Методическая разработка "Питание организмов" с использованием ИКТ
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Ларина Нина Павловна

Цикл уроков "Питание организмов" рекомендован для обучающихся 5 класса. На уроке используется мультимедийная презентация, позволяющая разнообразить учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pitanie_organizmov.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЦИКЛА УРОКОВ
          «Питание организмов»

ФИО: Ларина Нина Павловна

Место работы: МО ШИСП, г. Ленинск – Кузнецкий,

Должность: учитель биологии

Предмет: биология

Класс: 5

Тема и номер уроков в теме: урок № 20-23  в теме «Жизнедеятельность организма»

Базовый учебник: Сухова, Т.С., Строганов, В.И. Биология 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.

  1. Цель: формирование общебиологического понятия о питании как об общем признаке всех живых организмов
  2. 9. Задачи:

- обучающие:

  • формировать знания о значении растений для питания животных и человека;
  • знакомить со способами питания  живых организмов;
  • формировать понятие о зависимости способа питания животных от среды обитания.

-развивающие: развивать умение анализировать результаты опытов и наблюдений в ходе лабораторных работ и работы с рисунками, схемами.

        -воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе; ответственное      отношение к труду, внимание,  аккуратность, уважительное отношение друг к другу во время работы в группах.

  1. Типы уроков: урок № 20 - урок усвоения новых знаний, уроки № 21-23 - уроки комплексного применения знаний и умений.
  2. Формы работы учащихся:  фронтальная, парная, индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование и программное обеспечение:  компьютер, проектор, доска, ОС Windows XP, MS Office 2010, PowerPoint.


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № 20 «ПРАВДА ЛИ РАСТЕНИЯ КОРМЯТ ВСЕХ, ДАЖЕ ХИЩНИКОВ»

Этапы урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

1

2

3

4

5

I Организационный момент (5 минут)

Определение темы урока. Работа в парах с выданным рисунком и схемой на слайде. Проанализируйте, как получают пищу разные организмы, определите, о чем пойдет речь на уроке. Учитель обращает внимание учащихся, что теме урока поставлена в виде вопроса «Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников». После изучения учебного материала, учитель предлагает ответить на это вопрос.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих,  предлагает учащимся определить тему урока, работая с выданным рисунком и со схемой на слайде 4

После выполнения задания учитель задает вопросы учащимся.

- Что же будем изучать на уроке?

Приветствуют учителя, выполняют задание предложенное учителем, определяют тему урока, отвечают на поставленный учителем вопрос.

Регулятивные:

целеполагание   (постановка учебной задачи)

Коммуникативные:

- умение  взаимодействовать                       в коллективе.

- умение договариваться, аргументировать, находить общее решение

II  Актуализация знаний (3 минуты)

Фронтальный опрос.

1. Что такое вещества? Какие вещества неживой природы необходимы для жизни?

2. Назовите органические вещества. Как отличить органические вещества от неорганических?

3. Назовите общие свойства, характерные для всего живого.

Учитель задает вопросы учащимся. Корректирует, дополняет, уточняет ответы учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание;

- умение аргументировать.

Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемых терминов

Логические:

- построение логической цепи рассуждений

III  Первичное усвоение новых знаний (22 минуты)

Учитель начинает изучение темы, предлагая учащимся изучить текст учебника на с. 65-66, рис. 57 и составить схему, на какие группы делятся животные в зависимости от того как они питаются.

Формирование понятия «Цепь питания». Учитель предлагает изучить, что такое цепи питания, работая с текстом учебника с. 66. Акцентирует внимание учащихся, что в начале пищевой цепи всегда стоят растения.

Проведение физминутки

Чтобы ответить на вопрос «Откуда растения берут питательные вещества» учитель дает задание изучить рисунки   58-59, 60, 61 на с. 66-69, описание опыта ван Гельмонта на с. 66 и составить схему фотосинтеза, работая в парах, используя выданные карточки с названиями веществ.

Организует работу с учебником в парах , контролирует выполнение и осуществляет проверку задания при помощи мультимедийной презентации (слайд 5)

Предлагает детям работать индивидуально с учебником.

Затем дает задание на составление цепи питания, используя мультимедийную презентацию (слайд 6-7). Организует взаимопроверку

Организует физминутку для глаз и двигательные упражнения.

Наблюдает за выполнением упражнений.

