Рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Семёнова Наталья Геннадьевна

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5a_-_2_chasa.docx73.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 182

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Рассмотрено на заседании МО                                          

Естественнонаучного цикла                                        

Протокол №___ от «__»_______20__г  

       

Согласовано  

Зам. Директора по УВР /_____________________/

«____»________ 20____ г  

 Утверждаю

 Директор ГБОУ СОШ №182

              /____________________/

Приказ №____________от

«___»__________20____ г

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу  «Биология. Бактерии, грибы, растения»  для 5 а   класса

Срок реализации 2015 – 2016 учебный год

                                 

                                                                 

  Учитель биологии: Семёнова Н. Г.

                             

САНКТ- ПЕТЕРБУРГ

2015

Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и ориентирована на использование учебника:

В.В. Пасечник  Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл. – М.: Дрофа, 2013

 В соответствии с ФГОС ООО и учебным планом ГБОУ СОШ №182 на изучение биологии в 5 а  классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).    

    Содержание программы направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Общая характеристика курса

     Курс биологии в 5 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» на начальной ступени образования и является частью предметной области естественнонаучных дисциплин. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.      Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции.         Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

 

   Цели изучения биологии в 5 классе

В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего  образования.

        На предметном уровне:  

  • Формирование у обучающихся представления о целостной картине мира,  методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности;
  • Освоение обучающими знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;
  • Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
  • Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
  • Классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • Сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
  • Овладение обучающимися возможностью применять полученные знания  в практической деятельности;
  • Развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,  работы с различными источниками информации;
  • Овладение  ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
  • Воспитание ценностного отношения к природе.

На метапредметно уровне: 

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;          
  • Умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
  • Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

  Материал курса 5 класса разделен на 4 главы, которым предшествует введение.

Во введении обучающиеся знакомятся с биологией как наукой  о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения. Материал введения позволяет углубить и расширить представления о свойствах живых организмов и их приспособленности  к жизни в различных средах обитания. Знакомство с экологическими факторами акцентирует внимание  на взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы. Глава 1 знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единицы живого. Школьники узнают о строении растительных тканей и научатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание в каждом параграфе этой главы уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами  и самостоятельного выполнения лабораторных работ.  Глава 2 посвящена изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы.  Обучающиеся знакомятся с разнообразием и распространением бактерий, узнают об их положительном и отрицательном значении в природе и жизни человека, учатся избегать заражения болезнетворными бактериями. При изучении главы 3 обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представление об их многообразии. Школьники учатся различать ядовитые и съедобные грибы, а также оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами. Глава 4 посвящена царству Растения. Обучающихся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни человека. Школьники учатся распознавать растения разных отделов и устанавливать связь между особенностями строения  растений и средой их обитания. Основные отделы царства Растения изучают последовательно от водорослей к покрытосеменным, что дает возможность проследить усложнение строения растительных организмов в процессе эволюции. Последний параграф  данной главы «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира» позволяет обобщить и систематизировать знания обучающихся по пройденной теме.

Содержание курса биологии в 5 классе строится на основе  деятельностного подхода.  При изучении биологии  в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных результатов, предусмотренных новым стандартом. Резерв учебного времени целесообразно использовать на развитие развивающих, исследовательских, личностоно-ориентированных, проектных и групповых технологий.               

    В связи с добавлением дополнительного часа на изучение биологии в данном классе программы носит практическую направленность.  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, уроки- практикумы и проектная деятельность. (всего 35 часов).    Для развития творческих и коммуникативных навыков предусмотрены реферативные работы, групповая деятельность.    

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков  предусмотрены тестовые работы, биологические диктанты, дидактические карточки, фронтальный и индивидуальный опрос. Для обобщения и систематизации знаний и умений в конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки. Для контроля знаний предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль  в форме тестовых  и контрольно –практических работ. 

В  тематическом планировании  по каждой теме прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы  определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.

       

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Проектная деятельность

Контрольные работы

1

Введение

11

3

2

-

2

Клеточное строение организмов

16

6

1

3

Царство Бактерии

3

1

-

4

Царство Грибы

9

3

1

5

Царство Растения

23

7

7

1

Резерв

6

Итого

68

26

9

3

 

Тематика творческих реферативных работ

  • Значение растений в жизни человека.
  • Полезные бактерии
  • Выращивание грибов в искусственных условиях
  • Грибы –хищники
  • Грибы –паразиты.
  • Полезный гриб пеницилл
  • Использование водорослей человеком
  • Лишайники – биоиндикаторы чистоты воздуха.
  • Как образуется торф.
  • Самые необычные растения мира.

