микроскопы..
- Препараты
- Гербарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-109284-1461152802.jpg)
Рабочая программа по ФГОС 1 класс
Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаОписание места курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания курсаЛичностные, метапредметные и предметные результаты о...
Рабочая программа по ФГОС 5 класс Биболетова М.З.
Программа, разработанная в соответствии с новыми требованиями к структуре тематического планирования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-203498-1361020083.jpg)
Рабочая программа по ФГОС 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» Биболетова М.З. Базовый уровень по ФГОС в 5 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-139248-1357054498.jpg)
Рабочая программа по ФГОС "Музыка 5 класс".
Данная рабочая программа поможет учителям в составе своей рабочей прогаммы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-947249-1505319925.jpg)
Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс
Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей, УУД, тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-1231731-1585717022.jpg)
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-368491-1387204854.jpg)
Примерные рабочие программы, соответствующие ФГОС ООО, ФГОС СОО
Рабочие программы по физике А.В. Шаталиной предметной линии "Классический курс" 10-11 классов под редакцией Парфентьевой Н.А. авторов учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чару...