Предлагает детям решить поисковую задачу, работая в парах. Контролирует выполнение задания, организует проверку выполнения, используя мультимедийную презентацию (слайд 8)

Выполняют задание в парах.

Учащиеся выполняют задание. Проверяют правильность выполнения упражнения со слайда, проверяя друг друга.

Учащиеся    выполняют упражнения.

Решают поисковую задачу, используя текст учебника и рисунки

Коммуникативные:

- умение  взаимодействовать                       в коллективе;

- умение договариваться, аргументировать, находить общее решение;

- умение организовывать свою деятельность;

 Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемого материала;

- умение находить информацию, используя учебник.

Логические:

анализ текста, выбор оснований, логической связи и доказательств.

Познавательные:

- умение находить информацию, используя учебник

Логические: построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

- умение  взаимодействовать                       в коллективе.

- умение строить речевое высказывание.

Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемого материала;

Логические:

- анализ текста, выбор оснований, логической связи и доказательств.

IV Первичная проверка понимания (2 минуты)

«Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников» - учитель предлагает ответить на этот вопрос.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос

Отвечая на вопрос,

понимают, что растения производят органические вещества для всего живого

Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемых терминов.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание.

- умение аргументировать, находить решение

V Первичное закрепление (3 минуты)

Выполнение задания в рабочей тетради

Учитель предлагает заполнить таблицу «Как питаются разные организмы»

Выполняя задания,  закрепляют новые понятия

Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемых терминов

VI   Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  (5 минут)

Параграф 17 задание под буквой Д с. 70 № 1-3 письменно в тетради

Комментирует домашнее задание

(слайд 9)

Озвучивает оценки, которые учащиеся получают за работу на уроке

Записывают домашнее задание

Регулятивные:

- Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено).

VII Рефлексия (5 минут)

Составить синквейн РАСТЕНИЯ

Предлагает составит синквейн, используя схему на слайде (слайд 10)

Дают оценку собственной деятельности на уроке.

Регулятивные:

- определяют перспективы использования своих знаний по теме

Таблица 2.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № 21-22 «КАК ПИТАЕТСЯ РАСТЕНИЕ»

Этапы урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

1

2

3

4

5

I Организационный момент

Учитель объявляет тему урока «Как питается растение»

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих,  

Приветствуют учителя.

II  Проверка домашнего задания, актуализация знаний

Фронтальный опрос.

1. Могут ли животные и человек прокормить себя с помощью света, воды, углекислого газа?

2. Что будет, если человек уничтожит все растения?

3. Растения содержат особое зеленое вещество. Оно называется …

4. Хлорофилл образуется только на …

5. Почему растения тянутся к свету?

Учитель задает вопросы учащимся. Корректирует, дополняет, уточняет ответы учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание;

- умение аргументировать.

Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемых терминов

Логические:

- построение логической цепи рассуждений

III  Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (лабораторные работы)

Учитель начинает изучение темы, предлагая учащимся выполнить лабораторную работу в группах «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа», используя инструктивную карту на с. 76 учебника.

На втором уроке  темы «Как питаются растения», учитель предлагает выполнить лабораторную работу, используя гербарий «Рассматривание корней растений», используя инструктивную карту на с. 77 учебника.

Проведение физминутки

Организует лабораторную работу в группах, контролирует выполнение и осуществляет проверку задания.

Организует физминутку для глаз.

Выполняют лабораторную работу, соблюдая правила техники безопасности

Учащиеся    выполняют упражнения.

Коммуникативные:

- умение  взаимодействовать                       в коллективе;

- умение договариваться, аргументировать, находить общее решение;

- умение организовывать свою деятельность;

 Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемого материала;

- умение находить информацию, используя учебник.

Логические:

анализ текста, выбор оснований, логической связи и доказательств.

V Первичное закрепление

Учитель предлагает учащимся задание «Вставьте пропущенные слова в предложение»

Учитель предлагает выполнить задание, используя мультимедийную презентацию (слайд 11)

Выполняя задание, закрепляют новые понятия

Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемых терминов.

Коммуникативные:

- умение

находить решение

VI  Постановка домашнего задания, подведение итогов  урока  

Параграф 19,20 задание под буквой Д с. 75 письменно в тетради; с. 79 устно, изучить и объяснить рис. 73.