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (11 часов)

 Биология – наука о живой природе.  Биологические науки и объекты их изучения. Значение биологии для хозяйственной деятельности человека и охраны природы. Методы исследования в биологии. Биосфера –живая оболочка Земли. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Признаки и свойства живых организмов. Среды обитания организмов. Приспособления организмов к обитанию в различных средах. Экологические факторы и их действие на живые организмы.

Лабораторные и практические работы:

1. Фенологические наблюдения

2. Изучение структуры почвы

Проектная деятельность

 Антропогенное воздействие на природу

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • О многообразии живой природы;
  • Царства живой природы;
  • Основные методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент;
  • Признаки живого: клеточное строение, дыхание, рост, развитие, обмен веществ, размножение, раздражимость;
  • Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные;
  • Основные среды обитания живых организмов

Учащиеся должны уметь:

  • Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  • Отличать живые организмы от неживых;
  • Характеризовать среды обитания организмов;
  • Характеризовать экологические факторы.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять план текста;
  • Определять существенные признаки объекта;
  • Сравнивать объекты между собой
  • Определять цель урока и ставить задачи;
  • Работать по предложенному алгоритму.

ГЛАВА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (16 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. Клетка. Особенности строения растительной клетки, ее части и органоиды. Химический состав клетки (неорганические и органические вещества). Роль химических веществ в клетке. Процессы жизнедеятельности клетки. Ткань. Типы тканей растительного организма и их функции.

Демонстрации: микропрепараты различных тканей растений, тематические презентации, таблицы «Растительная клетка», «Ткани растений», «Устройство микроскопа» (в электронном виде), опытов, доказывающих наличие органических веществ в клетке.

Лабораторные и практические работы:

1. Знакомство с увеличительными приборами

2. Изготовление модели растительной клетки

3. Приготовление препарата кожицы лука и изучение строения растительной клетки

4. Изучение пластид в летках элодеи, плодах рябины, шиповника

5. Обнаружение органических веществ в семенах растений

6. Изучение препаратов растительных тканей

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • строение клетки;
  • химический состав клетки;
  • основные процессы жизнедеятельности клетки;
  • характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
  • работать с лупой и микроскопом;
  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
  • оформлять результаты лабораторной работы в тетради;
  • работать с текстом и иллюстрациями учебника.

ГЛАВА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (3 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Демонстрации: таблица «Бактериальная клетка», культура бактерий сенной палочки.

Лабораторные и практические работы

1. Сравнение бактериальной и растительной клетки

ГЛАВА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (9 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрации: муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

1. Строение плодовых тел шляпочных грибов

2. Изучение особенностей строения плесневых грибов

3. Распознавание паразитических грибов

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;
  • роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

  • давать общую характеристику бактериям и грибам;
  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  • отличать съедобные грибы от ядовитых;
  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

ГЛАВА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ  (23 часа)

 Ботаника — наука о растениях. Общая характеристика растительного царства. Высшие и низшие растения. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрации: гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений, таблицы, динамические модели «Жизненный цикл хламидомонады», «Жизненный цикл папоротника»

Лабораторные и практические работы

1.Сравнение высших и низших растений

2. Распознавание лишайников на гербарных образцах

3. Изучение особенностей строения зеленых водорослей

4. Изучение особенностей  строения мха

5. Изучение спороносящего хвоща и папоротника

6. Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений

7. Строение цветкового растения

Проектная деятельность

Многообразие споровых растений

Многообразие голосеменных

Многообразие покрытосеменных

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные методы изучения растений;
  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  • роль растений в биосфере и жизни человека;
  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

  • давать общую характеристику растительного царства;
  • объяснять роль растений биосфере;
  • давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение.
  • осознание потребности и готовности к самообразованию;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • формирование экологического мышления.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование  у обучающихся УУД.

Познавательные УУД:

  • Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • Умения составлять тезисы, план, структурировать учебный материал, давать определение понятий;
  • Умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • Умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии;
  • Умения строить логические  рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Умения создавать схематические модели с выделением существенных признаков  объектов;
  • Умение осуществлять поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

Регулятивные УУД:

  • Умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать деятельность и прогнозировать результаты;
  • Умение самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, выбирать средства достижения цели;
  • Умения работать по плану;
  • Владение основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
  • Умения адекватно использовать речевые средства при дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Характеризовать методы биологической науки и оценивать их роль в познании живой природы;
  • Осуществлять элементарные биологические исследования;
  • Перечислять свойства живого;
  • Описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост,  развитие, размножение;
  • Различать на рисунках, таблицах, схемах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, грибы, животные), а также основные группы растений (водоросли, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
  • Сравнивать биологические объекты и процессы;
  • Делать выводы на основе сравнения;
  • Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • Определять роль живых организмов в природе;
  • Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
  • Составлять элементарные пищевые цепи;
  • Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания;
  • Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • Различать съедобные и ядовитые грибы;
  • Описывать порядок оказания первой помощи;
  • Формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при проведении лабораторных работ;
  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Поурочное планирование

Дата

Тема

Основные понятия

Лабораторные и практические работы

Контроль

Деятельность учащихся

ВВЕДЕНИЕ (11 часов)

1

Вводный урок

Источники биологической информации. Техника безопасности в кабинете биологии.

Изучают правила ТБ в кабинете биологии. Работают у с учебником.

2

Биология –наука о живой природе.  Методы исследования в биологии

Биология, биосфера, экология, наблюдение, эксперимент, измерения,

Текущий (фронтальный опрос)

Работа с текстом учебника, иллюстрациями, схемами, работа с терминами. Раскрывают значение биологических знаний. Характеризуют методы исследования в биологии.

3

Фенологические наблюдения

фенология

Практическая работа №1

Проводят наблюдения, фиксируют результаты.  Оформляют результаты наблюдений, анализируют, делают выводы

4

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов

Царства живой природы: бактерии, грибы, животные, растения;

Текущий (терминологический диктант)

Работа с текстом учебника, иллюстрациями, схемами, работа с терминами, составление схем,

5

Признаки  живых организмов

Отличительные признаки  живого: клеточное строение, рост, развитие, обмен веществ, раздражимость, размножение.

Текущий (фронтальный опрос)

Анализируют признаки живого, составление плана параграфа с последующей самопроверкой..

6

Среда обитания организмов

Водная среда, наземно-воздушная,

Текущий (терминологический диктант)

Работа с текстом учебника, иллюстрациями, схемами, работа с терминами, составление схем, составление плана параграфа с последующей самопроверкой, заполнение сравнительных таблиц. Анализируют связи организмов со средой обитания.

7

Почва  как среда обитания.

Состав и структура почвы, гумус, плодородие. Роль живых организмов в почвообразовании

Лаб. работа№1 «Изучение структуры почвы»

Лаб. работа

Проводят лабораторную работу, зарисовывают, оформляют результаты, анализируют, осуществляют взаимопроверку

8

Организм как среда обитания

Паразитические и симбиотические организмы

Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам)

Работа в группах по подготовке сообщений по заданным темам.

9

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам)

Работа с тестом, схемами, иллюстрациями, биологическими терминами.  Работа в группах по подготовке сообщений по заданным темам. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

10

Проектная работа антропогенное воздействие на природу района (фотохроника)

Подготовка коллективной презентации по материалу учащихся

Проводят изучение негативного влияния человека на природу района, обсуждают в группах, анализируют, готовят отчетную презентацию

11

Проектная работа антропогенное воздействие на природу района (фотохроника)

Планируемые результаты

Предметные:

  • Объяснять значение биологии; приводить доказательства необходимости биологических знаний;
  • Различать методы научного исследования; называть приборы, лабораторное оборудование;
  • Называть царства живой природы и характеризовать признаки представителей каждого царства ;
  • Выделять основные признаки живых организмов.
  • Называть среды обитания и давать их характеристику;
  • Различать на рисунках, схемах, таблицах представителей различных сред обитания;
  • Объяснять причины появления приспособлений для жизни в той или иной среде обитания;
  • Характеризовать влияние экологических факторов на живые организмы;
  • Приводить примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.
  • Формулировать правила ТБ в кабинете биологии.