Комментирует домашнее задание

(слайд 12)

Озвучивает оценки, которые учащиеся получают за работу на уроке

Записывают домашнее задание

Регулятивные:

- Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено).

VII Рефлексия

Составить кластер «Питание растений»

Предлагает составить кластер, используя выданные листы бумаги и маркеры, работая в парах; пример кластера на слайде 13

Размещают листы с кластером на магнитной доске.

Дают оценку собственной деятельности на уроке.

Регулятивные:

- определяют перспективы использования своих знаний по теме

Таблица 3.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № 23 «КАК ПИТАЮТСЯ РАЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Этапы урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

1

2

3

4

5

I Организационный момент (3 минуты)

Учитель объявляет, что мы продолжаем изучать, как питаются организмы и сегодня будем говорить о том, как питаются животные

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

II  Проверка домашнего задания, актуализация знаний (5 минут)

Проверяет выполнение письменных и устных заданий, которые были заданы на дом. Предлагает выполнить задание с выбором трех правильных ответов на слайде

Учитель проверяет тетради, задает вопросы учащимся. Корректирует, дополняет, уточняет ответы учащихся.

Осуществляет проверку усвоения основных вопросов темы, используя мультимедийную презентацию (слайд 14)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание;

- умение аргументировать.

Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемых терминов

Логические:

- построение логической цепи рассуждений

III  Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (15 минут)

Учитель начинает изучение темы с вопроса «Зависит ли строение животных от места обитания», предлагая учащимся изучить текст учебника на с.71-73, рис. 63-66.

Проведение физминутки

Организует индивидуальную работу с учебником и работу в парах при выполнении задания на

слайде 15 контролирует выполнение и осуществляет проверку задания при помощи мультимедийной презентации

Организует физминутку для глаз и двигательные упражнения.

Наблюдает за выполнением упражнений.

Работают с учебником индивидуально, ищут ответ на поставленный вопрос.

В парах выполняют задание, представленное на слайде

Учащиеся    выполняют упражнения.

Коммуникативные:

- умение  взаимодействовать                       в коллективе;

- умение договариваться, аргументировать, находить общее решение;

- умение организовывать свою деятельность;

 Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемого материала;

- умение находить информацию, используя учебник.

Логические:

анализ текста, выбор оснований, логической связи и доказательств.

V Первичное закрепление (8 минут)

Решение кроссворда

Учитель предлагает учащимся, работая в группах, решить кроссворд (используется раздаточный материал – кроссворд с вопросами). Проверяет выполнение задания, используя мультимедийную презентацию (слайды 16-35)

Выполняя задание в группах, закрепляют основные понятия

Познавательные:

- анализ смысла и значения изучаемых терминов.

- умение  взаимодействовать                       в коллективе.

Коммуникативные:

- умение аргументировать, находить решение

VI   Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (9 минут)

Параграф 18 задание под буквой Д с. 73-75 письменно в тетради

Для  подведения итогов учитель предлагает   тему: «Растения животные. Похожи или нет?»

Комментирует домашнее задание

(слайд 36)

Дает задание. Слушает ответы, корректирует их в процессе диалога

Выставляет и озвучивает оценки, которые учащиеся получают за работу на уроке

Записывают домашнее задание

Рассуждают на заданную тему

Регулятивные:

- Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено).

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание;

- умение аргументировать, находить решение

Логические:

выбор оснований, логической связи и доказательств.

VII Рефлексия (5 минут)

Закончите высказывание

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

Предлагает закончить высказывание, используя

 (слайд 37)

Дают оценку собственной деятельности на уроке.

Регулятивные:

- определяют перспективы использования своих знаний по теме


Список литературы

 

1. Сухова, Т.С., Строганов, В.И. Биология 5 класс: Методическое пособие [Текст] / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.

2. Сухова, Т.С., Строганов, В.И. Биология 5 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.

3. Сухова, Т.С., Строганов, В.И. Биология 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте

Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный хар...

Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики

Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и  является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...

Методические рекомендации по использованию материалов ООР «Аудиохрестоматия. РФ. Мировая литература голосами мастеров сцены»

Сегодня, на мой взгляд, необходимо использовать аудиозаписи чтения произведений мастеров слова. Ребенку вдруг раскрываются возможности известного артиста. Он видел его по телевизору и запомнил...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики

В работе раскрывается сущность метода  игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...

Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски

Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...

Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ

Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: л...