Метапредметные

Познавательные:

  • Работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями, выделять главное, давать определение понятий;
  • Развитие навыков работы с различными источниками информации ( текстом, схемами, иллюстрациями) и преобразовывать ее из одной формы в другую;  
  • Структурировать учебный материал, составлять план параграфа.
  • Устанавливать причинно – следственные связи;
  • Сравнивать, делать выводы на основе строения;
  • Осуществлять подбор материала по заданной теме;
  • Готовить сообщения и презентации;
  • Осуществлять простейшие научные исследования.

Регулятивные: 

  • Определять цель урока и ставить задачи;
  • Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы;
  • Представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве;
  • Работать по предложенному алгоритму.

Коммуникативные:

  • Воспринимать информацию на слух и воспроизводить по памяти;
  • Строить речевые высказывания, вступать в диалог;
  • Выступать перед аудиторией;
  • Грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы.
  • Аргументировать свою точку зрения.
  • Строить речевые высказывания, вступать в диалог.

Личностные: 

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии;
  • Понимание значимости биологии для различных отраслей науки и сохранения природы;
  • Представление о многообразии живых организмов и необходимости их классификации для удобства изучения;
  • Понимание единства живой природы на основе знаний об общих признаках.
  • Осознание соответствия особенностей строения и среды обитания организма;
  • Осознание  взаимосвязи всех компонентов природы и важности охраны природы и возможного личного участия в этом.

Представление о возможности самостоятельного научного исследования при соблюдении определенных правил.

Дата

Тема

Основные понятия

Лабораторные и практические работы

Контроль

Деятельность учащихся

ГЛАВА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (16 часов)

12

Устройство увеличительных приборов.

Клетка, лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив

Л/р №2 « Знакомство с увеличительными приборами»

Текущий (тест по Главе 1 §1-5) Лаб. работа

Знакомство с увеличительными приборами, рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы,  работа с текстом и иллюстрациями учебника, отработка последовательности действий работы с микроскопом, выполнение лабораторной работы.

13

Строение клетки.  

Оболочка, цитоплазма, мембрана, ядро, ядрышко, вакуоль, пластиды, клеточный сок, хлоропласты, хлорофилл.

Текущий (индивидуальный, работа по карточкам)

Работа с текстом, иллюстрациями, схемами;  схематическое изображение строения клетки в тетради,

14

Урок –практикум Приготовление микропрепарата

Оболочка, цитоплазма, мембрана, ядро, вакуоль, клеточный сок, хлоропласты

Лаб. работа № 3

« Приготовление препарата кожицы лука и изучение строения растительной клетки»

Текущий (самостоятельная работа)

Выполняют лабораторную работу, учатся готовить микропрепарат. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и схематически изображают их.

15

Пластиды

Пластиты, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, пигменты, хлорофилл

Лаб. работа № 4 «Изучение пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Текущий (лаб.работа)

Работают с учебником, дают определения терминам, выполняют лабораторную работу, оформляют результаты и делают выводы

16

Модель растительной клетки

Практическая работа №2

Самостоятельная работа

Изготовляют модель растительной клетки

17

Химический состав клетки

Неорганические вещества, органические вещества, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты.

Текущий (работа по карточкам, индивидуальный опрос)

Работа с текстом, терминами, таблицами, составление плана параграфа, построение на основе теоретического материала схем, таблиц

18

Химический состав клетки урок-исследование

Обнаружение органических веществ в семенах растений

Лаб. работа № 5

Текущий (лаб.работа)

Выполняют работу  в группах по инструктивной карточке, анализируют результаты, делают выводы

19

Процессы жизнедеятельности в клетке

Межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы,

Текущий (графический диктант)

Работа с текстом, иллюстрациями, выполнение самостоятельной работы по предложенному алгоритму с последующей взаимопроверкой.

20

Деление клетки

хромосомы, деление клетки, рост, митоз

Изучают процесс деления клетки, выполняют рисунки, работают с учебником.

21

Ткани

Ткань, образовательная ткань, конус нарастания, камбий, покровные ткани, кожица, пробка, механическая ткань, проводящая ткань, ситовидные трубки, сосуды, основная ткань.

Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам)

Структурирование текста, работа с рисунками, заполнение сравнительной таблицы, описывают особенности строения каждого типа растительной ткани, устанавливают взаимосвязь между строением и функциями.

22

Ткани

23

Лабораторный практикум «Растительные ткани»

Лаб. работа №6

«Изучение препаратов растительных тканей»

Отрабатывают умение определять различные растительные ткани на микропрепаратах.

24

Обобщающий урок

Повторение материала раздела

Работают с терминами, иллюстрациями, ЦОР

25

Контрольно –практический  урок по теме «Клеточное строение организмов»

Контроль  знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов.

Тематический  (контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов»

Работа с терминами, выполняют задания по карточкам, отработка тестовых заданий

26

Коррекционная работа

Разбор основных ошибок контрольной работы

Выполняют работу над ошибками

Планируемые результаты

Предметные:

  • Формирование навыков работы с увеличительными приборами;
  • Характеризовать устройство микроскопа и формулировать правила работы с ним;
  • Научиться определять увеличение микроскопа.
  • Приобретение навыка приготовления микропрепарата;
  • Различать на рисунках, схемах, называть и характеризовать основные части клетки;
  • Имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке;
  • Формирование первоначальных представлений о жизнедеятельности клетки
  • Развитие умений различать разные виды тканей на готовых микропрепаратах;
  • Формирование навыков работы с микроскопом;
  • Развитие навыков исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы.

Метапредметные

Познавательные

  • Развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника;
  • Давать определение понятий;
  • Сравнивать объекты  и делать выводы на основе сравнения.
  • Давать описание процессов и явлений;
  • Осуществлять наблюдение и делать выводы на их основе;
  • Структурировать учебный материал, составлять план параграфа.
  • Работать с тестами, рисунками, схемами разного уровня сложности.

Регулятивные: 

  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.
  • Выполнять задания по плану;
  • Представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности

Коммуникативные:

  • Работать в парах;
  • Строить эффективное взаимодействие со сверстниками
  • Строить высказывания в письменной форме;

Личностные: 

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии;
  • Формирование представление о клетке – как наименьшей  единице, обладающей всеми свойствами живого.
  • Осознание взаимосвязи живой и неживой природы на основе знаний о химическом составе;
  • Понимать необходимость соблюдения правил при выполнении лабораторной работы;
  • Осознание истинных причин успехов и неудач в деятельности, находить причины затруднений и искать пути их устранения;

Применение полученных знаний в практической деятельности.

Дата

Тема

Основные понятия

Лабораторные и практические работы

Контроль

Деятельность учащихся

ГЛАВА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа)

27

Строение и многообразие бактерий

Бактерии, кокки, спириллы, бациллы, вибрионы, цианобактерии, сапрофиты, паразиты, спора

Текущий (фронтальный опрос)

Работа с текстом параграфа, структурирование текста, сравнение объектов по заданным критериям, самостоятельная работа с рисунком учебника, работа с биологическими терминами. Выделяют существенные признаки бактерий.

28

Сравнение растительной и бактериальной клетки

Практическая работа №3

Текущий (устный опрос)

Заполняют сравнительную таблицу по заданным критериям, работают с текстом, схемами

29

Роль бактерий в природе и жизни человека

Бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии, клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии, симбиоз, болезнетворные бактерии, эпидемия

Текущий (терминологический диктант)

Работа в группах, работа с текстом, иллюстрациями, дополнительным материалом, групповая работа по подготовке сообщений и презентация своей работы.

ГЛАВА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (6 часов)

30

Общая характеристика грибов

Грибница, мицелий, гифы

Текущий (тест)

Работа с тестом, иллюстрациями, видеоматериалом, самостоятельная работа в группах  по заданиям. Выделяют существенные признаки строения грибов

31

Шляпочные грибы

 

Грибница, плодовое тело, шляпка, ножка, трубчатые, пластинчатые грибы, микориза, симбиоз.

Текущий (фронтальный и индивидуальный опрос)

Работа с текстом, иллюстрациями, натуральными объектами, составление конспекта урока, зарисовка, выполнение лабораторной работы.  Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении грибами

32

Шляпочные грибы

Лаб. работа № 7

 « Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Лаб. работа

Выполняют лабораторную работу, делают зарисовки, выводы, отвечают на вопросы

33

Плесневые грибы и дрожжи

Плесневые грибы, мукор, пеницилл, дрожжи, почкование, спорангии.

Текущий (работа по карточкам, фронтальный опрос)

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, просмотр видеофрагментов, выполнение самостоятельную работу по инструктивным карточкам, обсуждение результатов.

34

Урок-практикум

Лаб. раб №8

«Изучение особенностей строения плесневых грибов»

Выполняют лабораторную работу, делают зарисовки, отвечают на вопросы

35

Грибы – паразиты

Грибы –паразиты, головня, спорынья, трутовик.

Текущий (терминологический диктант)

Работа с текстом, иллюстрациями,  самостоятельная работа по заполнению таблицы, обсуждение результатов работы с последующей самооценкой.

36

Урок-практикум «Распознавание паразитических грибов»

Практическая работа № 4

Текущий (работа по карточкам, фронтальный опрос)

37

Обобщающий урок

Безъядерные и ядерные живые организмы

Текущий (фронтальный и индивидуальный опрос)

Работа и таблицами, схемами, сообщения учащихся и их обсуждение, выполнение тренировочных заданий (тест)

38

Контрольно – обобщающий урок по теме «Бактерии. Грибы»

Тематический  (контрольная работа по теме «Бактерии. Грибы»)

Индивидуальное выполнение заданий контрольной работы.

39

Коррекционная работа

Разбор основных ошибок контрольной работы

Выполняют работу над ошибками

Планируемые результаты

Предметные:

  • Приводить примеры отрицательной и положительной роли бактерий и грибов;
  • Характеризовать особенности строения представителей разных царств.
  • Сравнивать способы питания сапрофитных и паразитических бактерий;
  • Объяснять значение спорообразования у бактерий;
  • Формулировать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями;
  • Характеризовать строение грибов и их роль в природе и жизни человека.
  • Описывают приемы оказания первой помощи при отравлении грибами;
  • Отличают съедобные грибы от ядовитых.
  • Особенности строения плесневых грибов и дрожжей, их роль;
  • Различать мукор и пеницилл на рисунках и натуральных объектах;
  • Готовить временный препарат и работать с микроскопом.
  • Сравнивать симбиоз и паразитизм;
  • Приводить примеры паразитических грибов;
  • Определять по внешним признакам растения вид поразившего его гриба;
  • Приводить доказательства отрицательного влияния гриба –паразита на растения

Метапредметные

Познавательные

  • Работать с различными источниками информации;
  • Составлять план и конспект параграфа;
  • Проводить сравнение объектов по заданным критериям
  • Работать с тестами, рисунками, схемами разного уровня сложности;
  • Готовить сообщения и презентацию своей работы.
  • Развитие умений самостоятельно работать с текстом учебника, работать по заданному алгоритму;
  • Сравнивать и делать выводы на основе сравнения;
  • Работать с натуральными объектами;
  • Осуществлять элементарные научные исследования;
  • Установление соответствия между объектами и их характеристиками.
  • Воспроизводить информацию по памяти;

Регулятивные: 

  • Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения
  • Организовать выполнение заданий;
  • Анализировать результаты своей работы;
  • Осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

  • Слушать учителя и одноклассников;
  • Аргументировать свою точку зрения.
  • Работать в группах;
  • Строить эффективное взаимодействие со сверстниками;
  • Выступать перед аудиторией;
  • Отвечать на вопросы и формулировать их.

Личностные: 

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии;
  • Осознание важности применения полученных знаний в практической деятельности.
  • Формирование навыков самостоятельного познания и мотивации на изучение объектов природы;

Понимание значимости личной гигиены, позволяющей избежать заражения болезнетворными бактериями.

Дата

Тема

Основные понятия

Лабораторные и практические работы

Контроль

Деятельность учащихся

ГЛАВА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (23 часа)

40

Разнообразие, распространение и значение растений

Ботаника, высшие растения, низшие растения, слоевище, таллом

Практическая работа № 5 «Сравнение высших и низших растений»

Текущий (фронтальный опрос)

Работа с текстом, его структурирование. Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на таблицах и натуральных объектах высшие и низшие растения. Сравнивают объекты по заданным критериям. Определяют понятия.

41

Водоросли. Многообразие, среда обитания, значение

Водоросли, талом, хроматофор, стигма, ризоиды, зеленые, бурые, красные водоросли

Текущий (фронтальный и индивидуальный опрос)

Работа с текстом, иллюстрациями, схемами. Выделяют существенные  признаки водорослей. Работают с таблицами, гербарными образцами, определяют представителей водорослей, делают записи и схематичные рисунки.

42

Урок-практикум

Лаб.работа № 9 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей»

Лаб. работа

Выполняют лабораторную работу, делают зарисовки, выводы, отвечают на вопросы

43

Лишайники

Слоевище, кустисные, накипные, листоватые лишайники, симбиоз

Текущий (работа по карточкам)

Работают с текстом, терминами, иллюстрациями. Определяют лишайники по натуральным образцам. Выполняют  познавательные задания, работая в группах. Осуществляют самооценку своей деятельности.

44

Урок-практикум

Практическая работа № 6 «Распознавание лишайников на гербарных образцах»

Текущий (терминологический диктант)

Выполняют  познавательные задания, работая в группах. Осуществляют самооценку своей деятельности.

45

Мхи  

Мох, спора, высшее споровое растение

Лаб. работа  № 10 «Изучение особенностей  строения мха»

Текущий

Лаб. работа

Работают с текстом параграфа, составляют план, определяют понятия. Выполняют лабораторную работу. Сравнивают биологические объекты по заданным критериям. Находят представителей на таблицах и образцах.

46

Размножение и жизненный цикл мхов

гаметы, сперматозоид, яйцеклетка, жизненный цикл, спорофит, гаметофит, чередование поколений

Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам)

Изучают жизненный цикл мхов на схемах, моделях, выполняют самостоятельную работу

47

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Высшие споровые растения, папоротник, хвощ, плаун, корневище, вайи, спорангии, сорусы

Текущий (фронтальный опрос, работа по карточкам)

Работают с текстом, терминами.  Сравнивают биологические объекты, составляют конспект. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе.

48

Урок -практикум

Лаб. работа  №11 «Изучение спороносящего хвоща и папоротника»

49

Размножение и жизненный цикл папоротников

Гаметофит, спорофит, заросток, сорусы, протонема

Изучают жизненный цикл мхов на схемах, моделях, выполняют самостоятельную работу

50

Многообразие споровых растений.

(проектная деятельность)

Текущий (тест)

Сравнивают разные группы высших споровых растений, заполняют сравнительную таблицу. Работают в группах с дополнительной литературой, осуществляют отбор материала, готовят сообщения.

51

Многообразие споровых растений.

(проектная деятельность)

52

Защита проекта (круглый стол)

Защита групповых проектных заданий.  Осуществляют взаимооценку своей работы.

53

Голосеменные растения

Голосеменные,  семя, высшие семенные растения, хвойные, женская шишка, мужская шишка, фитонциды, шишкоягода, хвоя,

Лаб. работа № 12 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений»

Текущий

Лаб. работа

Выявляют существенные признаки голосеменных. Описывают представителей голосеменных с  использованием натуральных объектов, таблиц. Выполняют лабораторную работу в парах

54

Многообразие голосеменных растений

(проектная деятельность)

Текущий (индивидуальный и фронтальный опрос)

Развивают навыки подготовки презентаций, сообщений. Работают в творческих группах.

55

Защита проекта (круглый стол)

Защита групповых проектных заданий,  выступают с готовыми проектами. Осуществляют самооценку и взаимооценку своей работы.

56

Покрытосеменные

Покрытосеменные, цветок, плод, жизненная форма, деревья, кустарники, травы, однолетние, двулетние, многолетние растения Органы вегетативные, генеративные

Лаб. работа № 13 « Строение цветкового растения»

Текущий

Лаб. работа

Работают с текстом, иллюстрациями, гербарными образцами. Сравнивают биологические объекты, выделяют критерии для сравнения. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Работают с терминами.

57

Многообразие покрытосеменных растений

(проектная деятельность)

Текущий (терминологический диктант)

Выполняют самостоятельную работу в группах по подготовке сообщений на заданную тему. Отрабатывают навыки работы с различными источниками информации. Готовят сообщения и презентацию своей работы. Осуществляют взаимооценку.

58

Защита проекта (круглый стол)

Защита групповых проектных заданий,  выступают с готовыми проектами. Осуществляют самооценку и взаимооценку своей работы.

59

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Палеонтология, палеоботаника, риниофиты,

Промежуточное тестирование по теме «Семенные растения»

Определяют понятия, работают с текстом, таблицами, иллюстрациями. Характеризуют основные этапы развития растительного мира.

60

Охрана растений

61

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год.

Текущий (тестовые задания, работа по карточкам, фронтальный опрос)

Работают с таблицами, натуральными объектами. Сравнивают разные группы растений, делают выводы на основе сравнения определяют представителей разных групп растений на таблицах, гербарных образцах. Работают с различными источниками информации, выполняют познавательные задания. Индивидуальное выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой.

62

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Индивидуальное выполнение заданий контрольной работы

Резервное время 6 часов

Планируемые результаты

Предметные:

  • Характеризовать особенности растений разных систематических групп (мхи, лишайники, водоросли, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные);
  • Объяснять причины разделения растений на высшие и низшие;
  • Раскрывать роль растений в природе и жизни человека;
  • Различать на рисунках, таблицах, натуральных объектах представителей царства растений;
  • Объясняют сущность явления симбиоза и приводят примеры симбиотических организмов;
  • Приводить примеры представителей различных групп растений;
  • Характеризовать особенности строения цветковых растений;
  • Объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
  • Дают классификацию различных групп растений;
  • Умение работать с гербарными и живыми объектами;
  • Выполнять лабораторные работы по инструкции, работать с лабораторным оборудованием;

Метапредметные

Познавательные

  • Сравнивать  объекты по установлены критериям и делать выводы на основе сравнения;
  • Развитие умений работать с различными источниками информации ( текст,  иллюстрации, схемы, таблицы разного уровня сложности);
  • Преобразование информации из одного виды  в другой;
  • Давать определение понятий;
  • Осуществлять наблюдение и делать выводы на их основе;
  • Структурировать учебный материал, составлять план параграфа;
  • Отличать главное от второстепенного;
  • Делать выводы на основе обобщения имеющихся знаний;
  • Воспроизводить информацию по памяти;
  • Давать описание и характеризовать объекты;
  • Готовить сообщения и презентации;
  • Выполнять простейшие исследовательские и проектные работы.

Регулятивные: 

  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.
  • Выполнять задания по плану;
  • Представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности;
  • Определять цель урока и ставить задачи;
  • Анализировать и оценивать  результаты выполнения работы;
  • Работать по предложенному плану;
  • Планировать и прогнозировать результаты своей деятельности;

Коммуникативные:

  • Работать в парах, группах, строить эффективное взаимодействие со сверстниками;
  • Строить высказывания в устной и письменной форме;
  • Аргументировать свою точку зрения;
  • Слушать учителя и отвечать на вопросы;
  • Выступать перед аудиторией;
  • Воспринимать информацию на слух;
  • Формулировать вопросы;
  • Вести диалог, проявляя уважение к собеседникам.

Личностные: 

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии;
  • Осознание истинных причин успехов и неудач в деятельности, находить причины затруднений и искать пути их устранения;
  • Признание права каждого на собственное мнение;
  • Готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • Критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
  • Умение слушать и слышать мнение других;
  • Умение реализовать теоретические знания на практике;
  • Понимание познаваемости окружающего мира;

Понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы.

 

         


Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Учебник В.В. Пасечник  Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл. – М.: Дрофа, 2013

Для учителя:

  1. Курганский С.М. Внеурочная работа по биологии 6-11 классы/ сост. С.М. Курганский.- М.: ВАКО, 2015.-228с.
  2. Месникова И.А., Л.Г. Гренкова Лабораторный практикум Биология 5-6 класс. Тетрадь для обучающихся/ авт.-сост.: И.А. Месникова,  Л.Г. Гренкова.-М.: Планета, 2015.-46с (качество обучения)
  3. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника «Бактерии. Грибы. Растения 5 класс»/В.В.Пасечник.- М.: Дрофа.-2013.-86с
  4. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по биологии: методическое пособие / Е.В. Тяглова.- 2-е изд., стереот.-М.: Планета, 2010.-255с.

Требования к техническому оснащению курса:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • цифровой микроскоп
  • световые микроскопы..
  • Препараты
  • Гербарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОС 1 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаОписание места курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания курсаЛичностные, метапредметные и предметные результаты о...

Рабочая программа по ФГОС 5 класс Биболетова М.З.

Программа, разработанная в соответствии с новыми требованиями к структуре тематического планирования....

Рабочая программа по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» Биболетова М.З. Базовый уровень по ФГОС в 5 классах...

Рабочая программа по ФГОС "Музыка 5 класс".

Данная рабочая программа поможет учителям в составе своей рабочей прогаммы....

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...

Примерные рабочие программы, соответствующие ФГОС ООО, ФГОС СОО

Рабочие программы по физике А.В. Шаталиной предметной линии  "Классический курс" 10-11 классов под редакцией Парфентьевой Н.А. авторов учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чару...